Система внеурочной деятельности подразумевает добровольное участие воспитанников во всех мероприятиях программы. Соответственно вопрос о последовательном и поэтапном освоении воспитанниками программы внеурочной деятельности в большей степени зависит от педагогического мастерства педагога, уровня и качества проводимых мероприятий, их психолого-педагогической атмосферы.
Оценка полученных знаний в области безопасности жизнедеятельности осуществляется во время проведения игр и бесед, при судействе конкурсов и викторин, просмотре сценического и художественно-декоративного творчества детей. Одним из критериев усвоения вопросов безопасности является успешное участие детей в соревнованиях разных уровней. Система внеурочной деятельности не подразумевает оценку деятельности воспитанников, но широко применяет поощрения в различных формах: призы, грамоты, благодарности и др.
Учебно-тематический план
№пп | Наименование разделов | Кол-во часов | В том числе | ||
Теория | Практика | ||||
1 класс | |||||
Один дома | |||||
Улица | |||||
Школа | |||||
Природа | |||||
Гигиена | |||||
Воспитание | |||||
Первая помощь | |||||
Итого | |||||
2 класс | |||||
Один дома | |||||
Городской транспорт | |||||
Природа (животные; заблудился в лесу) | если | ||||
Водоемы | |||||
Распорядок дня | |||||
Первая помощь | |||||
Воспитание | |||||
Итого | |||||
3 класс | |||||
Опасные ситуации дома | |||||
Опасные ситуации в городе | |||||
Опасные природные явления | |||||
Вредные воздействия бытовой техники | |||||
Первая помощь | |||||
Патриотическое воспитание | |||||
Итого | |||||
4 класс | |||||
Основы ЗОЖ | |||||
Вредные привычки | |||||
Чрезвычайные ситуации | |||||
Безопасность на транспорте | |||||
Пиротехнические средства | |||||
Первая помощь | |||||
Итого |
|
Содержание программы
№ пп | Название раздела | Содержание разделов | Термины и понятия, которые обучающиеся должны уяснить (запомнить) в процессе изучения разделов | Характеристика видов деятельности учащихся | ||
1 КЛАСС | ||||||
Один дома | 1. Острые, колющие и режущие предметы | Опасные предметы: ножницы, нож, иголка, отвертка, булавка, спицы | применять правила пользования острыми, колющими и режущими предметами: ножницами, ножом, иголкой, отвёрткой, булавкой, спицей | |||
2. Осторожно, вода! | Открытый кран, засоренный слив | соблюдать правила безопасного поведения | ||||
3. Причины пожара | Зажигалка, спички, утюг, плита, елочная гирлянда, бенгальские огни | объяснять правила противопожарной безопасности при использовании утюга, плиты, ёлочных гирлянд, бенгальских огней | ||||
4. Не шути с высотой | Балкон, окно, неустойчивые стулья (табуреты) | объяснять правила поведения при открытых окнах, балконах | ||||
5. Беспорядок | Беспорядок, порядок, баловство | осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома | ||||
Улица | 1. Поведение на улице | Игры на проезжей части, игровая площадка, мяч, велосипед, ролики | объяснять элементарные правила поведения на проезжей части, игровой площадке, при пользовании мячом, велосипедом, роликами | |||
2.Безопасность на детской площадке | Детская площадка, качели, горка, карусель | объяснять и применять правила поведения на детской площадке, при пользовании качелями, горками, каруселями | ||||
3. Безопасность на спортивной площадке | Спортивная площадка, ворота, каток, защитная экипировка. | соблюдать правила безопасного поведения на спортивной площадке | ||||
4. Опасные места на улице | Колодец, стройка, гаражи, линии электропередач, подвал | различать опасные места на улице: открытый колодец, стройка, гаражи, линии электропередач | ||||
5. Что делать, если потерялся в городе? | Домашний адрес, опасные люди (незнакомец, бомжи, представители субкультур), дежурный по станции, семейная пара | применять правила безопасного поведения на улице, при общении с незнакомыми людьми | ||||
6. Переходим улицу | Подземный и наземный переходы, зебра, светофор, знаки пешеходного перехода | соблюдать правила дорожного движения при переходе через улицу по зебре, по подземному и наземному переходах, в метро | ||||
Школа | 1. Дорога в школу. | Зебра, светофор, знаки пешеходного перехода | соблюдать правила дорожного движения при переходе через улицу по зебре | |||
2. Практическое занятие: пере-ходим улицу | Зебра, светофор, знаки пешеходного перехода | |||||
3. Поведение в школе | Сменная обувь, перемена, поведение на перемене, подготовка к уроку | познакомиться с правилами поведения в школе, моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и в других общественных местах; различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в общественных местах | ||||
4. Практическое занятие: Поведение в школе | поведение во время пожарной тревоги, эвакуация | |||||
Природа | 1.Ядовитые растения | Отравление ядовитыми растениями, борщевик, лютик, молочай, белена | различать съедобные и ядовитые растения на примере своей местности | |||
2. Ядовитые и съедобные ягоды | Ядовитые и съедобные ягоды: жимолость, вороний глаз, волчье лыко, ландыш, малина, земляника, черника, ежевика | |||||
3. Ядовитые и съедобные грибы | Ядовитые и съедобные грибы: бледная поганка, желчный гриб, мухомор, ложная лисичка, белый гриб (боровик), сыроежка, подосиновик, лисичка | |||||
4. Опасные насекомые | Оса, клещ, овод, комар, укус | различать опасных насекомых | ||||
5. Проект6 «Опасные насекомые, растения и грибы» | Оса, клещ, овод, комар, укус | различать съедобные и ядовитые растения своей местности и опасных насекомых | ||||
Гигиена | 1. Зачем нужно мытье рук? | Грязные руки, мытье рук, бактерии | применять на практике элементарные правила гигиены | |||
2. Чем опасны немытые овощи? | Немытые фрукты и овощи | |||||
3. Умывание | Умывание, чистка зубов, мочалка, зубная паста и щетка, мыло, расческа | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья | ||||
4. Выбираем одежду по сезону | Теплая куртка, плащ, резиновые сапоги, панама | |||||
5. Проект: «Что такое гигиена?» | Знать элементарные правила гигиены | |||||
Воспита ние | 1.Воспитание | Воспитание, умение уступать место в транспорте, игры с детьми младшего возраста | осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дороге, в школе. | |||
2. Помогаем взрослым и малышам | помощь взрослым по хозяйству | |||||
3. Я и животные | игры с животными | |||||
4. Ответствен-ность за плохое поведение | хулиганство | |||||
Первая помощь | 1. Ожог | Ожог, кипяток, пар, горячие (опасные) предметы | моделировать в ходе практических работ ситуации по оказанию первой помощи при ожогах кипятком, паром, горячими предметами | |||
2. Первая помощь при ожогах | ||||||
3. Солнечный удар | Солнечный удар, панама, навес, тень, перегрев | моделировать в ходе практических работ ситуации по оказанию первой помощи при солнечных ударах, перегревах | ||||
4. Первая помощь при солнечном ударе | ||||||
|
|
2 КЛАСС | ||||
№ пп | Название раздела | Содержание разделов | Термины и понятия, которые обучающиеся должны уяснить (запомнить) в процессе изучения разделов | Характеристика видов деятельности учащихся |
Один дома | 1. Электричество | Электричество, розетка, электроприбор, электропровод, неисправность | объяснять правила противопожарной безопасности при работе с электроприборами, электричеством | |
2. Бытовая химия | Бытовая химия, растворители, чистящие средства, стиральный порошок, средство для мытья окон, ацетон, средство для борьбы с тараканами | уметь пользоваться предметами бытовой химии (растворителями, стиральными порошками, чистящими средствами) | ||
3. Выход из квартиры | Краны газа, воды, выключатели света | соблюдать правила безопасного поведения | ||
4. Лифт | Лифт, кабина лифта, внезапная остановка лифта | объяснять правила пользования лифтом, правилами поведения при внезапной остановке лифта | ||
5. Практическое занятие по теме «Один дома» | Повторение и отработка новых понятий по теме | соблюдать правила безопасного поведения дома | ||
Город ской транс порт | 1.Поведение на остановке | Остановка общественного транспорта, знак остановки, дорожная разметка | различать формы поведения на остановках общественного транспорта, в общественном транспорте | |
2. Посадка и выход из городского транспорта | Посадка в транспорт, проездной билет, знак остановки, дорожная разметка | |||
3. правила поведения в автобусе, трамвае, троллейбусе | Поручень. Посадка в общественный транспорт, забытые вещи | |||
4. Как правильно перейти дорогу после остановки городского транспорта | Переход проезжей части | соблюдать правила поведения при переходе проезжей части | ||
5. Место ребенка при посадке в автомобиле | Детское удерживающее устройство, ремень безопасности, безопасность в салоне автомобиля | объяснять правила пользования ремнём безопасности в салоне автомобиля, детским удерживающим устройством | ||
Природа | 1. Дикие животные. | Дикие животные (медведь, лось, волк, лиса, заяц), встреча со змеей, дикими животными и их детенышами | моделировать ситуации при встрече с дикими животными, змеями | |
2. Правила поведения при встрече с дикими животными. | ||||
3. Домашние животные. Правила поведения с домашними питомцами. | Домашние животные (кошка, собака и др.) | моделировать ситуации при общении с домашними жвотными | ||
4. Опасности, которые нас ждут в лесу. | Укус насекомых, отравление дикоросами | моделировать ситуации при встрече с опасностью в лесу | ||
5. Если заблудился в лесу. Практическое занятие по теме | Ориентирование на местности Повторение и отработка новых понятий по теме | Ориентироваться на местности, пользоваться компасом. Соблюдать правила безопасного поведения в природе и при встрече с животными. | ||
Водо емы | 1. Опасные места для купания | Сильное течение, омут, водоворот, грязный водоем, опасные предметы под водой (бревна, железные прутья, арматура) | соблюдать правила безопасного поведения на воде | |
2. Оборудование места для купания | Табличка «Купание разрешено», спасательный пост, буйки, кабинки для переодевания | |||
3. Опасные игры на воде | Захват ноги (руки) под водой, испуг во время игр, топление «в шутку», игры «на спор» | |||
4. Коварные предметы (надувные круги, матрасы) | Нарукавники, матрасы, автокамеры, круги,, клапан подачи воздуха | |||
5. На водоеме зимой | Тонкий лед, проваливание под лед | |||
5. | Распорядок дня | 1. Зарядка | Подъем, зарядка, предметы для зарядки, время выполнения зарядки | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья |
2. Питание | Рациональный режим питания, правильное питание, баловство во время еды, переедание, полезные продукты | моделировать в ходе практических работ ситуации по здоровому питанию | ||
3. Отдых | Отдых после школы | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья | ||
4. Сон | Правила здорового сна, режим сна, одежда для сна | |||
Первая помощь | 1. Ушиб | Падение, ушиб, опухоль, синяк, первая помощь при ушибе | моделировать в ходе практических работ ситуации по оказанию первой помощи при падениях, ушибах, синяках | |
2. Обморожение | Обморожение, причины обморожения, прикосновение к металлическим предметам на морозе, правила поведения при обморожении | моделировать в ходе практических работ ситуации по оказанию первой помощи при обморожениях | ||
3. Простуда | Простуда, жар, кашель, насморк, градусник, лечение простуды | моделировать в ходе практических работ ситуации по измерению температуры тела | ||
4.Практическое занятие по теме | Повторение и отработка новых понятий по теме | соблюдать правила безопасного поведения дома и на улице | ||
5. Игра «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!» | Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме | моделировать в ходе игры ситуации по оказанию первой помощи при разных условиях получения травмы | ||
Воспитание | Праздник 23 февраля | Государственные праздники, семейные праздники, праздничный стол, подарки | моделировать ситуации по безопасному поведению при опасных ситуациях в городе (массовые мероприятия и т.д.) | |
Праздник 8 Марта | ||||
Праздник 9 Мая | ||||
Семейные праздники | ||||
Практическое занятие «Мы на городском празднике» |
3 КЛАСС | ||||||||
№ пп | Название раздела | Содержание разделов | Термины и понятия, которые обучающиеся должны уяснить (запомнить) в процессе изучения разделов | Характеристика видов деятельности учащихся | ||||
Опасные ситуации дома | 1. Пожар и задымление | Пожар, дым, отравление дымом, электроприборы, первичные средства пожаротушения | объяснять правила противопожарной безопасности при обращении с электричеством, при пожарах и задымлениях | |||||
2. «А у нас в квартире газ! А у вас?» | Газ, газовая плита, утечка газа, кран подачи газа, отравление газом | объяснять правила противопожарной безопасности при обращении с газом | ||||||
3. Что делать, если случайно захлопнулась дверь | Замок, запасные ключи | соблюдать правила безопасного поведения | ||||||
4. Эвакуация из дома в случае пожара | Повторение и отработка новых понятий по теме | моделировать в ходе практических работ ситуации по эвакуации из дома при возникновении пожара и ЧС моделировать в ходе выполнения проекта ситуации в случае опасности | ||||||
5. Эвакуация из дома при ЧС | ||||||||
6. Проект по теме «Опасности, которые поджидают дома» | Повторение и отработка новых понятий по теме | |||||||
Опасные ситуации в городе | 1. Массовые мероприятия | Массовые мероприятия, толпа, паника, давка | моделировать ситуации по безопасному поведению при опасных ситуациях в городе (массовые мероприятия и т.д.) | |||||
2. Практическое занятие «Моё поведение в случае опасности» | ||||||||
2. Забытые вещи | Чужие вещи, забытый багаж | соблюдать правила безопасного поведения | ||||||
3. Хулиганы | Хулиганы, драка, оскорбление, безлюдные места, страх | соблюдать правила безопасного поведения | ||||||
4. Незнакомые люди | Незнакомый человек, уговоры, приглашения | соблюдать правила безопасного поведения | ||||||
5. Практическое занятие «Моё поведение в случае опасности» | Хулиганы, драка, оскорбление, безлюдные места, страх Незнакомый человек, уговоры, приглашения | моделировать в ходе практических работ ситуации по поведению в случае опасности | ||||||
6. Проект по теме «Опасные ситуации в городе» | Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме | моделировать в ходе выполнения проекта ситуации в случае опасности | ||||||
Опасные природ ные явления | 1. Осторожно, молния! | Молния, шаровая и линейная молния, гроза, удар молнией | познакомиться с правилами поведения при ЧС (при молнии, грозе, природном пожаре, гололёде) | |||||
2. Берегите лес от пожара! | Природный пожар, верховой и низовой пожар, степной пожар, подземный пожар, засуха, костер | соблюдать правила безопасного поведения | ||||||
3. Гололед | Гололед, занос, тормозной путь | соблюдать правила безопасного поведения на дорогах зимой | ||||||
4. Сосульки | Сосульки, угроза падения сосулек | соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой | ||||||
5. Практическое занятие «Моё поведение в опасной ситуации» | Повторение и отработка новых понятий по теме | моделировать в ходе практических работ ситуации по поведению в случае опасности | ||||||
6. Проект по теме «Опасные природные явления» | Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме | моделировать в ходе выполнения проекта ситуации в случае опасности | ||||||
Вредные воздей ствия бытовой техники | 1. Вредные воздействия привычных вещей | Телевизор, компьютер, телефон, плеер, излучение, утомление | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья | |||||
2. Вредные воздействия привычных вещей | ||||||||
3. Вредные воздействия привычных вещей | ||||||||
4. Проект по теме «Опасная бытовая техника» | Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме | моделировать в ходе выполнения проекта ситуации в случае опасности | ||||||
Первая помощь | 1. Инфекционные заболевания | Инфекционные заболевания, инфекции дыхательных путей, кишечные инфекции, кровяные инфекции, инфекции наружных покровов, личная гигиена, предписания врача | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при инфекционных заболеваниях | |||||
2. Инфекционные заболевания | ||||||||
3. Внезапная боль | Боль, боль в боку, груди, ухе, зубная боль | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при внезапных болях | ||||||
4. Обморок | Обморок, головокружение, затуманивание сознания, звон в ушах, доступ свежего воздуха | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при обмороках | ||||||
5. Практическое занятие по теме | Повторение и отработка новых понятий по теме | соблюдать правила безопасного поведения дома и на улице | ||||||
6. Игра «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!» | Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме | моделировать в ходе игры ситуации по оказанию первой помощи при разных условиях получения травмы | ||||||
Патриотическое воспитание | 1. Спасатели | Спасатель, пожарный, смелость, мужество, служба спасения | различать службы спасения (форма спасателя, полицейского, пожарного, защитника Отечества). | |||||
2. Пожарные | ||||||||
3. Сотрудники правоохранительных органов | Борьба с преступностью, общественный порядок, безопасность дорожного движения, «горячие следы» | различать службы спасения (форма спасателя, полицейского, пожарного, защитника Отечества). | ||||||
4. Защита Отечества. Встреча с сотрудниками правоохранительных органов, пожарными | Защитник Отечества, захватчик, патриотизм, военнослужащий, памятник | различать службы спасения (форма спасателя, полицейского, пожарного, защитника Отечества). | ||||||
5-6. Экскурсия в пожарную часть | ||||||||
4 КЛАСС | ||||||||
№ пп | Название раздела | Содержание разделов | Термины и понятия, которые обучающиеся должны уяснить (запомнить) в процессе изучения разделов | Характеристика видов деятельности учащихся | ||||
Основы здорового образа жизни | 1. Микробы. Где живут микробы? | Микроб, микроскоп. | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья | |||||
2. Защита от микробов. Средства борьбы с микробами. | ||||||||
3. Для чего нужно мыться? Уход за волосами. | Гигиена, шампунь, тип волос Зубная щётка, кариес. Ноготь, маникюр, педикюр. | Знать и применять на практике элементарные правила гигиены | ||||||
4. Уход за зубами. Гигиена ногтей. | ||||||||
5.Питание и пищеварение. | Рациональный режим питания, правильное питание, баловство во время еды, переедание, полезные продукты. Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Сбалансированное питание. | моделировать в ходе практических работ ситуации по здоровому питанию | ||||||
6. Питательные вещества. | ||||||||
7. Белки – помощники. | ||||||||
8. Откуда берётся энергия. | ||||||||
9. Опасность жиров. | ||||||||
10.Витамины. | ||||||||
11. Сбалансированное питание. | ||||||||
12.Пищевая аллергия. | Аллергия. | Знать виды пищевой аллергии | ||||||
13. Для чего нужны физические упражнения. Виды упражнений. | Виды упражнений. | Знать виды упражнений. | ||||||
14. Работа мускулов. Зарядка. | Мышца | Знать виды спорта | ||||||
15. Дыхание. Питание и отдых. | Органы дыхания | |||||||
16. Командные виды спорта. | Фигурное катание. Футбол. Хоккей. | |||||||
17. Одиночные виды спорта. | бокс, плавание, тяжелая и легкая атлетика | |||||||
18. Игры народов мира. | Игра | Знать игры народов мира | ||||||
Чрезвычайные ситуации | 1. Штормовое предупреждение | Штормовое предупреждение | познакомиться с правилами поведения при ЧС: штормовое предупреждение применять на практике правила экстренной эвакуации | |||||
2. Сигнал «Внимание всем!» | Оповещение, источник информации, указания, сообщения | познакомиться с правилами поведения при ЧС, применять на практике правила экстренной эвакуации | ||||||
3. Землетрясение | Землетрясение, зарница, необычное поведение животных, завал | познакомиться с правилами поведения при ЧС: землетрясение, применять на практике правила экстренной эвакуации | ||||||
4. Наводнение | Наводнение, поток воды, загрязнение воды. самоэвакуация | познакомиться с правилами поведения при ЧС, применять на практике правила экстренной эвакуации | ||||||
5. Ураган. Буря, смерч, шторм | Ураган, буря, смерч, шквал, шторм, вихрь | познакомиться с правилами поведения при ЧС: ураган,, буря, смерч, шторм, шквал, вихрь; применять на практике правила экстренной эвакуации | ||||||
6. Метель | Метель, вьюга, пурга, снежная буря, обморожение, снежные заносы | познакомиться с правилами поведения при ЧС: метель, вьюга, пурга, снежная буря, обморожение, снежные заносы; применять на практике правила экстренной эвакуации | ||||||
Безопас-ность на транс порте | 1. Безопасность на водном транспорте (морском, речном) | Борт, палуба, каюта, кораблекрушение, шлюпка, спасательный жилет, спасательный круг | моделировать ситуации по применению правил безопасного применения на водном транспорте | |||||
2.Безопасность на железнодорожном транспорте | Железнодорожный транспорт, вокзал, платформа, электричка | моделировать ситуации по применению правил безопасного применения на железнодорожном транспорте | ||||||
3. Правила безопасного поведения в метро | Метро, турникет, эскалатор, платформа | моделировать ситуации по применению правил безопасного применения на метро | ||||||
Пиротех-нические средства | Пиротехнические изделия и правильное обращение с ними | Салют, хлопушки, бенгальские свечи, петарды, огневые фонтаны, конфеты | объяснять правила противопожарной безопасности при использовании пиротехнической техники; | |||||
Вредные привычки | 1. Табакокурение | Курение табака, никотин, непотушенная сигарета, пассивное курение, продукты курения | обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни (отказ от табака) | |||||
2.Алкоголь и алкоголизм | Алкоголь, алкоголизм | обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни (отказ от алкоголя) | ||||||
Первая помощь | 1. Вывих | Вывих, сустав, травмпункт | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при вывихах, попадания инородного тела в организм, накладывание повязок. | |||||
2. Инородное тело | Инородное тело в глазу, ухе. Дыхательных путях, пищеводе | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при попадании инородного тела в организм | ||||||
3. Повязки | Повязка, перевязка, стерильность, перевязочный материал | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи, накладывание повязок. | ||||||
Календарно-тематический план
№пп | Наименование разделов | Кол-во часов | Дата | |||||
По плану | По факту | |||||||
1 класс | ||||||||
Один дома | ||||||||
Улица | ||||||||
Школа | ||||||||
Природа | ||||||||
Гигиена | ||||||||
Воспитание | ||||||||
Первая помощь | ||||||||
Итого | ||||||||
2 класс | ||||||||
Один дома | ||||||||
Городской транспорт | ||||||||
Природа (животные; заблудился в лесу) | если | |||||||
Водоемы | ||||||||
Распорядок дня | ||||||||
Первая помощь | ||||||||
Воспитание | ||||||||
Итого | ||||||||
3 класс | ||||||||
Опасные ситуации дома | ||||||||
Опасные ситуации в городе | ||||||||
Опасные природные явления | ||||||||
Вредные воздействия бытовой техники | ||||||||
Первая помощь | ||||||||
Патриотическое воспитание | ||||||||
Итого | ||||||||
4 класс | ||||||||
Чрезвычайные ситуации | ||||||||
Безопасность на транспорте | ||||||||
Пиротехнические средства | ||||||||
Вредные привычки | ||||||||
Первая помощь | ||||||||
Итого | ||||||||
Условия реализации программы
Данная программа рассчитана на реализацию в общеобразовательной организации общего типа среди обучающихся начальной школы. Особых требований, предъявляемых к организации учебно-воспитательного процесса, не требуется.
Наличие необходимых условий для занятий:
- учебный класс;
- спортивный (актовый) зал;
-наличие необходимого оборудования или ТСО.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Методические рекомендации к учебным пособиям М.В. Мурковой, Э.Н. Аюбова, Д.З. Прищепова, Н.В. Твердохлебова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов/ авт.-сост. Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, Н.В. Твердохлебов и др. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
2. Учебные пособия М.В. Мурковой, Э.Н. Аюбова, Д.З. Прищепова, Н.В. Твердохлебова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов.
3. Разработка программ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; методическое пособие/ Г.Е.Гун.-М.;ООО «Русское слово - учебник», 2014.
4.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 1-й класс начальной школы 1 – 4. М: Дрофа 2012 год.
5.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 2-й класс начальной школы 1 – 4. М: Дрофа 2012 год.
1. Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 3-й класс начальной школы 1 – 4. М: Дрофа 2012год.
2. Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 4-й класс начальной школы 1 – 4. М: Дрофа 2012 год.
Литература для учащихся:
1. Учебные пособия М.В. Мурковой, Э.Н. Аюбова, Д.З. Прищепова, Н.В. Твердохлебова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов.
2. Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 1-й класс начальной школы 1 – 4. М: Дрофа 2012год.
3. Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 2-й класс
начальной школы 1 – 4. М: Дрофа 2012 год.
4. Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 3-й класс
начальной школы 1 – 4. М: Дрофа 2012год.
5. Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 4-й класс
начальной школы 1 – 4. М: Дрофа 2012 год.
Литература для учителя:
1. Ветрова В.В. Букварь здоровья, М: Дрофа 2010 – 80с.
2. Абаскалова Н.А. Здоровью надо учиться. – М: Медицина,Новокузнецк, 2010 – 143с.