Мастер-класс для педагогов «Музыкально-игровой фольклор как средство развития детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-игрового фольклора.
Задачи мастер-класса:
1. приобщать воспитателей к народной культуре, расширять их кругозор;
2. познакомить со способами активизации интереса детей к фольклорному искусству и самостоятельной музыкальной игровой деятельности детей;
3. познакомить участников мастер-класса с музыкальным игровым фольклором и приёмами ознакомления с шумовыми музыкальными инструментами.
Форма проведения: практическое занятие с педагогами.
Продолжительность мастер-класса: 30 минут.
Практическая значимость мастер-класса: освоение педагогами ДОУ (воспитателями) приемов организации музыкально-игровой деятельности детей.
Участники мастер-класса: воспитатели ДОУ.
Структура мастер-класса
1. Теоретическая часть
a. Вступительное слово «Актуальность проблемы»
b. Теоретическое обоснование темы «Музыкально-игровой фольклор как средство развития детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть
a. Народные игры
b. Сказка-шумелка
c. Пословицы и поговорки
3. Заключение
Ход мастер-класса:
Уважаемые, коллеги, здравствуйте! Тема моего мастер-класса звучит так: «Музыкально-игровой фольклор как средство развития детей дошкольного возраста», в основе темы - русские народные игры для детей.
Этап – теоретический
Выбранная тема мастер-класса актуальна потому, что в наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения культурных традиций России. Бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания делают сегодня очевидной необходимость возвращения в жизнь ребенка духовно- нравственных традиций нашего народа. А детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. И начинать музыкальное воспитание детей средствами музыкального фольклора нужно с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия, формируется речь и мышление, развиваются творческие способности, умения, навыки.
|
Сегодня, в век компьютерных технологий, к сожалению, все меньше времени остается на живое, теплое общение между близкими людьми. Нашим детям часто не хватает внимания, и в первую очередь со стороны родителей. В такой ситуации ребенок перестает воспринимать себя как часть сплоченной социальной группы, теряет чувство принадлежности к семье. Если современные родители внутри семьи не могут обеспечить ребенку комфортную среду существования и развития, эта задача ложится на плечи учреждений образования и на педагогов.
Про игру и ее принципы можно говорить бесконечно, но значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, служить средством эмоциональной разгрузки.
|
Функции народной игры: исторически, прежде всего, развлекательная, потом воспитательная, коммуникативная. Самые разнообразные народные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Исследователь детских игр В. Ф. Кудрявцев писал: «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько уже естественная, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра — серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы; для него игра — посильный труд». Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей — важный способ познания и обучения.
Детский песенный игровой фольклор построены преимущественно на традиционных устоявшихся попевках-формулах. Выразительные, легко запоминающиеся попевки не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям того или иного ребенка. Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Фольклор уникален еще тем, что само обучение носит неформальный, живой характер. Суть освоения народной культуры сводится не только к накоплению и изучению материала, а к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально. И эти впечатления надолго остаются в сознании ребенка.
|
Использование музыкального фольклорного материала позволяет знакомить дошкольниковс национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Народная игра обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, влияет на ее выразительность; способствует эстетическому воспитанию и развивает художественный вкус. Таким образом, фольклор служит источником познавательного, нравственного и музыкального развития детей.
Этап – практический
- Уважаемые коллеги, основным условием успешного внедрения русских народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы:
1. Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры, постепенно усложняя их к старшему возрасту за счет введения новых элементов и более сложных правил. Также для детей старшего дошкольного возраста - использовать наиболее сложный песенный материал. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в котором участие педагога обязательно. Детям еще сложно контролировать свои движения, поэтому пример взрослого необходим.
2. Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его желательно хорошо проветрить.
3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка.
4. Атрибуты для игр должны быть подготовлены заранее в достаточном количестве.
5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, взрослый должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину.) Объяснение взрослого должно быть кратким и понятным. Музыкальные части желательно подпевать вместе с детьми для запоминания текста и точного интонирования мелодии.
Сегодня я предлагаю вам окунуться в мир русских народных игр, познакомиться с некоторыми из них и немного поиграть. Я подобрала игры, которые можно использовать как в помещениях, так и на прогулке. Вы их с легкостью сможете использовать без музыкального сопровождения, просто напевая несложные тексты-попевки, о которых я уже упоминала.
Игра 1 «Бабушка Маланья»
В эту игру можно играть как всей группой, так и небольшими подгруппами. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга, на него надевают фартук и платок (бабушка Маланья). Игру можно начинать вводить с младшей группы (3-4 года).
Цель игры: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость. Эта игра может также использоваться как корректирующая для снятия эмоционального напряжения. Материалы: фартук и платок.
Ход игры:
Дети идут хороводом, имитируя движения и приговаривая:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей (дети встают лицом в круг)
И все без бровей. (дети закрывают ладонями брови)
Вот с такими глазами, (широко раскрывают глаза)
Вот с такими ушами, (показывают уши, как у слона)
Вот с такой головой, (соединяют руки над головой)
Вот с такой бородой! (показывают длинную бороду)
Они не пили, не ели,
Целый день сидели, (дети присаживаются)
Друг на друга смотрели, (поворачивают голову в разные стороны)
Делали вот так!
(При последних словах ведущий показывает какое-либо движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал движение, становится ведущим. Движение должно быть забавным.)
Игра 2 «Кукушка»
Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.
Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость. Материалы: платок.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами.
Дети идут по кругу и поют:
К нам кукушка в огород
Прилетела и поет.
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай.
(Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто будет куковать.)
Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим
Игра 3 «В Горшки»
Игра для детей 5-7 лет.
Цель игры: развивать память, музыкальный слух, речь, смекалку, подвижность, умение ориентироваться в пространстве. Материал: обручи.
Ход игры:
Играющие делятся на пары. Каждая пара рисует себе на земле круг или кладет обруч. В круг становится или на садится на стул участник, изображающий горшок, а его хозяин становится рядом с ним. Все играющие пары располагаются в своих «домиках» по большому кругу. Игрок без пары становится покупателем. Он подходит к одному из хозяев и начинает с ним торг:
1 Хозяин и покупатель:
Покупатель: Стук, стук – по горшки! Продается ли горшок?
Хозяин: Продается.
Покупатель: А какая за него плата?
Хозяин: По спине лопата!
Покупатель подходит к другому горшку и спрашивает хозяина:
2 Хозяин и покупатель:
Покупатель: Стук, стук – по горшки! Продается ли горшок?
Хозяин: Продается.
Покупатель: Дорог ли горшок?
Хозяин: Сорок корок, алтын голова, по копейке нога.
Покупатель подходит к следующему горшку и спрашивает хозяина:
3 Хозяин и покупатель:
Покупатель: Стук, стук – по горшки! Продается ли горшок?
Хозяин: Продается.
Покупатель: Дорог ли горшок?
Хозяин: Свиной пятачок, комариный носок.
Покупатель подходит к следующему горшку и спрашивает хозяина:
4 Хозяин и покупатель:
Покупатель: Стук, стук – по горшки! Продается ли горшок?
Хозяин: Продается.
Покупатель: Дорог ли горшок?
Хозяин: Мой горшок не дорог – стоит грошей сорок.
Покупатель: А каков твой горшок?
Хозяин поет:
- Горшок красен:
Огня не боится,
Воды не страшится,
Много лет у меня был,
Всю семью он кормил,
Бери, покупай,
Домой забирай!
Покупатель: (говорит)
Ладно, по рукам!
(Протягивает руку хозяину. Тот ударяет по ней своей рукой и говорит)
Хозяин: ( говорит)
Горшок бери, да кругом обеги!
После этого покупатель, взяв горшок за руку, и хозяин начинают прыгать на одной ноге (или бежать) в разные стороны по кругу – навстречу друг другу. Если быстрее до оставленного свободным кружка доскачет покупатель, он становится новым хозяином горшка, а старый хозяин делается новым покупателем. Игра начинается сначала.
Игра 4 «Мышка» («В уголки»)
Игра для детей 5-7 лет
Цель игры: развивать музыкальный слух, память, речь, умение петь согласованно и эмоционально; формировать навык перемещения в пространстве. Материал: обручи.
Ход игры:
В игре участвуют 5 человек. На земле рисуют большой квадрат. В помещении можно натянуть веревки или же использовать любые атрибуты для обозначения углов (можно использовать обручи). По считалке выбирается водящий – Мышка. Он становится в середину квадрата, а четверо игроков занимают уголки. Водящему-Мышке поют:
Мышка, Мышка,
Продай уголок
За шильце, за мыльце,
За белое белильце,
За зеркальце!
Продолжают просить:
-Мышка, Мышка, дай ключи!
Мышка: ( отвечает)
-Поди в угол постучи!
Из угла в угол
Друг за другом все бегом!
Тут же стоящие по углам игроки начинают меняться между собой местами, а Мышка старается занять оставленный угол. Участник, оставшийся без угла, становится Мышкой, и игра повторяется.
Игра 5 «Горелки»
Игра для детей 5-7 лет
Цель игры: развивать музыкальную память и слух, умение петь согласованно и задорно; развивать быстроту реакции, подвижность, ловкость. Материал: платок.
Ход игры:
Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонну. Впереди, спиной к ним, становится водящий – «горельщик». У него в руках платок. Ему поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Раз, два, не воронь,
А беги как огонь!
После этих слов игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон и каждый пытается первым схватить платочек у водящего. Тот, кто выхватил – становится водящим, а двое участников становятся впереди колонны и игра продолжается.
Музыкальный фольклор нельзя представить без музыкальных инструментов.
Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок- шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом. У меня на столе находятся кокошники с изображением инструментов и сами инструменты. Я попрошу вас надеть на голову кокошники и взять в руки инструменты. Сейчас вам предоставляется возможность поучаствовать в инсценировке «Спор инструментов». С детьми слова вы можете выучить заранее. Итак, у каждого своя роль, будьте внимательны.
Инсценировка - шумелка «Спор инструментов»
Ведущий:
Вот однажды в тихий час
Случай произошел у нас:
Спор пошел среди игрушек
Музыкальных погремушек.
Первыми пришли матрешки
Поиграть решили в ложки.
(Выходят Ложки)
Ложки:
«Мы – девицы озорные-
Ложки деревянные.
Да мы лучшие из всех –
Звонкие, упрямые».
(Играют фрагмент мелодии)
Ведущий:
Тут проснулись маракасы,
Зашуршали им в ответ.
(Выходят Маракасы)
Маракасы:
«Не найдете выше класса,
Мы - покруче кастаньет».
(Играют фрагмент мелодии)
Ведущий:
Звонкий бубен решил не молчать,
Не хотел он спор уступать.
(Выходит Бубен)
Бубен:
«Я отвечу вам без спешки –
Меня не просто обыграть».
(Играет фрагмент мелодии)
Ведущий:
Продолжался спор игрою
Шумною, умелою,
Да и просто озорною -
Легкою и смелою!
Подключились тут трещотки:
(Выходят Трещотки)
Трещотки:
«Уступите место нам,
Мы от низа до макушки лучшие –
Лучшие и здесь и там!»
(Играют фрагмент мелодии)
Ведущий:
Колокольчик тут последним
Зазвенел, спеша сказать:
(Выходит Колокольчик)
Колокольчик:
«Было просто бы нелепо
Меня лучшим не признать!
Я ведь звонче, интересней,
Чем тут многие из вас.
Место есть мне в каждой песне:
Я – ведь это просто класс!»
(Играет фрагмент мелодии)
Ведущий:
Не хотели наши звезды
Дружною семьею жить.
Кто поможет, кто рассудит,
Как здесь нужно поступить?
Давайте позовем мы к нам
Эксперта по музыкальным делам!
(Выходит Скрипичный Ключ)
Ключ:
«Что за крики, что за шум,
Вы же каждый у нас умник,
Красота в вас есть и ум.
Впредь, пожалуйста, не ссорьтесь,
Вам ведь ссориться нельзя.
Вы в оркестре выступайте,
Вместе весело играйте,
Мои милые друзья»
(Все вместе играют фрагмент мелодии
и кладут инструменты на стол)
-Повеселились вы немного?
И в детство вы нашли дорогу?
Ну что ж, оценим ваши знанья.
Я раздам вам открытки, где написаны пословицы и поговорки, точнее на одних – начало пословицы, на других - окончание. Ваша задача - правильно по смыслу их собрать.
Звучит музыка. Коллеги в ходе обсуждения собирают пословицы и поговорки по смыслу.
1. Детишек воспитать — не курочек пересчитать.
2. В одиночку не одолеешь и кочку.
3. Ребенок — это воск, что хочешь, то и сольешь.
4. Играть играй, да дело знай.
5. В игре и дороге узнают людей.
6. Умей дело делать – умей и позабавиться.
7. Играть не устать – не ушло бы дело.
8. А у наших у ворот развеселый хоровод.
Этап - заключительный
-Уважаемые коллеги, завершить мастер-класс хочется известным изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни людей, а ведь они - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Двадцать первый век шагает!
Инновации различные
Этот век нам предлагает.
Но не будет результата, если душу не вложить:
Думать, чувствовать, творить!
И докажем всем на свете,
Что важнее нет труда…
Сердце отдавать всем детям
Не на миг, а навсегда!
На этом моменте я завершаю свой мастер-класс, я надеюсь, что он прошел для вас с пользой, и какие-то фрагменты будут использованы вами в вашей работе. Благодарю всех за участие и спасибо за внимание.