Психологические характеристики этнических групп




Понятие этнических групп

Э́тнос (от греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. Некоторые исследователи считают существование феномена, обозначаемого термином "этнос", в лучшем случае гипотезой ввиду того, что, по их мнению, непротиворечивого определения понятия не предложено

Психологические характеристики этнических групп

В психологии этнических общностей различаются две стороны:

1. Наиболее устойчивая часть – психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи,

2. Эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства.

Несмотря на многочисленные противоречия и споры относительно содержания национального характера, в исследованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных национальных групп (храбрость, трудолюбие, сдержанность и пр.)

Национальный характер может быть рассмотрен как фиксация типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. Речь здесь идет о степени выраженности той или другой черты, о специфике ее проявления. Литература фиксирует, например, специфику английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естественно, не только англичанам), итальянской экспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д.

Многие учёные различают западные и восточные этносы по следующим основным психологическим характеристикам: индивидуализм—коллективизм (в западных культурах преобладает индивидуализм, а в восточных — коллективизм); низкая и высокая контекстуальная коммуникация (большинство азиатских народов относятся к высококонтекстуальным, а западные — к низкоконтекстуальным); низкий — высокий уровень избежания неопределенности (у западных этносов — низкий уровень, а у восточных — высокий); властная дистанция (у восточных народов — высокий уровень, а у западных — низкий) и маскулинность—фемининность (к примеру, в США и Германии низкий уровень маскулинности, а в Японии — высокий)

Основной сферой проявления национального характера является разного рода деятельность. Наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь народное искусство и язык. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта.

В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен однозначно: некоторые исследователи вообще отрицают правомерность выявления специфики темперамента и способностей для различных этнических групп. Причиной этого являются те многочисленные наслоения, которые имеются в исследованиях проблем наций. Что касается темперамента, то высказывается мнение, что речь должна идти лишь о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком «привязывании» определенного типа темперамента к определенной этнической группе. Важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является относительность психологических различий между группами (Кон, 1970). В одном из исследований Института Гэллапа жители 12 городов различных стран были опрошены об их предпочтениях относительно ряда объектов: высота культурного уровня, лучшая кухня, самые красивые женщины, уровень развития национальной гордости. По вопросу о лучшей кухне – представители всех групп предпочли свою собственную. По вопросу о высоте культурного уровня наблюдался разброс мнений: у себя констатировали наличие самого высокого уровня греки, голландцы, индусы, американцы, норвежцы, шведы, жители Западного Берлина, австрийцы. Финны, датчане, африканцы и канадцы дали разные ответы на этот вопрос. Самыми красивыми женщинами жители Западного Берлина назвали шведок, австрийцы – итальянок, датчане – немок, а у остальных самыми красивыми женщинами были названы женщины своей национальности. Более развитое чувство национальной гордости у себя обнаружили греки, американцы и индусы, финны назвали шведов, все остальные назвали англичан. Результаты эти весьма показательны, ибо свидетельствуют о высокой степени относительности представлений о содержании типичных характеристик различных национальных групп [11]. Несмотря на относительность психологических различий, этнопсихология накопила достаточно большой и интересный материал относительно особенностей психологического склада и поведения людей, обусловленных их этнической принадлежностью. Основной психологической характеристикой, отличающей этнические группы, является этническое самосознание.

 

4. Этнические стереотипы

Этнические группы не являются изолированными, они более или менее общаются между собой. На это взаимодействие сильное влияние оказывают так называемые «этнические стереотипы». У одной этнической группы есть свой созданный определенный образ других групп. Эти имиджи формируются благодаря так называемому процессу «стереотипизации». Признавая себя как члена определенной этнической группы, мы формируем психическую общность, опирающуюся на «чувство-мы». «Чувство-мы» - это осознание особенностей своей группы, отличия ее от других групп. Образ другой группы очень упрощается и сужается, он формируется, основываясь на опыте общения с этой группой, происходившего в прошлом. Этот образ и создает этнический стереотип.

Этнический стереотип - характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп.

Может быть неоднородным по структуре. Состоит из:

· констатации особенностей своей или чужой этнической группы,

· эмоционально-окрашенной оценки этих особенностей,

· определенного типа поведения по отношению к представителям того или иного народа.

Виды этнических стереотипов:

· Позитивные ("немцы — трудолюбивые")

· негативные ("русские — ленивые"),

· автостереотипы (стереотипы в отношении своей этнической группы),

· гетеростереотипы (стереотипы в отношении других этнических групп).

Особенности этнических стереотипов:

 

· отражают не действительность, а упрощенную и искаженную "этикетку" действительности;

 

· предельно устойчивы, но все же изменяемы;

 

· не могут быть истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях;

 

· могут быть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще более ложных стереотипов.

 

Интересы заведомо разделяются членами этнической группы.

 

Стереотип всегда субъективный. Этот стереотип влияет на межгрупповые отношения и формирует этнические симпатии и антипатии. По констатации отличий от других групп часто переходят к их оценке. Таким образом, проявляется этноцентризм - склонность к осознанию всех жизненных явлений с позиции своей этнической группы, считаемой эталоном. Мы оцениваем других, смотря сквозь призму своей группы и используя принятые в ней критерии [5; 6].

 

В процессе адаптации этноса к окружающей природно-социальной среде формируются бессознательные комплексы - этнические константы

 

5. Этнические константы

 

Этнические константы выполняют в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Они сами по себе не имеют содержательного наполнения, а включают в себя лишь «формальные» характеристики, то есть представляют собой определенную и постоянную на протяжении всей жизни этноса форму упорядочения опыта, которая в соответствии со сменой культурно-ценностных доминант народа в течение его истории получает различное наполнение. Этнические константы представляют собой систему в рамках которой строго определено их соотношение между собой. Все бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Система этнических констант и является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир. На ее основании формируются адаптационно-деятельностные модели человеческого поведения

 

Этническая картина мира

 

Одной из функций этнической культуры является психологическая защита индивида. Каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир пробуждает ощущение тревоги.

Процветание этноса зависит от того, сколь хорошо функционируют психологические защитные механизмы этноса, сколь они развиты, адекватны, гибки. Так, в критической ситуации этнос с хорошо налаженным механизмом психологической защиты может бессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций, поступков, которые в прошлом, в похожей ситуации, дали возможность пережить ее с наименьшими потерями. Это особенно бросается в глаза у народов с трудной исторической судьбой, но в целом относится ко всем. Защитные механизмы этноса можно разделить на специфические и неспецифические.

Специфические защитные механизмы направлены на преодоление конкретной угрозы извне. Для этого угроза должна быть маркирована и вписана в иерархию бытия. Точно так же вписывается в иерархию бытия и получает свое название и способ защиты — ритуальное или реальное действие. В качестве неспецифических защитных механизмов можно рассматривать саму "этническую картину мира".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: