Игра 1 «Бабушка Маланья»




Мастер-класс для педагогов «Музыкально-игровой фольклор как средство развития детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-игрового фольклора.

Задачи мастер-класса:

1. приобщать воспитателей к народной культуре, расширять их кругозор;

2. познакомить со способами активизации интереса детей к фольклорному искусству и самостоятельной музыкальной игровой деятельности детей;

3. познакомить участников мастер-класса с музыкальным игровым фольклором и приёмами ознакомления с шумовыми музыкальными инструментами.

Форма проведения: практическое занятие с педагогами.

Продолжительность мастер-класса: 30 минут.

Практическая значимость мастер-класса: освоение педагогами ДОУ (воспитателями) приемов организации музыкально-игровой деятельности детей.

Участники мастер-класса: воспитатели ДОУ.

 

Структура мастер-класса

1. Теоретическая часть

a. Вступительное слово «Актуальность проблемы»

b. Теоретическое обоснование темы «Музыкально-игровой фольклор как средство развития детей дошкольного возраста»

2. Практическая часть

a. Народные игры

b. Сказка-шумелка

c. Пословицы и поговорки

3. Заключение

 

Ход мастер-класса:

Уважаемые, коллеги, здравствуйте! Тема моего мастер-класса звучит так: «Музыкально-игровой фольклор как средство развития детей дошкольного возраста», в основе темы - русские народные игры для детей.

Этап – теоретический

Выбранная тема мастер-класса актуальна потому, что в наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения культурных традиций России. Бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания делают сегодня очевидной необходимость возвращения в жизнь ребенка духовно- нравственных традиций нашего народа. А детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. И начинать музыкальное воспитание детей средствами музыкального фольклора нужно с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия, формируется речь и мышление, развиваются творческие способности, умения, навыки.

Сегодня, в век компьютерных технологий, к сожалению, все меньше времени остается на живое, теплое общение между близкими людьми. Нашим детям часто не хватает внимания, и в первую очередь со стороны родителей. В такой ситуации ребенок перестает воспринимать себя как часть сплоченной социальной группы, теряет чувство принадлежности к семье. Если современные родители внутри семьи не могут обеспечить ребенку комфортную среду существования и развития, эта задача ложится на плечи учреждений образования и на педагогов.

Про игру и ее принципы можно говорить бесконечно, но значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, служить средством эмоциональной разгрузки.

Функции народной игры: исторически, прежде всего, развлекательная, потом воспитательная, коммуникативная. Самые разнообразные народные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Исследователь детских игр В. Ф. Кудрявцев писал: «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько уже естественная, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра — серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы; для него игра — посильный труд». Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей — важный способ познания и обучения.

Детский песенный игровой фольклор построены преимущественно на традиционных устоявшихся попевках-формулах. Выразительные, легко запоминающиеся попевки не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям того или иного ребенка. Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Фольклор уникален еще тем, что само обучение носит неформальный, живой характер. Суть освоения народной культуры сводится не только к накоплению и изучению материала, а к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально. И эти впечатления надолго остаются в сознании ребенка.

Использование музыкального фольклорного материала позволяет знакомить дошкольниковс национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Народная игра обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, влияет на ее выразительность; способствует эстетическому воспитанию и развивает художественный вкус. Таким образом, фольклор служит источником познавательного, нравственного и музыкального развития детей.

Этап – практический

- Уважаемые коллеги, основным условием успешного внедрения русских народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы:

 

1. Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры, постепенно усложняя их к старшему возрасту за счет введения новых элементов и более сложных правил. Также для детей старшего дошкольного возраста - использовать наиболее сложный песенный материал. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в котором участие педагога обязательно. Детям еще сложно контролировать свои движения, поэтому пример взрослого необходим.

2. Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его желательно хорошо проветрить.

3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка.

4. Атрибуты для игр должны быть подготовлены заранее в достаточном количестве.

5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, взрослый должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину.) Объяснение взрослого должно быть кратким и понятным. Музыкальные части желательно подпевать вместе с детьми для запоминания текста и точного интонирования мелодии.

 

Сегодня я предлагаю вам окунуться в мир русских народных игр, познакомиться с некоторыми из них и немного поиграть. Я подобрала игры, которые можно использовать как в помещениях, так и на прогулке. Вы их с легкостью сможете использовать без музыкального сопровождения, просто напевая несложные тексты-попевки, о которых я уже упоминала.

Игра 1 «Бабушка Маланья»

В эту игру можно играть как всей группой, так и небольшими подгруппами. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга, на него надевают фартук и платок (бабушка Маланья). Игру можно начинать вводить с младшей группы (3-4 года).

Цель игры: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость. Эта игра может также использоваться как корректирующая для снятия эмоционального напряжения. Материалы: фартук и платок.

Ход игры:

Дети идут хороводом, имитируя движения и приговаривая:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей (дети встают лицом в круг)

И все без бровей. (дети закрывают ладонями брови)

Вот с такими глазами, (широко раскрывают глаза)

Вот с такими ушами, (показывают уши, как у слона)

Вот с такой головой, (соединяют руки над головой)

Вот с такой бородой! (показывают длинную бороду)

Они не пили, не ели,

Целый день сидели, (дети присаживаются)

Друг на друга смотрели, (поворачивают голову в разные стороны)

Делали вот так!

(При последних словах ведущий показывает какое-либо движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал движение, становится ведущим. Движение должно быть забавным.)

 

Игра 2 «Кукушка»

Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.

Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость. Материалы: платок.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами.

Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород

Прилетела и поет.

Ты кукушка не зевай

Кто кукует отгадай.

(Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто будет куковать.)

Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим

Игра 3 «В Горшки»

Игра для детей 5-7 лет.

Цель игры: развивать память, музыкальный слух, речь, смекалку, подвижность, умение ориентироваться в пространстве. Материал: обручи.

Ход игры:

Играющие делятся на пары. Каждая пара рисует себе на земле круг или кладет обруч. В круг становится или на садится на стул участник, изображающий горшок, а его хозяин становится рядом с ним. Все играющие пары располагаются в своих «домиках» по большому кругу. Игрок без пары становится покупателем. Он подходит к одному из хозяев и начинает с ним торг:

1 Хозяин и покупатель:

Покупатель: Стук, стук – по горшки! Продается ли горшок?

Хозяин: Продается.

Покупатель: А какая за него плата?

Хозяин: По спине лопата!

Покупатель подходит к другому горшку и спрашивает хозяина:

2 Хозяин и покупатель:

Покупатель: Стук, стук – по горшки! Продается ли горшок?

Хозяин: Продается.

Покупатель: Дорог ли горшок?

Хозяин: Сорок корок, алтын голова, по копейке нога.

 

Покупатель подходит к следующему горшку и спрашивает хозяина:

3 Хозяин и покупатель:

Покупатель: Стук, стук – по горшки! Продается ли горшок?

Хозяин: Продается.

Покупатель: Дорог ли горшок?

Хозяин: Свиной пятачок, комариный носок.

 

Покупатель подходит к следующему горшку и спрашивает хозяина:

4 Хозяин и покупатель:

Покупатель: Стук, стук – по горшки! Продается ли горшок?

Хозяин: Продается.

Покупатель: Дорог ли горшок?

Хозяин: Мой горшок не дорог – стоит грошей сорок.

Покупатель: А каков твой горшок?

Хозяин поет:

- Горшок красен:

Огня не боится,

Воды не страшится,

Много лет у меня был,

Всю семью он кормил,

Бери, покупай,

Домой забирай!

Покупатель: (говорит)

Ладно, по рукам!

(Протягивает руку хозяину. Тот ударяет по ней своей рукой и говорит)

Хозяин: ( говорит)

Горшок бери, да кругом обеги!

После этого покупатель, взяв горшок за руку, и хозяин начинают прыгать на одной ноге (или бежать) в разные стороны по кругу – навстречу друг другу. Если быстрее до оставленного свободным кружка доскачет покупатель, он становится новым хозяином горшка, а старый хозяин делается новым покупателем. Игра начинается сначала.

 

Игра 4 «Мышка» («В уголки»)

Игра для детей 5-7 лет

Цель игры: развивать музыкальный слух, память, речь, умение петь согласованно и эмоционально; формировать навык перемещения в пространстве. Материал: обручи.

Ход игры:

В игре участвуют 5 человек. На земле рисуют большой квадрат. В помещении можно натянуть веревки или же использовать любые атрибуты для обозначения углов (можно использовать обручи). По считалке выбирается водящий – Мышка. Он становится в середину квадрата, а четверо игроков занимают уголки. Водящему-Мышке поют:

Мышка, Мышка,

Продай уголок

За шильце, за мыльце,

За белое белильце,

За зеркальце!

Продолжают просить:

-Мышка, Мышка, дай ключи!

Мышка: ( отвечает)

-Поди в угол постучи!

Из угла в угол

Друг за другом все бегом!

Тут же стоящие по углам игроки начинают меняться между собой местами, а Мышка старается занять оставленный угол. Участник, оставшийся без угла, становится Мышкой, и игра повторяется.

 

Игра 5 «Горелки»

Игра для детей 5-7 лет

Цель игры: развивать музыкальную память и слух, умение петь согласованно и задорно; развивать быстроту реакции, подвижность, ловкость. Материал: платок.

Ход игры:

Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонну. Впереди, спиной к ним, становится водящий – «горельщик». У него в руках платок. Ему поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Раз, два, не воронь,

А беги как огонь!

После этих слов игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон и каждый пытается первым схватить платочек у водящего. Тот, кто выхватил – становится водящим, а двое участников становятся впереди колонны и игра продолжается.

Музыкальный фольклор нельзя представить без музыкальных инструментов.

Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок- шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом. У меня на столе находятся кокошники с изображением инструментов и сами инструменты. Я попрошу вас надеть на голову кокошники и взять в руки инструменты. Сейчас вам предоставляется возможность поучаствовать в инсценировке «Спор инструментов». С детьми слова вы можете выучить заранее. Итак, у каждого своя роль, будьте внимательны.

 

Инсценировка - шумелка «Спор инструментов»

 

Ведущий:

Вот однажды в тихий час

Случай произошел у нас:

Спор пошел среди игрушек

Музыкальных погремушек.

 

Первыми пришли матрешки

Поиграть решили в ложки.

(Выходят Ложки)

Ложки:

«Мы – девицы озорные-

Ложки деревянные.

Да мы лучшие из всех –

Звонкие, упрямые».

(Играют фрагмент мелодии)

Ведущий:

Тут проснулись маракасы,

Зашуршали им в ответ.

(Выходят Маракасы)

Маракасы:

«Не найдете выше класса,

Мы - покруче кастаньет».

(Играют фрагмент мелодии)

Ведущий:

Звонкий бубен решил не молчать,

Не хотел он спор уступать.

(Выходит Бубен)

Бубен:

«Я отвечу вам без спешки –

Меня не просто обыграть».

(Играет фрагмент мелодии)

Ведущий:

Продолжался спор игрою

Шумною, умелою,

Да и просто озорною -

Легкою и смелою!

Подключились тут трещотки:

(Выходят Трещотки)

Трещотки:

«Уступите место нам,

Мы от низа до макушки лучшие –

Лучшие и здесь и там!»

(Играют фрагмент мелодии)

Ведущий:

Колокольчик тут последним

Зазвенел, спеша сказать:

(Выходит Колокольчик)

Колокольчик:

«Было просто бы нелепо

Меня лучшим не признать!

Я ведь звонче, интересней,

Чем тут многие из вас.

Место есть мне в каждой песне:

Я – ведь это просто класс!»

(Играет фрагмент мелодии)

Ведущий:

Не хотели наши звезды

Дружною семьею жить.

Кто поможет, кто рассудит,

Как здесь нужно поступить?

Давайте позовем мы к нам

Эксперта по музыкальным делам!

(Выходит Скрипичный Ключ)

Ключ:

«Что за крики, что за шум,

Вы же каждый у нас умник,

Красота в вас есть и ум.

Впредь, пожалуйста, не ссорьтесь,

Вам ведь ссориться нельзя.

Вы в оркестре выступайте,

Вместе весело играйте,

Мои милые друзья»

(Все вместе играют фрагмент мелодии

и кладут инструменты на стол)

-Повеселились вы немного?

И в детство вы нашли дорогу?

Ну что ж, оценим ваши знанья.

Я раздам вам открытки, где написаны пословицы и поговорки, точнее на одних – начало пословицы, на других - окончание. Ваша задача - правильно по смыслу их собрать.

 

Звучит музыка. Коллеги в ходе обсуждения собирают пословицы и поговорки по смыслу.

1. Детишек воспитать — не курочек пересчитать.

2. В одиночку не одолеешь и кочку.

3. Ребенок — это воск, что хочешь, то и сольешь.

4. Играть играй, да дело знай.

5. В игре и дороге узнают людей.

6. Умей дело делать – умей и позабавиться.

7. Играть не устать – не ушло бы дело.

8. А у наших у ворот развеселый хоровод.

Этап - заключительный

-Уважаемые коллеги, завершить мастер-класс хочется известным изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни людей, а ведь они - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Двадцать первый век шагает!

Инновации различные

Этот век нам предлагает.

Но не будет результата, если душу не вложить:

Думать, чувствовать, творить!

И докажем всем на свете,

Что важнее нет труда…

Сердце отдавать всем детям

Не на миг, а навсегда!

 

На этом моменте я завершаю свой мастер-класс, я надеюсь, что он прошел для вас с пользой, и какие-то фрагменты будут использованы вами в вашей работе. Благодарю всех за участие и спасибо за внимание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: