Цель: анализ психологических аспектов педагогической деятельности и самоанализ готовности к осуществлению педагогической деятельности
Компетенции по ФГОС:
1) направление «Педагогическое образование»: выпускник должен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).
Вопросы:
1. Психологическая характеристика профессии педагога. Социальная значимость профессиональной педагогической деятельности.
2. Понятие «педагогическая деятельность». Основные характеристики: целеположенность, предметность и продуктивность.
3. Мотивация педагогической деятельности как характеристика педагогической деятельности.
4. Структура педагогической деятельности: различные психологические подходы.
5. Проблема индивидуального стиля педагогической деятельности. Классификации стилей педагогической деятельности в психологии.
6. Психологические проблемы, возникающие у педагогов в ходе профессиональной деятельности; причины и способы их разрешения.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовьте аннотации на 2-3 публикации по проблеме «Мотивация и профессиональная деятельность». Н-р, А.Маслоу. Мотивация и личность. Спб: Питер, 1999.; Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб: Питер, 2003 и др.
Ключевые понятия: педагогическая деятельность, индивидуальный стиль деятельности, мотивация педагогической деятельности, рефлексия, педагогические умения, результаты профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Аминов Н.А. Модели управления образованием и педагогические стили//Вопросы психологии. – 1994. - № 2.
|
2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
5. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. - Спб.: Питер, 2007. - 208 с.
6. Педагогическая психология: учебное пособие/Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. - Спб.: Питер, 2011. - 416 с.
7. Педагогическаяпсихология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
8. Реан А.А., Кудряшов А.Р., Баранов А.А. Адаптация и стрессоустойчивость педагога//Психология адаптации личности. Спб., 2006., с.78-79.
9. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 542 с.
Задания для самоконтроля:
Устойчивая система способов, приемов деятельности, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления, называется … деятельности | ||
а) | манерой | |
б) | стилем | |
в) | методом | |
г) | методикой | |
При … стиле руководства учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам | ||
а) | демократическом | |
б) | попустительском | |
в) | авторитарном | |
г) | либеральном | |
К педагогическим умениям, необходимым учителю для овладения педагогической деятельностью, не относится умение | ||
а) | видеть в педагогической ситуации проблему и оформлять ее в виде педагогической задачи | |
б) | работать с содержанием учебного материала | |
в) | использовать психолого-педагогические знания и осведомленность в современном состоянии педагогики и психологии | |
г) | конфликтовать с окружающими, отстаивая свое педагогическое мнение | |
… компонент педагогической деятельности – система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность | ||
а) | коммуникативный | |
б) | гностический | |
в) | организаторский | |
г) | конструктивный | |
Профессия педагога по классификации Е.А.Климова относится к типу | ||
а) | гуманитарных дисциплин | |
б) | общественных дисциплин | |
в) | «человек – техника» | |
г) | «человек – человек» | |
Индивидуальный стиль деятельности педагога, для которого характерны высокий уровень знаний, умение интересно преподать материал, высокая методичность, умение вызвать интерес, с одной стороны, и некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обуславливающая зависимость от ситуации на уроке, с другой стороны, называется… | ||
а) | рассуждающе-импровизационным | |
б) | эмоционально-методическим | |
в) | эмоционально-импровизационным | |
г) | рассуждающе-методическим | |
…были выделены большие группы основных педагогических умений | ||
а) | Я.А.Каменским | |
б) | А.К.Марковой | |
в) | А.С.Макаренко | |
г) | А.В.Мудриком | |
Предметом педагогической деятельности является … | ||
а) | методы и средства обучения и воспитания | |
б) | сам ученик | |
в) | урок | |
г) | организация учебно-воспитательной деятельности обучающегося | |
В структуру педагогической деятельности не входит … | ||
а) | цели | |
б) | мотивация | |
в) | способы деятельности | |
г) | личность учащихся | |
Профессиональная активность учителя с целью решения задач обучения и воспитания называется... | ||
а) | педагогической направленностью | |
б) | педагогической деятельностью | |
в) | педагогическим общением | |
г) | педагогической компетентностью |
|