ОСТРАЯ ОБСТРУКЦИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
Наиболее частые состояния у детей, сопровождаемые явлениями обструкции ВДП:
- Инородное тело дыхательных путей.
- Стенозирующий ларинготрахеит.
Инородное тело в дыхательных путях
Основные симптомы:
Аспирация в гортань и трахею: внезапное начала во время игры или еды.
Приступ удушья с удлинённым вдохом, цианоз лица, периодически сильный может быть лающий кашель.
Инородное тело бронхов: чаще не сопровождается выраженными проявлениями стеноза
Бледность, приступообразный неэффективный кашель. Может быть экспираторная одышка, свистящее дыхание.
При любом варианте возможно кровохарканье.
Тактика оказания помощи:
Если ребёнок в сознании
1.Успокоить ребёнка, предложить не сдерживать кашель
При отсутствии сознания и дыхания
1. Вызвать «скорую помощь».
2. Применить прием удаления инородного тела соответственно возрасту ребёнка.
Внимание! Будьте аккуратны и не протолкните инородное тело в дыхательные пути.
Приёмы у детей до года:
1) Уложить ребёнка животом на предплечье левой руки лицом вниз, ребром ладони правой руки нанести 5 толчков между лопатками.
Проверить наличие инородного предмета в ротовой полости.
2) Если первый вариант не дал эффекта, ребёнка поместить на колени лицом вниз (голова ребёнка должна находится ниже туловища), произвести 5 толчков в грудную клетку на уровне нижней трети грудины (не нажимать на живот)
Проверить ротовую полость, если инородное тело видно – извлечь.
3) Если обструкция не устранена, вновь повторить приёмы до прибытия бригады «скорой помощи».
Приёмы у детей старше года:
Если ребёнок в сознании: выполнить приём Хаймлиха
|
(находясь сзади сидящего или стоящего ребёнка, обхватить его руками вокруг талии, надавливать на живот между пупком и мечевидным отросткам и производить несколько резких толчков вверх с интервалом примерно 3 сек).
Если ребёнок без сознания: ребёнок лежит на боку, левую руку положить на эпигастральную область и кулаком правой наносить короткие повторные толчки (5 раз), под углом 45 гр. в сторону диафрагмы.
Осмотреть ротовую полость и если инородное тело видно – извлечь его.
Внимание! Из-за риска усугубления обструкции пальцевое удаление инородного тела вслепую противопоказано!
Инородное тело носа
Чаще бывает у детей раннего возраста
Основные симптомы:
-затруднённое носовое дыхание, чаще одной половины носа.
-возможно кровотечение.
Тактика оказания помощи:
1. Успокоить ребёнка
2. Закапать в нос сосудосуживающее средство (нафтизин, галазолин)
3. Высморкать обтурированную половину носа
4. Если инородное тело извлечь не удалось - обращение в ЛОР-отделение лечебного учреждения.
Примечание:
Если инородное тело в переднем отделе носа хорошо видимо, можно захватит его пинцетом или зажимом.
Внимание: категорически запрещено захватывать инородное тело округлой формы.
Инородное тело уха.
Чаще бывает у детей раннего возраста при игре с мелкими предметами.
Может быть попадание живого насекомого.
Тактика оказания помощи:
1. Пинцетом удаляются инородные тела только удлинённой формы, хорошо видимые в наружном слуховом проходе.
|
2. При попадании насекомых - влить в наружный слуховой проход 8-10 капель подогретого масла (подсолнечного, вазелинового)
3. Обратиться в ЛОР-отделение лечебного учреждения.
Внимание: категорически запрещено захватывать инородное тело округлой формы и пытаться его удалить самостоятельно
Острый стенозирующий ларинготрахеит.
Чаще возникает у детей раннего возраста - с 6 мес до 3 лет с отягощённым аллергологическим анамнезом. Ведущая причина - вирусная, реже вирусно - бактериальная (ОРВИ, корь, ветряная оспа).
Основные симптомы:
- внезапное начало, чаще ночью.
-грубый «лающий кашель»
-осиплость голоса
-шумное дыхание с затруднённым вдохом.
- тяжесть состояния зависит от степени стеноза, может нарастать
беспокойство, бледность, инспираторная одышка и цианоз, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания.
Тактика оказания помощи:
1. Успокоить ребёнка
2. Вызвать «скорую помощь»
3. Доступ свежего воздуха (по возможности увлажнённого)
4. Тёплое дробное щелочное питьё (минеральная вода без газа, тёплый чай) каждые 5-10мин.
5. Тёплые ножные и ручные ванночки, если нет повышения температуры, (вода 37,5 градусов постепенно повышая до 40°)
6. Ингаляции 0,025% р-ра нафтизина, длительностью до 5 минут.
7. При невозможности ингаляции (нет ингалятора, повысилась температура) введение 0,025% р-ра нафтизина интраназально
8. Контроль состояния ребёнка: исследовать пульс, подсчитать ЧДД, оценить сознание и цвет кожных покровов.
Примечание:
Раствор нафтизина 0,025% вводится интраназально.
|
0,2 мл детям первого года жизни, прибавляя на каждый год по 0,1, но не более 0,5
(для этого рассчитанное количество 0,05%р-р разбавляют водой из расчёта 1,0 мл на год, но не более 5,0 мл.)
Разведённый раствор нафтизина вводят при помощи шприца (без иглы) или пипетки в одну ноздрю ребёнка, обязательно в положении сидя, с запрокинутой головой.
Об эффективности попадания раствора в гортань свидетельствует появление кашля.
Внимание: повторное введение раствора нафтизина допускается не ранее, чем через 8 часов.
ЛИХОРАДКА
Лихорадка — защитно-приспособительная реакция организма, проявляющаяся повышением температуры тела.
Может быть умеренной (38,0-39,0°С), высокой (39,1-41,0°С) и гипертермической (более 41,0 °С).
Основные симптомы:
"Красная" ("теплая") лихорадка: кожные покровы гиперемированы, кожа горячая, может быть влажная, поведение ребенка практически не меняется.
"Бледная" ("холодная") лихорадка: кожные покровы бледные с "мраморным" рисунком, губы и кончики пальцев цианотичные, конечности холодные, озноб, могут отмечаться судороги и бред.
Показания к проведению жаропонижающей терапии:
- во всех случаях высокой лихорадки (39 С)
- при умеренной лихорадке (38 С) у детей с эпилепсией и фебрильными судорогами в анамнезе, с энцефалопатией, хроническими заболеваниями сердца, почек и др.
- при плохой переносимости лихорадки (сильная головная боль, мышечные боли)
- во всех случаях «белой лихорадки»
- при умеренной лихорадке у детей первых трёх лет.
Тактика оказания помощи:
При "красной" лихорадке:
1. Внутрь или ректально парацетамол (доза соответствует возрасту)
2. Детям старше 1 года рекомендуется дать ибупрофен (ибуфен) по возрасту
3. Применить физические методы охлаждения (обтирание ребёнка влажной губкой, смоченной тёплой водой 30-32 С)
4. Холод на область крупных сосудов (подмышечные, паховые), пузырь со льдом на голову
5. Частое дробное прохладное питьё.
6. Если температура тела снизилась – рекомендовать вызвать участкового врача.
7. Если температура тела не снижается, как минимум на 0,5° в течение 30 минут – вызвать «скорую помощь»
При "бледной" лихорадке:
1. Вызов «скорой помощи»
2. Согреть, тепло к ногам.
3. Частое дробное горячее питьё (40°)
Примечание:
1) Аспирин для снижения температуры тела не используется
2) Обтирание начинают сразу после назначения жаропонижающих препаратов. Однократное применение физических мер должно продолжаться не более 30-40 мин
СУДОРОЖНЫЙ СИНДРОМ
Судороги — внезапные приступы непроизвольных сокращений скелетных мышц, часто сопровождаются изменением сознания.
Могут быть локальными и генерализованными (судорожный припадок)
фебрильные судороги возникают при повышении температуры выше 38° (ОРВИ, отит, пневмония и др.) Как правило, у детей первых 5 лет.
аффективно-респираторные судороги могут возникнуть у ребёнка при плаче, испуге, сильной боли.
У детей от 6мес до 3 лет с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.
Во время плача или крика задержка дыхания на вдохе, цианоз кожи и слизистых, возможна потеря сознания и судороги.
гипокальциемические судороги (спазмофилия ) возникают вследствие снижения уровня кальция в крови чаще у детей от 6 мес. до 2 лет (при рахите, а также при заболеваниях, сопровождающихся длительной рвотой и жидким стулом).
Тоническое напряжение мускулатуры лица («рыбий рот»), звучный «петушиный» вдох, может быть тонический спазм кистей и стоп.
судороги при эпилепсии: приступ начинается с крика, затем потеря сознания и судороги, может длиться 15-30 минут, может быть непроизвольное мочеиспускание и дефекация, затем глубокий сон.
.Эпилептический статус - это повторные припадки без полного восстановления сознания, может быть нарушения дыхания, кровообращения и развитие отека головного мозга.
Тактика оказания помощи:
1. Вызвать «скорую помощь».
(кроме аффективно-респираторных судорог и единичного приступа эпилепсии)
2. Уложить, подложить под голову подушку (валик)
3. Предохранять от ушибов голову и конечности.
4. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха
5. После судорог уложить больного набок.
6. Контроль состояния: исследовать пульс, подсчитать ЧДД, оценить сознание, цвет кожных покровов
Внимание: Если больной уснул, будить его запрещено.
Примечание:
1) При аффективно-респираторных судорогах восстановить дыхание при помощи тактильного раздражения - похлопать по щекам, обрызгать лицо холодной водой, изменить положение тела.
2) Во время приступа лекарственные препараты пациенту не давать, зубы не разжимать, не применять жёсткой фиксации головы и конечностей
3) При повторных приступах рекомендовать обратиться к врачу
4) Для определения риска повторения судорог проверить наличие симптомов "судорожной готовности":
- тремор
- симптом — «рука акушера», тоническое сокращение кисти при сдавливании верхней
трети плеча
- кратковременная остановка дыхания на вдохе в ответ на болевой раздражитель