Студента: Харитоновой Юлии Михайловны
(Ф.И.О.)
__________ 12339 ______ группы _____ 4 _______ курс
юриспруденция/уголовно-правовая направления/специальности
заочная формы обучения
Руководитель практики от принимающей организации:
И.о. начальника
ОМВД России по Чулымскому району
подполковник юстиции А.В.Надточеев
Отчет представлен на защиту «15 » января 2015 г.
Оценка отчета «___НЕЗАЧЕТ_______» «_15____»___01_____________ 20_16_ г.
Руководитель от СИ-филиала РАНХиГС: Т.А. Черткова
(Ф.И.О.)
г. Новосибирск 2015г.
Оглавление
Идивидуальное задание на преддипломную практику. 3
Отзыв. 4
Введение. 5
1. Нормативная основа деятельности отдела уголовного розыска отдела МВД России по Чулымскому району ГУ МВД России по Новосибирской области. 7
2. Особенности взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками ОМВД при раскрытии и расследовании умышленных убийств. 9
3. Отрицательные моменты, встречающиеся во взаимодействии отдела уголовного розыска и следователей при раскрытии умышленных убийств. 20
Заключение. 22
Список использованных источников. 24
Дневник прохождения преддипломной практики. 26
Все, что Вы написали в п. 1-3, должно было найти свое отражение в 1 главе отчета. А во второй главе нужно было дать уголовно-правовую характеристику ст. 106 УК РФ (объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону). Потому, что у Вас именно так называется работа, а не о взаимодействии следователя и работников уголовного розыска и отрицательных моментах этой работы. Поэтому Вам нужно дополнить данный Отчет.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
|
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
НА ПРЕДДИПЛОМНУЮ ПРАКТИКУ
Студент _____ Харитонова Юлия Михайловна ____
Ф.И.О.
Группа _12339_ курс__ 4 __направление/ специальность юриспруденция/уголовно-правовая
Руководитель от СИ-филиала РАНХи ГС_ Черткова Т.А.
(Ф.И.О., контактный телефон)
Место прохождения практики:
ОМВД по Чулымскому району ГУ МВД России по Новосибирской области.
(наименование органа или организации, адрес, контактные телефоны)
Руководитель практики от принимающей организации: и.о. начальника ОМВД России по Чулымскому району подполковник юстиции Надточеев А.В.
(Ф.И.О., контактный телефон)
Сроки прохождения практики с 09 ноября 2015 г. по 15 января 2016 г
Содержание задания на практику:
1. Охарактеризовать место прохождения практики
2. Представить анализ взаимодействия следователя и оперативного работника при расследовании убийства.
3.Сформулировать отрицательные моменты, встречающиеся во взаимодействии отдела уголовного розыска и следователей при раскрытии умышленных убийств.
4. Изучить законодательство и научную литературу по теме: уголовно-правовая характеристика убийства матерью новорожденного ребенка.
Руководитель от: СИ-филиала РАНХи ГС Черткова Т.А. (подпись)
(должность, Ф.И.О.)
Введение
Я проходила практику в отделение уголовного розыска О МВД России по Чулымскому району ГУ МВД России по Новосибирской области с 09 ноября 2015 г. по 17 января 2016 г.
|
Руководит отделением уголовного розыска ОМВД России по Чулымскому району подполковник полиции Бабичев Максим Сергеевич. Личный состав отделения уголовного розыска подчиняется и.о начальника Отделения МВД России по Чулымскому району подполковник полиции Надточеев Александр Владимирович, который был руководителем моей преддипломной практики
Цель написания отчета о прохождении преддипломной практики: изучить работуотдела уголовного розыска отдела МВД России по Чулымскому району ГУ МВД России по Новосибирской области.
Задачи:
1. Охарактеризовать место прохождения практики, познакомиться с реальной практической деятельностью ОМВД России по Чулымскому району.
2. Представить анализ взаимодействия следователя и оперативного работника при расследовании убийства.
3. Приобрести опыт самостоятельной работы в служебных коллективах при решении организационных, управленческих, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов, для написания ВКР.
Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. В ходе данной производственной практики, мною были приобретены необходимые навыки, умения и представление о работе в правоохранительных органах, организациях и учреждениях.
За время прохождения производственной практики, я была ознакомлена с деятельностью органов дознания, изучила делопроизводство, ознакомилась с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия органов дознания, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.
|
В практическом аспекте в ходе практики я ознакомилась с деятельностью ОВД и полиции, после знакомства со структурой и отделами управления, была направлена для прохождения практики в отдел дознания.
Участвовала в процессе допроса, осмотра места происшествия, изучала порядок оформления уголовных дел, протоколов и постановлений, а так же, изучала на практике процесс предъявления обвинения, как важной гарантии соблюдения прав человека.
При написании отчета были использованы статистические данные Информационного центра ГУ МВД России по Новосибирской области, материалы, полученные в ходе прохождения преддипломной практики.
1. Нормативная основа деятельности отделения уголовного розыска ОМВД России по Чулымскому району ГУ МВД России по Новосибирской области.
Отделение МВД России (ОМВД) это основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется вышестоящему территориальному УМВД, или напрямую УМВД (ГУ МВД) субъекта федерации, как правило, являются территориальными (ОМВД района, города областного подчинения), осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории. Нормативная основа деятельности отдела уголовного розыска МВД России по Чулымскому району ГУ МВД России по Новосибирской области, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и касающихся в той или иной мере содержания, конкретных субъектов и объектов, условий, средств и пределов осуществления, гарантий законности и других аспектов деятельности полиции.
Основу правовой деятельности составляют положения Конституции Российской Федерации[1] и Федерального закона «О полиции»[2].
Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Также сотрудники отделения уголовного розыска ОМВД России по Чулымскому району ГУ МВД России по Новосибирской области при проведении следственных мероприятий руководствуются такими нормативно-правовыми актами, как:
- Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»[3];
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации[4];
- Уголовный кодекс Российской Федерации[5];
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[6]
и др.
2. Особенности взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками ОМВД при раскрытии и расследовании умышленных убийств.
Расследование уголовных дел по фактам умышленных убийств на территории Чулымского района и г. Чулым осуществляется следователями следственного отдела по г. Чулым следственного управления Следственного Комитета России по Новосибирской области.
Моя производственная практика началась с изучением поступления сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях в дежурную часть. Поступающие сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления, принимаются в любом органе внутренних дел.
Устные и письменные заявления о преступлении или о явке с повинной, которые подаются непосредственно заявителями, должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации должностным лицом, наделенным полномочиями по составлению соответствующих процессуальных документов. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в протоколе принятия устного заявления о преступлении делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписью заявителя.
Регистрация сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется круглосуточно в дежурной части органов внутренних дел непосредственно при их поступлении.
При поступлении в дежурную часть органа внутренних дел заявлений (сообщений) о преступлениях и иной информации оперативный дежурный регистрирует их в Книге учета сообщений о преступлениях (КУС) или в Журнале учета иной информации о правонарушениях (ЖУИ) и принимает меры реагирования в установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами МВД России порядке.
Иная информация о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступления, регистрируются в Журнале учета иной информации о правонарушениях (ЖУИ).
Письменные заявления о преступлениях, протоколы принятия устных заявлений о преступлениях и явке с повинной, рапорта сотрудников полиции об обнаружении ими признаков преступления регистрируются в Книге учета сообщений о преступлениях (КУС) в дежурной части органа внутренних дел. Также в КУС регистрируются заявления, содержащие признаки безвестного исчезновения человека.
Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Если разрешение поступивших сообщений о преступлениях и иной информации не относится к компетенции данного органа внутренних дел или правонарушение совершено на территории обслуживания другого органа внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации передаются по подследственности или в суд (по делам частного обвинения). Заявитель письменно уведомляется о передаче и получении его сообщения о преступлении по подследственности или в суд.
При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на заявлении (протоколе заявления) в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации, в оттиск которого вносится регистрационный номер записи в КУС, дата регистрации, наименование органа внутренних дел, подпись, инициалы и фамилия сотрудника полиции. При личном обращении заявителя одновременно с регистрацией в КУС заявления оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
По результатам рассмотрения заявлений (сообщений) дознавателем или следователем органов внутренних дел принимается одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;- об отказе в возбуждении уголовного дела;
2) о передаче сообщения по подследственности или в суд (по делам частного обвинения).
О принятом решении сообщается заявителю, и разъясняются его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением законности при рассмотрении сообщений о преступлениях и иной информации возлагается на руководителей подразделений органов внутренних дел, сотрудниками которых принято решение по материалам.
С момента регистрации сообщения о преступлении и до направления уголовного дела в суд с обвинительным заключением работа по раскрытию и расследованию убийств, проводится совместно следователем и сотрудниками отдела уголовного розыска ОМВД России по Чулымскому району, осуществляющими оперативное сопровождение уголовного дела. На основании вышесказанного делаю вывод, что от того, как взаимодействуют сотрудники двух силовых структур, зависит качество расследования, оперативность в установлении преступника, его задержании и полнота сбора доказательств, причастности подозреваемого к совершению преступления.
Типичными способами совершения убийств, принято считать: причинение потерпевшему смертельных телесных повреждений различными видами оружия; введение в организм большого количества ядовитых веществ; приведение жертвы в беспомощное состояние либо использование такого состояния для лишения жизни; сбрасывание потерпевшего с высоты, выбрасывание из движущегося транспортного средства и т.п. Выделяются два типа преступников.
Первый - лица, совершившие так называемые бытовые убийства на почве семейных, служебных или житейских конфликтов. Эти деликты обычно характеризуются отсутствием предварительной подготовки и принятия мер к сокрытию самого убийства, его орудий и следов. Нередко их совершают лица, не связанные с преступной средой, а в ряде случаев и положительно характеризующиеся. После убийства они могут явиться с повинной, а на допросах не уклоняются от дачи правдивых показаний и не противодействуют органам следствия.
Вторая категория убийц представляет большую общественную опасность, ибо они посягают на жизнь человека с заранее обдуманным умыслом по тщательно разработанному плану, преследуя корыстные или иные низменные цели. Среди них встречаются рецидивисты, сделавшие своей профессией грабежи, разбойные нападения, убийства, бандитизм и др.;
Хорошо налаженное деловое взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений и экспертами-криминалистами органов внутренних дел является одним из важным условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Известно, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений; поэтому чрезвычайно важно, чтобы эти возможности использовались не разрозненно, а комплексно посредством рационального сочетания соответствующих мер. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в рамках своей компетенции, с помощью своих средств и методов, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных. Правовую основу взаимодействия составляют
· уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;
· приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам организации следственной работы;
· нормативные акты МВД России, в том числе Инструкция по организации
взаимодействия следственных аппаратов с оперативными и экспертно-криминалистическими службами органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений (1989 г.).
Взаимодействие следователя и сотрудников уголовного розыска на первоначальном этапе расследования убийств предполагает:
· комплексный подход к исследованию исходной информации;
· совместный ее анализ;
· выдвижение соответствующих версий;
· начало их проверки процессуальным путем, с параллельным проведением скоординированных с ними оперативно-розыскных мероприятий.
Основными задачами взаимодействия следователей с оперативно-розыскными и экспертно-криминалистическими подразделениями являются:
· раскрытие и расследование преступлений;
· привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба;
· совместная деятельность по розыску преступников;
· пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению.
Полиция, как правило, первой узнает и оповещает следователя о совершенном убийстве. Организационные формы работы отдела полиции способствуют быстрому получению сведений о преступлениях: круглосуточная работа дежурной части, постовая служба и патрулирование, участковая система деятельности, функционирование опорных пунктов охраны общественного порядка, использование общих и специальных каналов связи (телефона, телеграфа, радио, телетайпа), охранной сигнализации; в распоряжении транспорт, который находится в постоянной готовности и может быть предоставлен следователю для немедленного выезда на место происшествия в любое время суток. Сотрудники патрульных нарядов готовы при необходимости пресечь преступление, преодолеть сопротивление, а также при попытке заподозренного к бегству полиция вправе применить меры физического принуждения, специальные средства и огнестрельное оружие.
К ведению отдела уголовного розыска ОМВД России по Чулымскому району относится осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях раскрытия преступлений и, в частности, убийств. Уголовный розыск наряду с гласными приемами работы использует личный сыск, осуществляет сбор информации из негласных источников, применяет оперативную технику, использует специальные учеты. Уголовному розыску, когда это требуется, содействуют и другие подразделения полиции: патрульно-постовая служба, служба участковых уполномоченных, криминалистическая служба, ГИБДД и др. В порядке, установленном ведомственными и межведомственными нормативными актами, уголовный розыск использует также оперативные возможности других органов дознания.
В ходе расследования следователь широко взаимодействует с экспертными учреждениями разных ведомств, судебно-медицинскими и судебно-психиатрическими учреждениями. Иногда следователь обращается к услугам специалистов иных, не экспертных учреждений (искусствоведам, математикам и т. д.). При этом рамки взаимодействия также определены законом. Так, согласно ст. 168 УПК РФ требование следователя о вызове эксперта является обязательным для руководителя предприятия, учреждения или организации, где он работает.
Чаще всего взаимодействие с следователя и оперативными сотрудниками по делам, возбуждаемым при обнаружении трупа, начинается с момента обнаружения трупа с признаками насильственной смерти. В этой ситуации на место происшествия вместе со следователем выезжают эксперты-криминалисты, участковые уполномоченные полиции, оперуполномоченные уголовного розыска. Они осуществляют охранные функции, преследование по горячим следам, прочесывание прилегающих территорий, обходы квартир, домов и т.д. Как правильно отмечают в литературе: «основной задачей органов дознания в описываемых условиях является поиск источников информации об обстоятельствах исследуемого события».
УПК РФ в пп. 4 и 5 ч. 2 ст. 38 наделил следователя правом давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Хотя обязанность принимать оперативно-розыскные меры по смыслу ч. 4 ст. 157 УПК РФ лежит на органе дознания и без поручений следователя до момента установления лица, совершившего преступление, роль поручений крайне важна. Своим поручением следователь корректирует и направляет ОРМ по делу в нужном направлении, контролирует их ход и результаты, а уже после установления подозреваемого обязывает орган дознания продолжать ОРМ, когда это требуется, например, для уточнения мотивов убийства, поиска орудия преступления, места хранения оружия и т.д. Характер и объем поручений могут быть различными.
Если подозреваемый установлен, перед оперативным подразделением может быть поставлена ограниченная задача - например, определить, где находится орудие убийства. В подобных случаях оперативно-розыскные действия носят разовый, эпизодический характер. Встречаются, однако, дела, по которым в начале расследования нет конкретных данных об убийце, а подчас и об убитом, неизвестны мотивы убийства и иные обстоятельства преступления. В таких случаях возникает необходимость в большом, сложном комплексе ОРМ по многим версиям.
Выполнение следственных действий оперативным работником органа дознания по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, осуществляется по отдельному поручению. Следователь Следственного комитета поручает оперативному работнику проведение следственных действий, которые осуществляются по оперативным данным или связаны с административной деятельностью полиции, иногда практикуется поручение проведения отдельных допросов свидетелей и выполнение иных следственных действий при отсутствии у следователя возможности произвести эти действия самостоятельно или принять в них личное участие, при необходимости одновременно произвести ряд следственных действий.
Сотрудники отдела уголовного розыска вправе осуществлять только те следственные действия, проведение которых им поручается. В противном случае доказательства, полученные ими, признаются в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК РФ недопустимыми.
Необходимо отметить, что поручения следователи дают только в письменном виде (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Нарушение этого требования закона приводит к исключению доказательств.
Анализ уголовных дел об убийствах позволяет выявить наиболее эффективные методы взаимодействия в зависимости от конкретной следственной ситуации. Рассмотрим некоторые примеры уголовных дел об убийствах:
· Личность убитого неизвестна, убийца, скрывшийся с места происшествия, также неизвестен.
В данной следственной ситуации совместная работа сотрудников отдела уголовного розыска и следователя идет в основном в двух направлениях: установление личности убитого; установление лица, совершившего преступление. Труп дактилоскопируют и фотографируют по правилам опознавательной фотосъемки. Отпечатки пальцев трупа оперативные работники проверяют по соответствующим дактилоскопическим учетам. Далее сотрудники полиции проводят опрос населения с целью установления личности потерпевшего, выявления свидетелей и очевидцев совершенного убийства («так называемая отработка жилого сектора»). После назначения следователем соответствующих экспертиз (судебно-медицинской, баллистической, дактилоскопической, биологической и др.) сотрудникам полиции можно поручить срочную доставку объектов на экспертизу. В случае обнаружения на месте происшествия оружия, патронов, стреляных гильз, после исследования их экспертным путем оперативным сотрудникам поручается проверка изъятых объектов по Федеральной пулегильзотеке.
Оперативные работники составляют опознавательную карту трупа и заводят розыскное дело. Кроме этого, следователем поручается опознание трупа потерпевшего в морге, выемка одежды потерпевшего из судебно-медицинского учреждения для последующего ее осмотра и экспертного исследования. Сотрудники отдела уголовного розыска рассылают сводки с приметами неопознанного трупа в другие ОВД, зональные информационные центры, ГИАЦ МВД РФ с целью обнаружения сходства убитого по приметам с разыскиваемыми без вести пропавшими лицами, через агентурный аппарат стремятся негласно выяснить обстоятельства совершенного убийства, выявляют его свидетелей и очевидцев, сведения о подозрительных лицах, пытавшихся скрыться с места происшествия, на одежде которых была замечена кровь и т.д.
По поручению следователя оперуполномоченные уголовного розыска осуществляют сбор информации об аналогичных по способу преступлениях, совершенных в районе и в г. Новосибирске, осуществляют выборку по спецучетам лиц, ранее судимых за аналогичные преступления, и оперативным путем проверяют их на причастность к расследуемому убийству. При наличии у трупа особых примет (татуировок, шрамов и т.п.) оперативные работники организуют их «отработку» по специализированным автоматическим базам данных.
· Личность убитого известна, убийца, скрывшийся с места происшествия, неизвестен.
Сотрудники уголовного розыска оказывают следователю содействие в обнаружении, изъятии и упаковке вещественных доказательств в ходе осмотра места происшествия, проводят «отработку» жилого сектора и прилегающей к месту убийства местности с целью обнаружения свидетелей и очевидцев преступления, осуществляют сбор сведений о связях потерпевшего, образе его жизни, знакомствах, друзьях, врагах, долговых обязательствах, сфере деятельности.
Для этого ими осуществляются оперативные установки, проводятся разведывательные беседы, опросы населения, совместно со следователем изучают документацию, относящуюся к служебной либо коммерческой деятельности потерпевшего, предпринимают попытки установления возможных конфликтных ситуаций, имевших отношение к потерпевшему, их содержания; проводят оперативный анализ и проверку содержания телефонных переговоров, прослушивание которых санкционировано судебными органами, по домашнему и служебному телефонам потерпевшего, «отрабатывают» лиц, с которыми потерпевший, согласно полученным сведениям, имел телефонную связь.
· Потерпевший и лицо, совершившее убийство, известны, однако последний скрылся с места преступления.
Здесь основная задача взаимодействия следователя с оперативными работниками заключается в поиске и задержании скрывшегося убийцы.
Для этого организуются и проводятся поисково-заградительные мероприятия, засады, оцепления, преследование «по горячим следам».
Если исходные данные дают основание для разных версий, розыск осуществляется одновременно в разных направлениях с использованием различных приемов, какими являются: 1) преследование убийцы по «горячим» следам (по возможности с использованием служебно-розыскной собаки); 2) заградительные мероприятия путем установления наблюдения за узловыми пунктами предполагаемого маршрута передвижения скрывшегося убийцы (в черте населенного пункта, на вокзале, возле предприятий общественного питания и т.д.); 3) засады в местах вероятного появления, передвижения убийцы (у перекрестков дорог, на чердаках, в квартирах и т.д.); 4) оцепление определенных участков местности (например, лесного массива, жилого квартала); 5) обследование местности, прилегающей к месту происшествия, которая предварительно разбивается на участки, секторы, ограниченные естественными границами; 6) установочные мероприятия в отношении проверяемых по делу лиц и т.д.
· Следственная ситуация, при которой потерпевший известен, убийца застигнут на месте преступления либо явился с повинной.
Основной задачей взаимодействия в этой ситуации является сбор и закрепление доказательственной базы, с помощью которой можно будет изобличить убийцу в совершенном им преступлении и проверить его признательные показания. При явке с повинной эта задача состоит еще и в отработке версии о самооговоре подозреваемого (например, с целью «выгородить» настоящего убийцу, скрыть другие преступления и т.п.).
Оперативные работники проверяют подозреваемого на причастность к совершению других преступлений методами оперативно-розыскных действий. Практика показывает, что в 45% именно оперативно-розыскным путем были выявлены сведения, относящиеся к другим совершенным убийствам.
3. Отрицательные моменты, встречающиеся во взаимодействии отдела уголовного розыска и следователей при раскрытии умышленных убийств
При общей положительной оценке взаимодействия следователя с отделом уголовного розыска при расследовании уголовных дел об убийствах, необходимо отметить и существующие здесь отрицательные моменты.
Среди основных факторов, препятствующих производству успешного расследования уголовных дел названной категории исследователи, прежде всего, называют низкий уровень взаимодействия субъектов деятельности по расследованию - руководителей, следователей, оперативных работников, специалистов ФСБ России, МВД России и органов прокуратуры (как внутри самих служб и подразделений, так и на межведомственном уровне); разграничение полномочий штаба по ликвидации последствий терроризма, а в некоторых случая и межведомственной комиссией по расследованию авиа и железнодорожных происшествий и следственно-оперативной группы.
Отсутствием разработанной методики расследования таких преступлений; недостаточную результативность оперативно-розыскных мероприятий, а также проблемы с комплектованием межведомственных следственно-оперативных групп (бригад); дефицит опытных следователей, специализирующихся на расследовании указанных преступлений, и ряд других причин.
Как показывает практика, активное взаимодействие осуществляется лишь в первые две-три недели после обнаружения убийства. Далее, если подозреваемый не установлен, оно постепенно начинает «затухать». Это связано с необходимостью оперативных сотрудников раскрывать другие преступления.
Несогласованность и разобщенность действий следователя и оперативных сотрудников, вызванная их административной независимостью друг от друга, а также загруженностью работой.
Согласно УПК РФ, именно следователь ответственен за уголовное дело и является координатором и руководителем взаимодействия с органами дознания. Но у следователя в производстве, как правило, находится не одно, а несколько дел. Поэтому он не имеет возможности сосредоточиться на работе только по одному убийству, «забросив» другие уголовные дела. Из этого вытекает и невозможность постоянного общения с сотрудниками полиции по конкретному убийству. Многая важная информация, полученная оперативным путем, порой доходит до следователя не сразу, а лишь спустя какое-то время, что отрицательно сказывается на результате расследования. Ведь следователь при поступлении к нему любой оперативной информации, имеющей значение для дела, должен немедленно проверить ее следственным путем и скоординировать дальнейшую работу оперативников.
По приостановленным делам об убийствах, совершенных в условиях неочевидности, следователями часто используются розыскные возможности уголовного розыска следующим образом: следователи перекладывают свою работу по установлению личности убийцы на работников уголовного розыска, ограничиваясь направлением запросов работникам уголовного розыска о результатах оперативно-розыскной работы и получением ответов о том, что «необходимая работа проводится, но положительных результатов не добыто».
Заключение
Взаимодействие следователя с оперативными работниками является одним из средств быстрого выявления лица, совершившего убийство, а также полного установления всех обстоятельств преступления, обеспечивающим возможность эффективного использования методов как следственной, так и оперативной работы при размежевании этими работниками своих функциональных обязанностей. Хорошо налаженное деловое взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений и экспертами-криминалистами органов внутренних дел, является одним из важным условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Известно, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений; поэтому чрезвычайно важно, чтобы эти возможности использовались не разрозненно, а комплексно посредством рационального сочетания соответствующих мер.
Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в рамках своей компетенции, с помощью своих средств и методов, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.
Взаимодействие следователя и оперативников - это основанная на законах, ведомственных и межведомственных нормативных актах согласованная по месту, времени и целям совместная деятельность следователя и органов дознания по выполнению задач уголовного судопроизводства, обеспечивающая достижение качественно более высокого уровня предварительного расследования по сравнению с простым суммированием индивидуальных возможностей участников взаимодействия.
Важнейшим условием эффективного раскрытия и расследования убийств является грамотное, согласованное организационно-тактическое взаимодействие следователя с оперативными работниками, направленное на быстрое раскрытие преступления, а также его полное, объективное и всестороннее расследование. При определении направления и содержания работы по взаимодействию учитываются особенности складывающихся следовых информационных ситуаций и «технологические» возможности выполнения различных тактических операций по обнаружению лиц, совершивших преступление, нейтрализации действий по уничтожению материальных и идеальных следов.
Также в ходе практики я ознакомилась с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др.