Лекционный материал
Композицию в дизайне можно рассматривать как процесс гармонизации формы изделия, интерьера и других пространственных объектов, в которых определяются и приводятся к единому целому все характеристики формы: размеры, пропорции, ритмическая структура, фактура, цвет.
Все правила, приемы и средства композиции, необходимые для всех видов пластического искусства, справедливы и для объектов дизайна. При их проектировании дизайнер добивается выразительности объемов и ритмов, статики или динамики форм, равновесия в композиции, старается выделить контрасты или нюансы, один или несколько композиционных центров. Существуют два основных вида композиции: объемно-пространственная и плоскостная. Выразительными важнейшими средствами композиции являются объем, пространство, структура и тектоника; масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия; цвет (колорит).
Особую роль играет в дизайнерской композиции принцип золотого сечения. Именно в соответствии с ним строятся большинство плоскостных и объемно-пространственных композиций.
Кроме этого, для композиции в дизайне важны открытость или замкнутость, целостность, то есть, тип композиции. Важнейшей категорией композиции является эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством, ее называют объемно-пространственной структурой. В каждой из областей дизайна это будет достигаться с помощью специфических для нее средств. Однако независимо от того, какой объект создается - рекламный плакат или батик, модель одежды или станок, транспортное средство или интерьер, - дизайнер должен позаботиться о гармоничном соотношении частей и целого, о композиционной целостности.
|
Художественно-осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы называется тектоникой.
Интересно отметить, что из одних и тех же форм можно создать композиции статические и динамические, вытянутые вверх или по горизонтали, с ярко выраженным ритмом и без него. Строение формы, являющееся результатом чередования одинаковых элементов, называют метрическим. При равномерном, ускоренном или замедленном чередовании элементов образуется ритмический ряд. По сравнению с метрическим рядом ритмический подвижнее, напряженнее, интереснее. Он дает возможность дальнейшему развитию и поэтому применяется дизайнерами для выражения движения.
Во многом приемы и средства композиции в дизайне зависят от используемых материалов и технологии производства. Например, чтобы подчеркнуть легкость сооружения, используют тонкие ажурные конструкции, устремляющиеся вверх. Применение другого материала - железобетона диктует иное композиционное построение объекта. Современный вид посуде придает не только использование полимерных материалов, но и построение ее формы, например, на основе геометрических тел, их взаимопроникновений.
Поскольку композиция объектов дизайна понимается как достижение гармоничного единства составляющих как самого объекта, так и окружающей среды, то естественно возникает вопрос об их стилевом единстве. Здесь уместно вспомнить наиболее яркие стили, существовавшие в истории культуры. В Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме архитектурная и предметная среда создавались в определенном единстве. По форме и декору интерьеров, костюмов, мебели, посуды и других предметов быта можно определить их стилевую принадлежность. Предметам материальной культуры готики, ренессанса, барокко, классицизма и модерна присуще свое стилевое единство. Современные интерьеры, костюмы, сервизы также могут создаваться на основе различных исторических стилей. В то же время стилевое единство объектов дизайна является более широким понятием, чем простое подражание готике, барокко или даже кубизму. Когда говорят, что все предметы какого-нибудь интерьера находятся в определенном единстве между собой, то имеют в виду их соответствие по форме, пропорциям, массе, цвету и декору. Интересно отметить, что могут быть удачные композиционные решения интерьеров, построенные на эклектике, то есть сочетании в одном пространстве разных стилей.
|
В дизайне стилевое решение часто носит концептуальный характер, выражает творческую платформу, например, стиль «хай-тек» подчеркивает функциональное назначение объекта за счет акцентирования несущих конструкций, вентиляционных труб и т. п.Выразительность композиции интерьера достигается за счет его гармоничного цветового решения, ритмической организации пространства, разнообразия текстуры и фактуры отделочных материалов, продуманного подбора мебели и освещения. Знания истории материальной культуры, экологии помогают дизайнеру развивать взаимоотношения системы «человек - среда» на высокохудожественном уровне. Дизайнерская композиция будет тем эффективнее, чем основательнее будут учтены особенности восприятия людей и эмоциональное воздействие образов на их чувства.