Музыка эпохи Возрождения




Эпоха, которая в истории Европы называется Возрождением (или, по франц., Ренессансом), выделяется как блестящий период расцвета культуры и искусства, в чем ее можно сравнить лишь с Античностью. Само название «Возрождение» и вызвано тем, что эта эпоха стремилась вновь вернуть к жизни античные идеалы прекрасного. Деятельность великих мастеров Возрождения – Данте, Петрараки, Шекспира, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера – осталась недосягаемой вершиной мастерства и примером величия человека-творца. Мировоззрение эпохи Возрождения – гуманизм – провозгласило высшими ценностями красоту и гармонию мира, величие человеческого духа, способного познать и творчески преобразить действительность. Даже в религиозных сюжетах искусство раскрывало глубину человеческих чувств, воспевало человеческую красоту.

Хронологические рамки Возрождения в Италии – XIV-XVI вв. В других европейских странах – Германии, Англии, Испании, странах Восточной Европы – Возрождение наступило позже, его расцвет приходится на XVI – начало XVII вв.

 

Основные черты музыки эпохи Возрождения:

· развитие светских жанров в профессиональной музыке (жанр светской многоголосной песни);

· высочайший расцвет полифонии как в духовной, так и в светской музыке;

· возникновение композиторских школ во многих странах Европы, появление выдающихся композиторов;

· развитие инструментальной музыки, появление инструментальных жанров.

 

В эпоху Возрождения музыка звучала повсюду: она была частью повседневной жизни простых людей, сопровождала придворные праздники, участвовала в церковном богослужении. Между народной и профессиональной, светской и церковной музыкой существовали тесные связи. Даже в произведения для церкви композиторы часто включали народные темы.

¯ Многие композиторы Возрождения, как бы соревнуясь в мастерстве, писали мессы на основе популярных мелодий. Одной из них была французская народная песня «Вооруженный человек».

В мессе Гийома Дюфаи (ок.1400 – 1474) песенная тема как бы «спрятана» среди полифонических голосов, но именно она, а не григорианский напев, составляет основу большой многоголосной композиции.

¯ А в Agnus Dei из мессы Якоба Обрехта (1450-1505) можно услышать, как в семиголосном хоре одновременно сочетаются четыре разных напева, каждый со своим текстом, плюс еще три голоса распевают канонический латинский текст мессы.

Композиторы эпохи Возрождения довели до высшего мастерства вокальную полифонию, причем не только в церковных, но и в светских жанрах. Расцветает жанр светской многоголосной песни во множестве разновидностей. Итальянцы называют песню – канцона, французы – шансон, немцы – лид. Названия некоторых песенных жанров могут рассказать об их происхождении и содержании: вилланелла – крестьянская песня, фроттола – песня толпы, качча – изображение сцен охоты, песка – песня-сценка рыбной ловли. Во многих странах был распространен жанр баллаты или баллады – песни, под которую танцевали. В XIV в. в Италии зародился жанр мадригала (в пер. с итал. – песня на родном, «материнском» языке) – образец аристократического, утонченного искусства, в котором отражались чувства и переживания человека. Он развивался на протяжении трех столетий и достиг вершины в творчестве Клаудио Монтеверди (1567-1643). В искусной полифонии многоголосной песни эпохи Возрождения композиторы смогли отразить все многообразие мира и глубину человеческих чувств.

¯ Шансон «Пение птиц» Клемана Жанекена – настоящая звуковая картина пробуждающейся весенней природы: «Проснитесь, усыпленные сердца, бог любви призывает вас в этот первый день мая. Птицы сделают все, чтобы поразить ваш слух, потому что наступила весна». Прислушайтесь, как искусно композитор проводит мелодию в разных голосах, используя приемы имитационной полифонии.

¯ Маленькая фроттола Жоскена де Пре «Сверчок» также содержит моменты звукоподражания, но фактура и форма здесь проще, ближе народным песням и танцам.

В эпоху Возрождения к исполнению многоголосных вокальных произведений часто присоединялись разнообразные музыкальные инструменты, дублирующие или заменяющие отдельные голоса.

 

Самыми распространенными инструментами эпохи Возрождения были:

· лютня (струнный щипковый инструмент);

· семейства виол и скрипок (струнные смычковые инструменты);

· разновидности клавира (клавишно-струнного инструмента) – чембало (итальянское название), клавесин (французское), вёрджинел или харпсихорд (английское);

· орган – клавишно-духовой инстумент, разновидности которого позитив (комнатный орган) и портатив (переносной орган) звучали не толькол в церкви, но и в домашнем быту;

· среди духовых выделялись труба, семейство тромбонов (медные), цинк (или корнет), флейта, гобой, фагот (деревянные).

¯ Английская народная баллада XVI в. «Зеленые рукава» звучит в исполнении традиционного

дуэта эпохи Возрождения – гобоя и лютни. Вместе с быстрым итальянским танцем – гальярдой –

она образует маленькую сюиту, характерную для инструментального репертуара того времени.

Одним из центральных исторических событий эпохи Возрождения является Реформация – движение против католической церкви во многих европейских странах (Германии, Англии, Франции, Чехии и др.) Протестанты стремились приблизить церковь и Бога к простым людям, выступали за богослужение на родном языке, а не на латыни, ввели в церковную службу народные напевы, в исполнении которых участвовала вся община – протестанский хорал. Сложное полифоническое сплетение голосов в церковной музыке уступило место строгой четырехголосной фактуре, простой гармонизации народных мелодий (такую фактуру называют хоральной).

¯ Протестантский хорал стал основой творчества многих немецких композиторов, пишущих для церкви, на него опирался в своей музыке Иоганн Себастьян Бах (великий немецкий композитор первой половины XVII в.) Хорал «Проснитесь, голос вас сзывает» из кантаты № 140 И.С.Баха

звучит светло и торжественно, чтго соответствует содержанию текста и

простой мелодии хорального напева.

Католическая церковь, в свою очередь, также начала реформу церковной музыки – борьбу за прояснение полифонии. За образец было принято творчество римского композитора Джованни Пьерлуиджи да Палестрины (1525-1594). Многоголосие его месс отличалось простотой и ясностью голосоведения, голоса складывались в благозвучные аккорды, форма приобрела четкие пропорции. В прекрасной и возвышенной церковной музыке Палестрины можно услышать отголоски народных напевов, лирических мадригалов, ощутить простые человеческие чувства – радость, печаль, надежду. Не случайно музыку Палестрины сравнивают с живописью Рафаэля. Эти великие мастера смогли соединить в своем творчестве духовную возвышенность и красоту реальной жизни.

 

¯ Agnus Dei из Мессы папы Марчелло Дж.Палестрины

? Вопросы для повторения:

  1. Что «возрождало» Возрождение?
  2. Что такое гуманизм?
  3. Хронологические рамки эпохи Возрождения.
  4. Основные достижения эпохи Возрождения в музыкальном искусстве.
  5. Какие разновидности светской многоголосной песни существовали в эпоху Возрождения?
  6. Какие инструменты были распространены в это время? Какую музыку играли музыканты?
  7. Дайте характеристику протестантскому хоралу.
  8. Почему за образец церковной музыки в XVI в. было принято творчество Палестрины?
  9. Запомните и назовите встречающиеся в тексте имена композиторов эпохи Возрождения.
  10. Какие музыкальные примеры вам запомнились больше всего? Какое впечатление произвела на вас музыка эпохи Возрождения?

Задания к теме «Музыка эпохи Возрождения» _______________________________________

1. Заполни пробелы в тексте.

Основные достижения музыки эпохи Возрождения:

1) развитие ________________ жанров в профессиональной музыке;

2) высочайший расцвет ________________ как в духовной, так и в светской музыке;

3) появление выдающихся ________________________ во многих странах Европы;

4) развитие музыкальных _________________, появление инструментальных жанров.

2. Выпиши имена композиторов эпохи Возрождения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назови разновидности светской многоголосной песни:

1) многоголосная песня в Италии ______________________________

2) многоголосная песня во Франции _____________________________

3) «крестьянская песня» ___________________________________

4) «песня толпы» ____________________________________

5) «песня на родном (материнском) языке» _______________________________

4. Соедини стрелочками понятие и его определение:

движение против католической церкви во многих европейских странах в эпоху Возрождения   ●   ● протестантский хорал
молитвы на основе народных напевов, в исполнении которых участвовала вся община   ●   ● месса
главное богослужение католической церкви полифония
способ сочинения музыки, основанный на переплетении самостоятельных мелодических голосов   ●   ● Реформация

 

5. Подпиши названия музыкальных инструментов эпохи Возрождения, которые изображены на картинах:

 
 

 

 


_____________________________

    ______________________________     ______________________________


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: