И не будет действительным один Таухид без другого..




И Таухид убеждений и знаний - ему противоречат две вещи - ташбих (уподобление), и та'тыль. И кто отрицает Качества Господа, Свят Он и Велик, и делает им та'тыль - то его та'тыль сделал ложным его Таухид. А кто уподобил Аллаха творениям, и приравнял Его к ним - то его уподобление и приравнение сделало ложным его Таухид"

Источник: "Иджтима аль Джуюш аль-Исламия", 1/93

Сказал также имам Ибн аль-Каййим:

مرض التعطيل ومرض الشرك أخوين متصاحبين لا ينفك أحدهما عن صاحبه فإن المعطل قد جعل آراء الرجال وعقولهم ندا لكتاب الله والمشرك قد جعل ما يعبده من الأوثان ندا له

"Болезнь та'тыля и болезнь ширка - два брата, сопровождающих друг друга, и не расстающихся друг с другом. Ведь муаттыль сделал воззрения людей и их разумы сотоварищем Книге Аллаха, а мушрик сделал идолов которым он поклоняется - сотоварищами Аллаху"

Источник: "Ас-Сауаик аль-Мурсаля", 3/1353. Затем он разьяснил то, что ширк и та'тыль вытекают друг из друга подробными и длинными словами, смотри их в "Иджтима аль-Джуюш аль-Исламия" и также, в "Ас-сауаик аль-мурсаля", 3/1390

Сказал также имам Ибн аль-Каййим:

توحيد الجهمية وهو مشتق من توحيد الفلاسفة وهو نفي صفات الرب كعلمه وكلامه وسمعه وبصره وحياته وعلوه على عرشه ونفي وجهه ويديه وقطب رحى هذا التوحيد جحد حقائق أسمائه وصفاته وسموا التوحيد الذي بعث الله به رسله وأنبياءه تركيبا وتجسيما وتشبيها وجعلوا هذه الألقاب له سهاما وسلاحا يقاتلون بها أهله فتترسوا بما عند أهل الحق من الأسماء الصحيحة وقاتلوهم بالأسماء الباطلة التي سموا بها ما بعث الله به رسوله فقاتلوهم باسم التركيب والتجسيم والتشبيه وتترسوا منهم باسم التوحيد والتنزيه

"Таухид джахмитов они извлекли из таухида философов, и он состоит в отрицании Сыфатов Аллаха, подобных Его Знанию, Слуху, Зрению, Жизни, Возвышенности над Троном, Лика, Двух Рук. И в основе этого "таухида" - отрицание внешних смыслов Имен и Качеств Аллаха.. и они назвали Таухид, с которым Аллах послал Посланников, "уподоблением", "придаванием Аллаху частей и тела", и сделали эти прозвища своими копьями и оружием, которым они сражаются, и прикрылись от верных имен, которые есть у приверженцев истины - этими лживыми именами, которыми назвали то с чем Аллах послал своего Посланника. И они сражались с последователями Посланников под именем сражения с "придаванием Аллаху частей и тела", "уподоблением", а себя прикрыли от них под именем "таухида" и "очищения Аллаха от недостатков"

Источник: "Ас-Сауаик аль-Мурсаля", 3/931

И сказал имам Ибн аль-Каййим в "Ан-Нуния", 350:

فصل: في تلازم التعطيل والشرك

واعلم بأن الشرك والتعطيل مذ... كانا هما لا شك مصطحبان

أبدا فكل معطل هو مشرك... حتما وهذا واضح التبيان

فالعبد مضطر إلى من يكشف البـ... ـلوى ويغني فاقة الإنسان

وإليه يصمد في الحوائج كلها... وإليه يفزع طالبا لأمان

فإذا انتفت أوصافه وفعاله... وعلوه من فوق كل مكان

فزع العباد إلى سواه وكان ذا... من جانب التعطيل والنكران

فمعطل الأوصاف ذاك معطل التـ... وحيد حقا ذان تعطيلان

قد عطلا بلسان كل الرسل من... نوح إلى المبعوث بالقرآن

والناس في هذا ثلاث طوائف... ما رابع أبدا بذي إمكان

إحدى الطوائف مشرك بإلهه... فإذا دعاه دعا إلها ثان

هذا وثاني هذه الأقسام ذا... لك جاحد يدعو سوى الرحمن

هو جاحد للرب يدعو غيره... شركا وتعطيلا له قدمان

هذا وثالث هذه الأقسام خير الـ... ـخلق ذاك خلاصة الإنسان

يدعو الإله الحق لا يدعو سوا... هـ قط في الأشياء والأكوان

يدعوه في الرغبات والرهبات والـ... ـحالات من سر ومن إعلان

 

"Раздел о взаимосвязи ширка и та'тыля

Знай, что ширк и та'тыль с тех пор как появились - всегда сопровождают друг друга

И каждый муаттыль - является мушриком без всяких сомнений, и это легко разьяснить

Раб нуждается в Том, Кто отведет от него несчастья, и избавит от бедности

И к Кому он будет обращаться во всех нуждах с мольбой, и к Кому будет прибегать требуя убежища

И если от Него отрицаются Его Качества и Деяния, и Его Возвышенность над всеми местами

То рабы начнут обращаться к кому то другому, и это произойдёт по причине та'тыля и отрицания.

Поэтому, делающий та'тыль Его Качествам - он истинный отрицатель Таухида,

И эти два отрицания - были отвергнуты каждым Посланником - от Нуха до того, кому был ниспослан Коран

И люди в этом разделе деляться на три группы, к которым не может быть четвертой

Первая - придающие своему Господу сотоварищей, и когда они взывают к нему - взывают к кому то ещё

Второй же из этих разделов - тот, кто отрицает Милостивого, и взывает к кому то помимо Него

Он отрицает Господа, и взывает к другим - делая и ширк, и та'тыль

Третий же из этих разделов - это лучшие творения и люди

Они взывают лишь к одному Истинному Богу, и не взывают ни к кому другому

Взывают к Нему в страхе и надежде, и явно и скрыто"

Источник: "Ан Нуния", 350

9. Сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб:


والمتكلمون ممن يدعى الإسلام، لكن أضلهم الله عن معرفة الإله فذكر عن الأشعري ومن تبعه: أنه القادر وأن الألوهية هي القدرة, فإذا أقررنا بذلك, فهي معنى قوله لا إله إلا الله؟، ثم استحوذ عليهم الشيطان فظنوا أن التوحيد لا يتأتى إلا بنفي الصفات, فنفوها, وسموا من أثبتها مجسماً ورد عليهم أهل السنة بأدلة كثيرة، منها: أن التوحيد لا يتم إلا بإثبات الصفات، وأن معنى الإله: هو المعبود. فإذا كان هو سبحانه متفردا به، عن جميع المخلوقات، وكان هذا وصفا صحيحا، لم يكذب الواصف به، فهذا يدل على الصفات، فيدل على العلم العظيم، والقدرة العظيمة; وهاتان الصفتان: أصل جميع الصفات، كما قال تعالى: {اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَمِنَ الأَرْضِ مِثْلَهُنَّ يَتَنَزَّلُ الأَمْرُ بَيْنَهُنَّ لِتَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ وَأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَاَطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْماً} [سورة الطلاق آية: 12]. فإذا كان الله قد أنكر عبادة من لا يملك لعابده نفعا ولا ضرا، فمعلوم أن هذا يستلزم العلم بحاجة العباد، ناطقها، وبهيمها; وتستلزم القدرة على قضاء حوائجهم، ويستلزم الرحمة الكاملة، واللطف الكامل، وغير ذلك من الصفات; فمن أنكر الصفات، فهو معطل، والمعطل شر من المشرك؛ ولهذا كان السلف، يسمون التصانيف، في إثبات الصفات: كتب التوحيد، وختم البخاري صحيحه بذلك، قال: كتاب التوحيد; ثم ذكر الصفات، بابا، بابا. فنكتة المسألة: أن المتكلمين يقولون: التوحيد لا يتم إلا بإنكار الصفات، فقال أهل السنة: لا يتم التوحيد إلا بإثبات الصفات، وتوحيدكم، هو التعطيل؛ ولهذا آل هذا القول ببعضهم إلى إنكار الرب تبارك وتعالى، كما هو مذهب ابن عربي، وابن الفارض، وفئام من الناس، لا يحصيهم إلا الله. فبين السلف: أن العبادة إذا كانت كلها لله عن جميع المخلوقات، فلا تكون إلا بإثبات الصفات، والأفعال; فتبين أن منكر الصفات، منكر لحقيقة الألوهية، لكن لا يدري; وتبين لك أن من شهد أن لا إله إلا الله، صدقا من قلبه، لا بد أن يثبت الصفات، والأفعال، ولكن العجب العجاب: ظن إمامهم الكبير، أن الألوهية، هي القدرة، وأن معنى قولك: لا إله إلا الله، أي: لا يقدر على الخلق إلا الله! إذا فهمت هذا تبين لك عظم قدرة الله، على إضلال من شاء، مع الذكاء، والفطنة، كأنهم لم يفهموا قصة إبليس، ولا قصة قوم نوح، وعاد، وثمود، وهلم جرا، كما قال شيخ الإسلام، في آخر الحموية: أوتوا ذكاء، وما أوتوا زكاء، وأوتوا علوما، وما أوتوا فهوما، وأوتوا سمعا، وأبصارا، وأفئدة {فَمَا أَغْنَى عَنْهُمْ سَمْعُهُمْ وَلا أَبْصَارُهُمْ وَلا أَفْئِدَتُهُمْ مِنْ شَيْءٍ إِذْ كَانُوا يَجْحَدُونَ بِآياتِ اللَّهِ وَحَاقَ بِهِمْ مَا كَانُوا بِهِ يَسْتَهْزِئُونَ} [سورة الأحقاف آية: 26]. والله أعلم.

 

"И мутакаллимы - из числа тех, кто ложно заявляют что они мусульмане, однако Аллах заблудил их и не дал им познать что такое "Аль-Илях". Упоминается от аль-Ашари и его последователей, что аль-Илях - это способный, а аль-иляхия - это аль-Кудра (способность).

И если мы признаем это то какой же тогда смысл "Ля иляха илля Ллах"? А затем овладел ими шайтан, и они подумали, что таухид не будет действительным, кроме как с отрицанием Сыфатов, и стали отрицать их, и назвали тех, кто утверждает их, муджассимами

И опровергли их привереженцы Сунны многими доказательствами.

Среди них - то, что Таухид не будет действительным, кроме как при утверждении Качеств Аллаха, и что смысл слова "Аль-Илях" - "тот, кому поклоняются". И раз Он, Свят Он и Велик, единственный в этом - то довод на Его Качества, и на Великое Знание и Великую Способность, а эти два Качества - основа всех Качеств, как сказал Аллах: " Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь".

 

И раз Аллах порицал поклонение тому кто не владеет для поклоняющихся ему ни вредом ни пользой - то ясно, что это говорит о том что Аллах знает о нуждах своих рабов - как людей, так и скота, и что именно Он способен ответить на их нужды, и что Он - обладатель полной Милости, и Мягкости, и других Качеств.

Поэтому, кто отрицает Качества Аллаха - тот муаттыль, а муаттыль хуже мушрика. И поэтому саляфы называли книги, написанные об утверждении Сыфатов, "Книгами Таухида". Так, завершил имам аль Бухари свой "Сахих" этим, сказал он: "Книга Таухида", и затем стал упоминать Качества Аллаха, упоминая для каждого Качества свой раздел.

И тонкий момент в этом вопросе - это то, что мутакаллимы говорят: "Таухид недействителен без отрицания Сыфатов", а ахлю-Сунна ответили им: "Не действителен Таухид без утверждения Сыфатов, а ваш "таухид" - это та'тыль".

И по причине отрицания Сыфатов некоторые из них дошли до того что стали отрицать Господа, Свят Он и Велик - как убеждены в этом Ибн Араби, Ибн аль-Фарид, и другие группы людей, чье количество знает лишь Аллах..

И саляфы разьяснили, что когда всё поклонение будет принадлежать Аллаху - оно не будет действительным, кроме как с утверждением Качеств Аллаха и Его Действий.

И из этого разьясняется, что отрицающий истинные смыслы Сыфатов - также отрицает и истинный смысл поклонения, хоть и не сам не знает это.

И разьясняется из этого, что тот, кто засвидетельствовал что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха искренне и правдиво - должен утвердить Качества Аллаха и Его Действия.

Однако как же удивительно, что их главный имам (аль-Аш'ари) подумал, что "аль-улюхия" - это способность творить, и что смысл слова "Ля иляха илля Ллах" - "Никто не способен творить, кроме Аллаха"!

И если ты понял это, то разьяснилась тебе величие способности Аллаха на заблуждение тех, кого Он пожелает заблудить - несмотря на их сообразительность и проницательный ум. Они не поняли ни историю Иблиса, ни истории народов Нуха и Самуда, и других. И как сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия в конце "Аль-Хамавии": "Им (мутакаллимам) была дарована сообразительность, и знание о науках, но не было даровано верное понимание. И им были дарованы слух, зрение, и сердца, но " ни их слух, ни их зрение, ни их сердца нисколько не помогли им, поскольку они отвергали знамения Аллаха, и их окружило то, над чем они насмехались "

Источник: "Ад-Дурар ас-Сания", 1/112

И сказал также имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, говоря о смыслах трёх видов Таухида:

وأما توحيد الصفات: فلا يستقيم توحيد الربوبية، ولا توحيد الألوهية، إلا بالإقرار بالصفات، لكن الكفار: أعقل ممن أنكر الصفات،

"Что же касается Таухида Имен и Качеств - то не будет действителен ни Таухид ар-Рубубия, ни Таухид аль-Улюхия - кроме как при признании Качеств Аллаха, однако даже [коренные] кафиры имеют больший разум чем те, кто отрицает Качества Аллаха"

Источник: "Ад-Дурар ас-Сания", 1/112

И также, по этой теме можно вернуться к следующим источникам: "Маджму аль-Фатауа", Ибн Теймии, 13/160, "Баян Тальбис аль Джахмия", 3/94, "Мадаридж ас-Саликин", Ибн аль-Каййима, 2/402, "Ас-Сауаик аль-Мурсаля аля аль Джахмия уаль муаттыля", 1/151, 3/929, 4/1405, и Ибн Теймия и Ибн аль-Каййим очень длинно поговорили о смыслах Таухида у джахмитов, философов, куллябитов, ашаритов и других.

 


[1] Один из ранних главарей ашаритов, бывший на та'тыле и отрицании Сыфатов Аллаха

[2] "аль-Фана" термин у суфистов, означающий "растворение" в Аллаха, так, что не видеть ничего в существовании кроме Аллаха! И отсюда зашли такие куфры как "единство бытия", и тому подобное, да упасёт Аллах от них.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: