Не будет действительным Таухид в поклонении без Таухида Имён и Качеств.
Предисловие
Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:
Из последствий распространения невежества в наше время, и пренебрежения к изучению основ своей религии - то, что распространилось среди мусульман пренебрежение к изучению Таухида в общем, и особенно - Таухида Имен и Качеств Всевышнего Аллаха.
Многие полагают, что Таухид Имён и Качеств - нечто не столь важное, и что невежества и ошибка в нем прощаемы (так, обобщенно, без всяких условий и ограничений), и что противоречащий в нем не ужесточается с ним. Некоторые относящие себя к знанию даже желают другим "быть подобными имаму аль-Бакиллани"[1], как будто то, во что впали ашариты и другие группы - является чем-то незначительным.
В то время как саляфы единогласно вынесли такфир джахмитам лишь за их ошибки в толковании Таухида Имён и Качеств.
Знай же, о брат мусульманин, что Таухид у многих ученых делится на два вида.
1. (توحيد المعرفة والإثبات) - Таухид познания и утверждения - это Таухид познания Аллаха, Его Имен, Качеств, и Действий. Человек должен признать существование Аллаха, Его Имена, Качества, и действия и уединить Его в этом
2. توحيد العمل)) - Таухид деяний - а это Таухид в поклонении одному Аллаху.
И кто искажал первый раздел Таухида явным искажением, и отрицал Качества, без которых не будет достоверной божественность Аллаха - тот не познал Аллаха, и даже если он затем уединил это лжебожество в поклонении, думая что это Аллах - то в сущности он поклоняется не Аллаху, а искалеченному идолу у которого нет ни Ног, ни Рук, ни Глаз, который не способен ни говорить, ни двигаться, который "везде" или "нигде", или вообще пустому месту, и его таухид в поклонении недействителен, так как он поклоняется не Аллаху.
|
И поэтому, ученые сказали, что муаттыль хуже мушрика, и это потому, что мушрик утвердил Господа, а затем придал Ему сотоварищей, муаттыль же вообще не утвердил Господа.
И всякий муаттыль - мушрик, но не всякий мушрик - муаттыль.
Сказал имам Ибн Теймия:
وَالْمُعَطِّلُ شَرٌّ مِنْ الْمُشْرِكِ
"Муаттыль хуже мушрика"
Источник: "Маджму аль-Фатауа", 13/164
Сказал имам Ибн аль-Каййим:
المعطل شر من المشرك
"Муаттыль хуже мушрика"
Источник: "Мадаридж ас-Саликин", 3/347
И сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб:
المعطل شر من المشرك
"Муаттыль хуже мушрика"
Источник: "Ад-Дурар ас-Сания", 1/113
Поэтому, о брат муслим, мы призываем тебя изучать акыду и Таухид, и не пренебрегать этим и не отвлекаться на нечто менее важное.
И с целью разьяснения этой основы мы перевели прекрасный отрывок из книги шейха Адиля аль-Хамдана " الاحتجاج بالآثار السلفية" посвященный этой теме.
И то что ниже - это перевод.
Хвала Аллаху Господу Миров.
Сказал шейх Адиль аль Хамдан:
Из слов ахли Сунна о том, что не будет действительным один таухид кроме как при наличие другого
|
1. Сказал Абдуллах Ибн аль-Мубарак (ум. 181 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
كل قوم يعرفون ما يعبدون إلا الجهمية
"Все люди знают то, чему поклоняются, кроме джахмитов"
Источник: "Хальк аф'аль аль-ибад", 73
И сказал также Абдуллах Ибн аль-Мубарак:
فلا أقول بقول الجهم أن له... قولا يضارع قول الشرك أحيانا
"Я не говорю слово Джахма ведь у него есть слова, которые походят на слова ширка иногда"
Источник:: "Хальк аф'аль аль-ибад", 12
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
وَكَذَلِكَ سَائِرُ الْجَهْمِيَّةِ وَالْمُعْتَزِلَةِ نُفَاةِ الصِّفَاتِ لَمَّا أَثْبَتُوا وَاحِدًا لَا يَتَّصِفُ بِشَيْءٍ مِنَ الصِّفَاتِ، كَانُوا عِنْدَ أَئِمَّةِ الْعِلْمِ الَّذِينَ يَعْرِفُونَ حَقِيقَةَ قَوْلِهِمْ، إِنَّمَا تَوْحِيدُهُمْ تَعْطِيلٌ مُسْتَلْزِمٌ لِنَفْيِ الْخَالِقِ، وَإِنْ كَانُوا قَدْ أَثْبَتُوهُ فَهُمْ مُتَنَاقِضُونَ، جَمَعُوا بَيْنَ مَا يَسْتَلْزِمُ نَفْيُهُ وَمَا يَسْتَلْزِمُ إِثْبَاتُهُ وَلِهَذَا وَصَفَهُمْ أَئِمَّةُ الْإِسْلَامِ بِالتَّعْطِيلِ، وَأَنَّهُمْ دَلَّاسُونَ وَلَا يُثْبِتُونَ شَيْئًا وَلَا يَعْبُدُونَ شَيْئًا وَنَحْوَ ذَلِكَ، كَمَا هُوَ مَوْجُودٌ فِي كَلَامِ غَيْرِ وَاحِدٍ مِنْ أَئِمَّةِ الْإِسْلَامِ، مِثْلَ عَبْدِ الْعَزِيزِ بْنِ الْمَاجِشُونِ وَعَبْدِ اللَّهِ بْنِ الْمُبَارَكِ وَحَمَّاد بْنِ زَيْدٍ وَأَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ وَغَيْرِ هَؤُلَاءِ
|
"Также и все джахмиты и му'тазилиты, отрицающие Качества Аллаха - когда они утвердили Единого Бога, который не описан никаким качеством - их "таухид" считался у имамов которые знали сущность их слов та'тылем абсолютно непременно вызывающим отрицание Творца, даже если они и утвердили его существование - ведь они впали в противоречие самим себе, и собрали между тем, что обязательно вызывает отрицание Творца и между тем что вызывает его утверждение.
И поэтому, описали их имамы Ислама та'тылем, и что они подтасовывают, и не утверждают существование Господа, и не поклоняются ничему, и тому подобным - как это присутствует в словах многих имамов Ислама, какАбдуль Азиз Ибн аль-Маджишун, Абдуллах Ибн аль-Мубарак,Хаммад Ибн Зейд.., Ахмад Ибн Ханбаль, и других"
Источник: "Минхадж ас-Сунна", 2/143
2. Сказал Уаки Ибн аль-Джаррах (ум. 197 г.х.) да смилуется над ним Аллах:
الْقُرْآنُ كَلَامُ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ أَنْزَلَهُ جِبْرِيلُ عَلَى مُحَمَّدٍ عَلَيْهِمَا السَّلَامُ كُلُّ صَاحِبِ هَوًى يَعْرِفُ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ وَيَعْرِفُ مَنْ يَعْبُدُ إِلَّا الْجَهْمِيَّةُ لَا يَدْرُونَ مَنْ يَعْبُدُونَ. بِشْرٌ الْمَرِيسِيُّ وَأَصْحَابُهُ
"Коран - слова Аллаха, которые Джибриль спустил Мухаммаду, мир им обоим. И каждый приверженец страстей знает Аллаха, Свят Он и Велик, и знает, кому поклоняется, помимо джахмитов - они не знают кому поклоняются, этот Бишр аль-Мариси и его сторонники"
Источник: "Ас-Сунна" Абдуллаха Ибн Ахмада, 37
3. Сказал Мухаммад Ибн Исмаил ат-Тирмизи:
سَمِعت الْمُزنِيّ يَقُول لَا يَصح لأحد تَوْحِيد حَتَّى يعلم أَن الله على الْعَرْش بصفاته قلت مثل أَي شَيْء قَالَ سميع بَصِير عليم قدير
Я слышал, как имам аль-Музани сказал: "Не достоверен ни у кого Таухид, пока он не узнает и не будет убежденным, что Аллах над Троном, описанный своими Сыфатами"
Я сказал ему: "Наподобие каких?"
Он ответил: "Слышащий, Видящий, Знающий, Способный"
Передал это имам Ибн Мандах в "Тарихе", как пришло в "Аль-Улюв" аз Захаби, 461
4. Сказал имам Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль:
باب من زعم أن الله عز و جل لا يتكلم فهو يعبد الأصنام
"Раздел о том, что кто утверждает, что Аллах не говорит - тот поклоняется идолам"
Затем упомянул в этом разделе то что является доводом на это, вернись же к этому.
Источник: "Ас-Сунна", 172
5. Сказал имам ад Дарими (ум. 280 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в "Ан-Накд", 330:
وَالْعَجَبُ مِنَ الْمَرِيسِيِّ صَاحِبِ هَذَا الْمَذْهَبِ، أَنَّهُ يَدَّعِي تَوْحِيدَ اللَّهِ بِمِثْلِ هَذَا الْمَذْهَبِ وَمَا أَشْبَهَهُ، وَقَدْ عطل جَمِيع صِفَات الْوَاحِدِ الْأَحَدِ، فَادَّعَى فِي قِيَاسِ مَذْهَبِهِ أَنَّ وَاجِدَهُ الَّذِي يُوَحِّدُهُ إِلَهٌ مُجَدَّعٌ مَنْقُوصٌ مُشَوَّهٌ مَشِيجٌ مقصوص لَا تتمّ وحدانية إِلَّا بِمَخْلُوقٍ، وَلَا يَسْتَغْنِي عَنْ مَخْلُوقٍ: مِنَ الْكَلَامِ وَالْعِلْمِ وَالِاسْمِ. وَيْلَكَ! إِنَّمَا الْمُوَحِّدُ الصَّادِقُ فِي تَوْحِيدِهِ الَّذِي يُوَحِّدُ اللَّهَ بِكَمَالِهِ وَبِجَمِيعِ صِفَاتِهِ فِي عِلْمِهِ2 وَكَلَامِهِ وَقَبْضِهِ وَبَسْطِهِ وَهُبُوطِهِ وَارْتِفَاعِهِ، الْغَنِيَّ عَن جيمع خلقه صِفَاتِهِ: مِنَ النَّفْسِ وَالْوَجْهِ وَالسَّمْعِ وَالْبَصَرِ وَالْيَدَيْنِ وَالْعِلْمِ وَالْكَلَامِ، وَالْقُدْرَةِ وَالْمَشِيئَةِ وَالسُّلْطَانِ الْقَابِضَ الْبَاسِطَ، الْمُعِزَّ الْمُذِلَّ، الْحَيَّ الْقَيُّومَ، الْفَعَّالَ لِمَا يَشَاءُ. هَذَا إِلَى التَّوْحِيدِ أَقْرَبُ مِنْ هَذَا3 الَّذِي يُوَحِّدُ إِلَهًا مُجَدَّعًا4 مَنْقُوصًا مَقْصُوصًا، لَوْ كَانَ عَبْدًا عَلَى هَذِهِ الصِّفَةِ لَمْ يكن يُسَاوِي تمرين؟ فَكَيْفَ يَكُونُ مِثْلُهُ إِلَهًا لِلْعَالَمِينَ؟ تَعَالَى اللَّهُ عَنْ هَذِهِ الصِّفَةِ5.
"Какое удивление этому аль-Мариси, придерживающегося таких убеждений! Он заявляет что он - приверженец Таухида который исповедует посредством таких убеждений и похожих на них!
В то время как он сделал та'тыль всем Качествам Единого, и заявил в том что вытекает из его убеждений, что его "единый бог"- это искалеченное изуродованное неполное обрезанное божество, единая божественность которого не получится кроме как при помощи творений, и которое не может никак обойтись без творений, с помощью которых оно говорит, и знает, и называется.
Горе тебе! Правдивым муваххидом является лишь тот кто уединил Аллаха будучи убежденным в Его Совершенстве, и всех его качествах - в Знании,Словах, Сжатии и Простирании, Снижении и Возвышении, и Который не нуждается в своих творениях ни в одном из своих Качеств - как Сущность, и Лик, и Слух, и Зрение, и Две Руки, и Знание, и Слова,и Способность, и Желание, и Власть - который является Сжимающим и Простирающим, Возвеличивающим и Унижающим, Живым и Сущим, и Совершающим абсолютно всё, что пожелает.
И тот, кто уединил Аллаха таким образом - именно он муваххид, а не тот, кто уединил искалеченное неполное обрезанное "божество". Если бы раб был с такими качествами, то он не стоил бы двух фиников, так как же будет подобное "божество" Господом Миров?! Пречист Аллах от таких качеств"
Источник: ""Ан-Накд", 320
И смотрите также его же "Ар-родд аля аль Джахмия", 230
6. Сказал имам Ибн Батта:
وَإِنَّمَا أَبْطَلَ الْجَهْمِيُّ صِفَاتِهِ يُرِيدُ بِذَلِكَ إِبْطَالَهُ. وَذَلِكَ أَنَّ أَصْلَ الْإِيمَانِ بِاللَّهِ الَّذِي يَجِبُ عَلَى الْخَلْقِ اعْتِقَادُهُ فِي إِثْبَاتِ الْإِيمَانِ بِهِ ثَلَاثَةُ أَشْيَاءَ: أَحَدُهَا: أَنْ يَعْتَقِدَ الْعَبْدُ آنِيَّتَهُ لِيَكُونَ بِذَلِكَ مُبَايِنًا لِمَذْهَبِ أَهْلِ التَّعْطِيلِ الَّذِينَ لَا يُثْبِتُونَ صَانِعًا. الثَّانِي: أَنْ يَعْتَقِدَ وَحْدَانِيَّتَهُ، لِيَكُونَ مُبَايِنًا بِذَلِكَ مَذَاهِبَ أَهْلِ الشِّرْكِ الَّذِينَ أَقَرُّوا بِالصَّانِعِ وَأَشْرَكُوا مَعَهُ فِي الْعِبَادَةِ غَيْرَهُ. وَالثَّالِثُ: أَنْ يَعْتَقِدَهُ مَوْصُوفًا بِالصِّفَاتِ الَّتِي لَا يَجُوزُ إِلَّا أَنْ يَكُونَ مَوْصُوفًا بِهَا مِنَ الْعِلْمِ وَالْقُدْرَةِ وَالْحِكْمَةِ وَسَائِرِ مَا وَصَفَ بِهِ نَفْسَهُ فِي كِتَابِهِ، إِذْ قَدْ عَلِمْنَا أَنَّ كَثِيرًا مِمَّنْ يُقَرِّبُهُ وَيُوَحِّدُهُ بِالْقَوْلِ الْمُطْلَقِ قَدْ يُلْحِدُ فِي صِفَاتِهِ، فَيَكُونُ إِلْحَادُهُ فِي صِفَاتِهِ قَادِحًا فِي تَوْحِيدِهِ، وَلِأَنَّا نَجِدُ اللَّهَ تَعَالَى قَدْ خَاطَبَ عِبَادَهُ بِدُعَائِهِمْ إِلَى اعْتِقَادِ كُلِّ وَاحِدَةٍ فِي هَذِهِ الثَّلَاثِ وَالْإِيمَانِ بِهَا، فَأَمَّا دُعَاؤُهُ إِيَّاهُمْ إِلَى الْإِقْرَارِ بِآنِيَّتِهِ وَوَحْدَانِيَّتِهِ، فَلَسْنَا نَذْكُرُ هَذَا هَاهُنَا لِطُولِهِ وَسَعَةِ الْكَلَامِ فِيهِ، وَلِأَنَّ الْجَهْمِيَّ يَدَّعِي لِنَفْسِهِ الْإِقْرَارَ بِهِمَا وَإِنْ كَانَ جَحْدُهُ لِلصِّفَاتِ قَدْ أَبْطَلَ دَعْوَاهُ لَهُمَا
"Джахмиты аннулировали Сыфаты Аллаха лишь затем, чтобы отрицать Его самого.
И это потому, что в основе веры, которую обязаны исповедовать творения, чтобы уверовать в Аллаха, лежат три постулата.
Во-первых, раб обязан верить в господство Аллаха, чтобы тем самым отстраниться от тех, кто отрицает Бога и не верит в существование Творца.
Во-вторых, он обязан верить в Его единство, чтобы отстраниться от убеждений многобожников, которые признают существование Творца, но приобщает к Нему сотоварищей в поклонении.
В-третьих, он должен верить в обладание Аллахом качествами, без которых невозможна его божественность - такими как знание, могущество, мудрость и остальные качества, которыми Он себя описал в Коране.
Ведь нам известно, что многие из тех, кто признает существование Аллаха и поклоняется только Ему, впадают в безбожие в божественных качествах, и это безбожие разрушает их единобожие.
И это потому, что мы видим, что Всевышний Аллах обратился к Своим рабам, призвав их уверовать в каждый из этих трех постулатов. Что касается веры в господство и единство Аллаха в поклонении, то мы не станем говорить об этом здесь, потому что эта тема обширна и велика, и также потому что джахмиты заявляют, что они признают Аллаха единственным Господом и обьектом поклонения - хотя отрицание ими божественных качеств делает их заявления бессмысленными и бесполезными"
Источник: "Аль-Ибана аль Кубра", 4/61
И сказал также имам Ибн аль-Батта:
فَإِنَّ مَنْ رَزَقَهُ اللَّهُ فَهْمَا وَعَقْلًا وَوَهَبَ لَهُ بَصَرًا نَافِذًا وَذِهْنًا ثَاقِبًا، عَلِمَ بِحُسْنِ قَرِيحَتِهِ وَدِقَّةِ فِطْنَتِهِ أَنَّ الْجَهْمِيَّةَ تُرِيدُ إِبْطَالَ الرُّبُوبِيَّةَ وَدَفْعَ الْإِلَهِيَّةَ، وَاسْتَغْنَى بِمَا يَدُلُّهُ عَلَيْهِ عَقْلُهُ وَتُنَبِّهُهُ عَلَيْهِ فِطْنَتُهُ عَنْ تَقْلِيدِ الْأَئِمَّةِ الْقُدَمَاءِ وَالْعُلَمَاءِ وَالْعُقَلَاءِ الَّذِينَ قَالُوا: إِنَّ الْجَهْمِيَّةَ زَنَادِقَةٌ، وَأَنَّهُمْ يَدُورُونَ عَلَى أَنْ لَيْسَ فِي السَّمَاءِ شَيْءٌ
"Истинно тот, кого Аллах наделил пониманием и разумом, и даровал ему проницательный ум, и взгляд – поймет с помощью этих хороших способностей, и тонкой проницательности- что джахмиты хотят уничтожить рубубию, и отвергнуть улюхию. И после этого ему даже можно будет уже не заглядывать и не делать таклид старым имамам и разумным ученым (потому что он уже сам понял куфр джахмитов), которые сказали: "Джахмиты зиндыки, и они ходят вокруг того, что нет над небесами никого"
Источник: "Аль-Ибана аль-Кубра",6/193
7. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
فهم يريدون بلفظ التوحيد والواحد في اصطلاحهم: ما لا صفة له ولا يعلم منه شيء دون شيء ولا يرى، والتوحيد الذي جاء به الرسول لم يتضمن شيئا من هذا النفي، وإنما تضمن إثبات الإلهية لله وحده، بأن يشهد أن لا إله إلا هو، ولا يعبد إلا إياه، ولا يتوكل إلا عليه، ولا يوالي إلا له، ولا يعادي إلا فيه، ولا يعمل إلا لأجله، وذلك يتضمن إثبات ما أثبته لنفسه من الأسماء والصفات وليس المراد بالتوحيد مجرد توحيد الربوبية، وهو اعتقاد أن الله وحده خلق العالم، كما يظن ذلك من يظنه من أهل الكلام والتصوف، ويظن هؤلاء أنهم إذا أثبتوا ذلك بالدليل فقد أثبتوا غاية التوحيد. ويظن هؤلاء أنهم إذا شهدوا هذا وفنوا فيه فقد فنوا في غاية التوحيد. وكثير من أهل الكلام يقول: التوحيد له ثلاث معان، وهو: واحد في ذاته لا قسيم له، أو لا جزء له، وواحد في صفاته لا شبيه له، وواحد في أفعاله لا شريك له. وهذا المعني الذي تتناوله هذه العبارة فيها ما يوافق ما جاء به الرسول صلي الله عليه وسلم، وفيها ما يخالف ما جاء به الرسول، وليس الحق الذي فيها هو الغاية التي جاء بها الرسول، بل التوحيد الذي أمر به أمر يتضمن الحق الذي في هذا الكلام وزيادة أخري، فهذا من الكلام الذي لبس فيه الحق بالباطل وكتم الحق. وذلك أن الرجل لو أقر بما يستحقه الرب تعالي من الصفات، ونزهه عن كل ما ينزه عنه، وأقر بأنه وحده خالق كل شيء ـ لم يكن موحداً، بل ولا مؤمناً حتى يشهد أن لا إله إلا الله، فيقر بأن الله وحده هو الإله المستحق للعبادة، ويلتزم بعبادة الله وحده لا شريك له. والإله هو بمعني المألوه المعبود الذي يستحق العبادة، ليس هو الإله بمعني القادر علي الخلق، فإذا فسر المفسر الإله بمعني القادر علي الاختراع، واعتقد أن هذا أخص وصف الإله، وجعل إثبات هذا التوحيد هو الغاية في التوحيد، لم يعرفوا حقيقة التوحيد الذي بعث الله به رسوله، فإن مشركي العرب كانوا مقرين بأن الله وحده خالق كل شيء، وكانوا مع هذا مشركين. ولهذا كان من أتباع هؤلاء من يسجد للشمس والقمر والكواكب، ويدعوها كما يدعو الله تعالي، ويصوم لها، وينسك لها، ويتقرب إليها، ثم يقول: إن هذا ليس بشرك: وإنما الشرك إذا اعتقدت أنها هي المدبرة لي، فإذا جعلتها سبباً وواسطة لم أكن مشركاً.ومن المعلوم بالاضطرار من دين الإسلام أن هذا شرك، فهذا ونحوه من التوحيد الذي بعث الله به رسله، وهم لا يدخلونه في مسمي التوحيد الذي اصطلحوا عليه، وأدخلوا في ذلك نفي صفاته
"Люди каляма подразумевают по словом "Таухид" и словом "Единый Бог", в своей терминологии то, у чего нет Сыфатов, и от чего не известно что-то в отличие от чего то другого, и то, что невозможно увидеть.
Что же касается Таухида с которым пришли Посланники, то он вообще не несет в себе этих отрицаний, а несет в себе лишь утверждение единства Аллаха в поклонении - чтобы человек засвидетельствовал что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, и не поклонялся никому, кроме Него, и уповать лишь на Него, и проявлять дружбу и вражду лишь ради него, и совершеть деяния лишь ради Него. И Таухид с которым пришли Посланники несет в себе утверждение Имен и Качеств, которые Аллах утвердил сам себе..
И не подразумевается под Таухидом лишь Таухид ар-Рубубия, который является убеждением о том что лишь один Аллах создатель этого мира - как думают это некоторые люди каляма и суфисты. Людям каляма думают что если они утвердили Таухид ар Рубубия на основе далиля, то пришли с предельным Таухидом! А суфисты думают, что когда они засвидетельствовали об этом и растворились[2] в этом, то растворились в предельном Таухиде!
И многие люди каляма говорят: "У таухида есть три значения. Первое - то, что Аллах един в своей Сущности, и у него нет частей и разделений. Второе - что Он един в своих Качествах, и нет подобного Ему. Третье - что он Един в своих действиях, и нет сотоварища Ему".
И в смысле который несет в себе это выражение - есть как то, что соответствует тому с чем пришёл Посланник, мир ему, как и то, что противоречит тому с чем пришёл Посланник.
И та истина которая в нем есть - она не содержит в себе всё с чем пришёл Посланник, однако тот Таухид с которым пришёл Посланник, содержит в себе ту истину что есть в этих словах, и добавку к ней. Поэтому, в этих их словах ложь облечена в истину, и спрятана истина.
И это потому, что если человек признает Качества, которых заслуживает Аллах, и очистит Аллаха от недостатков, и признает что лишь Он - творец всякой вещи - он не будет муваххидом, и не будет верующим, пока не засвидетельствует "Ля иляха илля Ллах", и не признает что лишь Один Аллах заслуживает поклонения, и будет на деле поклоняться лишь одному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей.
И смысл слова "Аль-Илях" - тот, кого возвеличивают и поклоняются, который заслуживает поклонения, а не смысл который утвердили они - что это "способный на творение".
И если какой то толкователь истолкует "аль-Илях" со смыслом "Способный на творение", и будет убежден, что это главное описание "Аль-Илях", и назовет утверждение этого таухида пределом Таухида - как это делают мутакаллимы-ашариты, и передают это от Абу Хасана аль Аш'ари и его последователей - то они даже не познают сущность Таухида с которой Аллах направил своего Посланника.
Ведь арабы многобожники признавали, что лишь Один Аллах - творец всякой вещи, но наряду с этим были многобожниками.
И поэтому, среди последователей этих ашаритов есть те, кто делают суджуд солнцу, луне, и звёздам, и взывают к ним с дуа также как взывают ко Всевышнему Аллаху, и постится ради них, и приближается к ним, а затем говорит: "Это не ширк, ширком это будет лишь если я буду убежден, что они распоряжаются во Вселенной. Если же я беру их в посредники и делаю их причиной - то я не буду многобожником".
И предельнейше известно из религии Ислам, что это ширк.
И это, и подобное этому [из поклонений] - относится к Таухиду, с которым Аллах послал своих Посланников. А они не вводя это в наименование Таухида, которое ввели терминологически. Зато ввели туда отрицание Качеств Аллаха!"
Источник: "Дар' ат-Тааруд", 1/224
И сказал также шейх уль Ислам Ибн Теймия:
ونفاة الصفات، وإن كانوا لا يعتقدون أن ذلك متضمن لنفي الذات، لكنه لازم لهم لا محالة، لكنهم متناقضون ولهذا لا يوجد فيهم إلا من فيه نوع من الشرك، ولا بد من ذلك لنقص توحيدهم الذي به يتخلصون من الشرك.
"И отрицатели Качеств Аллаха, хоть и убеждены, что отрицание Качеств не несет в себе отрицание существования Аллаха Сущностью - однако оно вытекает из отрицания Качеств совершенно неизбежно. Однако они сами запутались и впали в противоречия себе.
Поэтому не существует среди них человека, кроме как у него будет какой то из видов ширка. И так и должно быть, по степени уменьшения их Таухида, которым только и можно избавиться от ширка "
Источник: "Дар' ат-Тааруд", 10/307
И сказал также шейх уль Ислам Ибн Теймия: