Паспорт рабочей программы
Согласовано руководитель ППС _______________/_______________ «___» ___________ 2016г. | Утверждено зам.директора по УВР ____________/_____________ «___» _________ 2016г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(социальное направление)
1-4 классы
по ОБЖ
класс: 1-4
Учитель: Власенко Галина Анатольевна
Квалификационная категория: соответствие
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(Ф ГОС НОО)
Количество часов в неделю по учебному плану – 1 час
Учебное пособие для учащихся: « Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы учебника (учебного пособия): Э.Н.Аюбов, Д.З. Прищепов, Н.В.Твердохлебов, М.В.Муркова
Год издания: 2015
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ходе внеурочной деятельности (Методические рекомендации к учебным пособиям «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 4 классов 2015г., с учетом требований ФГОС начального общего образования
Составители (авторы): Э.Н.Аюбов, Д.З., Прищепов, Н.В.Твердохлебов, М.В.Муркова, А.Ю. Тараканов
Год издания программы: 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности является одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ходе внеурочной деятельности включает в себя формирование компетенций, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.
|
Цель и задачи программы
Основой для выдвижения цели является социальный заказ, понимаемый как требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности.
Основной целью программы является формирование культуры безопасности как качества личности. Представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов в окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы.
Основными задачами программы являются:
- привитие основ культуры здорового образа жизни, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование знаний о негативных факторах, наносящих вред здоровью детей;
- формирование компетентностных знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности;
- патриотическое, нравственное и физическое воспитание;
- формирование социальной активности и четкой гражданской позиции;
- формирование социально значимых навыков в процессе коллективной коммуникативной деятельности, формирование опыта социально значимой деятельности;
- формирование законопослушного поведения и правовой культуры.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
|
Формирование основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) во внеурочной деятельности должно проводиться на основе патриотического воспитания, социализации личности, развития лидерских качеств, социальной активности и гражданственности. С учетом специфики внеурочной деятельности в данной программе используются такие формы работы, которые обеспечивают событийный подход и постоянное подкрепление теоретических положений практической деятельностью.
В целях формирования функциональной грамотности и актуальных умений в программе учитывается необходимость привития обучающимся навыков действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе умение оказывать поддержку, обращаться за помощью, взаимодействовать с людьми, конструктивно реагировать на неудачи, действовать решительно, оценивать свои возможности, эффективно и безопасно пользоваться домашними приборами.
Отличительные особенности программы
В научно-педагогической литературе вопросы безопасности представлены достаточным количеством методических пособий, обобщающих опыт педагогов-практиков, но только по конкретным направлениям (пожарная безопасность, безопасность дорожного движения и т.д.). данная программа является комплексной, в ней последовательно рассматриваются вопросы пожарной безопасности, правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, безопасность в быту и другие вопросы, направленные на обеспечение безопасности детей, сохранение и укрепление их здоровья.
Формы и режим занятий
Место проведения занятия определяется педагогом исходя их темы и имеющихся возможностей и условий. Так, изучение некоторых тем целесообразно организовывать в спортзале, в школьном дворе или в рамках микрорайона (например, по безопасности на дорогах или по транспортной безопасности). Темы, связанные с патриотическим воспитанием и включающие информацию (вопросы) о спасателях, защитниках Отечества и т.д., целесообразно изучать с использованием возможностей соответствующих музеев, уголков боевой славы и т.д. занятия, освещающие вопросы природы иди безопасности на природе, рационально проводить в ходе экскурсии в краеведческий музей, школьный двор, парк, лес и т.п.
|
Для более полного и качественного усвоения материала по тематике безопасности жизнедеятельности рекомендуются следующие формы проведения занятий во внеурочное время: занятия-сказки, занятия-викторины, брейн-ринги, комбинированные занятия, самостоятельные занятия, занятия-экскурсии, игры-тренировки в составе класса, практикумы (практические занятия по отработке навыков поведения в опасных ситуациях и оказания само- и взаимопомощи). Формами занятий могут быть также целевые прогулки, напоминание, ситуативный разговор, сюжетно-ролевые игры, моделирование, ведение календаря, игры-экспериментирования.
Формы работы являются общими для различных программ, они характеризуют процесс, а не его содержание. Например, экскурсия в пожарную часть может быть решена как длительная культурно-досуговая программа, включающая в себя комплекс мероприятий: интерактивную беседу с просмотром видеосюжета, музыкальный конкурс, мастер-класс по изготовлению сувениров для пожарных, собственно посещение пожарной части и т.д. Занятия-экскурсии целесообразно организовывать для изучения соответствующих тем и при наличии дополнительного времени.
Особенности культурно-досуговых программ дополнительного образования в том, что овладение знаниями происходит в процессе самостоятельной деятельности воспитанников и их взаимодействия в ходе подготовки и проведения мероприятия. При проведении большинства культурно-досуговых программ реализуется модель «развлечение+обучение».
Огромный потенциал внеурочной деятельности заложен в творческих конкурсах по теме обеспечения безопасности жизнедеятельности. Так, например, школьник, продумывая рисунок, макет или выступление, оказывается в проблемной ситуации, вынуждающей его вспомнить, повторить и закрепить правила безопасного поведения. Данная деятельность важна и с социально-педагогической точки зрения – ребенок учится общаться, получает социальный опыт, повышает свою самооценку и уверенность в своих возможностях. Данные конкурсы е требуют от участников специальной пожарно-прикладной и спасательной подготовки, открывая дорогу детям, имеющим желание реализовываться в творческом направлении (игра на сцене, изготовление костюмов и декораций).
При решении проблем, связанных с поиском инновационных программ обучения детей младшего школьного возраста, целесообразным представляется использование классических схем, хорошо зарекомендовавших себя в дидактике. Обучение младших школьников через игру является известным методическим подходом (Д.Б. Эльконин, В.Л. Данилова, П.Я.Гальперин). Обучающие игры – это метод и форма организации учебной деятельности, характеризующаяся наличием двух блоков целей и задач: педагогических (образовательных, воспитательных, развития личности) и игровых. Есть игровой результат (тематический сувенир за участие в игре-конкурсе) и есть педагогический результат (сформированный алгоритм действий). Соответственно и мотивация участников также характеризуется двуплановостью: желание достижения конкретного игрового результата и познавательная мотивация, направленная на эффективность учебной деятельности. Педагогической задачей в данном аспекте является создание в процессе игры мотивационной системы, в которой познавательные мотивы будут играть доминирующую роль в общей системе мотивации. Целью таких мероприятий является как творческое осмысление полученных знаний в области ОБЖ, так и мониторинг уровня усвоения теоретических знаний.
Данная методика в настоящее время получила широкое распространение и педагогическое обоснование. В данном случае мы в какой-то степени пытаемся облегчить процесс «погружения» обучающихся в круг терминов, в предметно-вещевой мир профессии пожарного-спасателя и чрезвычайных ситуаций через творческую и игровую деятельность. Наиболее востребованной игровая методика становится при работе с младшим школьным возрастом, который является временем активного творческого поиска ответов на волнующие ребенка вопросы. Используя игры при обучении безопасности школьников младших классов, необходимо учитывать ряд психолого-педагогических особенностей данного возраста, в частности, значимость публичного одобрения в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка. Игровая деятельность дает возможность ребенку самому оценить полученные навыки и предоставляет возможность педагогического наблюдения в целях мониторинга успешности усвоения им навыков в области безопасности.
Младшим школьникам свойственны трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции, способность часами в одиночку заниматься любимым делом (Л.Ф. Обухова), в том числе играть в настольно-печатные игры, игры-пазлы и т.д. Педагог может вместе с детьми разрабатывать и изготавливать простейшие дидактические игры. Интерес детей к занятиям с использованием данных форм будет намного выше.
К дидактическим играм относятся задания учебных пособий «Дорисуй рисунок», «Помоги найти безопасный выход», «Укрась елку безопасными игрушками», «Кто из детей действует неправильно».
Викторины (познавательные, познавательно-развлекательные, интеллектуальные) развивают умение находить оригинальные решения, что и требуется для обучения детей в области безопасности жизнедеятельности. Для проведения викторины педагог использует задания рабочей тетради, а также может предварительно составить дополнительные вопросы по теме. Викторина проводится как соревнование учеников, которые получают баллы за правильные ответы. Брейн-ринг – вид более сложной викторины, это соревнование двух команд, которые должны дать ответ на вопрос за определенное время и получить за это зачетные очки. Для проведения брейн-ринга также требуется подготовка вопросов по теме. Игры-тренировки и практические занятия проводятся для отработки навыков поведения и правильных действий в опасных ситуациях в быту, школе, на улице и на природе, а также для изучения основ оказания само- и взаимопомощи.
Внеурочная деятельность, как уже указывалось, подразумевает привлечение родителей к формированию культуры безопасности в рамках семейного воспитания детей и подростков. Большой интерес представляют конкурсы семейных команд с элементами спасательной тематики, проводимые в рамках праздничных программ. Хорошо себя зарекомендовала методика «Встречи с интересными людьми», когда на занятие приглашаются специалисты и сотрудники МЧС России. Присутствие значимого взрослого, к тому же в красивой форме, включает психологические механизмы активизации познавательной деятельности.