1. Чтобы овладеть основами конструктивной критики, необходимо в первую очередь изучить причины неудачной критики, т.е. такого порицания, в результате которого у критикуемого возникает крайне негативное отношение к воздействию, оказываемому на него. К основным причинам неудачной критики относятся:
· фатальность критики, т.е. такое психолого-эмоциональное воздействие, которое формирует у критикуемого лишь ощущение безвозвратной потери, невозможности что-либо изменить. В этой ситуации критикующий заявляет примерно следующее: “Вам надо было поступить исключительно так-то”. И поскольку, как говорится, поезд уже ушёл, то критикуемый попадает в тупиковую ситуацию, и ему ничего не остаётся, кроме как сопротивляться и “спасать своё лицо”. Ясно, что проку от такой фатальной критики мало;
· назидательность критики, которая проявляется в тоне, нравоучительных фразах типа “Чаще надо прислушиваться к моим советам”, “Вы поняли, наконец, как надо делать?” и т.д. В подобных ситуациях критикуемый считает, что “ ко мне придираются”. И чтобы изменить это на “ мне хотят помочь”, критикующий должен перейти от упрёков к предложению о сотрудничестве. Например: “Свои пожелания я высказываю лишь в надежде сохранить наши добрые отношения”;
· эмоциональность критики, когда критикующий не может вовремя остановить поток упрёков, “заводится” и тем самым подавляет слабых духом собеседников, а сильных подталкивает к активному противоборству. В обоих случаях польза оказывается ничтожной.
В принципе каждый из нас может продолжить это перечисление неудач. Достаточно вспомнить случаи, когда критика в ваш адрес больно резанула по сердцу, заставила невзлюбить (если не возненавидеть!) критикующего и т.д. Вот почему, прибегая к критике, постарайтесь постоянно задаваться вопросами: что чувствует мой оппонент, как он воспринимает мои замечания, каково его физическое и моральное состояние? Исходя из ответов на эти вопросы, стройте разговор. Это верный путь к достижению действенности критики.
|
Следует помнить, что критика принесёт позитивный результат, если она способна а) гасить сопротивление собеседника к восприятию критических замечаний; б) подвести партнёра к осознанию важности и целесообразности выполняемой им работы и того, что эта работа оценивается по достоинству.
2. Используйте при необходимости различные варианты критических оценок. Как показывает опыт, наиболее эффективными являются следующие критические оценки:
Критика-похвала
· Работа сделана хорошо, но не для этого случая.
· Неплохо, но вы способны на большее.
· Всё было хорошо, но только не совсем вовремя.
· Видно, что было старание, но, увы, его оказалось недостаточно.
· Вот так уже совсем неплохо, но несколько ошибок придётся устранить.
Безразличная критика
· В нашем коллективе есть ещё люди, не справляющиеся со своими обязанностями. Но не будем их называть поимённо.
· Приходится констатировать, что не все поняли важность этого вопроса.
· Некоторые обучаемые до сих пор не рассчитались с библиотекой. Надеюсь, они об этом знают.
· Среди нас есть такие, кто не выполняет распорядок дня.
· Пусть стыдно будет тому, кто не осмелился признаться.
Критика-озабоченность
· Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у …
|
· Я озабочен вашим недобросовестным отношением к работе.
· Мы озабочены тем, что вы не подготовили доклад.
· Я озабочен тем, что вы не стремитесь анализировать свои поступки.
· Не знаю, смогу ли я вам доверить это дело в следующий раз.
· Я крайне озабочен тем, что в последнее время с вами творится что-то неладное.
Критика-сопереживание
· Я прекрасно понимаю вас, стараюсь войти в ваше положение, но и вы войдите в моё. Ведь дело-то не сделано.
· Я понимаю, как вам сейчас трудно, но в этом ведь только ваша вина.
· Я прекрасно понимаю вас, но надо поправлять положение.
· Мне близка ваша позиция, но подумайте о подчинённых: каково им сейчас?
Критика-сожаление
· Я очень сожалею, но должен отметить, что работа сделана некачественно.
· Очень жаль, но вы не справились с заданием.
· Я сожалею, но вы совершили ошибку.
· К моему сожалению, вы не оправдали наших надежд.
· Сожалею, но это вы могли сделать лучше.
· К сожалению, мы не ожидали от вас такого решения.
· Мне искренне жаль, что вы меня не услышали.
· К сожалению, это не совсем то, что надо.
· Мне так жаль, что вы не успели сделать работу.
Критика-удивление
· Как?! Неужели вы не смогли выполнить это задание?! Не ожидал…
· Я шокирован: вы совершили слишком много ошибок.
· Я не ожидал от вас такого результата.
· Признаться, я удивлён, что отчёт ещё не готов.
· Я просто в недоумении по поводу вашей неисполнительности.
· Вот уж не ожидал, что вы не сможете скопировать рисунок.
· Как, ты не видишь здесь недостатков?
· Как, разве тебе это нравится?
· Сегодня вы меня удивили. Кто бы мог подумать, что вы окажетесь в числе нарушителей?
|
· Неужели вы так и не поняли свою ошибку?
Критика-смягчение
· Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы.
· Наверно, вам неправильно объяснили это задание.
· Не вините только себя в том, что произошло.
· Это просто очередная рабочая ошибка.
· Вы опоздали, но я знаю, что это не ваша вина.
· В вашем жизненном опыте ещё не встречалось такого случая, поэтому вы не виноваты.
· Наверное, поручая вам это задание, мы не всё рассчитали.
Критика-предупреждение
· Если вы и в дальнейшем будете допускать промахи, то пеняйте на себя.
· Предупреждаю, что впредь у нас будет с вами другой разговор.
· Рекомендую вам самостоятельно сделать выводы из случившегося.
· При повторной ошибке вы будете наказаны.
· Это было моё последнее предупреждение.
Критика-требование
· Сожалею, но работу вам придётся переделать.
· Эта работа требует немедленного выполнения.
· Я требую, чтобы…
Подбадривающая критика
· Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось.
· Не огорчайтесь, сегодня сделали не очень хорошо, завтра получится лучше.
· С вашим старанием в следующий раз вы добьётесь отличного результата.
· Не переживайте, если захотите, вы непременно выполните это задание.
· Всё получится, если попробовать ещё раз.
Критика-упрёк
· Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!
· Не ожидал, что по вашей вине придётся переделывать отчёт.
· Никогда бы не подумал, что вы на такое способны.
· Как же так, я думал, у вас всё получится!
· Ну что же вы? Вы нас так подводите.
Критика-надежда
· Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это лучше.
· Уверен, что, несмотря на допущенную сегодня ошибку, вы с этим обязательно справитесь.
· Надеюсь, что в следующий раз вы спланируете свою работу.
· Хочу надеяться, что в дальнейшем вы не допустите таких досадных просчётов.
· Я надеюсь, что это не предел ваших возможностей.
· Хочется верить, что в будущем вы станете более внимательны.
Критика-аналогия
· Раньше, когда я был так же молод, как вы, я допустил точно такую же ошибку.
· Не расстраивайтесь, я тоже не смог сделать это с первого раза.
· У тебя получилось лучше, чем у кого-либо в первый раз, попробуй ещё.
· Раньше я тоже не мог выполнить это действие.
Критика-требование
· Я считаю, что работу нужно переделать.
· Это мнение ошибочное, его необходимо изменить.
· Сожалею, но здесь вам придётся уступить.
· Этот вопрос требует немедленной доработки.
· Я настаиваю, чтобы вы провели более тщательный анализ.
Критика-замечание
· Вы выполнили это задание неверно, в следующий раз будьте повнимательнее!
· Вы поступили грубо, я считаю, что вам следует извиниться!
· Жаль, что вы так поспешили с решением, впредь – советуйтесь!
· Вы слишком болезненно реагируете, не будьте таким импульсивным!
Конструктивная критика
· Увы, но работа выполнена неверно. Что собираетесь предпринять?
· Как вы планируете исправить допущенные ошибки?
· Что вы предпримите, чтобы исправить положение?
Критика-опасение
· Боюсь, что в следующий раз работа будет выполнена столь же некачественно.
· Боюсь, это войдёт у вас в практику.
· Меня беспокоит то, что вы повторно делаете те же ошибки.
Как видим, есть много способов не превращать критику в разнос, в выход отрицательной энергии и унижения зависящих от вас людей. Заметим лишь, что все эти разновидности критики хороши при условии, что получающий порицание уважает критикующего и ценит его мнение о себе.