Статуя Зевса Олимпийского.




 

История статуи Зевса началась в 776 году до нашей эры, когда впервые в Храм, построенный в его честь, прибыли участники Олимпийских игр со всей округи – из Малой Азии, Сирии, Сицилии, Египта, и, конечно, Эллады. Первое Святилище возвели на западном побережье Греции примерно в 150 км. от Афин. Игры проводились также раз в четыре года, как и сейчас. Соревнования были призваны объединить разрозненные города-государства Древней Эллады, поэтому священное перемирие объявлялось на все время Олимпиады.

Шли годы, столетия - Игры обретали все большее политическое значение, поэтому правителями было решено построить новый Храм, богаче и выше, чем прежний.

Строительство продолжалось более 15 лет и, вот, в 456 году до нашей эры явился Свету прекраснейший из Домов Зевса, спроектированный архитектором Либоном. Новый храм по внешнему виду был весьма похож на другие знаменитые греческие Святилища – Храм Артемиды в Эфесе и Парфенон в Афинах.

Храм Зевса возвели на прямоугольной высокой платформе, тринадцать огромных каменных колонн поддерживали крышу, а всего столбов было 34. Каждый из них имел высоту в 10 метров и диаметр в 2 метра. На фронтонах располагались большие скульптурные композиции (барельефы), которые изображали 12 подвигов Геракла. Отделка Святилища производилась мрамором. Массивные двери-ворота изготовили из бронзы, они так же в высоту равнялись 10 метрам.Не смотря на помпезность и богатый декор, жрецы все же считали Храм не достойным Верховного Божества - не хватало самого хозяина Дома, громовержца Зевса. Было принято решение пригласить из Афин прославленного скульптора Фидия, что бы тот сотворил нечто из ряда вон выходящее, невиданное - мастер оправдал возложенные на него надежды и создал Статую Зевса. Весть о ней тут же облетела античный мир, и шедевр нарекли одним из Чудес Света.

Почему же именно Фидию была доверена великая миссия? Сейчас ответить на это вопрос однозначно затруднительно, но все же, предпосылки для этого были. В первую очередь, мастер имел хорошую репутацию, слыл честным человеком, а во-вторых, уже обрел известность после того, как создал статую Афины для храма в Парфеноне и ряд других композиций для наружного убранства Святилища. Говорят, высота главной статуи была равна сорок шагам!

Фидий приехал в Олимпию примерно в 440 году до нашей эры. Для начала он велел построить мастерскую немного к западу от самого Храма. Он распорядился, что бы ее размеры в точности соответствовали площади и высоте Святилища. В помощники он взял двоих подмастерьев, их работа заключалась лишь в уборке мусора – всю работу мастер вел сам. Никто не видел что творил Фидий, спрятавшись за пурпурным занавесом – он строго охранял свой покой и не допускал посторонних в помещение, где ваял и созидал величайшее из Чудес.

Основным материалом для статуи служила слоновая кость. Фидий изводил поставщиков сырья, очень придирчиво отбирая только самое лучшее, не имеющее никаких изъянов. Кроме слоновой кости для отделки статуи требовалось золото и драгоценные каменья. Их доставляли под строгой охраной, непосредственно в руки скульптора. Всего Зевс «забрал» более 200 кг. этого «желтого металла». Скульптор применял особую технику, которую разработал сам несколько лет тому назад, она заключалась в том, что бы на деревянный каркас наслаивать листы металла и слоновой кости. Существует предположение, что Фидий в мастерской вырезал лишь части статуи, а сборка происходила непосредственно в самом храме, иначе транспортировка такой громадины была бы весьма затруднительна. Размеры статуи по описанию очевидцев впечатляли – 13 метров в высоту (а по некоторым данным 17 метров), кроме того Зевс находился на возвышении высотой, примерно, в 1 метр и шириной в 6.5 метров. В итоге скульптура божества соответствовала размерам 4-х этажного здания.

Долгожданное открытие статуи свершилось в 435 году до Рождества Христова. До сих пор остается загадкой, как смог мастер в точности рассчитать размеры скульптуры – так, что бы она в высоту практически касалась потолка, но при этом не задевала его. Удивительно, но статуя казалась даже больше, чем была на самом деле! В любом случае, Фидий добился потрясающего эффекта присутствия – Зевс подавлял, заставлял ощущать чувство животного страха и боголепного трепета. Самые впечатлительные паломники падали ниц, и долго не могли поднять головы, боясь ощутить на себе взгляд Божества.

На самом деле, «живые» глаза Зевса были не что иное как хитроумная уловка, придуманная все тем же Фидием. У подножья статуи он распорядился устроить бассейн, в который наливалась вода, а затем оливковое масло. Свет из открытых дверей падал на поверхность бассейна, а затем отражался от, почти черной, маслянистой глади снопом окутывая лицо и плечи Зевса. Сама статуя постоянно смазывалась елеем (оливковым маслом) – это делалось для того, что бы слоновая кость не покрылась трещинами. От блестящего, лоснящегося лица Божества исходило сияние, а глаза «метали молнии».

Древний историк Павсаний оставил довольно четкое описание статуи. Итак, Бог восседал на троне, который был изготовлен из кедрового и черного дерева, а также отделан золотом. Престол украшала резьба, изображавшая сюжеты, прославлявшие Громовержца, героев мифов и богов греческого пантеона. На ножках гигантского кресла были вырезаны четыре изображения богини победы Ники. Кроме того, трон инкрустировали слоновой костью и драгоценными каменьями.

Саму фигуру Зевса Фидий выполнил из золота и слоновой кости. Борода, волосы, накидка и сандалии Зевса были золотыми, на голове красовался оливковый венок. По пояс обнаженное тело, лицо, руки и ноги сотворены из отшлифованной до блеска слоновой кости высочайшего качества. В правой руке громовержец держал статую богини Ники, в левой скипетр, украшенный драгоценными металлами. На верхушке скипетра восседал орел, который был вырезан из слоновой кости в натуральную величину – он символизировал господство Зевса над всем сущим. Ноги Зевса опирались на скамеечку, стоявшую подле трона, ее охраняли два золотых льва.

Статуе часто подносили дары, которые навешивались прямо на трон или на фигуру Громовержца.

Храм Зевса был богато украшен снаружи, внутри же, по сравнению с другими храмами, царил аскетизм – Фидий задумал сконцентрировать внимание посетителей на статуе Зевса, и это ему удалось - на фоне практически пустого зала огромная и помпезная фигура Божества смотрелась очень эффектно.

История «кончины» Статуи Зевса Олимпийского не менее интересна, чем ее рождение. Для того времени, зыбкого и лихого, шедевр прожил довольно долгую жизнь. Еще в первой половине IV века нашей эры Зевс председательствовал на Олимпийских играх, но вот к власти пришел Феодосий I, Римский Император, который уже успел принять к тому времени христианство. Правителю были не по нраву языческие игрища греков, и он запретил проводить Олимпиаду – в итоге в 392 году храм закрыли. Спросите, какое право имел римлянин вторгаться в дела эллинцев? Дело в том, что в эти годы Греция уже вошла в состав могучей Римской Империи, поэтому была вынуждена подчиниться.

Однако что же случалось с Зевсом после закрытия храма? Исторические свидетельства носят путаный характер – согласно некоторым источникам статую еще в 363 году перевезли в Константинополь, где она украсила греческий храм; по другим данным - статуя выжила после разграбления и разрушения Храма в Олимпии и только после этого ее транспортировали в Константинополь. В любом случае, свой конец Четвертое Чудо Света нашло на чужбине. Статуя Зевса погибла при пожаре, поскольку ее каркас был сделан из дерева, она попросту сгорела – вот так печально оборвалась жизнь исполина. Точная дата исчезновения с лица земли Зевса Олимпийского не известна, мнения на этот счет опять-таки расходятся, предположительно это произошло то ли 425, то ли в 463 или вовсе в 476 г. н. э.

Храм Артемиды Эфесской.

 

Афинский архитектор Пхилон описывал храм Артемиды так: «Я видел стены и Висячие Сады Вавилона, Статую Зевса на Олимпе, Колосса Родосского и гробницы Фараонов, но когда я увидел храм в Эфесе, возвышающийся до облаков, то понял, что все прочие чудеса померкли в его тени».

Храм Артемиды был расположен около древнего города Эфеса, приблизительно в 50-километрах к югу от современного портового города Измир в Турции.Место для строительства святилища Артемиды было выбрано не случайно, поскольку еще в Бронзовом веке оно использовалось для ритуальных целей. В ходе раскопок археологом Дэвидом Джорджем Хогартом были найдены остатки нескольких храмов в слоях, лежащих последовательно друг над другом.

Первое святилище для Богини Артемиды было построено примерно в VIII веке до Рождества Христова на болотах вблизи Эфесской реки. Считается, что к его строительству причастны амазонки, которые населяли эту местность в то время. Сооружение возвели в честь Богини охоты, целомудренности и плодородия - Артемиды, известной также под именем Дианы в Древнем Риме. Артемида весьма почиталась греками. В Эфесской мифологии богиню изображали в виде многогрудой девы, что символизировало плодородие. Гречанки молились Ей о ниспослании ребеночка, а земледельцы – о богатом урожае.

Этот храм был разрушен в ходе наводнения, которое случилось в VII веке, но уже в следующем столетии его восстановлением занимался архитектор Харсефрон. Для формирования фундамента участок болотистой земли был поднят на 2 метра по сравнению с предыдущим основанием, для того что бы избежать затопления. К слову, болотистая местность была выбрана не случайно. Харсефрон считал, что мягкая подушка водянистой почвы послужит хорошим амортизатором при землетрясении, которые были частым явлением в эфесской области.
При жизни Харсефрона построены колоннада и стены, а завершили проект его сын Метаген и зодчие Деметрий и Пеонит. Сооружение из дерева и камня было отделано мрамором. В то время городская казна имела достаточно средств на взведение могучего здания, поскольку Эфес переживал период расцвета. Храм Артемиды богато украшался за счет граждан и паломников. Бронзовые статуи, отлитые Фидием, Кресилусом, и Поликлетисом являлись далеко не единственным украшением храма, сохранились упоминания о золотой и серебряной отделке интерьера. Сведений о других элементах декора, к сожалению, не сохранилось. Не очень точные данные остались в истории касательно главной статуи Богини Артемиды. Большинство авторов склоняется к тому, что статуя была сотворена из золота и слоновой кости. Есть мнение и о том, что в отделке было использовано благородное черное дерево. Возможно, эти свидетельства относятся к разным эпохам – ведь, храм восстанавливался неоднократно.

В 550 году до Рождества Христова Эфес и другие города Малой Азии захватил лидийский царь-завоеватель Крез. Храм вновь подвергся частичному разрушению. Однако Крез оказался щедрым победителем и отдал приказ восстановить Святилище во всем великолепии.

В истории сохранилось имя архитектора, его звали Теодорус. По его плану был построен храм высотой в 300 футов и длиной в 150. Площадь вокруг была в четыре раза больше самого строения. Более 100 колонн поддерживали массивную крышу.Это сооружение было поднято еще на 2.4 метра по сравнению с предыдущим, что и было обнаружено впоследствии, в ходе раскопок. Новый храм был гордостью земли Эфесской вплоть до 21 июля 356 года до Рождества Христова, когда подвергся разрушению от рук Герострата.

История гибели величайшего архитектурного творения печальна, поучительна, но вместе с тем, и интересна. Итак, будущий поджигатель Герострат, был родом из Эфеса. Молодой человек всеми силами пытался увековечить свое имя в истории и не нашел ничего лучшего, кроме как совершить акт вандализма - сожжение Великого Храма Артемиды. Горожане были необычайно возмущены этим поступком, и власти издали указ, согласно которому, имя злоумышленника должно быть предано забвению. Отчасти Герострат достиг успеха, его имя, действительно, вспоминают спустя тысячелетия, однако оно стало нарицательным, олицетворяя безумные акты вандализма.

Не смотря на полное уничтожение святыни, неунывающие эфессцы начали строительство нового Святилища. На этот раз под руководством Скопаса из Пароса, который являлся одним из самых известных скульпторов того времени. Храм возвели в той же болотистой местности, что и предыдущие строения. Для подготовки почвы было уложено несколько слоев древесного угля, а верх застелен овечьими рунами.
Этот храм был полностью построен из мрамора – невиданная роскошь! 36 колонн в нижней своей части были украшены резными фигурами. В Святилище размещались различные произведения искусства, в том числе четыре бронзовые статую женщин Амазонок. Плиний писал об этом новом Храме – длина его 425 футов (1 фут = 30 см.), а ширина 225. Некоторые из 127 колонн достигают 60 футов в высоту. По сравнению с Парфеноном, развалины которого стоят по сей день в Афинах, Храм Артемиды выглядел гораздо более внушительным, эксперты предполагают, строительство нового Храма Артемиды Эфесской, по словам Плиния, заняло в общей сложности более 60 лет.

Известно, что когда Александр Македонский пришел в Эфес в 333 году до нашей эры храм был еще в стадии строительства. Полководец изъявил желание финансировать завершение возведения, только в том случае, если его имя будет вырезано на стенах храма. Согласно другим источника Александр Македонский все же спонсировал постройку храма, и только благодаря нему он возвысился во всем величии, превзойдя по красоте и пафосности многие другие сооружения той эпохи.

Воссозданный вновь Храм Артемиды был, пожалуй, самым великолепным из всех существовавших до него вариантов. Он просуществовал несколько столетий и был местом паломничества тысяч путешественников и верующих приезжающих посмотреть на чудо чудное со всех концов света. Вокруг храма был организован рынок, на котором продавались различные товары, в том числе, и сувенирная продукция - храмы Артемиды в миниатюре.

Вообще в те годы Храм был не только местом для молитв и подношений. Но и деловым, и финансовым центром. Интересна история Апостола Павла, который прибыл в Эфес в 57 году после Рождества Христова с целью обращения греков в христианство. Он выступал против поклонения идолам, в том числе и Артемиде. Заметим, что христиане в конечном итоге, все же повлияли на судьбу Храма. В 262-263 году нашей эры Святилище разграбили готы. В это время Эфес переживал упадок и не устоял перед натиском врага. Позже римский император Константин восстановил большую часть Эфеса, но Храм Артемиды возрождать отказался, потому что к тому времени уже принял христианство и не был заинтересован в распространении на территории Империи язычества. Город постепенно пришел в полный упадок. В период правления Римского Императора Феодосия Великого Храм Артемиды закрыли окончательно в 391-392 гг.. Храм был разобран, облицовка содрана и использована в качестве строительного и отделочного материала, скульптуры и статуи разрушены и стерты в порошок.

Сегодня развалины Святилища практически полностью поглощены болотом, лишь одна отреставрированная колона горделиво возвышается, напоминая потомкам о некогда величественном шедевре античности под названием Храм Артемиды Эфесской.

 

Мавзолей в Галикарнасе.

Прежде, чем вести рассказ о Мавзолее, в котором был захоронен Мавсол, следует немного углубиться в историю и поведать ряд интересных фактов.

Во времена правления Мавсола, Кария уже являлась колонией персидской Империи. В 377 году он сменил на троне отца – Гекатомна из Миласа. Мавсол был женат на своей родной сестре Артемисии. В наше время это кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только, среди карийских правителей, но и римских.

Брат и сестра (муж и жена) управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по словам современников очень любила Мавсола, впрочем, как и он ее. Царь не отстранял супругу от государственных дел, хотя бесспорно, лидирующая роль принадлежала в этом тандеме ему.

Галикарнас во времена Мавсола стал столицей провинции – и одним из красивейших городов региона. Правитель обожал все греческое, поэтому обустраивал Карию по образу и подобию элиннских поселений. Поданные, впрочем, как и царь, говорили на греческом языке, на монетах были выгравированы греческие надписи, а сам Мавсол применял на практике некоторые принципы демократического управления

Мавсол и Артемисия тратили колоссальные суммы на обустройство города. Средства поступали в казну в виде налогов. Галикарнас украшали статуи, строения и храмы, многие из которых были отделаны мрамором. В центре города незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей. Строительство возглавляла любимая жена Мавсола. Она не считалась с издержками и бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе свет не видывал. Царица хотела показать миру, насколько богата их семья, возможно, именно тщеславие двигало Артемисией, а вовсе не любовь, однако, истинные мотивы от нас скрыло время.

История создания.

Строительство гробницы было начато еще при жизни царя Карийскго, ориентировочно в 353 году до н.э. и длилось не менее трех лет. К проектированию Мавзолея привлекли знаменитых греческих архитекторов Сатира и Пифея, а в роли скульпторов выступали Скопас, Леохар, Тимофей, Бриаксид. Кстати, Скопас участвовал в отделке второго Храма Артемиды в Эфесе (к слову, еще одного Чуда Света античного времени), восстанавливаемого после пожара. В строительстве Мавзолея Артемисия задействовала сотни мастеров, чьи имена, к сожалению, не дошли до наших дней.

Усыпальницу планировалось установить на холме в центре города. Мавзолей представлял собой архитектурный комплекс со своим внутренним двором, в центре него была возведена каменная платформа (иначе называемая птерон). К вершине птерона вела широкая лестница, по бокам ее охраняли каменные львы. Внешние стены Гробницы украшали статуи богов и богинь, а по углам сооружения «расставили» каменных стражей-воинов, которые несли бессменный караул.

Плиний Старший свидетельствовал, что общая протяженность птерона была никак не меньше 440 футов, в высоту же платформа достигала 20 метров. На платформе находилась пирамидальная структура, которая в высоту почти равнялась основанию, к верху, она, как и положено пирамиде, сужалась. Стены гробницы украшали барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии. Пирамидальную крышу гробницы подпирали 36 7-ми метровых колонн, по 9 на каждой из сторон. Между колоннами были установлены статуи.

Мраморная квадрига венчала пирамиду. Квадрига – это каменная колесница, запряжная четырьмя массивными лошадьми, также вырезанными из мрамора. Роль возниц отводилась, естественно, статуям, изображавшим Мавсола и его супругу Артемисию. Высота скульптурной композиции составляла 6 метров.

Мавзолей обладал колоссальными по тем временам размерами - занимал площадь в 5000 м. кв. и имел высоту 46 метров от основания до вершины. В архитектуре гробницы явно пролеживались азиатские, восточные черты. Об этом говорит и пирамидальная, сужающаяся крыша, и массивное квадратное основание, отделанное плитами мрамора, отполированными до блеска. Красота Мавзолея заключалась не только в интересном архитектурном решении, но и в богатой отделке. Кроме того, над каждой из сторон четырехугольной усыпальницы трудился «свой» скульптор – что не могло не сказаться на целостности восприятия здания. Конечно, Мавзолей оформлялся в едином стиле, но авторский почерк, так или иначе, прослеживался.

Камера погребения находилась на первом этаже – в основании. Она, как и саркофаг, была изготовлена из белого алебастра и украшена золотом. Второй этаж напоминал по своему строению греческий храм, использовался, скорее всего, для жертвоприношений.

Мавзолей стоял в непосредственной близости от храмов греческим богам. По тем временам было удивительным, что гробница царя земного по убранству и внешнему виду гораздо превосходила святилища правителей небесных. Возможно, именно это несоответствие привлекало внимание современников к Геликарнасскому Мавзолею, оно же и послужило поводом для занесения усыпальницы в список Семи Чудес Света античного мира.

Мавзолей был еще не достроен, когда в 353 году д.н.э. скончался Мавсол. По кирийскому обычаю труп правителя кремировали. Часть праха, убитая горем вдова, приказала смешать с ароматическими веществами и водой, а затем выпила, надеясь таким образом воссоединиться с духом умершего мужа. Артемисия сменила на троне супруга и правила еще 2 года, пока смерть от тоски (либо болезней) не настигла ее. Тело царицы также было сожжено, а затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями. Существует версия о том, что и тогда гробница была достроена не до конца, отделочные работы завершились лишь в 350 году до Рождества Христова. Исторические источники путаются в датах, да это и понятно, слишком много воды с тех пор утекло.

Разрушение.

Что же случилось с гробницей, и какая участь постигла город Галикарнас? Мавзолей простоял много веков. Он пережил и завоевание города Александром Македонским в 334 году до н.э., и нападение пиратов в начале первого тысячелетия нашей эры. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного города в небольшое прибрежное поселение. Маволей, не смотря на это, продолжал простираться над руинами, горделиво, помпезно как и раньше. Шестнадцать столетий памятник тщеславия и любви восхищал взоры завоевателей и обывателей. Редкий путешественник не заезжал в бывшую столицу Карии, чтобы воочию увидеть одно из Чудес Света.

В начале XV века в Малую Азию прибыли крестоносцы, рыцари мальтийского ордена. Они немало поспособствовали уничтожению Мавзолея. Мраморные плиты и камни воины растащили, использовав их для отделки замка-крепости Св. Петра. Форт был возведен на том самом месте, где некогда возвышался дворец Мавсола и Артемисии. Впрочем, не только люди были безжалостны к Гробнице – время и природные катаклизмы привели к тому, что уж к концу шестнадцатого столетия от усыпальницы осталось лишь основание.

В начале XVI века Мавзолей был осквернен, а золотые чаши с прахом Артемисии и Мавсола исчезли. При этом крестоносцы обвиняли в святотатстве местных жителей-мусульман, хотя возможно в разграблении принимали участие и воины мальтийского ордена. Так или иначе, нашли погребальные камеры именно крестоносцы. Однако вопрос остается – были ли они первыми, кто вошел в недра святая святых? Согласно археологическим данным, полученным в ходе раскопок, проходящих на территории Мавзолея в 60-ых годах XX века, обнаружились некие секретные поземные ходы, пролегавшие под гробницей. Их, видимо, вырыли грабители, причем задолго до появления в Бодруме (бывшем Галикарнасе) крестоносцев. Вандалам был не нужен прах царей – их гораздо больше интересовали драгоценности и золото.

Сохранилось даже описание обстановки и убранства внутренних зал Мавзолея, которое было записано со слов воинов-рыцарей, побывавших внутри. Насколько оно правдиво, сейчас трудно сказать, но, все же, это лучше, чем ничего.
Итак, крестоносцам приказали разбирать кладку Мавзолея для того, что бы строительный материал использовать для укрепления крепости. Постепенно они добрались до мраморной залы, которая была поистине великолепна! Мраморные колонны, стены и потолки, декорированные барельефами, изящные карнизы - украшали это четырехугольное, внушительных размеров помещение.

Следующая зала, обнаруженная «стройотрядом» была гораздо меньше предыдущей. Именно там люди увидели мраморный надгробный памятник и урну, которая очевидно хранила прах царей. Однако, далее «исследователи» не смогли продолжить изыскания, поскольку были призваны в лагерь. На следующий день они нашли уже разоренную могилу, а также следы варварского расхищения погребальной камеры.

Колосс Родосский.

История начинается.

"Рождению" Колосса Родосского предшествовали важные для острова Родоса события. В те давние времена Родос являлся важным экономическим центром античного мира. Он располагался около юго-западного побережья Малой Азии, там, где Эгейское море граничит со Средиземным.

В 357 году до н. э. остров завоевал царь Мавсол,затем Родос в 340 году до н.э. попал под персидское владычество, и, наконец, в 332 году до н.э. его покорил Александр Македонский.

Когда Александр умер от лихорадки, его полководцы начали междоусобицу, стремясь унаследовать огромную империю. В итоге, трое из них - Птолемей, Селевк и Антигон, - поделили между собой владения, некогда принадлежащие Македонскому. В этой борьбе родосцы были на стороне Птолемея (который уже правил Египтом). Это вызвало ярость Антигона, и он отправил своего сына Деметрия захватить и разрушить столицу мятежного Родоса.

Война была долгой и кровопролитной. Деметрий собрал армию из 40 тысяч воинов. При этом количество солдат значительно превышало численность населения острова.

Город-порт защищала прочная, высокая стена, поэтому противнику пришлось применить осадные передвижные башни. Осадные башни - это сооружение из дерева на колесах, основанием которому служила прямоугольная башня, нередко снабженная катапультами. Пока часть воинов с помощью ряда осадных башен атаковала город с суши, Деметрий решил напасть со стороны моря, используя для этого осадную башню-гигант, которую установил на шести кораблях, связанных попарно. Однако воспользоваться ей не удалось - сооружение было опрокинуто и разбито внезапно налетевшим ураганом. Таким образом, в этой битве победа осталась за родоссцами.

Деметрий соорудил вторую, не менее грандиозную осадную башню. Она была снабжена множеством катапульт, ее покрывали шкуры и деревянные щиты, призванные уберечь от стрел противника солдат, находившихся внутри этой осадной машины.

Когда Деметрий атаковал город, осажденные остановили эту громаду, вылив огромное количество грязи и нечистот с наружной стороны городских стен. В них-то башня и завязла, причем намертво.

Тем временем к острову прибыл боевой флот из Египта, посланный Птолемеем, и Деметрий поспешно отступил, бросив множество осадных сооружений, в том числе и башню-гигант, на поле боя.

 

Появление на свет Колосса.

Чтобы увековечить память о своей победе, родосцы решили возвести огромную статую покровителя города - бога солнца Гелиоса, который считался также и создателем этой благословенной земли. Легенда гласит, что Гелиос из пучин морских вынес Родос на своих руках.

На строительство статуи пошли средства, вырученные от реализации осадных машин, брошенных незадачливым полководцем Деметрием и его войсками, кроме того, были расплавлены бронзовые детали тех гигантских башен - полученного металла как раз хватило для скульптуры.

Согласно историку Плинию, жившему спустя семь веков после сооружения Колосса, работа над статуей началась в 304 году до н.э., и длилась 12 лет. Было решено установить Колосса на искусственном холме, который был насыпан у входа в гавань. Статую окружала земляная насыпь, которая росла вместе со скульптурой. Харес преследовал две цели, сооружая эту преграду. Во-первых, до-поры до времени статуя была скрыта от глаз любопытствующих, а во-вторых, насыпь служила своеобразной платформой, позволяющей работникам осуществить каждый последующий этап сборки.

Часто Колосса на картинах изображают, стоящим прямо над входом в гавань наподобие арки - с широко расставленными ногами. Рисуют даже корабли, якобы проплывавшие под этим сводом, тем не менее, статуя находилась на одном берегу. Кроме того, можно лицезреть огромную чашу в руке у Гелиоса, в которой пылает огонь. Правдивы ли эти изображения и каков Колосс был на самом деле?

В высоту статуя достигала 110 футов, при этом она стояла на высоком постаменте, который на 50 футов возносился над землей. Скульптура была выполнена в традиционном греческом стиле: обнаженный юноша, с венцом в форме расходящихся лучей солнца на голове, всматривавшийся вдаль. Правой рукой он прикрывал глаза, а левой - придерживал ниспадающее одеяние. Однако же никто из древних не упоминал о том, что статуя божества стоит прямо над гаванью, в такой странной позе - ведь это было бы оскорблением древнегреческого бога. К тому же, она бы могла преградить большим кораблям вход в гавань. Устойчивость гиганта в таком случае также берется под сомнение. Кроме того, руки гиганта также были согнуты, хотя изначально Гелиос изображался с простертой к солнцу дланью, для Колосса было сделано исключение - такое положение частей тела относительно друг друга привело бы к нарушению баланса. В основе статуи находились три гигантские каменные колонны, на которых базировалась сама скульптура. Колосс Родосский был сделан из бронзовых пластин, укрепленных на железной основе. По свидетельству Пилона Византийского, на статую ушло 15 тонн бронзы и 9 тонн железа. Железный каркас крепился к колоннам, а сверху его покрывали бронзовые пластины, каждая из которых тщательно подгонялась. Существует версия о том, что Колосс был лишь покрыт бронзой, а большей частью состоял из глины, которая была "налеплена" на стальной каркас. Скорее всего, теория о глиняной "начинке" вполне правдива, поскольку трудно себе представить, как могла статуя такого формата выдержать свой собственный вес, будь она целиком изготовлена из металла.

Создателем этого монумента стал Харес из Линда, родосский скульптор и патриот, также участвовавший в защите осажденного города. Он и прежде работал над гигантскими скульптурами, поскольку являлся учеником Лисиппа, который изваял более 1500 скульптур, в том числе и знаменитую гигантскую бронзовую статую Геракла.

 

Бытие Колосса и кончина.

 

Колосс Родосский гордо возвышался над гаванью в течение 56 лет. Каждое утро, лучи восходящего солнца, отражались в полированных бронзовых пластинах, покрывающих статую, заставляли ослепительно сиять фигуру бога. Путешественники и купцы, подплывающие к Родосу, сначала видели статую, горделиво "парящую" над островом, а потом, только их взору открывалась красивейшая гавань.

Сильное землетрясение, разрушившее Родос и повлекшее за собой массовые человеческие жертвы, повалило и статую. Гиганта подвели глиняные ноги, которые переломились в коленях и огромная масса рухнула. Расколотый на части, Колосс пролежал около гавани семьсот лет. В том случае, если бы статуя располагалась подобно арке, то при падении она неизбежно закрыла вход в порт для кораблей, однако этого не произошло. Вот еще одна причина, заставляющая усомниться в правдивости древних рисунков.

Рассказывают, что правитель Египта предложил свою помощь в восстановлении Колосса, но родосцы ответили отказом. Они боялись, что это вызовет гнев бога Гелиоса, который однажды уже поверг статую наземь, наслав на них землетрясение.

В VII веке н.э. арабы, завоевавшие Родос, раскололи бронзовые части Колосса на более мелкие и продали купцам-арабам, после, обломки попали в руки к еврейским богачам из Сирии. В предании говорится: для того чтобы вывезти "останки" скульптуры, понадобилось 900 верблюдов! Печальный конец для такого удивительного произведения искусства...

 

 

Александрийский маяк.

Предыстория.

История маяка связана с основанием города Александрия, который появился в 332 году до н.э. благодаря знаменитому завоевателю из Македонии - Александру Великому.

Александр Македонский весьма тщательно выбирал место для будущего города. Вместо того чтобы возвести его в дельте Нила, он определил район поселения на 20 миль южнее, чтобы воды великой реки не забили илом и песком городскую гавань. Александрия имела сразу две отличные гавани. Одна из них принимала суда, идущие по реке Нил, а вторая предназначалась для торговых кораблей, прибывающих со стороны Средиземного моря.

Вскоре после этого, в 323 году до н.э. Александр умер, и город перешел во владение нового властителя Египта - Птолемея I Сотера. Во времена его правления Александрия превратилась в богатый и процветающий город-порт, которому не хватало лишь собственного символа, а также заметного берегового ориентира, указывающего торговым кораблям путь в устье городской гавани. Тогда в 290 году до н.э. правитель Птолемей I. приказал как можно быстрее возвести на небольшом островке Фарос маяк.

Фарос находился близ побережья Александрии - с материком его соединяла огромная искусственная перемычка (дамба), которая одновременно являлась частью городской гавани. Побережье Египта отличается однообразием ландшафта - в нем преобладают равнины и низменности, и морякам для успешного плаванья всегда требовался дополнительный ориентир: сигнальный огонь перед входом в гавань Александрии. Таким образом, функция строения на Фаросе была определена с самого начала.

Строительство маяка.

Создал маяк архитектор Сострат из Книдии. Гордый своим творением, он захотел оставить свое имя на фундаменте сооружении, однако Птолемей II, унаследовавший престол после своего отца Птолемея Сотера, запретил ему совершить этот вольный поступок. Фараон желал, чтобы на камнях было выбито только его царственное имя, и чтобы именно его почитали как создателя Александрийского маяка. Сострат, будучи умным человеком, не стал спорить, а просто нашел способ обойти приказ владыки. Сначала он выбил на каменной стене такую надпись: "Сострат, сын Дексифона, книдиец, посвятил богам-спасителям за здравие мореплавателей!", после чего покрыл ее слоем штукатурки, а сверху написал имя Птолемея. Минули века, и штукатурка покрылась трещинами и осыпалась, открыв миру имя истинного строителя маяка.
Строительство затянулось на 20 лет, но в итоге Александрийский маяк стал самым первым в мире маяком, и самым высоким строением древнего мира, не считая Великих пирамид в Гизе. Вскоре весть о Чуде разлетелось по всему свету и маяк стали называть по имени острова Фаросским или просто - Фаросом.

 

Описание Александрийского маяка.

 

В X столетии было составлено два подробных описания Александрийского маяка: путешественниками Идриси и Юсуфом эль-Шаих. Согласно им высота здания равнялась 300 локтям, при переводе на современные параметры, высота маяка колеблется от 450 до 600 футов.

Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений такого типа - тонких одиночных башен, а скорее, напоминал футуристический небоскреб. Он представлял собой трехэтажную (трехъярусную) башню, чьи стены были сложены из мраморных глыб, скрепленных раствором с примесью свинца.

Высота первого этажа превышала 200 футов, а длина - 100 футов. Таким образом, самый нижний ярус маяка напоминал массивный параллелепипед. Внутри, вдоль его стен, проходил наклонный въезд, по которому могла взобраться наверх повозка, запряженная лошадью.

Второй ярус выстроили в форме восьмиугольной башни, а верхний этаж маяка напоминал цилиндр, увенчанный куполом, опиравшимся на колонны. Вершину купола украшала огромная статуя бога Посейдона - повелителя морей. На площадке под ним всегда горел огонь. Говорят, что с кораблей можно было увидеть свет этого маяка на расстоянии 35 миль (56 км).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: