История развития налогообложения в России.




Вопросы к экзамену «НАЛОГОВОЕ ПРАВО»

Понятие, роль и признаки налога.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Раскроем юр. признаки налогов:

а) обязательность означает юр. обязанность перед гос. При этом форма уплаты налога предполагается в виде добровольного платежа. В то же время термин «взимание» говорит что отказаться от уплаты данного платежа нельзя, поскольку уплата обеспечивается гос. принуждением. В определенных законом случаях вместо уплаты платежа имеет место его взимание;

б) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность - принципы налогового права полностью противоположны принципам гражданского права. Налоги передаются гос. в собственность, а выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у гос. встречной обязанности по предоставлению этому лицу каких-либо материальных льгот.

в) денежный характер - налог должен уплачиваться только в денежной форме, поскольку иной формы гос. бюджет не приемлет. Отчуждение в пользу гос. какого-либо имущества, товаров, работ, услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Налоги уплачиваются (взыскиваются) только с денежных средств, принадлежащих налогообязанному лицу. Налог уплачивается в наличной и безналичной форме, в валюте РФ или иной валюте (в предусмотренных законом случаях);

г) публичное предназначение налога означает, что налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности гос. и его органов. Налогоплательщик в конечном результате получает от гос. публичную пользу. Гос., действуя в интересах всего общества, реализует различные внешние и внутренние функции: социальную, политическую, экономическую, правоохранительную, военную; д) законодательное оформление налога означает, что налог может быть установлен только актом высшей юридической силы - законом. Другими нормативными актами, которые называются подзаконными, налог не устанавливается. Законы принимаются законодательным органом (парламентом), который и устанавливает меру требования государства в лице исполнительных органов власти в отношении имущества собственника.

Функции налогов.

Функция - относительно самостоятельная часть деятельности по решению задач для достижения определенных целей. Функции налогов производны от функции финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках. Исходя из этого их можно сгруппировать в 2 блока: основные и дополнительные.

Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и 2 общефинансовых (регулирующую и контрольную). Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Важнейшей функцией налогов является фискальная. Суть заключается в насыщении доходной части бюджета, доходов гос. для удовлетворения потребностей общества. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением фискальной и затрагивает регулирование производства и потребления. Регулирующий механизм существует объективно и влияет на плательщиков вне зависимости от воли гос. Контрольная функция реализует налогообложения при регламентации гос.финансово-хозяйственной деятельности субъектов налогообложения. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели. Дополнительные функции налога образуют подсистемы. Распределительная функция заключается в перераспределении полученных бюджетом средств для их дальнейшего эффективного использования государством в своих целях. Стимулирующая функция создает условия для развития производства или какого-либо вида деятельности. Накопительная функция представляет собой обобщение всех предыдущих функций. Её суть заключается в накоплении денежных средств в бюджете для дальнейшего увеличения мощностей, развитии производства и в укрепления экономики гос. в целом.

 

История развития налогообложения в России.

Национальная налоговая система прошла 3 периода: 1. дореволюционный, 2. советский, 3. постсоветский.

1. Дореволюционный период. В Древнем гос. основным источником доходов казны является дань - прямой налог, собирающий с населения. Во времена Золотой Орды появляются различные виды сборов. Известно 14 видов ордынских сборов, главным из которых был налог монгольскому хану. В 14-15 вв. также со свободного населения взымалась дань в натуральной форме, направленная в княжескую казну. При Иване 3 особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы: 1. причальный, 2 стрелецкая подать. В это время введена 1 налоговая декларация.

Во время царствования Алексея Михайловича система налогообложения в России была упорядочена. В 1655 г. был создан специальный орган. Счётная палата, в компенсацию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказа. В эпоху реформ Петра появляются прибыльщики - чиновники, которые должны «сидеть и чинить гос. прибыль». В этот период осуществлён переход от подв-го налогообложения к подушной подати.

В период правления Екатерины 2 для купечества была введена гильдейская подать - сбор с объявленного кап.

В 1818 г. в России издан 1 крупный труд в области налогообложения: опыт и теория налогов. Николай 2 в 1896 г. утвердил положение о государственно-промысловом налоге, который действовал до 1917 г. 2. Советский период. Налоги становятся средствами классовой борьбы. Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, воспроизводящей в общих чертах налогооблагаемую систему дореволюционной России.

Начиная с 1930-х гг. роль и значение налогов в СССР резко уменьшается. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельскохозяйственными производителями.

В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная реформа, в результате которой все налоговые платежи предприятий были унифицированы в 2 вида: налог с оборудования и отчисление от прибыли. Во время великой отечественной войны вводятся новые налоги: налог на количество одиноких и малоимущих граждан СССР, военный налог, сбор с владельцев скота. С 1986 г. разрешена индивидуальная трудовая деятельность. 3. Постсоветский период. Приведена широкая комплексная налоговая реформа, были подготовлены основополагающие налоговые законы: об основах налоговой системы в РФ. В 1990 г. образована главная гос. налоговая инспекция. Через год она становится гос. налоговой службой, с 1998 г. Министерством РФ по налогам и сборам, сейчас ФНС. В 1998 г. принята ч. 1 НК, в 2000 г. ч. 2 .





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!