Трансфер инноваций (технологий)




Трансфер инноваций – передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов и выпуска продукции.

Необходимо учитывать разницу между понятиями трансфера результатов НИОКР и коммерциализацией результатов НИОКР.

Коммерциализация предполагает ее обязательное применение и превращение в продукт. Трансфер — первоначальный этап, этап передачи технологии.

Методы продвижения инноваций: вертикальный и горизонтальный. При вертикальном методе продвижения инноваций весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях инновационной деятельности, от подразделения к подразделению. Горизонтальный метод — метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной продукции распределены между участниками. Необходимой составляющей горизонтального метода продвижения инноваций является трансфер технологий.

Трансфер технологий: коммерческий и некоммерческий трансфер.

Некоммерческий трансфер технологий чаще всего используется в области фундаментальных исследований и происходит в формах свободного распространения научно-технической информации (научно-технической и учебной литературы, справочников, обзоров, стандартов, описаний патентов, каталогов и проспектов и т.п.); международных конференций, сессий, симпозиумов и выставок; обучения и стажировки ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами. Такой трансфер обычно сопровождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов.

Коммерческий трансфер распространяется на объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии; ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента; услуг консультантов и подготовки кадров; технические и технологические знания.

Способы осуществления трансфера технологий: контракты на исследования; технические и аналитические услуги; консультационные услуги; лицензионные соглашения; совместные предприятия; учебные программы; конструкторские услуги; дополнительное финансирование исследований; образование новых компаний "spin-off".

2. Организация трансфера технологий в США

Одним из аспектов трансфера технологий является обеспечение взаимодействия американских университетов с промышленностью. Здесь выявляется несколько проблем, которые являются актуальными и для российских условий:

- контракт относительно технологии, предполагаемой к передаче, должен быть четко сформулирован: как показывает практика, большинство проблем, возникающих у университетов или исследовательских институтов, работающих с промышленностью, появляются оттого, что в самом начале не были четко определены рамки и количество предстоящей работы. При этом необходимо добиться соглашения не только на уровне руководства компании, но и с исполнителями, непосредственно связанными с разработкой технологии и ее передачей;

- необходимо на начальном этапе решить, кому принадлежат права интеллектуальной собственности: промышленной компании, исследовательской организации, или они как-то поделены. Часто для исследовательской организации оказывается выгоднее передать права промышленной компании и получать ежегодные платежи ("роялти") за использование интеллектуальной собственности;

- в контракте должны быть четко оговорены этапы работы и даты окончания каждого этапа, а также конечная точка работы.

Большинство университетов США используют два способа контрактирования:

- заключение контракта между промышленной организацией и университетом. В этом случае часть суммы контракта (обычно 25%) отчисляется университету на поддержку текущей деятельности и оплату вспомогательного персонала. Остальная сумма идет на исследования и разработки, включая оплату исследовательской работы преподавателей;

- заключение контракта между промышленной организацией и конкретным преподавателем. Большинство американских университетов разрешают преподавателям один день в неделю заниматься консультациями или другой собственной работой. В этих рамках преподаватель может заключать контракт напрямую с промышленной организацией. Однако существует множество ограничений на такую работу - например, обычно преподаватель может только консультировать компанию, но не использовать оборудование и другие возможности университета.

В лабораториях ВВС США часто используется метод количественной оценки потенциала трансфера и коммерциализуемости технологий.

В рамках этого метода выставляются баллы по различным критериям оценки потенциала трансфера и коммерциализуемости, что позволяет выбрать наиболее перспективную с этих позиций технологию.

Таблица 1 - Матрица оценки потенциала трансфера технологии и потенциала ее коммерциализуемости

Описание технологии Критерии отбора
Потенциал трансфера Потенциал коммерциализуемости
          S           S T
  Технология 1                          
  Технология 2                          
  Технология 3                          
  Технология 4                          

S - сумма баллов по данному критерию; Т - общая сумма баллов

 

Потенциал трасфера определяется по следующим критериям:

1. Достаточна ли степень подготовленности технологии к передаче?

2. Имеется ли организация, способная оказать помощь при разработке технологии или ее передач?

3. Перспективна ли технология с рыночной точки зрения?

4. Насколько велики сроки коммерческой проработки технологии?

5. Кто станет фактическим или потенциальным покупателем технологии или лицензии?

Потенциал коммерциализуемости

1. Насколько велика себестоимость коммерческой разработки технологии?

2. Какого типа разрабатываемая технология – стабильная, плодотворная или изменчивая? Существует ли возможность получения семейства продуктов или приложений на основе данной технологии?

3. Готов ли рынок к появлению технологии?

4. Каковы конкурентные преимущества данной технологии?

5. Проведена или проводится в настоящее время промышленная проработка данной либо аналогичной технологии?

По каждому показателю используется определенная система баллов (0 — 5 либо 0 — 10). Затем баллы складываются, чтобы наглядно продемонстрировать результат и сосредоточиться в первую очередь на позиции с максимальной полученной суммой. Если проводится аудит не в одной лаборатории, а в нескольких, соответствующие количественные показатели обобщаются.

При необходимости матрица может быть усложнена дополнительными категориями — потенциал получения финансирования, потенциал существенных продаж данного продукта, потенциал других выигрышей для организации.

Нужно иметь в виду, что высокий балл трансфера технологий не обязательно гарантирует технологию, которая приведет к коммерческому успеху. Система подсчета баллов указывает только на наиболее вероятную успешную технологию; инновационная деятельность по-прежнему остается высокорискованной.

Процесс выведения технологии на рынок является весьма сложным. Методы продвижения технологий на рынок должны быть гибкими и легко реагирующими на изменение условий. Во многих случаях огромную роль играют личные контакты разработчиков, неформальные связи и участие во встречах и конференциях.

Подход к передаче технологий, основанный на использовании только информационных баз данных, редко приводит к успеху. Неудачи, связанные с этим подходом, определяются следующими барьерами:

- уровнем технологической культуры — исследователи не представляют себе реальных нужд промышленности или не знают, каким образом лучше представить свои возможности, чтобы привлечь внимание промышленности;

- особенностями инновационного процесса: инновационная деятельность не является линейным процессом, тогда как промышленность часто ищет решения новых задач или достижения коммерческих целей без ясного представления о том, какую технологию использовать.

Способом преодолеть эти барьеры становятся личные контакты, а также привлечение посреднических фирм, способных организовать подобные контакты и готовых внедрять новые идеи с целью удовлетворения рыночного спроса.

При передаче технологии необходима ее оценка с точки зрения того, как приспособить эту технологию к условиям рынка. Это осуществляется следующими методами:

- "мозговым штурмом" с помощью триггерных вопросов. Цель триггерных вопросов - выявление потенциальных областей применения данной технологии. Могут задаваться примерно следующие вопросы:

- Работал ли кто-нибудь из членов экспертной группы или его сотрудников в промышленности? В каком секторе промышленности? Может ли предлагаемая технология представлять интерес для этого сектора промышленности?

- Есть ли возможность сделать разработанную продукцию (или технологию) дешевле? Кого может заинтересовать данная продукция, процесс или услуга при более низкой цене?

- Кто еще использует близкие технологические процессы? Заинтересованы ли они в расширении спектра выпускаемой продукции?

- Какие ключевые качественные или уникальные преимущества имеет данная продукция, процесс или услуга? Кто может быть заинтересован в каком-нибудь из них?

- Дает ли предлагаемая продукция или технология существенный выигрыш с точки зрения охраны окружающей среды? Кто может этим заинтересоваться?

- заседаниями по типу "круглого стола". Основное требование — до начала конкретного заседания по типу "круглого стола" эксперты должны подписать соглашение о неразглашении полученной информации, сделав, таким образом, возможным свободное и доверительное обсуждение соответствующих идей;

- проведением "Дней открытых дверей". "Дни открытых дверей" дают возможность ознакомить большее количество заказчиков и потенциальных клиентов с возможностями, которые представляет исследовательская организация, а также с ее персоналом, убедить представителей промышленности в целесообразности использования имеющихся в данной лаборатории опыта или услуг;

- презентациями. Презентации, устраиваемые для специалистов из ведущих промышленных концернов представляют собой способ демонстрации достижений исследовательской организации лицам, принимающим решения, служат основой для создания прочных связей с промышленностью, с посредническими организациями в области внедрения технологий.

При развитии трансфера технологий в США в большой степени учитывался негативный опыт оборонных технологических предприятий Великобритании в конце 80-х гг.

Пример [2]. Фирма "Оборонные технологические предприятия" была создана с целью коммерциализации технологий и ее подход заключался в том, что разработанные фирмой технологии (в виде оборудования, датчиков и т.п.) необходимо реализовать в виде лицензий. Затем фирма сосредоточила свои усилия на поиске патентуемой интеллектуальной собственности и потерпела неудачу, а после пяти лет существенных финансовых затрат была закрыта.

Основные ошибочные постулаты фирмы "Оборонные технологические предприятия":

1. Технологии, разработанные в лабораториях оборонных организаций, находятся на стадии, близкой к коммерциализации продукта.

В реальности имеющаяся военная технология: может существовать в виде законченного военного продукта, который имеет более высокие характеристики и непропорционально более высокую цену, чем родственный ему коммерческий продукт; может быть лишь на стадии доказательства концепции, либо содержать секретные компоненты, или не быть патентоспособной. Может быть и ситуация, когда разработчик данной технологии имеет другие приоритеты, чем помощь в подготовке лицензии для реализации технологии в гражданской промышленности.

2. Работники промышленности охотно занимаются новыми технологиями, поступившими из неизвестных им источников.

Большинство лицензионных соглашений подписывается после того, как стороны проработают друг с другом определенное время или если существуют длительные хорошие неформальные личные контакты.

3. Значительная прибыль от лицензирования может быть получена в течение ближайших 3 - 5 лет.

4. Различные учреждения оборонного комплекса будут охотно тратить время и другие ресурсы, чтобы содействовать работе фирмы " Оборонные технологические предприятия ".

 

 


[1] Подробно см. учебное пособие, п. 2.4.4.

[2] Оценка коммерциализуемости технологий (Технологический аудит) - Д-р Алистер Бретт, Генеральный менеджер программы "Международный Инкубатор Технологий"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: