Формирования социально-культурной компетентности учащихся средствами искусства и художественно-творческой деятельности




Внедрение культурологической модели

Современная социокультурная ситуация выдвигает в качестве одной из наиболее актуальной задачи эффективное использование имеющейся предметно-ресурсной базы для решения проблем обучения, воспитания и развития грядущего поколения, наполнения инновационными проектно-программными методиками и технологиями образовательный процесс. Стало очевидным, что дальнейшее развитие общества должно быть связано с переоценкой и переосмыслением значения духовного становления личности на основе новой иерархии ценностей, в которой совокупность и гармония общечеловеческого и национального является доминантным.

Практика показала, что привлечение новых ресурсных возможностей в систему образования не всегда дает положительные результаты, как для реализации задач образования, так и для социально-экономической сферы республики.

В этой связи искусство выступает в роли педагогического интрументария формирования социокультурной компетентности учащихся и культурного канала:

а) трансляции идей и смыслов, взглядов и ценностей, представлений и установок культуры общества;

б) естественного вхождения личности в социально-коммуникативные процессы;

в) вектора саморазвития духовного и физического потенциала

Известно, что уровень результативности любой деятельности, зависит, прежде всего, от целостного использования потенциала инструментария этой деятельности. Одним из составляющих инструментария педагогической деятельности является искусство и, соответственно, художественно-творческая деятельность учащихся. Искусственное зауженние рамок использования их педагогического потенциала, негативно отражается на результативности решения задач образовательного процесса.

Современная социально-культурная ситуация настоятельно требует иного типа личности, его профессиональной компетентности, культурного уровня и социальной активности. В этой связи, целостность воздействий на составляющие образовательного процесса с целью формирования социально-культурной компетентности учащихся и становления субъекта культурного и социального действия, требует и целостной реализации функций искусства. Наряду с эстетическими и рекреационными его функциями, должны быть актуализированы и активизированы человекоформирующая, культуротворческая и социально-организующая функции. Это приведет к полифункциональному содержательно-смысловому насыщению всего образовательного процесса, организации социально-культурной деятельности школы на совокупности ценностей культуры и социальной необходимости и одобренности действий субъектов образовательного процесса.

Внедрение в практику школы культурологической модели формирования социально-культурной компетентности учащихся рассматривается как потребность времени, настоятельная необходимость коррекции комплексных результатов образования, инновационный механизм управления жизнедеятельностью школы.

Цель внедрения - используя педагогический потенциал искусства и художественно-творческой деятельности, повысить уровень социально-культурной компетентности учащихся и на его основе включить школьников:

- в культуротворческую, социально одобренную деятельность;

- саморазвитие духовного и физического потенциала;

- культурное использование национального и мирового социокультурного опыта;

- ответственное отношение к действиям, поступкам и мыслям.

-

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи:

- о культурологической парадигме образования и развития социокультурного пространства школы (П. Сорокин В.С.Библер, И.Е.Видт, Г.Б.Корнетов, А.Я.Данилюк, Алексеева В.В., И.А.Колесникова, Алексеева Л.Л., Александрова Е.А., Быховская И.М., Е.В.Бондаревская, Лихачев Д.С., Романенко Л.Е., А.П.Валицкая, Неменский Б.М.);

- о процессе накопления социокультурного опыта человечества, который

имеет две составляющих: рациональную и эмоционально-чувственную (Выготский Л.С., Громыко Ю.В., О. Долженко, Исаев Е.И, Слободчиков В.И., Школяр Л.В);

- о культурной опосредованности, социальной востребованности и социальной одобренности индивидуальной культурной деятельности (Флиер А.Я., Ариарский М, Соколов А.);

- о формировании субъекта культурного и социального действия в учреждениях образования средствами искусства (Киященко Н.И., Кривцун О.А., Позняков В.В., Романенко Л.Е., Толстых А.В.)

- о взаимосвязи культуры, общества и образования (Ариарский М, Булкин А.П., Ерасов Б.С., Крылова Н.Б, Позняков В.В, Рождественский Ю.В);

- об искусстве как духовном ядре культуры и ее вторичном языке, на котором передается эмоционально-чувственная, духовно-ценностная информация (Савенкова Л.С., Ермолинская Е.А., Романенко Л.Е., Осипова Н.В.и др);

- о роли искусства как информационно-знаковой (семиотической) системы, специфическим виде духовного отражения актуальных социокультурных проблем общества, его идей, ценностей, ориентиров в культуре, обществе и образовании (Р.Арнхейм, Александрова Е.А., Быховская И.М., Ветрова И.Б., Каган М.С., Позняков В.В., Фохт-Бабушкин Ю.У);

- о художественно-творческой деятельности в образовательном пространстве как культуротворческой и человекоформирующей практике и социально-организующем механизме (Гусев Ю.А., Каган М.С., Мосолова Л.М., Юсов, Л.Е. Романенко, Б.П., Савенкова Л.С., Сорокин П., Неменский Б.М., Розин В. М., Фомина Н.Н.);

- о социокультурной компетентности личности как о составляющей его профессиональной компетентности и культурного базиса (Коняхина И. В., Рагозина Г. А, Казаков А.В. Зеер Э.Ф., Саволайнен Г.С.,Закутняя Т.В.);

- об измеряемости результативности использования педагогических технологий изменения качественных, культуротворческих, человекоформирующих, социально-организующих изменений в базисе личности и их влияния на ее коммуникативные процессы с окружающим миром (Е.Н.Соловова, В.Г. Апальков, В.П.Беспалко, И.А. Игошев, Г.И. Батурина, У. Байер, В. М. Блинов, И.А. Жоховский, М.С.Светлов, Н. С. Чудновский, О.А. Гримов)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: