ПРОБЛЕМА – ЦЕЛЕВОЙ РЕЗУЛЬТАТ – ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ – СТРАТЕГИЯ (ВЫБОР ИНСТРУМЕНТА) – ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ




Алгоритм решения педагогических задач

Если говорить о формуле, то она есть и очень конкретна, вы должны научиться ею пользоваться. Всякий раз, когда у вас расширяются от ужаса глаза и вам кажется, что это задача из неразрешимых, успокойтесь, сделайте выдох и вспомните, что задача решается с помощью формулы:

ПРОБЛЕМА – ЦЕЛЕВОЙ РЕЗУЛЬТАТ – ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ – СТРАТЕГИЯ (ВЫБОР ИНСТРУМЕНТА) – ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ

Подумайте о проблеме пять минут, и ужас отступит, и решение обязательно найдется. Эти пять минут вашей мозговой деятельности окупятся вам стократно.

 

1.1. Проблема

Все начинается с того, что вы замечаете проблему. Это может прийти к вам через ощущения, через подслушанный случайно разговор или случайно увиденную сцену. Это может быть просто вдруг возникшее состояние ребенка или конкретное обращение с просьбой о помощи. Но на траке времени есть четкое деление, до которого проблемы не было и после которого она вдруг обозначилась. И в момент, когда произошла фиксация проблемы, вы должны знать: сама собой она не рассосется. Дети, конечно, часто сорятся и мирятся, и это все происходит быстро, но не само собой. Любой процесс имеет свою природу. И любая проблема поднимает точечно именно те больные места, которые требуют духовной проработки. Никак иначе.

Обычно я привожу самый расхожий пример для понимания этой ситуации. Если вы, находясь в Америке, рядом с негром произнесете слово «негр» (мы же думаем, что они по-русски не понимаютJ), то реакция обязательно будет, и она будет очень агрессивной. Негров очень обижает, когда их называют неграми. Правда, странно? Мы же не обижаемся, когда нас называют русскими? Знаете, что сейчас произошло? Кое-кто подумал: а вот мне обидно слышать, когда я иду по улице и кто-то мне в спину говорит «Раша». Это потому, что человек считает это для себя плохим. Потому это для него и обидно. Если он гордится своей страной, своей национальностью, это его может только взбодрить.

Поэтому простой вывод: нас может обидеть только то, что действительно в нас присутствует, но нам это крайне не хочется обнародовать, это как будто тайна для всех. Запретная тема.

Ну, к слову, если меня в прямом эфире на телевидении назовут воровкой или женщиной легкого поведения, я точно не отреагирую на это агрессивно, скорее всего, мне станет смешно, а может быть, я задам какой-то встречный вопрос, который будет неудобен оппоненту. Но точно меня это не разозлит и не выведет из себя. Это мой оппонент не про меня сказал, это он про себя сказал. И таким образом вскрылся.

Любая агрессивная реакция была бы свидетельством того, что да, так и есть, это имеет место быть, но я это так тщательно скрываю, что вы просто не можете этого знать, и я возмущена.

Проблема, если даже она быстро решилась сама собой в данной временной ситуации, никуда не делась. И хотя у вас нет задачи решить все проблемы, у вас есть задача быть внимательным ко всему происходящему. Никаких случайностей не бывает. Все, что вам показалось, вам на самом деле ПОКАЗАЛОСЬ по провидению Творца. То есть стало доступным.

Будьте внимательны, фиксируйте свои наблюдения в дневнике вожатого, фиксируйте гипотезы, проверяйте их, в общем, растите вместе с детьми.

Ну, допустим, проблема такова, что просто требует вашего вмешательства. Имеем ли мы право, просто артикулировав проблему, идти и сразу решать ее? Нет. Пока нет.

Сначала для себя мы обязаны понять: какие территории, каких людей участвуют в конфликте? Чьи интересы пострадали, законным ли было вторжение на чужую территорию – в рамках договоренностей или без спроса? И только четко определив, какие территории пострадали и почему, вы можете себе представить примерный сценарий выхода в нулевую точку и определить для себя целевой результат.

 

1.2. Целевой результат

Никогда ничего не начинайте делать без целевого результата. Если эта формулировка вам непонятна, я поясню. Какой результат для вас должен стать целью? Какой результат для вас был бы наиболее желанным, самым лучшим, о каком вы бы только могли мечтать? Вот такой результат –и есть ваша цель. Ваш целевой результат.

Вот представьте себе, что в отряде накал страстей: интриги, скандалы, уже были драки, теперь еще и воровство случилось. Вы собираете отряд и идете на разговор. О чем будете говорить? Можно говорить о разном и по-разному, но чего вы ждете от этого разговора? Что должно произойти после него?

Давайте помечтаем. Хорошо бы, чтобы все в результате извинились друг перед другом, поплакали, обнялись и начали жизнь с чистого листа. Или так. Хорошо бы, чтобы главный интриган признал свою ошибку, извинился, а еще лучше, чтобы сказал: «Я уезжаю домой», и все бы спокойно выдохнули (ну мы же о разном можем мечтать).

Вот у вас есть два варианта. Теперь давайте спокойно порассуждаем: во втором случае – это еще не конец истории, там, скорее всего, подключится директор, потом – родители, потом окажется, что «я был не прав» и все завернется на новый круг. А вот в первом случае все очень экологично получается: никто не пострадал, все остались с сохраненным собственным достоинством, и есть возможность действительно обнулиться и начать сначала. Возможно, урок будет усвоен.

Так получается, что первый целевой результат мне подходит больше. Значит, за него и будем бороться.

Согласитесь, тактика достижения первого и второго результата будет сильно отличаться одна от другой. В первом случае – это общий разговор на тему общих ценностей, а во втором – акцент на негодяйстве одного человека.

Инструменты и вопросы будут принципиально отличаться друг от друга. Именно поэтому категорически запрещено начинать какое бы то ни было действие без определения целевого результата.

От него зависит все: и то, с кем будет идти разговор (целевая аудитория), и о чем, и с помощью каких аргументов (вопросов), и каким тоном, и каким запасным аэродромом подстрахуемся.

 

1.3. Целевая аудитория

Когда вы определили целевой результат, осталось еще продумать о целевой аудитории: с кем вам предстоит общаться для разрешения конфликта. Ну, например, у вас в отряде напряжение, связанное с участившимися случаями краж личных вещей у детей. Каждый день что-то у кого-то пропадает. И так все сходится, что это ОНА. И как только дети зацепились за эту мысль, все стало само собой складываться: ОНА, и другого варианта быть не может. А ОНА пребывает в полудепрессивном состоянии уже который день. И вы понимаете проблему. И примерно знаете, о чем нужно говорить. Но с кем?

Неужели с НЕЙ?

Ни в коем случае! Это может стать роковой ошибкой. О чем вы можете с ней говорить, если подозрения ничем не подтверждены? Допустите мысль, что это может быть и не ОНА, а просто кто-то все ловко подстроил. Чем все это может закончиться? Причиной чего мы можем стать, ошибившись с целевой аудиторией? Конечно, нужно разговаривать с отрядом или с группой пострадавших, главных обвинителей. Но только не с ней, хотя, конечно, в ее присутствии.

Но и теперь, когда вы определились, с кем будете вести разговор, нужно продумать еще пару важных моментов.

 

1.4. Стратегия (инструмент, техника)

Какой кратчайший маршрут к целевому результату?

Давайте порассуждаем вместе над вышеописанной ситуацией. Каким бы был самый желанный результат для вас, о котором вы только хотели мечтать?

Я так думаю, что если вы не следователь и звездочку за раскрытие преступления вам на погон не повесят, то для вас было бы самым крутым результатом, чтобы в связи с недоказанностью вины девочки отвести от нее негативный фон. В идеале – чтобы кто-то извинился перед ней, а самим договориться о том, чтобы проявить максимальную бдительность по отношению к своим вещам, сделать вид, будто только мы сами виноваты, если у нас что-то пропадает.

Ну вот, исходя из принципа уважения к личности – это хорошо. Никто не обижен напрасно, еще раз всем напомнили о личной ответственности за все происходящее с нами. Без давления, без упреков.

Осталось продумать, каким инструментом, техникой или вопросом мы быстрее всего придем к желаемому результату.

Давайте вспоминать: любовь и страх… треугольник манипулятора… выбор и ответственность… пирамида ценностей… живи осознанно… пирамида ценностей… жизненная территория… причиной чего ты можешь стать…

Можно заходить с разных сторон. Если захотим опереться на инструменты «Выбор и ответственность», то речь пойдет о ежедневном и ежесекундном выборе, который нас выводит на новую развилку, и мы вновь и вновь идем по жизни с последствиями своего выбора. Мы можем выбирать дружбу, любовь, добрые и чистые отношения, а можем выбирать подлость, обман и всякий раз заходить в этой тьме все дальше и дальше, пока не упремся в тупик.

Мы делаем выбор, когда выбираем друзей, а также делаем выбор, когда хотим что-то сказать или не сказать другу. А также, сказав что-то другу, мы выбираем: оставить его в одиночестве или оказать ему поддержку? Если наш выбор всегда учитывает интересы другой личности, основывается на принципе уважения, то мы всякий раз возвышаемся над собой и становимся чище, сильнее, а если нет, то падаем, иногда в глубокую пропасть.

Делая выбор, ответь на вопрос: причиной чего ты можешь стать? Для себя. Для своего будущего. Для другого человека. А еще правильный выбор – это когда дверь не захлопывается

Ну и таким образом перейти на обвиняемую. Спросить: а что, если только допустить единственную мысль, что ОНА не виновата? Что тогда? Причиной чего можешь стать лично ты в жизни этой девочки?

Вызвав детей на такой разговор, вы понимаете, что кто-то отреагирует правильно и, может быть, даже извинится, как и было запланировано в целевом результате.

Это только один маршрут.

А еще вы можете опереться на инструмент «Любовь и страх». Ведь поступки, совершаемые в состоянии любви, всегда возвышенные, а плохие поступки (плохие с боковой точки зрения) – это, как правило, результат состояния страха за себя, за близких или за будущее.

Природа страха иногда спровоцирована тем самым окружением, которое потом считает себя пострадавшей стороной. Ведь что такое страх за себя? Это страх быть униженным, плохо выглядеть в глазах окружающих, остаться в одиночестве. И когда человек спасается от страха, он делает совершенно оправданные, с точки зрения необходимости выживания, вещи. Может быть, даже воровство.

Но причина не в этом человеке, а в том, что сильное окружение погрузило его в состояние страха, и его поступки становятся поступками не плохого человека, а человека, который спасается.

Скажите, если допустить мысль, что кто-то из вас мог стать причиной того, что кому-то пришлось спасаться, это возвышающий поступок или нет?

Нет. А если нет, то этот поступок тоже совершен в состоянии страха. В чем же разница?

Готовы ли вы, признав, что все мы явились участниками одной манипуляции, обнулиться и начать новую историю?

Тоже возможно достижение целевого результата, но, может, вам труднее говорить на одну тему, а легче на другую. Прислушайтесь к себе, что у вас более гармонично отзывается.

Но может так случиться, что все пошло не по плану. Вы случайно, не удержавшись, вступили в дискуссию, которая увела вас от сути вопроса, и вы не смогли вырулить. Такое иногда случается. Нужно быть готовым к такому повороту событий. Поэтому всегда, идя на разговор, знайте, где ваш запасной аэродром.

 

 

1.5. Запасной аэродром

Это могут быть притча, анекдот, история, стихотворение. Главное, чтобы вы знали, какая именно притча. В ситуации с воровством вас может спасти такая.

В одной глухой деревне, где было всего несколько домов, был только один врач. И он был безотказным человеком. Всегда приходил на помощь и ночью, и днем, никому никогда не отказывал. Хорошие, а особенно незаурядные, люди вызывают разную реакцию у других, иногда даже очень яркую, но только не равнодушную. Их обычно или любят, или ненавидят.

И вот в деревне стали замечать, что то тут, то там пропадают вещи. Конечно, начались пересуды. Все вспоминали, анализировали, и, конечно, все сошлись на том, что вещи пропадали в тех домах, где бывал доктор. И как ни крути, так и есть: доктор и пропажи – прямое совпадение. Да и кому, как не ему, воровать: он всех знает, пользуется доверием.

Когда до доктора докатились слухи, он улыбнулся, собрал свой узелок и ушел из деревни. Не стал никому ничего объяснять, доказывать, просто ушел.

Люди стали больше болеть, чаще умирать. А вещи так и продолжали пропадать.

Давайте на сегодня поставим многоточие, и каждый подумает об этой ситуации. А завтра продолжим.

Я не буду ничего комментировать, а яркое многоточие – это очень эффективный инструмент. Он согласуется с принципом уважения к личности, никого не воспитывает, а лишь позволяет попереживать самостоятельно. Это важно. Важно именно переживание.

Далее мы с вами рассмотрим все мастер-классы как инструменты для разрешения самых нестандартных и самых обычных ситуаций. Мы будем решать похожие задачки с помощью разных подходов. Надеюсь, это будет крайне полезный для вас материал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: