Тема 2.4. Парфюмерно-косметические товары. Экспертиза и оценка качества парфюмерно-косметических товаров.




Раздел 2. Оценка качества непродовольственных товаров и их экспертиза.

Тема 2.4. Парфюмерно-косметические товары. Экспертиза и оценка качества парфюмерно-косметических товаров.

Практическая работа №1 «Проведение экспертизы и оценки качества парфюмерных товаров»

Учебная цель: оценить качество тары и упаковки для парфюмерных жидкостей. Получить практические навыки по оценке основных показателей качества парфюмерных жидкостей

Учебные задачи:

1.Изучение требований к качеству упаковки.

2. Получить практические навыки по оценке основных показателей качества парфюмерных жидкостей.

3. Изучить требования к маркировке парфюмерных товаров.

Материальное обеспечение:

1. ГОСТ Р 51578-2000, ГОСТ 29188.0—91, ГОСТ 27429—91.

2. Карты мужских и женских ароматов.

3. Образцы парфюмерных изделий

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

 

1. Какие требования предъявляются к качеству упаковки?

2. Назвать основные показатели качества парфюмерных жидкостей.

3. Какие требования предъявляются к маркировке парфюмерных товаров?

4. Назвать дефекты стеклянных флаконов.

 

 

Методические рекомендации:

Проверка качества партии ПКТ состоит из двух этапов:

на 1-ом этапе проверяется качество упаковки и маркировки;

на 2-ом – качество самого товара (содержимого) по органолептическим и физико-химическим свойствам.

Проверка качества упаковки.

Составление случайной выборки. Согласно НД проводят отбор проб: выбирают 3% упаковочных единиц из разных мест партии (составляют случайную выборку), что должно составлять не менее чем три упаковочные единицы. Если в выборке более 3% изделий не соответствуют по упаковке и маркировке требованиям ГОСТ, проводят повторную проверку на удвоенной выборке. По результатам повторной проверки партию бракуют, если в выборке более 3% изделий не соответствуют требованиям стандартов (хотя бы по одному из показателей). При наличии менее 3% изделий, не соответствующих требованиям стандартов, партию принимают, бракуя только фактически обнаруженное количество дефектных изделий.

Проверку качества начинают с установления соответствия вида и типа упаковки образцу – эталону, техническому документу изготовителя на конкретное наименование изделия.

Тара и упаковочные средства должны быть изготовлены из материалов, разрешенных органами государственного санитарно- эпидемиологического надзора России.

Флаконы, используемые для фасовки парфюмерных жидкостей, должны иметь правильную форму, устойчиво стоять на горизонтальной поверхности. Согласно ГОСТ Р 51578-2000 «Изделия парфюмерные жидкие. ГОСТУ объем используемых флаконов должен быть не более 255 куб. см.

Стеклянные флаконы не должны иметь критических дефектов; допускается присутствие нормированных дефектов. Такие дефекты, как царапины, заусенцы, неравномерная толщина стенок, матовость, мелкий пузырь – мошка (диаметр не более 1мм), ухудшают внешний вид флакона; не допускаются – трещины, сколы, открытый пузырь, расположенный вблизи поверхности флакона.

В соответствии с НД проверяют заполнение флакона парфюмерной жидкостью. Допустимое отклонение по объему не должно превышать ± 5%.

Требование к заполнению флаконов парфюмерном жидкостью: флаконы с плечиками заполняют до уровня плечиков, а флаконы без плечиков имеют воздушное пространство,занимающее не более 4% емкости флакона; флаконы с пульверизатором заполняют по объему, указанному на этикетке.

Основным требованием, предъявляемым к укупорочным средствам, является полная герметизация горловины флакона при хранении и при многократном использовании содержимого флакона. Стеклянные пробки должны быть хорошо притерты к горлышку флакона, а пластмассовые и комбинированные колпачки должны легко навинчиваться до отказа. Наружная поверхность колпачков гладкая, ее цвет и внешний вид не должны изменяться под действием содержимого флакона.

Футляры должны быть художественно оформлены, с четким рисунком, выполненным яркими красками. Декоративный металлизированный рисунок («золото», «серебро») не должен темнеть и осыпаться при хранении.

Фиксаторы, находящиеся в фулярах, д.б. целостными, без видимых дефектов и выполнять свою основную функцию фиксировать флакон внутри футляра.

Этикетка должна быть без загрязнений, с четким шрифтом, художественно оформлена и плотно, без перекосов и морщин наклеена на флакон. Допускается смещение этикетки не более чем на 2 мм с сохранением товарного вида изделия. Цвет, размер и рисунок этикеток должны соответствовать утвержденным образцам.


Задание 1.
Оцените соответствие упаковки парфюмерных жидкостей (2—3 шт.), предложенных препода­вателем, требованиям нормативных документов. Результаты оцен­ки качества упаковки парфюмерных жидкостей оформите в виде табл.1.

Таблица 1

Наименование товара Страна-производитель (фирма) Группа товара Тип и вид флакона Качество флакона Тип и вид укупорочного средства Качество укупорочного средства Тип и вид футляра и фиксатора Качество футляра и фиксатора Тип и вид этикетки Качество этикетки Общая оценка
                       

 

Требования к качеству упаковки, номенклатура показателей ка­чества изучаются в соответствии с ГОСТ 29188.0—91, ГОСТ 27429—91, ГОСТ Р 517781—2001 и др. и рекомендациями учебной литературы.

Флаконы, используемые для фасовки парфюмерных жидко­стей, должны иметь правильную форму, устойчиво стоять на го­ризонтальной поверхности. Стеклянные флаконы согласно ГОСТ Р 517781—2001 не должны иметь критических дефектов; допуска­ется присутствие нормированных дефектов. Такие дефекты, как свили, сколы, царапины, заусенцы, выступы, неравномерная тол­щина стенок, матовость и др., ухудшают внешний вид флакона и влияют на его прочность. Классификация этих дефектов, их ха­рактеристики и нормы приведены в табл.

К заполнению флаконов парфюмерной жидкостью предъявляют следующие требования: флаконы с плечиками заполняют до их уровня, флаконы без плечиков имеют воздушное простран­ство, занимающее не более 4 % его вместимости; флаконы с пуль­веризатором заполняют по объему, указанному на этикетке. До­пустимое отклонение по вместимости не должно превышать ±5 %.

Основным требованием, предъявляемым к пробкам и колпач­кам, является полная герметизация горловины флакона при хра­нении и многократном использовании его содержимого. Стеклян­ные пробки должны быть хорошо притерты к горлышку флакона, а пластмассовые и комбинированные колпачки легко навинчи­ваться до отказа. Наружная поверхность колпачков гладкая, ее цвет и внешний вид не должны изменяться под действием содержимо­го флакона.

Футляры художественно оформляют, наносят четкий рисунок, выполненный яркими красками. Декоративный металлизирован­ный рисунок («золото», «серебро») не должен темнеть и осыпать­ся при хранении.

Художественно оформленную этикетку без загрязнений, с чет­ким шрифтом плотно, без перекосов и морщин наклеивают на флакон. Смещение этикетки допускается не более чем на 2 мм с сохранением товарного вида изделия. Цвет, размер и рисунок эти­кеток должны соответствовать утвержденным образцам.
Дефекты стеклянных флаконов

Дефект Характеристика дефекта Допускается или нет
Пузыри   В том числе: закрытый пузырь   открытый пузырь   мошка Полости (пустоты) раз­личных размеров внутри стенок флакона Пузырь в стекле, удален­ный от поверхности изде­лия, целостность стенок которого не нарушена Пузырь в стекле, распо­ложенный близко к поверхности изделия, одна из стенок которого нарушена Пузырь в стекле, диаметр которого не превышают 1 мм - От 2 до 4 шт. в зависи­мости от диаметра пузыря от 1 до 3 мм и объема флакона; во флаконах под притертую пробку не более 2 шт. Не допускается Допускаются редко рас­положенные пузыри; во флаконах под притертую пробку не допускаются
Инородное включение     В том числе черная точка Твердое непрозрачное включение, отличающееся от стекла физико-химическими свойствами Инородное включение в стекле: окалины, нерастворившихся соединений хрома - До 1 включения диаметром до 1 мм. Не допускаются инородные включения, имеющие вокруг себя трещины и посечки
Посечки: сквозные     поверхностные В виде трещины, прохо­дящей через всю толщину стенки или дна В виде трещины, не проходящей через всю толщину стенки или дна Не допускаются   Единичные посечки длиной не более 5 мм
Скол Повреждение поверх­ности в результате отка­лывания кусочка стекла при механическом воз­действии Не допускается
Стекловидное включение В том числе: свиль шлир Включение, имеющее стеклообразую структуру, отличающееся физико-химическими свойствами Стекловидное включение в виде нитей произволь­ной формы Стекловидное включение в виде капли - Не допускаются дефек­ты, резко выраженные и сопровождаемые внутренними напряже­ниями Тоже
Разнотолщинность Неравномерное распре­деление стекломассы по толщине стенок и (или) дна Допускается при обес­печении требуемой номинальной вмести­мости, непортящая внешнего вида флакона
Шов В том числе: острый шов   заусенец Поверхностный выступ больше допустимого размера определенной протяженности Шов с незакругленной поверхностью Шов, возникший в ре­зультате проникновения стекломассы в места соединения двух частей формового комплекта - Не допускается   Тоже
Неровности стекла: шероховатость складка морщина Множество мелких не­ровностей на наружной поверхности Грубые, выступающие на поверхности стекла неровности различной формы Слабовыраженные не­ровности на поверхности Не допускаются     Тоже Тоже

 

Задание 2.

Определение основных показателей качества парфюмерных жидкостей:

1. Определите прозрачность и однородность парфюмерной жидкости.

Налейте в пробирку 20 мл духов или одеколона, опустите в неё термометр и закройте пробкой. Охладите пробирку до температуры ниже 5 оС (при анализе духов, одеколонов и душистых вод можно использовать смесь льда с солью). При анализе изделий группы «Экстра» и туалетных вод охлаждают до 3 оС. Выньте пробирку и просмотрите жидкость в проходящем дневном свете или свете электрической лампы. Жидкость должна быть прозрачной. Если появился осадок, нагрейте пробирку с жидкостью и вновь проверьте прозрачность – осадок должен раствориться. При приёмке готовой продукции, прозрачность и однородность проверяют, рассматривая парфюмерную жидкость в проходящем свете (флакон перевёртывают пробкой вниз). Осадок не допускается.

2. Установите соответствие опытного образца парфюмерной жидкости с эталоном по цвету.

Одинаковое количество парфюмерной жидкости и эталонного образца наливают в пробирки из бесцветного стекла, пробирки ставят на лист белой бумаги и сравнивают по цвету эталонную жидкость и опытный образец.

3. Определите стойкость запаха парфюмерных жидкостей. В выпарительную чашку налейте 0,5 – 1,0 см3 парфюмерной жидкости, смочите в ней кусочек сухой, предварительно простиранной в горячей воде без мыла, отбеленной марли, размером 5 х 10 см. Выньте марлю пинцетом, и не отжимая, просушите марлю в помещении с температурой воздуха 15 – 20 оС.

Проверьте интенсивность запаха.

4. Проверьте наличие дефектов стекла флаконов и правильность заполнения парфюмерной жидкостью. Флаконы с плечиками должны быть заполнены до их уровня, в прочих флаконах должно быть воздушное пространство, равное 4 % вместимости флакона.

5. Охарактеризуйте типы запахов представленных образцов парфюмерных жидкостей. Идентифицируйте по типу запаха парфюмерную жидкость.

Запах парфюмерной жидкости проходит три стадии:

- начальный запах (ощущаемый сразу после нанесения жидкости – не характерен для данного изделия);

- основной запах (проявляется в полной мере через 15 – 20 мин после нанесения жидкости);

- остаточный запах.

О качестве и стойкости запаха судят по основному запаху. Тип запаха парфюмерии зависит от состава душистых веществ, входящих в парфюмерную композицию. По типу запаха духи и другие парфюмерные изделия бывают: тёплые, свежие, прохладные, сладкие,сухие, пряные, терпкие, восточные, горькие, экзотические, бальзамические и др.

Результаты задания №5 оформить в произвольной форме.

 

Методические рекомендации:

Производство парфюмерии состоит из следующих операций:

- составление композиции-базы,

- приготовление парфюмерной композиции,

- приготовление парфюмерной жидкости,

- вызревание жидкости,

- фильтрация жидкости,

- разлив жидкости во флаконы,

- закупорка флаконов,

- маркировка и упаковка флаконов.

Наиболее важной и ответственной операцией в производстве парфюмерных товаров является составление композиции, которая представляет собой смесь душистых веществ с ровным характерным цветочным или фантазийным запахом. Состав композиций-баз велик (60—80 и более наименований душистых веществ).

Парфюмерную композицию приготовляют путем добавления к композиции-базе различных душистых веществ. При этом учитывается замысел парфюмера и направление будущих духов.

Приготовление парфюмерной жидкости состоит в растворении парфюмерной композиции в спирте, добавлении настоев, воды и красителей.

Свежеприготовленная парфюмерная жидкость может дать при хранении осадок и помутнение, кроме того, она еще не отвечает требуемым качествам запаха, так как он проявляется полностью не сразу.

Для «созревания» и удаления запаха спирта необходим определенный срок вызревания жидкости, которое длится от нескольких дней до года.

Конечными процессами производства парфюмерных товаров являются: фильтрация парфюмерной жидкости, разлив ее во флаконы, закупорка флаконов, маркировка и упаковка флаконов.

Задание 3. (для самостоятельной работы). По ГОСТ 27429-87 «Изделия парфмерно-косметические жидкие». «Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» ознакомиться с требованиями к маркировке парфюмерных товаров.

Духи расфасовывают в стеклянные, фарфоровые или керамические флаконы емкостью не более 65 мл с плотно притертыми пробками из стекла или стекла с полиэтиленовым покрытием или с винтонарезными колпачками (с прокладкой) из пластмассы или металла.

Одеколоны и душистые воды расфасовывают в стеклянные флаконы емкостью не более 250 мл. Флаконы с плечиками заполняются парфюмерной жидкостью до уровня плечиков; флаконы без плечиков должны иметь воздушное пространство не более 4% емкости флаконов.

Горлышки флаконов с притертыми пробками должны быть отделаны бодрюшом (пленка из говяжьих или бараньих кишок), лайкой или прозрачной пленкой; обвязаны канителью, шелковой или вискозной ниткой или ленточкой.

Выпускаются парфюмерные товары (одеколоны и душистые воды) и в аэрозольной упаковке.

Флаконы с духами и одеколонами могут быть уложены в художественно оформленные футляры или коробки или могут быть без футляров и коробок. Такие флаконы завертывают в оберточную бумагу и укладывают в сшивные или складные упаковочные картонные коробки. Парфюмерные наборы упаковывают в отдельные упаковочные коробки комплектно, причем флаконы, входящие в наборы групп А и экстра, предварительно обертывают бумагой.

На флаконы с парфюмерными товарами наклеивается художественно оформленная этикетка с указанием на лицевой стороне этикетки наименования изделия; на обратной стороне — наименования предприятия, его местонахождения или его товарного знака, месяца и года выработки, розничной цены, обозначения стандарта, наименования группы изделия.

При выпуске парфюмерных изделий в футлярах с флаконами без этикеток всю маркировку размещают на футляре.

На бумажных клеевых лентах, которыми оклеивают коробки, типографским способом или штемпельной краской должны быть указаны наименование изделия и номер артикула; наименование предприятия и его местонахождение; количество единиц изделия, упакованного в коробки; дата выработки, номер бригады; наименование группы изделия; обозначение стандарта.

На ящиках с парфюмерными товарами должны быть указаны наименование изделия и номер артикула; наименование предприятия-изготовителя и его местонахождение или наименование грузоотправителя; наименование грузополучателя; порядковый номер ящика и дата выработки; количество изделий в штуках; номер упаковщика; обозначение стандарта.

На крышках ящиков должны быть надписи: «Верх», «Не бросать!», «Стекло».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: