Вспомните, что относится к мезо- и микрофакторам социализации (по Мудрику)?




Ребенок исходно начинает принимать мир в той нац. окраске, в которую попадает после рождения и в которой будет жить в дальнейшем. Но с годами он не должен потерять ощущение своей принадлежности к миру, к планете Земля. У детей нужно воспитывать интерес и уважение к другим людям, умение принимать различия как благо. Планетарность, т.е. ощущение себя жителем планеты, должно сочетаться с осознанием своей принадлежности к определенной культуре.

Указанные две линии, если они рассматриваются в единстве, способствуют гармоничности в социализации личности ребенка, закладывают основу для формирования «комплекса гражданственности», в который входят такие личностные образования, как любовь и привязанность к своей Родине, к своему народу, к совей планете, к жителям Земли.

2. Содержание, формы и методы формирования основ планетарного сознания в дошкольном и младшем школьном возрасте

В младшем дошкольном возрасте ведущей является задача воспитания доброжелательных взаимоотношений между детьми, желания играть вместе, умения не ссориться, «мирно» разрешать возникающие конфликты. Воспитатель заботится, чтобы деятельность детей была содержательной, было больше шуток, веселья, которые объединяют детей, делают их жизнь эмоционально благополучной.

Воспитатель не обращает внимание детей на их национальные различия. Если же в группе есть маленькие представители другой расы и дети это, безусловно, замечают, то и тогда необходимо стремиться к тому, чтобы расовое различие не стало преградой для дружелюбных отношений между дошкольниками.

Воспитатель наполняет предметное окружение детей объектами их национальной культуры. Разучивает песенки, потешки русского народа и других народов мира, близких и понятных дошкольникам по содержанию. На праздниках и в повседневной жизни дети играют в подвижные игры разных народов, видят разные игрушки, но их внимание не фиксируется на национальной принадлежности произведений устного народного творчества, игр, предметов, хотя она и может называться.

Младший возраст — это возраст насыщения социального опыта ребенка конкретным материалом через чувства и отношения, период создания базы для последующего осмысления ее.

К старшему дошкольному возрасту и в младшем школьном возрасте, когда происходит «интеллектуализация чувств», когда эмоции «становятся умными» и ребенка интересует широкий окружающий мир, когда он уже достаточно наслышан, что есть мир и за пределами его собственного дома, можно начинать работу по обогащению представлений детей об окружающем; формировать представления о том, что такое планета Земля, какие люди живут на Земле, чем они похожи на нас и чем отличаются.

Содержание работы может быть разделено на несколько смысловых частей. Вначале уточняются и формируются представления детей о доме как месте, в котором живут люди. Во время прогулок дети рассматривают и обсуждают дома: большие они или маленькие, для чего предназначены. После прогулки во время беседы, рисования, конструирования с детьми уточняются понятия: «моя (наша) квартира», «мой (наш) дом», «моя (наша) улица», «мой (наш) город», «моя (наша) страна». Используя приемы моделирования, сравнения, включения детей в воображаемую ситуацию, педагог подводит детей к обобщению понятия «дом».

Эта работа сочетается с решением задач духовно-нравственного воспитания, дети отвечают на вопросы: почему каждому нужен свой дом, как нужно относиться к своему дому, что означает беречь его?

Следующий этап работы — знакомство детей с понятием «планета Земля». Педагог предлагает детям рассмотреть глобус с географической картой мира и подумать, что обозначают пять цветов: синий, зеленый, желтый, коричневый, белый, а затем найти знакомое им море, реку, определить, например, чем горы отличаются от пустыни.

Главное на данном этапе — привлечь внимание детей к глобусу, вызвать интерес и желание узнать побольше.

После вопроса к детям: «Почему нет белого цвета в центре глобуса или желтого цвета вверху?» — педагог, предварительно выслушав все «версии» детей, предлагает им посмотреть, что происходит на Земле, когда светит солнце. С помощью экспериментирования и опытов он демонстрирует распространение тепла и света на Земле в зависимости от вращения Земли и Солнца. Вывод дети должны сделать сами. Проверить и закрепить их знания можно в дидактических играх типа «Рассели животных по Земле»; «Из чего построить дом жителям пустыни, Севера?»; «Что где растет на Земле?». В дидактических играх можно использовать наборы картинок или фигурок, которые дети располагают на карте. Игры можно проводить и в словесной форме, и в подвижной (с мячом), с выигрышем фангов. Можно использовать детские энциклопедии, познавательную литературу.

Педагог обращает внимание детей на форму Земли (она круглая). Задает вопрос, как люди узнали, что Земля круглая. Можно рассказать о ком-то из великих мореплавателей — Христофоре Колумбе или Фернанде Магеллане (можно воспользоваться книгой «Мир и человек». — М., 1988).

Полезно рассмотреть с детьми фотографии Земли, сделанные космонавтами, рассказать о межпланетных путешествиях, сравнить, сколько времени потратили на облет Земли космонавты и сколько потребовалось мореплавателям.

В заключение педагог говорит, что когда-то давным-давно Земля была заселена только животными, рыбами, динозаврами, мамонтами (дети это хорошо знают).

А потом на Земле появился человек — с этой информации начинается следующий этап ознакомления детей с человеком и воспитания планетарного и национального сознания.

Если воспитатель приучал детей начиная с младшего возраста к самостоятельности мышления, к тому, что каждый человек умеет думать и мыслит по-своему, целесообразно провести эвристическую беседу «Как появился на Земле человек» и предложить детям три гипотезы происхождения человека на Земле. Например, педагог рассказывает: «Никто точно не знает, как произошел человек, как он появился на Земле. Разные люди думают об этом по-разному. И может быть, когда вы станете взрослыми, кто-нибудь из вас сможет ответить на этот сложный вопрос. А пока я вам расскажу, что думают об этом разные люди сегодня. Некоторые ученые считают, что человек произошел от обезьяны, некоторые религиозные люди — что человека создал Бог, а третьи думают, что человек прилетел на Землю с другой планеты».

Данная информация вызывает живой интерес у детей. Педагогу стоит внимательно присмотреться и прислушаться к детям после образовательной деятельности и уроков, чтобы научить их спорить, не соглашаться друг с другом и чтобы сделать заключение о характере усвоения новой для них информации. И только когда интерес к информации начнет снижаться, можно будет продолжить работу с детьми.

Дальнейшее направление работы идет по линии ознакомления детей с различиями и сходством живущих на Земле людей. «Чем все люди похожи? Как ты отличишь человека от животного?» — ответы на эти вопросы не вызывают у детей затруднений, но их нужно поставить вновь для перехода к разговору о различиях между людьми.

Педагог начинает разговор о различиях с рассматривания картинок, на которых изображены разные люди: взрослые, дети, мужчины, женщины, представители различных рас.

Далее может быть несколько вариантов заданий в зависимости от сформированности у детей умения классифицировать: в одном случае педагог предлагает конкретное задание — разложить картинки определенным образом: в одну сторону взрослых, в другую — детей или в одну сторону мужчин, в другую — женщин и т. п. Но можно дать детям и более сложные задания: построить три дома и расселить в них три семьи.

Задания могут носить разный характер, но цель одна — обратить внимание детей на различия между людьми и прежде всего на различия по цвету кожи, волос, разрезу глаз.

После такой предварительной работы можно провести обобщающую беседу о том, что на Земле живут люди разных рас, есть раса черная, белая, желтая (детям можно не сообщать научные названия больших рас — монголоидная, негроидная и европеоидная). Мы принадлежим к разным расам. Но все мы — люди. Люди разных рас живут по всей планете, но, например, людей черной расы больше живет в жаркой Африке (рассматривается глобус), а людей белой расы больше в более холодных странах, где солнце греет не так жарко. Важно формировать у детей представления о том, по люди плохие и хорошие, умные и не очень есть среди представителей любой расы. Но это очень интересно, что такие разные люди живут на Земле.

Следующий этап в ознакомлении детей с жителями Земли —нормирование представлений о странах, их особенностях и общих чертах.

Педагог снова обращает внимание детей на глобус (карту), но уже не с географической, а с политической картой мира. Сравниваются два изображения Земли, дети пытаются ответить ил вопрос, почему они разные. Педагог объясняет, что на глобусе изображены разные страны, в которых живут люди Земли. Предлагает посмотреть на нашу страну — Россию, а потом показывает страны, которые называют дети (те, которые они знают, были в этих странах).

Но что же такое страна? Чем одна страна отличается от другой? Можно выделить несколько признаков. В первую очередь на примере своей страны и известных детям других стран вместе с педагогом находят страну и ее столицу, еще раз соотнося понятия «страна» и «город». Отличительными признаками служат также язык, культура, деньги. Говоря о каждом признаке, педагог прежде всего предлагает детям вспомнить о своей стране.

Такая работа может проходить в беседах с подгруппами детей, во время просмотров видеофильмов, рассматривания книг, картин, предметов, привезенных из разных стран, или после путешествий детей с родителями, после встречи с человеком из другой страны. Педагог использует любую возможность для обогащения представлений детей о мире.

Нужно отметить, что работа по ознакомлению с особенностями стран может проходить очень разнообразно, если дети проявят интерес к этой стороне социального мира: можно устраивать знакомство с национальными блюдами (не рассказывать о кушаньях, а готовить их и пробовать), знакомить детей с национальными музыкальными инструментами, обычаями, традициями разных стран.

В контексте общего рассказа детям о странах мира и их жителях можно начинать разговор о том, что люди различаются не только расой. Разными могут быть и представители одной и той же расы — люди разной национальности. В любой стране могут жить люди и разных рас, и разных национальностей, но если они жители определенной страны, то называют их по названию страны: в России — россияне, во Франции — французы, в Японии — японцы. Но, например, россияне могут быть русскими, татарами, удмуртами и др. Учитывая состав своей группы, класса педагог рассказывает детям о тех или иных национальностях. При этом он останавливается на таких особенностях, как язык, культура. Дети могут выучить несколько слов на языке какой-нибудь национальности, а также песни, танцы, игры этого народа.

Важно постоянно помнить, что у ребенка должна складываться «картина мира», включающая по меньшей мере два направления: люди, страны очень разные, их много на Земле; люди, страны имеют общие черты и связаны между собой.

Описанную выше работу педагог старается включать в контекст разнообразной деятельности детей и поддерживает у них интерес к этой теме. При этом всячески избегает усложнения, затрудняющего процесс восприятия, помня, что главная цель — не наибольший объем информации для усвоения, а формирование таких важных нравственных качеств, как доброжелательность и уважение к окружающим, толерантность по отношению к людям Земли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: