Практическое занятие 6 (ПрЗ 6)
Соотношение национального и планетарного компонентов
В процессе социализации
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и значение формирования у детей основ национального и планетарного сознания.
2. Содержание, формы и методы формирования основ планетарного сознания в дошкольном и младшем школьном возрасте.
3. Ознакомление детей с родной страной и приобщение к народной культуре.
Индивидуальное домашнее задание 3 (ИДЗ 3): разработать и представить в презентации форму ознакомления детей младшего школьного возраста с родным городом (3-4 студента в подгруппе).
Необходимо отразить
Форма работы (проект, деловая игра, классный час, экскурсия и др.)
Тема «…»
Задачи:
Материалы и оборудование:
Ход
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Мотивационный этап | |
Основной этап | |
Рефлексивный этап | |
Критерии и нормы оценки ИДЗ 3:
5 баллов – четко определена форма работы с младшими школьниками; задачи конкретны, соответствуют цели духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста; в презентации отражены необходимые этапы, они наполнены содержанием и имеют бинарный характер (описаны действия педагога и действия детей); выдержан регламент выступления (не более 7 мин.);
4-3 балла – определена форма работы с младшими школьниками; задачи соответствуют цели духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, достаточно конкретны; этапы наполнены содержанием, но не содержат необходимые технологические решения; регламент выступления не выдержан;
2-1 балл – форма работы с младшими школьниками не конкретна; задачи соответствуют цели духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, но неконкретны; этапы предложены, но слабо наполнены содержанием; регламент презентации не выдержан;
|
0 баллов – задание не выполнено.
Критерии и нормы оценки ПрЗ 6:
3 балла – систематическое участие в обсуждении теоретических вопросов, самостоятельность, научность, ясность, четкость изложения;
2 балла – эпизодическое участие в обсуждении вопросов, достаточные самостоятельность, ясность, четкость изложения;
1 балл – однократное участие в обсуждении одного из вопросов темы;
0 баллов – пропуск занятия.
Материалы для подготовки к ПрЗ 6
1. Понятие и значение формирования у детей основ национального и планетарного сознания
Гуманистическая педагогика, в основе которой ориентация на общечеловеческие ценности, на принципы свободы личности, провозглашает идею воспитания у подрастающего поколения планетарного сознания.
Планетарное сознание, по определению А.Г. Козловой, «призвано расширить современные узкие рамки общественного сознания и его составных частей: национального сознания, религиозного, исторического и поднять его уровень до осознания общечеловеческих ценностей».
Формирование планетарного сознания – часть процесса социализации личности.
Целью формирования планетарного сознания является воспитание личности в духе ненасильственного отношения к природе и обществу, формирования чувства свободы, независимости, толерантности, миролюбия, умения работать и жить в сотрудничестве и согласии с другими людьми.
|
В «Декларации прав ребенка», принятой ООН в 1959 г., отмечено, что «ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства», «…без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, нац. и соц. происхождения».
Следовательно, уже с ранних лет содержание воспитания должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности (данное положение является одной из центральный идей «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», 2009 г.). Причем понимание расовых и национальных различий между людьми должно расширять и обогащать соц. опыт ребенка, а не восприниматься как антагонистические.
В теориях многих наук (педагогика, психология, этнография, физиология и др.) можно найти доказательства того, что каждое последующее поколение несет в себе багаж прежнего. Индивид определенной национальности, расы сохраняет в своем облике ее внешние признаки (цвет кожи, разрез глаз, форма носа и т.п.). Другой вопрос, сохраняются ли и передаются ли от поколения к поколению нац. черты характера, культура, или они приобретаются прижизненно и детерминированы соц. условиями? С.А. Козлова в «Концепции социализации личности ребенка» указывает на правильность последнего положения. Т.е. от соц. среды, соц. окружения зависит, что будет актуализироваться в личности, носителем какой культуры она станет. Известный российский историк – этнограф Л.Гумилев писал, что ребенок исходно неэтничен, этничность он приобретает в процессе жизни, общения, присвоения человеческого опыта. Ребенок становится тем, кем мы его видим в зависимости от той соц. среды (и этнической в том числе), в которой он растет и развивается.
|
Определенным образом складываются и отношения ребенка с людьми др. рас и национальностей. Изучение процесса социализации личности ребенка на ранних стадиях показывает, что если взрослый не фиксирует внимание детей на национальных различиях между людьми, то ребенок и не воспринимает их как значимую характеристику другого человека. Для него мир делиться на хороших и плохих людей, а не на людей разных национальностей. Исследованием Д. Азимовой установлено, что конфликты между детьми разных национальностей возникают не чаще, чем между детьми одной и той же национальности. Объяснение, что ребенок не хочет дружить со сверстником из – за того, что тот армянин или казах, а он русский, возникает только под влиянием взрослых. Сами же дети, если не хотят дружить, то по мотивам, свойственным детству («Он жадный»; «Он дерется» и т.п.).
Подобные факты говорят о том, что дети по природе своей «существа планетарные». Они, хотя и неосознанно, ощущают себя жителями всей планеты до тех пор, пока взрослые не продемонстрируют расовую и национальную неприязнь. Если ребенку прививали чувство своего национального превосходства, то он став взрослым, а часто уже и в детстве, будет с пренебрежением относиться к людям другой национальности.
Сегодня развитие нашего общества, несмотря на множество недостатков в этом процессе идет по пути сближения с другими странами мира. Для наших людей открылись границы, стало значительно шире общение между людьми, живущими в разных странах. Это благоприятно для воспитания у детей толерантного (терпимого) отношения к людям и понимания общечеловеческих ценностей. Но наряду с этим именно в последнее десятилетие усилилось межнациональное противостояние, конфликты, даже войны между людьми раз. национальностей, стремление к нац. обособленности и самоопределению.
Сказанное выше свидетельствует о необходимости поиска путей разрешения противоречия между планетарным и нац. воспитанием. Любой житель планеты должен иметь свои корни, своею Родину, свою Землю, свою культуру, что дает ему ощущение своей самобытности, непохожести на других, придает ему уверенность, чувство защищенности.
Национальное через мезо- и микросреду начинает формировать, социализировать ребенка уже с рождения (язык, организация быта, уклад жизни и т.д.).