А.К. Маркова среди прочих общечеловеческих способностей, называет следующие[1]:
ü способность к общению;
ü способность к сопереживанию (по определению К. Роджерса эмпа́тия (греч. ἐν – «в» + греч. πάθος – «страсть», «страдание») – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Задание 1. С помощью тестов (Приложения 1, 2, 3) определите уровень развития у Вас названных способностей. Сделайте вывод о влиянии степени развития данных способностей на успешность профессиональной деятельности психолога.
Задание 2. Изучите приемы повышения эффективности общения и попробуйте в парах или по очереди применить приемы «Имя собственное», «Золотые слова».
1. Прием «имя собственное» основан на произнесении вслух имени и отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция – расположение работника к клиенту или партнеру.
2. Прием «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я – ваш друг». А друг – это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у клиента (партнера), что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.
3. Прием «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведет также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.
|
4. Прием «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания всех проблем клиента (партнера). Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей человека – потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительную обстановку.
5. Прием «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям клиента (партнера), что также повышает вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.
Профессиограмма психолога, разработанная Е.С. Романовой, включает перечень способностей, которыми должен обладать специалист:
ü высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);
ü высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
ü хорошее развитие образной и словесно-логической памяти;
ü высокий уровень развития образного мышления;
ü развитие логического мышления;
ü хорошее развитие мнемических способностей (долговременная
и кратковременная память);
ü коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты);
|
ü умение слушать;
ü вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
ü ораторские способности (грамотное выражение мысли);
ü способность к самоконтролю.
Задание 3. Выполните тесты (Приложения 4, 5) и определите Ваш уровень развития некоторых из перечисленных профессиональных способностей психолога.
Задание 4. Изучите «этикет» хорошего слушателя.
Хороший слушатель тот, кто всегда доброжелателен и внимателен к своему собеседнику, к его речи, и прежде всего к содержанию речи, а не ее внешним особенностям. Он умеет понимать подтекст и чужую точку зрения, активно поддерживает говорящего выражением своего лица, мимикой, своей речью. Хороший слушатель не перебивает собеседника и не торопится навесить на него ярлык.
Попробуйте вспомнить, охотно ли разговаривают с вами, а также, кто больше говорит во время разговора – вы, ваш собеседник или оба поровну.
Выполните тест (приложение 6) и определите Ваши способности к аудированию.
Задание 5. Изучите правила публичной речи:
ü Старайтесь поддерживать зрительный контакт с аудиторией.
ü Вводите в речь элементы, привлекающие внимание (интересные и доступные примеры, шутки, небольшие отступления).
ü Держите логику мысли.
ü Важно произвести хорошее впечатление на слушателей в первые минуты выступления.
ü Не демонстрируйте свои слабости (не извиняетесь заранее за свою некомпетентность).
ü Старайтесь подключать паралингвистические признаки: позу (не стойте, как истукан и не качайтесь, как маятник), жестикуляцию (она должна быть умеренной и только выше пояса), взгляд (не упирайтесь им в потолок или конспект).
|
ü Соблюдайте корректность и культуру внешнего облика (не приводите себя в порядок перед аудиторией).
ü Будьте естественны и непринужденны, но не бесцеремонны.
ü Четко держите хронометраж, используйте каждую минуту отпущенного времени.
ü Речь должна быть достаточно громкой, четкой и выразительной.
Задание 6. Подготовьте выступление по заданной теме. Изложите свою точку зрения на бумаге. Продумайте и наметьте тезисами свое выступление. Время на подготовку выступления – 5 минут. Обсуждать различные точки зрения перед выступлением не следует.
Выступите с короткой речью, в которой попытайтесь доказать правильность своей точки зрения на разрешение проблемы.
Оцените некоторые стороны речевой деятельности выступающих студентов по следующим параметрам:
ü правильность использования слов и словосочетаний;
ü богатство лексики (точность и ясность характеристик и описаний);
ü отчетливость речи;
ü громкость и быстрота говорения;
ü отношение говорящего к высказываемым фактам и идеям;
ü эмоциональность и выразительность речи.
Тема выступления: падишах умер, так и не успев увидеть, кого родит ему находившаяся на сносях жена. Он оставил завещание, согласно которому в случае рождения сына 2/3 своего состояния он оставляет сыну, а 1/3 – жене; в случае рождения дочери 1/3 всего состояния остается дочери, а 2/3 – жене. Родилась же двойня: мальчик и девочка. Как поделить наследство в соответствие с завещанием падишаха?