плести – самая древняя форма




по дисциплине

«Современный русский язык»

по кредитной технологии обучения

для студентов 3 курса специальности

5В050400 «Журналистика»

 

ПАВЛОДАР 2015

 

 

Автор: и.о. доцента Кривенко Г.А. ________

 

Департамент «Журналистика и филология»

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине «Современный русский язык»

для студентов специальности «5В050400 «Журналистика»

для очной формы обучения

на базе общего среднего образования

 

Данные о преподавателе:

Ф.И.О. преподавателя Время и место проведения Контактная информация
Лекции Практика
Кривенко Галина Анатольевна, к.филол.н., и.о.доцента департамента «Журналистика и филология» Корпус 4 аудитории по расписанию Корпус 4 аудитории по расписанию Департамент «Журналистика и филология» кабинет 429 (корпус 4) 340464, внутр. 131. Время консультации: согласно графику консультаций

 

Разработан на основании Государственного общеобязательного стандарта высшего образования, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23.08.2012, № 1080 и

каталога элективных дисциплин 2015 года

 

 

Рассмотрен на заседании департамента «Журналистика и филология»

Протокол № 1 от 27.08.2015 г.

 

Директор департамента «Журналистика и филология»

к.филол.н., и.о. профессора ___________ Г.А. Хамитова

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………4

 

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………4

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ……………………………………………………………………………6

 

Лекционное занятие № 1………..……………………………………............................................12

Лекционное занятие № 2….……………………………………………………………………….17

Лекционное занятие № 3………………………………..…………………………………………22

Лекционное занятие № 4……….……………………………………………………………….…28

Лекционное занятие № 5……….……………………………………………………………….…32

Лекционное занятие № 6 ……………………………………….……….………………………...34

Лекционное занятие № 7…………………………………………………………………………..49

Лекционное занятие № 8…………………………………………………………………………..54

Лекционное занятие № 9……………………………………………………………………..……57

Лекционное занятие № 10…………………………………………..……………………………..71

Лекционное занятие № 11…………………………………………..……………………………..74

Лекционное занятие № 12…………………………………………..……………………………..75

Лекционное занятие № 13…………………………..……………………………………………..76

Лекционное занятие № 14…………………………………………………………………………85

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общая тематика

Курс «Современный русский язык» опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения русского языка в общеобразовательной средней школе. В системе подготовки студентов специальности «Журналистика» курс «Современный русский язык» входит в компонент по выбору базовых дисциплин и является одним из основных курсов в системе подготовки студентов гуманитарного факультета. Данная дисциплина предполагает описание всех уровней языка в наиболее устойчивой научной интерпретации, которая отражает в первую очередь лингвистические традиции и в то же время пополняется устоявшимися и получившими общее признание новыми взглядами, представляющими более полное и глубокое понимание языка. Требования, которые предъявляются к привлекаемым лингвистическим теориям, являются требования фундаментальности, обоснованности и прикладной ценности.

Основные цели и задачи

ЦЕЛЬ КУРСА: описание системы современного русского литературного языка в наиболее устойчивой научной интерпретации, отражающей как лингвистические традиции, так и общепризнанные новые взгляды, представляющие наиболее полное и глубокое понимание языка и его функционирования.

ЗАДАЧИ КУРСА:

- предоставление студентам научных знаний о фонетической, лексической, морфологической, синтаксической системе современного русского литературного языка и ее функционировании;

- описание языковых единиц и категорий современного русского литературного языка с позиций системно-структурного и функционального подходов;

- вооружение студентов теорией словообразования, в непроти­воречивой форме раскрывающей единство языка и речи, словообразовательной системы и словообразовательных (номинативных) процессов, системно-структурного и функционального аспектов деривации;

- углубление научных знаний о грамматических классах (частях речи), их грамматических категориях, системах форм слов и правил их словоизмене­ния;

- описание основных синтаксических единиц, компонентов синтаксиче­ских единиц и категорий синтаксиса с позиций структурно-семантического и функционального подходов;

- расширение и углубление знаний лингвистического понятийно-терминологического аппарата;

- формирование научного лингвистического мировоззрения;

- совершенствование культуры устной и письменной речи студентов.

Перечень изучаемых тем

Современный русский язык как предмет научного изучения. Функциональгые стили русского языка. Вопрос о «происхождении» русского литературного языка и периодизации его истории. Стилистические особенности современного русского языка. Предмет фонетики как науки о звуковых средствах языка. Звуки русского языка и аспекты их изучения. Основные тенденции в развитии и становлении фонетической системы русского языка. Основные понятия лексической семантики. Лексико-семантическая парадигматика. Функционально-социальная характеристика лексики русского языка. Фразеология современного русского языка. Фразеологическая трансформация. Лексикография. Морфемика современного русского языка. Словообразование. Морфология как грамматическое учение о форме слова. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное и местоимение. Глагол. Наречие и категория состояния. Служебные части речи. Модальные слова и междометия. Синтаксис современного русского языка. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Синтаксис простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Типы односоставных предложений. Осложненные предложения. Синтаксис сложного предложения.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознанаия. – М., 2006.

2. Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.Ч. 2 / Под ред. Дибровой Е.И. (3-е изд., стер.) – М., 2009.

3. Современный русский язык. – М., 2009.

4. Современный русский язык./Под ред. П.А. Леканта. – М., 2009.

 

 

Дополнительная:

1. Вараксин Л.А. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. Сборник упражнений. – М.: Флинта, 2010.

2. Вараксин Л.А. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. Сборник упражнений. – М.: Флинта, 2010.

3. Ганиев Ж. В. Современный русский язык: Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2012.

4. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. Учебное пособие 3-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта, 2011.

5. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль. Учебное пособие - М.: Флинта, 2011.

6. Рахманова Л.В. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология. Учебник 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010.

7. Розенталь Д.Э. Современный русский язык 11-е изд. – М.: АЙРИС-пресс, 2010.

8. Русская грамматика АН СССР: В 2 т. – Т. 1. /Гл. ред. НЛО. Шведо­ва. – М., 1980.

9. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2009.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Аббревиатура - сложносокращенное слово, результат аббревиации.

Аббревиация - образование сложносокращенных слов на базе произвольного усечения компонентов исходного (производящего) словосочетания. См. Модели аббревиации.

Авторизация – квалификативная категория модуса, выражающая отношение говорящего к информации (пропозиции) с точки зрения источника информации: говорящий («своё») – другой источник («чужое»).

Адвербиализация - разновидность морфолого-синтаксического способа словообразования: создание новых слов путем перевода в разряд наречий слов других частей речи или отдельных словоформ. См. Неморфологические способы словообразования.

Адъективация - разновидность морфолого-синтаксического способа словообразования: создание новых слов путем перевода в разряд прилагательных отдельных слов или словоформ других частей речи.. См. Неморфологические способы словообразования.

Аккомодация (от лат. accomodatio обление, прилаживание) изменение артикуляции гласных звуков под влиянием предшествующего или (и) последующего согласного звука.

Актуализация – категория модуса, заключающаяся в соотнесении сообщаемого с действительностью, проявляющаяся в частных категориях модальности, персонализации, временной локализации и пространственной локализации.

Актуальное членение – членение высказывания на два компонента, содержащих информацию двух типов: менее важную, предопределенную контекстом (тема) и наиболее важную, обычно новую (рема).

Акустическая классификация звуков (акустика звука) - описание звуков речи по параметрам соответствующих этим звукам колебаний воздуха (спектральным параметрам).

Акустическая составляющая звука (от греч. akustikos слуховой) - воспринимаемые на слух физические параметры звуковой волны. Акустически звук речи представляет собой колебательные движения, передаваемые воздушной средой. Физические параметры звуковой волны могут быть измерены. Они коррелируют с воспринимаемыми на слух свойствами звука. Он может быть высоким и низким (тон, высота голоса), сильным и слабым (громкость, сила звука), высокого тембра и низкого и т.д. Например, [а] - низкий, сильный звук.

Акустические параметры (от греч. akustikos слуховой) - физические свойства звуковой волны, относящиеся к слуховому восприятию, например, акустическая сторона звуков речи. Акустически звук речи представляет собой колебательные движения, передаваемые воздушной средой. Он может быть высоким и низким (тон, высота голоса), сильным и слабым (громкость, сила звука), высокого тембра и низкого и т.д. Например, [а] - низкий, сильный звук.

Алломорфы морфемы - разновидности одной морфемы, обладающие тождественным значением, фонематической близостью и не могущие заменять друг друга в окружении одних и тех же морфов в пределах одного и того же слова. Ср. Варианты морфемы.

Аллофон (от греч. allos иной, другой и phone звук) - звук, который в потоке речи изменил какие-то свои характеристики под влиянием окружающих звуков.

Аналитизм – проявление аналитических особенностей языка в морфологии (образование аналитических, составных форм: сослагательное наклонение, аналитические формы компаратива и др.) и в синтаксисе (составное сказуемое, выражение членов предложения нечленимыми сочетаниями).

Анафорическая функция – функция указательных местоимений, повторов, состоящая в отсылке к известному денотату.

Антитеза – противопоставление.

Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) – это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения.

Аппозитивные отношения (лат. appositio – приложение) – отношения между двумя существительными, обозначающими один и тот же денотат.

Артикуляторный фокус звука - основное место образования звука в артикуляторном тракте (место наибольшей напряженности в артикуляторном тракте при производстве звука). Является одной из характеристик согласных звуков как звуков достаточно компактных по артикуляторным движениям.

Артикуляционные характеристики (признаки) звука - характеристики, обусловленные работой органов речи. Для русских гласных - это подъем, ряд, лабиализация, для согласных - глухость и звонкость, место и способ образования, твердость и мягкость.

Артикуляция (от лат. articulatio, articulare членораздельно выговаривать) - движение органов речи. Каждый звук речи имеет свои артикуляционные характеристики и поэтому отличается от других звуков.

Архаизмам – названия существующих в настоящее время предметов и явлений, по каким-либо причинам вытесненные другими словами, принадлежащими к активному лексическому запасу.

Асемантическая часть слова - часть слова, выделяющаяся в его составе наряду с морфемами, но не выражающая никакого значения (см. Интерфикс, Тематический суффикс непроизводной глагольной основы, Унификс).

Асемантический союз – союз, не выражающий отношения, а только выполняющий функцию связи.

Ассимиляция (от лат. ad к и simulo, simulavi, simulatum уподоблять, притворяться) - уподобление согласных звуков друг другу в пределах одного фонетического слова, например, отца [ац:`а]. Первоначальной причиной ассимиляции является артикуляционная близость соседних звуков, в результате которой артикуляционные характеристики одного из них распространяются и на другой (ассимиляция по глухости/звонкости, твердости/мягкости, месту образования, способу образования). Различают ассимиляцию регрессивную - когда предшествующий звук уподобляется последующему (сдать [здат']) и прогрессивную - когда последующий звук уподобляется предыдущему (редкое явление в русском языке).

Атрибутивные отношения – определительные отношения: предмет и его признак, действие и его признак, признак и степень его проявления.

Аффикс - служебная морфема, выражающая грамматическое и/или словообразовательное значение.

Аффиксоид - 1. Корневая морфема, приобретающая в составе сложного производного слова признаки аффиксальной морфемы: регулярность, закрепленную позицию в слове, ослабленность лексического значения. 2. Значимая часть заимствованного слова, которая в языке-источнике является корневой морфемой. В русском языке не может выступать в качестве самостоятельного корня, является связанным компонентом сложных слов (ср. -фил, -навт, гидро-, аэро-, аква- и др.).

Аффриката от лат. Affricata - притёртая. Согласные звуки, которые имеют сложную, неоднородную во времени, артикуляторную природу: при их производстве единый комплекс артикуляторных движений объединяет фазы смычки, размыкания смычки и щель, характерную для щелевых согласных. Поэтому аффрикаты иногда называют также смычно-фрикативными согласными.

Боковой (латеральный) звук - один из типов согласных по способу образования, артикуляционная характеристика звука. При образовании такого звука передняя часть языка плотно прижата к нёбу, но воздушная струя не преодолевает преграду, а свободно выходит через опущенные боковые края языка. Так образуются звуки [л], [л'].

Буква - единица алфавита, минимальный значимый графический знак, служащий для обозначения на письме звуков, сочетаний звуков (например, я в слове яма [j`ама]).

Валентность синтаксическая – способность знаменательного слова сочетаться с определенным кругом распространяющих его форм.

Валентность семантическая – способность семантического предиката иметь при себе определенное количество актантов.

Вариант произношения (или произносительный, фонетический вариант) - различия в звучании слов и словосочетаний, которые определяются разным произнесением звуков, разным звуковым составом (фортепьяно / фортепиано), изменением места ударения или комбинацией этих типов различий. Те или иные варианты произношения могут не выходить за рамки орфоэпической нормы (до [жд'] ик / до [ж':] ик) или за пределы литературного языка.

Варианты морфемы - разновидности одной морфемы, обладающие тождественным значением, фонематической близостью и могущие заменять друг друга в окружении одних и тех же морфов в пределах одного и того же слова. Ср. Алломорфы морфемы.

Веляризация (велярный согласный) от лат. Velum - завеса. Вид дополнительной артикуляции, когда задняя часть спинки языка сближается с мягким нёбом. Эта конфигурация артикуляторного тракта характерна для заднеязычных согласных, поэтому их иногда называют велярными согласными. В результате веляризации согласные (не заднеязычные) приобретают специфическую тембральную окраску.

Вербоцентрическая теория – теория простого предложения, разработанная французским лингвистом Л. Теньером. Основой данной теории является признание центрального положения в предложении глагола-предиката. Все остальные компоненты предложения, актанты, сирконстанты, подчинены глаголу-предикату.

Верификативное высказвание – высказывание, в котором устанавливается достоверность-недостоверность информации.

Верификация – установление достоверности.

Вершина словообразовательного гнезда - исходное корневое слово для всех производных данного словообразовательного гнезда.

Взрыв - воспринимаемый человеком толчок воздуха, который образуется при очень быстром, практически мгновенном раскрытии смычки. Характерен для произнесения смычно-взрывных согласных звуков.

Внутренняя форма - признак, положенный в основу наименования. Способы выражения внутренней формы определяют вид мотивированности слова: фонетической, словообразовательной (морфологи-ческой), семантической. Внутренняя форма является носителем мотивационного значения. См. Мотивационное значение.

Вокативное предложение –односоставное предложение с главным членом – существительным в именительном падеже, имеющим значение обращения с оценочным значением: одобрение, неодобрение, упрек и др. Например: Эх, Петя, Петя!

Восполняющие отношения – отношения между информативно недостаточным словом и его распространителем; то же, что комплетивные отношения.

Временная локализация – актуализация ситуации относительно времени.

Высказывание – единица коммуникативного синтаксиса; предложение, выражающее определенную коммуникативную цель: констатация, вопрос, побуждение, желание; с выраженной актуальной информацией (см. актуальное членение).

Генитивное предложение – односоставное предложение с главным членом - существительным в родительном падеже: Воды! Скальпель!

Гиперфонема - абстрактный звук языка, реально представленный в речи одним или несколькими позиционно чередующимися вариантами, которые не позволяют однозначно соотнести его с каким-либо из звуков фонетической системы языка. Гиперфонемой считается звук, который следует за согласным [с] в словах собака, собаковод.

Глайд (от англ. glide скольжение) в русской фонетике - звучание, возникающее на промежуточном участке перехода от согласного звука к гласному.

Голос - воспринимаемые ухом акустические колебания, которые образуются в артикуляторном тракте.

Градационные отношения – отношения неравноправия, различия по степени проявления: от меньшего к большему или от большего к меньшему.

Грамматическая категория – система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями

Грамматическая форма – языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное (стандартное) выражение.

Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение

Графика - часть теории письма, которая определяет, как передаются на письме единицы языка во всех случаях, независимо от того, в каких словах или морфемах они находятся. Элементарная единица письма - буква в ее наиболее типическом, повсеместном для данного языка употреблении. Все множество элементарных единиц письма - букв - составляет алфавит.

Губная артикуляция - один из типов артикуляции согласных. При образовании губного звука преграда на пути воздушной струи создается при помощи губ.

Двунаправленная связь – двойное подчинение, т.е. подчинение словоформы одновременно двум компонентам предложения (см. doplněk).

Декорреляция - диахронное изменение, при котором морфемная структура основы внешне остается неизменной, но меняется соотношение производного с производящим.

Дериват - производное слово, результат деривации.

Деривация - 1. Процесс образования новых слов; 2. Раздел науки о языке, изучающий процессы образования новых слов. То же, что дериватология.

Деривация – образование слов из морфем, синтаксических единиц из словоформ.

Десуффиксация - разновидность обратного словообразования, заключающаяся в создании производного слова путем отсечения суффикса в производящем слове. См. Обратное словообразование.

Детерминант – распространитель предложения с обстоятельственным или субъектно-объектным значением.

Детерминантная связь – связь в сложноподчиненном предложении, при которой придаточной относится ко всему главному предложению.

Дизъюнкция - взаимоисключение, выбор.

Диктальный вопрос – вопрос, направленный на установление объективной информации.

Диссимиляция - от лат. dissimilis - непохожий. Расподобление двух или более звуков, находящихся в пределах одного слова.

Дифференциальный признак - такой артикуляторный или акустический признак фонемы, который позволяет отличить противопоставленные фонемы друг от друга.

Долгота, длительность звучания (количественная характеристика) звука - время звучания звука.

Дрожащий звук (вибрант) один из типов согласных по способу образования, артикуляционная характеристика звука. При образовании такого звука воздушная струя встречает препятствие-вибратор в виде дрожащего кончика языка, один или несколько раз слегка прикасающегося к нёбу. Так образуются звуки [р], [р'].

Жаргон – социальная разновидность речи, используемая узким кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе.

Заимствование, иноязычные языковые элементы - элементы языка, которые вошли в него из других языков. Могут заимствоваться звуки (например, звук [ф] вошел в русский язык вместе с заимствованными из греческого языка словами Федор, фонарь и т.д.), морфемы (суффикс - ист пришел в русский язык со словами типа социалист, а затем стал активно участвовать в образовании новых слов, например, пофигист и т.д.), лексика: слова (монумент - из латинского, штрих - из немецкого, абажур - из французского), словосочетания и фразы (например, хэппи энд, се ля ви и т.п.).

Залог – это категория, образуемая противопоставлением таких рядов морфологических форм, значения которых отличаются друг от друга разным представлением одного и того же соотношения между семантическим субъектом, действием и семантическим объектом.

Замещение - диахронноеизменениев морфемной структуре слова, выражающееся в замене исходной корневой морфемы другой на основе случайных звуковых и семантических аналогий. То же, что народная этимология.

Звук речи - минимальная, неделимая единица звучащей речи.

Звучащая речь (слитная речь) - конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму. В звучащей речи выделяются интонационно неделимые единицы (синтагмы), ритмические единицы (фонетические слова), произносительные единицы (слоги) и минимальные единицы (звуки). Большой вклад в исследование русской звучащей речи внес Л.В. Щерба.

Идиоматичность словообразовательного значения - невыводимостьлексическогозначенияслова из значений составляющих егоморфем.

Изолирующие языки – аморфные языки, для которых характерно отсутствие словоизменения, грамматически значимый порядок слов, слабая противопоставленность знаменательных и служебных слов. Напр., китайский язык, языки Юго-Восточной Азии.

Иллокутивная цель – прагматическое значение речевого акта: констатация, просьба, приказ, желание и др.

Именительный представления (именительный темы) – непредикативный компонент, выраженный именительным падежом и обозначающий тему дальнейшего сообщения: Образование…Сколько проблем с ним связано!

Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

Имя числительное – часть речи, обозначающая количество предметов и порядок их при счете и выражающая эти значения в грамматических категориях падежа, от части рода.

Инверсия – обратный порядок слов: сказуемое – подлежащее, существительное – прилагательное, существительное с объектным значением – глагол и др.

Индикатив – реальное синтаксическое наклонение; то же что изъявительное наклонение.

Интегральный признак - такой артикуляторный или акустический признак фонемы, который не участвует в противопоставлении ее другим фонемам.

Интерфикс - лишенная значения структурная часть слова в виде отдельного звука или звукосочетания, располагающаяся между основой и словообразовательной или грамматической морфемой и служащая формальным средством их соединения.

Интонационная конструкция – интонационный тип, характеризующийся определенным соотношением тона в синтагме: предцентр, центр постцентр.

Интонация - характеристика звучащей речи, которая создается такими речевыми средствами, как тон (высота голоса), темп речи, ее интенсивность (громкость), а также тембр. Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная); модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения); выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.); указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация).

Интонология – раздел фонетики, изучающий интонацию.

Ирреальное наклонение – синтаксическое наклонение, выражающее нереальность: побуждение, возможность, желательность и др.

Историзмы – названия исчезнувших предметов, явлений, понятий.

Категория вида - это система противопоставленных друг другу рядов форм глаголов, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы сов. вида), и ряда форм глаголов, не обладающих признаком ограниченного пределом целостного действия (глаголы несов. вида). Ограничение действия пределом означает ограничение действия абстрактным внутренним пределом, представляющим действие как целостный акт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости.

Категория рода существительного – это несловоизменительная синтагматически выявляемая морфологическая категория, выражающаяся в способности существительного в формах ед. ч. относиться избирательно к родовым формам согласуемой (в сказуемом – координируемой) с ним словоформы: письменный стол, большое дерево … Морфологическая категория рода выявляется в формах ед.ч., однако она принадлежит существительному как слову в целом, во всей системе его форм.

Каузатор – субъект, вызывающий действие другого субъекта. Например: Я прошу вас проверить эту работу.

Качественная редукция - вид редукции, изменение качества гласного звука в безударных слогах, т.е. потеря им характерных артикуляционных признаков. В результате такой редукции звуки перестают различаться (лиса [л'ис`а] - леса [л'ис`а]) и утрачивают смыслоразличительную функцию. Качественной редукции противопоставляется количественная редукция.

Качество звука - те характеристики звука, которые делают его единственным, уникальным среди других звуков.

Коартикуляция (от лат. coarticulare артикулировать совместно) - производство артикуляторных движений, необходимых для порождения нескольких подряд идущих звуков одновременно.

Количество звука - характеристика звука по его длительности.

Коммуникативно-прагматическая функция – выражение отношения говорящего к содержанию высказывания, к адресату. Средствами коммуникативно-прагматических значений являются частицы, вводно-модальные слова, повторы, интонация и др.

Комплетивные отношения – восполняющие отношения.

Компьютерный синтез речи - специальные компьютерные программно-аппаратные средства, которые позволяют производить звучащую речь.

Конкретизатор – служебное слово, употребляющееся в сочетании с союзом и уточняющее синтаксическое отношение: и даже, или даже, и поэтому, но все-таки, но только, а ведь, а значит и др.

Конституирующий – определяющий, обязательный.

Конфикс - словообразовательный формант, состоящий из двух, реже трех аффиксов (префикса и суффикса, префикса и постфикса, префикса, суффикса и постфикса), одновременно присоединяемых к производящей основе.

Конфиксальный способ словообразования - создание новогослова с помощью конфикса. См. Конфикс.

Конъюнкция – соединение.

Корень слова - структурно-семантическое ядро слова, заключающее в себе основную часть лексического значения. По грамматической (частеречной) семантике различают корни с предметностным, процессуальным, признаковым, количественным значением.

Корреляция от позднелат. correlatio - соотношение. Взаимное соответствие, взаимосвязь и взаимообусловленность каких-либо элементов. Корреляция выступает основным системообразующим фактором для языковой системы, обусловливает ее открытость и целостность.

Лабиализация (от лат. labrum губа) - активная работа губ при произнесении гласного звука. Форма губ и их движения влияют на качество звука. На этом основано деление гласных звуков на лабиализованные, или огубленные ([о], [у]), и нелабиализованные, или неогубленные ([а], [е] [ы], [и]).

Лексика – совокупность слов как обозначений предметов, явлений и понятий, образующая словарный состав данного языка.

Лексико-грамматические разряды – это такие подклассы данной части речи, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слов выражать те или иные морфологические значения или вступать в противопоставления в пределах морфологических категорий.

Лексикография (гp. lexikon - словарь + grapho - пишу) – раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

Лексико-семантические архаизмы - слова, утратившие отдельные значения.

Лексико-семантические диалектизмы – слова, обладающие в диалекте необычным значением.

Лексико-семантический способ словообразования - неморфологический способ создания нового слова, при котором основным словообразовательным средством является изменение лексического значения производящего слова в результате распада многозначности.

Лексико-синтаксический способ словообразования - неморфологический способсоздания нового слова в результате лексикализации словосочетания. Показателями производности являются: слитное написание, закрепленный порядок следования компонентов в составе деривата, одно основное ударение.

Лексико-словообразовательные архаизмы – слова, у которых устарели отдельные словообразовательные элементы.

Лексико-фонетические архаизмы – слова, у которых устарело их фонетическое оформление, претерпевшее в процессе исторического развития языка некоторые изменения.

Лексические диалектизмы – слова, известные только носителям диалекта и за его пределами не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов.

Ментальный глагол – глагол со значением речемыслительной деятельности.

Местоимение – слово, указывающее на лицо, предмет или признак, но не называющее их.

Местоимение-существительное – это часть речи, указывающая на предмет и выражающая значение указания в морфологических категориях падежа (последовательно), числа и рода (непоследовательно).

Метатекстовая функция – выражение метатекста, то есть комментария говорящим собственного текста. Создается различными метатекстовыми выражениями и словами: как уже говорилось, перейдем к следующему вопросу, не ошибусь, если скажу, иначе говоря, во- первых…во-вторых, кстати и др.

Метафора (гp. metaphora - перенос) – это перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков.

Метонимия (гр. metonymia - переименование) – это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности.

Минимальные пары слов - пары слов, которые различаются благодаря только одному фонетическому признаку одного из составляющих слово звуков.

Множественность (неединственность) мотивации - соотносительность основы производного слова с несколькими производящими в соответствии с наличием в языке равновероятных возможностей образования соответствующего деривата (ср. невесело от весело и невеселый).

Модальность. Объективная М. – отношение содержания высказывания к действительности с точки зрения реальности-нереальности. Выражается грамматическими средствами: наклонениями глагола, независимым инфинитивом в инфинитивных предложениях, грамматическими частицами (бы, хоть бы, только бы, лишь бы, пусть и др.). Субъективная М. – отношение говорящего к содержанию высказывания: достоверность-недостоверность, оценочность, интенсивность и др. Выражается вводно-модальными словами, частицами, лексическим повтором, интонацией и др. средствами.

Модальный вопрос – вопрос, направленный на установление истинности.

Модели аббревиации - разновидности аббревиатур по способу их создания и произнесения: буквенная, звуковая, слоговая, смешанная.

Модификационный словообразовательный тип - схема образования производных слов, при которой словообразовательный формант не изменяет категориально-грамматической (частеречной) принадлежности производящего слова.

Модус – характеристика высказывания в семантическом аспекте. М. противопоставлен диктуму – интерпретация говорящим объективной информации. Основные категории модуса – актуализация и квалификация, каждая из которых подразделяется на частные категории.

Монопредикативная единица - синтаксическая единица, содержащая одну предикативность (простое предложение).

Монопропозитивная единица - синтаксическая единица, содержащая одну пропозицию.

Моносубъектная конструкция – синтаксическая конструкция с одним субъектом- подлежащим и двумя или несколькими предикатами-сказуемыми, связанными сочинительной или подчинительной связью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: