Алгоритм и пример практического занятия №1
Тема: Определение реакций идеальных связей аналитическим и графическим способом.
Знать: способы сложения двух сил и разложение силы на составляющие, геометрический и аналитический способы определения равнодействующей силы, условия равновесия плоской сходящейся системы сил.
Уметь: определять равнодействующую системы сил, решать задачи на равновесие геометрическим и аналитическим способом, рационально выбирая координатные оси.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1
Указывают точку, равновесие которой рассматривается.
Ø В задачах такой точкой является центр тяжести тела или точки пересечения всех стержней и нитей.
Ø 2 Прикладывают к рассматриваемой точке активные силы.
Активными силами являются собственный вес тела или вес груза, которые направлены к центру тяжести земли. При наличии блока вес груза действует на рассматриваемую точку вдоль нити. Направление действия этой силы устанавливается из чертежа. Вес тела принято обозначать G
Мысленно отбрасывают связи, заменяя их действия реакциями связей.
Ø При замене связей реакциями следует помнить, что реакция плоскости направлена по нормали (перпендикуляру)к ней в точке контакта, а реакции стержня и нити – по их осям. Реакцию нити и стержня принято называть усилиями.
Выбираем положение прямоугольной системы координат
Ø Начало координат совмещают с точкой, равновесие которой рассматривается.
5 Составляют уравнения равновесия вида: ΣFx = 0; ΣFу = 0
Ø Напомним, что проекцией силы на ось является произведение модуля (величины) этой силы на косинус угла между направлением силы и направлением оси. Если угол между направлениями силы и оси острый, то перед величиной проекции ставится знак «плюс», т.е. сила и ось направлены в одну сторону, если они направлены в противоположные стороны, то ставится знак «минус».
|
Выполняем проверку решения
Ø Аналитическим или графическим способом.
Пример 1
Фонарь весом 80 Н подвешен на кронштейне АВС, укреплённом на вертикальной стене (рис. 2-а). Определить усилия возникшие в горизонтальном стержне СВ и наклонной тяге АВ после подвески фонаря, если СВ=1м и АВ= 1,2м. Соединения в точках А, В и С – шарнирные.
|
Дано: АВ-1,2м
СВ=1 м
G=80Н
Определить: RA, RB.
Рассматриваем равновесие шарнира В.
2 Освобождаем шарнир В от связей и изображаем дейс
твующие на него активные силы и реакции связей
(рис.2-б).
2-б У 3 Выбираем систему координат и составляем уравнение
RA для системы сил, действующих на шарнир В
α β ΣF Х = 0 - RА cos α – RС = 0 (1)
RС Х ΣF У = 0 RА cos β - G = 0 (2)
G 4. Определяем реакции стержней, решая уравнения (1) и
(2).
Из уравнения (2): RА = G / cos β
По теореме Пифагора находим АС: АС = √АВ2 –ВС2 = √1,22 –12 = 0,664 м.
cos β = 0,664 / 1,2, тогда RА = (80 · 1,2) / 0,664 = 144,5 Н
Из уравнения (1): - RС = RА cos α; RС = 144,5 · (1/ 1,2) = - 120,5 Н
Знак минус перед значением RС указывает на то, что направление реакции в
противоположную сторону, т. е. к шарниру В.
5.Правильность полученных результатов можно проверить, решая задачу графически.
|
Для решения задачи графическим способом выбирают масштаб (например 1:20) и строят кронштейн АВС. Для чего из произвольной точки С (рис. 2-в) проводим горизонтальную и вертикальную линии. На горизонтальной линии отложим отрезок СВ= (1м=1000мм/20)=50 мм. При помощи циркуля из точки В отложим отрезок АВ=60 мм. Построенный треугольник АВС изображает в масштабе данный в условии задачи кронштейн. (2-в)
|
отрезком ВД=20 мм.
Значит масштаб построения для сил: М = G / ВД = 80 Н / 20 мм = 4 Н/мм (4 Н в 1 мм). Благодаря тому, что в точках А, В и С кронштейна соединения шарнирные, стержни, находясь под действием веса фонаря, либо сжимаются, либо растягиваются. Иными словами, искомые усилия действуют вдоль стержней.
Изобразим направление действия искомых сил линиями Аа и Сс, пересекающимися в точке В – точка приложения к кронштейну веса фонаря. Из точки Д (конца вектора G) проводим прямые ДМ параллельно Аа. В получившемся параллелограмме ВМДL стороны ВМ и ВL изображают силы RА и RС , действующие соответственно на тягу АВ и стержень ВС. При помощи масштабной линейки измерим отрезки ВМ и ВL: ВМ = 36 мм, ВL = 30 мм
Следовательно:
RА = МF · ВМ = 4 Н/ мм · 36 мм = 144 Н
RС = МF · В L = 4 Н/ мм · 30 мм = 120 Н
Графическое решение подтверждает правильность первого решения.
Ответ: RА = 144 Н, RС = 120 Н.
Примечание: Если при решении реакция связи окажется отрицательной, значит, вектор силы направлен в противоположную сторону.
|
Цель: Научиться определять вероятные направления реакций связей.
Рисунок: | Дано: _______________________________________ ________________________________________ ________________________________________ Определить усилия в стержнях: _______________________________________ _______________________________________ |
Расчётная схема: | 1 Выбираем объект, равновесие которого рассматриваем: точка___________________ 2 Освобождаем объект от связей и прикладываем к рассматриваемому объекту равновесия все активные ______________________________________и реактивные силы_______________________ _______________________________________ |
3 Проанализируем, полученную систему сил. Тело находится в равновесии под действием плоской системы сходящихся сил (линии их действия пересекаются в центре) - точка_____ 4Выбираем систему координат - проводим оси «Х» и «У» 5 Составляем уравнения равновесия вида: ΣFx = 0____________________________________________________________ ΣFу = 0___________________________________________________________ |
Решение уравнений:_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решив полученную систему уравнений, определяем усилия в стержнях (нитях).
6 Правильность полученных результатов можно проверить, решая задачу графически: Выбираем масштаб М __________________, строим замкнутый многоугольник.
Проверяем графическое построение по теореме синусов: _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ |
Графическое решение подтверждает правильность аналитического решения задачи.
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1.Какое движение является простейшим?__________________________________
__________________________________________________________________________________
2.Что называется материальной точкой?____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Что называется системой? ______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какое действие производят силы на реальные тела?_________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какую систему сил образуют две силы, линии действия которых перекрещиваются?_______________________________________________________
_______________________________________________________________________
6.Чему станет эквивалентна система сил, если к ней добавить уравновешивающую силу?__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. При каком способе графического определения равнодействующей двух сил приходится выполнять меньшее число построений?__________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Почему силы действия и противодействия не могут взаимно уравновешиваться?______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. К чему приложена реакция опоры?_______________________________________
_______________________________________________________________________
10. В каком случае задача на равновесие плоской системы сходящихся сил является статически определимой?_________________________________________
_______________________________________________________________________