Искусство конструктивной критики




1. Чтобы овладеть основами конструктивной критики, необходимо в первую очередь изучить причины неудачной критики, т.е. такого порицания, в результате которого у критикуемого возникает крайне негативное отношение к воздействию, оказываемому на него. К основным причинам неудачной критики относятся:

· фатальность критики, т.е. такое психолого-эмоциональное воздействие, которое формирует у критикуемого лишь ощущение безвозвратной потери, невозможности что-либо изменить. В этой ситуации критикующий заявляет примерно следующее: “Вам надо было поступить исключительно так-то”. И поскольку, как говорится, поезд уже ушёл, то критикуемый попадает в тупиковую ситуацию, и ему ничего не остаётся, кроме как сопротивляться и “спасать своё лицо”. Ясно, что проку от такой фатальной критики мало;

· назидательность критики, которая проявляется в тоне, нравоучительных фразах типа “Чаще надо прислушиваться к моим советам”, “Вы поняли, наконец, как надо делать?” и т.д. В подобных ситуациях критикуемый считает, что “ ко мне придираются”. И чтобы изменить это на “ мне хотят помочь”, критикующий должен перейти от упрёков к предложению о сотрудничестве. Например: “Свои пожелания я высказываю лишь в надежде сохранить наши добрые отношения”;

· эмоциональность критики, когда критикующий не может вовремя остановить поток упрёков, “заводится” и тем самым подавляет слабых духом собеседников, а сильных подталкивает к активному противоборству. В обоих случаях польза оказывается ничтожной.

В принципе каждый из нас может продолжить это перечисление неудач. Достаточно вспомнить случаи, когда критика в ваш адрес больно резанула по сердцу, заставила невзлюбить (если не возненавидеть!) критикующего и т.д. Вот почему, прибегая к критике, постарайтесь постоянно задаваться вопросами: что чувствует мой оппонент, как он воспринимает мои замечания, каково его физическое и моральное состояние? Исходя из ответов на эти вопросы, стройте разговор. Это верный путь к достижению действенности критики.

Следует помнить, что критика принесёт позитивный результат, если она способна а) гасить сопротивление собеседника к восприятию критических замечаний; б) подвести партнёра к осознанию важности и целесообразности выполняемой им работы и того, что эта работа оценивается по достоинству.

2. Используйте при необходимости различные варианты критических оценок. Как показывает опыт, наиболее эффективными являются следующие критические оценки:

Критика-похвала

· Работа сделана хорошо, но не для этого случая.

· Неплохо, но вы способны на большее.

· Всё было хорошо, но только не совсем вовремя.

· Видно, что было старание, но, увы, его оказалось недостаточно.

· Вот так уже совсем неплохо, но несколько ошибок придётся устранить.

Безразличная критика

· В нашем коллективе есть ещё люди, не справляющиеся со своими обязанностями. Но не будем их называть поимённо.

· Приходится констатировать, что не все поняли важность этого вопроса.

· Некоторые обучаемые до сих пор не рассчитались с библиотекой. Надеюсь, они об этом знают.

· Среди нас есть такие, кто не выполняет распорядок дня.

· Пусть стыдно будет тому, кто не осмелился признаться.

Критика-озабоченность

· Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у …

· Я озабочен вашим недобросовестным отношением к работе.

· Мы озабочены тем, что вы не подготовили доклад.

· Я озабочен тем, что вы не стремитесь анализировать свои поступки.

· Не знаю, смогу ли я вам доверить это дело в следующий раз.

· Я крайне озабочен тем, что в последнее время с вами творится что-то неладное.

Критика-сопереживание

· Я прекрасно понимаю вас, стараюсь войти в ваше положение, но и вы войдите в моё. Ведь дело-то не сделано.

· Я понимаю, как вам сейчас трудно, но в этом ведь только ваша вина.

· Я прекрасно понимаю вас, но надо поправлять положение.

· Мне близка ваша позиция, но подумайте о подчинённых: каково им сейчас?

Критика-сожаление

· Я очень сожалею, но должен отметить, что работа сделана некачественно.

· Очень жаль, но вы не справились с заданием.

· Я сожалею, но вы совершили ошибку.

· К моему сожалению, вы не оправдали наших надежд.

· Сожалею, но это вы могли сделать лучше.

· К сожалению, мы не ожидали от вас такого решения.

· Мне искренне жаль, что вы меня не услышали.

· К сожалению, это не совсем то, что надо.

· Мне так жаль, что вы не успели сделать работу.

Критика-удивление

· Как?! Неужели вы не смогли выполнить это задание?! Не ожидал…

· Я шокирован: вы совершили слишком много ошибок.

· Я не ожидал от вас такого результата.

· Признаться, я удивлён, что отчёт ещё не готов.

· Я просто в недоумении по поводу вашей неисполнительности.

· Вот уж не ожидал, что вы не сможете скопировать рисунок.

· Как, ты не видишь здесь недостатков?

· Как, разве тебе это нравится?

· Сегодня вы меня удивили. Кто бы мог подумать, что вы окажетесь в числе нарушителей?

· Неужели вы так и не поняли свою ошибку?

Критика-смягчение

· Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы.

· Наверно, вам неправильно объяснили это задание.

· Не вините только себя в том, что произошло.

· Это просто очередная рабочая ошибка.

· Вы опоздали, но я знаю, что это не ваша вина.

· В вашем жизненном опыте ещё не встречалось такого случая, поэтому вы не виноваты.

· Наверное, поручая вам это задание, мы не всё рассчитали.

Критика-предупреждение

· Если вы и в дальнейшем будете допускать промахи, то пеняйте на себя.

· Предупреждаю, что впредь у нас будет с вами другой разговор.

· Рекомендую вам самостоятельно сделать выводы из случившегося.

· При повторной ошибке вы будете наказаны.

· Это было моё последнее предупреждение.

Критика-требование

· Сожалею, но работу вам придётся переделать.

· Эта работа требует немедленного выполнения.

· Я требую, чтобы…

Подбадривающая критика

· Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось.

· Не огорчайтесь, сегодня сделали не очень хорошо, завтра получится лучше.

· С вашим старанием в следующий раз вы добьётесь отличного результата.

· Не переживайте, если захотите, вы непременно выполните это задание.

· Всё получится, если попробовать ещё раз.

Критика-упрёк

· Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!

· Не ожидал, что по вашей вине придётся переделывать отчёт.

· Никогда бы не подумал, что вы на такое способны.

· Как же так, я думал, у вас всё получится!

· Ну что же вы? Вы нас так подводите.

Критика-надежда

· Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это лучше.

· Уверен, что, несмотря на допущенную сегодня ошибку, вы с этим обязательно справитесь.

· Надеюсь, что в следующий раз вы спланируете свою работу.

· Хочу надеяться, что в дальнейшем вы не допустите таких досадных просчётов.

· Я надеюсь, что это не предел ваших возможностей.

· Хочется верить, что в будущем вы станете более внимательны.

Критика-аналогия

· Раньше, когда я был так же молод, как вы, я допустил точно такую же ошибку.

· Не расстраивайтесь, я тоже не смог сделать это с первого раза.

· У тебя получилось лучше, чем у кого-либо в первый раз, попробуй ещё.

· Раньше я тоже не мог выполнить это действие.

Критика-требование

· Я считаю, что работу нужно переделать.

· Это мнение ошибочное, его необходимо изменить.

· Сожалею, но здесь вам придётся уступить.

· Этот вопрос требует немедленной доработки.

· Я настаиваю, чтобы вы провели более тщательный анализ.

Критика-замечание

· Вы выполнили это задание неверно, в следующий раз будьте повнимательнее!

· Вы поступили грубо, я считаю, что вам следует извиниться!

· Жаль, что вы так поспешили с решением, впредь – советуйтесь!

· Вы слишком болезненно реагируете, не будьте таким импульсивным!

Конструктивная критика

· Увы, но работа выполнена неверно. Что собираетесь предпринять?

· Как вы планируете исправить допущенные ошибки?

· Что вы предпримите, чтобы исправить положение?

Критика-опасение

· Боюсь, что в следующий раз работа будет выполнена столь же некачественно.

· Боюсь, это войдёт у вас в практику.

· Меня беспокоит то, что вы повторно делаете те же ошибки.

Как видим, есть много способов не превращать критику в разнос, в выход отрицательной энергии и унижения зависящих от вас людей. Заметим лишь, что все эти разновидности критики хороши при условии, что получающий порицание уважает критикующего и ценит его мнение о себе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: