Раздел 2. Оценка качества непродовольственных товаров и их экспертиза.
Тема 2.4. Парфюмерно-косметические товары. Экспертиза и оценка качества парфюмерно-косметических товаров.
Практическая работа №1 «Проведение экспертизы и оценки качества парфюмерных товаров»
Учебная цель: оценить качество тары и упаковки для парфюмерных жидкостей. Получить практические навыки по оценке основных показателей качества парфюмерных жидкостей
Учебные задачи:
1.Изучение требований к качеству упаковки.
2. Получить практические навыки по оценке основных показателей качества парфюмерных жидкостей.
3. Изучить требования к маркировке парфюмерных товаров.
Материальное обеспечение:
1. ГОСТ Р 51578-2000, ГОСТ 29188.0—91, ГОСТ 27429—91.
2. Карты мужских и женских ароматов.
3. Образцы парфюмерных изделий
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Какие требования предъявляются к качеству упаковки?
2. Назвать основные показатели качества парфюмерных жидкостей.
3. Какие требования предъявляются к маркировке парфюмерных товаров?
4. Назвать дефекты стеклянных флаконов.
Методические рекомендации:
Проверка качества партии ПКТ состоит из двух этапов:
на 1-ом этапе проверяется качество упаковки и маркировки;
на 2-ом – качество самого товара (содержимого) по органолептическим и физико-химическим свойствам.
Проверка качества упаковки.
Составление случайной выборки. Согласно НД проводят отбор проб: выбирают 3% упаковочных единиц из разных мест партии (составляют случайную выборку), что должно составлять не менее чем три упаковочные единицы. Если в выборке более 3% изделий не соответствуют по упаковке и маркировке требованиям ГОСТ, проводят повторную проверку на удвоенной выборке. По результатам повторной проверки партию бракуют, если в выборке более 3% изделий не соответствуют требованиям стандартов (хотя бы по одному из показателей). При наличии менее 3% изделий, не соответствующих требованиям стандартов, партию принимают, бракуя только фактически обнаруженное количество дефектных изделий.
|
Проверку качества начинают с установления соответствия вида и типа упаковки образцу – эталону, техническому документу изготовителя на конкретное наименование изделия.
Тара и упаковочные средства должны быть изготовлены из материалов, разрешенных органами государственного санитарно- эпидемиологического надзора России.
Флаконы, используемые для фасовки парфюмерных жидкостей, должны иметь правильную форму, устойчиво стоять на горизонтальной поверхности. Согласно ГОСТ Р 51578-2000 «Изделия парфюмерные жидкие. ГОСТУ объем используемых флаконов должен быть не более 255 куб. см.
Стеклянные флаконы не должны иметь критических дефектов; допускается присутствие нормированных дефектов. Такие дефекты, как царапины, заусенцы, неравномерная толщина стенок, матовость, мелкий пузырь – мошка (диаметр не более 1мм), ухудшают внешний вид флакона; не допускаются – трещины, сколы, открытый пузырь, расположенный вблизи поверхности флакона.
В соответствии с НД проверяют заполнение флакона парфюмерной жидкостью. Допустимое отклонение по объему не должно превышать ± 5%.
Требование к заполнению флаконов парфюмерном жидкостью: флаконы с плечиками заполняют до уровня плечиков, а флаконы без плечиков имеют воздушное пространство,занимающее не более 4% емкости флакона; флаконы с пульверизатором заполняют по объему, указанному на этикетке.
|
Основным требованием, предъявляемым к укупорочным средствам, является полная герметизация горловины флакона при хранении и при многократном использовании содержимого флакона. Стеклянные пробки должны быть хорошо притерты к горлышку флакона, а пластмассовые и комбинированные колпачки должны легко навинчиваться до отказа. Наружная поверхность колпачков гладкая, ее цвет и внешний вид не должны изменяться под действием содержимого флакона.
Футляры должны быть художественно оформлены, с четким рисунком, выполненным яркими красками. Декоративный металлизированный рисунок («золото», «серебро») не должен темнеть и осыпаться при хранении.
Фиксаторы, находящиеся в фулярах, д.б. целостными, без видимых дефектов и выполнять свою основную функцию фиксировать флакон внутри футляра.
Этикетка должна быть без загрязнений, с четким шрифтом, художественно оформлена и плотно, без перекосов и морщин наклеена на флакон. Допускается смещение этикетки не более чем на 2 мм с сохранением товарного вида изделия. Цвет, размер и рисунок этикеток должны соответствовать утвержденным образцам.
Задание 1.
Оцените соответствие упаковки парфюмерных жидкостей (2—3 шт.), предложенных преподавателем, требованиям нормативных документов. Результаты оценки качества упаковки парфюмерных жидкостей оформите в виде табл.1.
Таблица 1
|
Наименование товара | Страна-производитель (фирма) | Группа товара | Тип и вид флакона | Качество флакона | Тип и вид укупорочного средства | Качество укупорочного средства | Тип и вид футляра и фиксатора | Качество футляра и фиксатора | Тип и вид этикетки | Качество этикетки | Общая оценка |
Требования к качеству упаковки, номенклатура показателей качества изучаются в соответствии с ГОСТ 29188.0—91, ГОСТ 27429—91, ГОСТ Р 517781—2001 и др. и рекомендациями учебной литературы.
Флаконы, используемые для фасовки парфюмерных жидкостей, должны иметь правильную форму, устойчиво стоять на горизонтальной поверхности. Стеклянные флаконы согласно ГОСТ Р 517781—2001 не должны иметь критических дефектов; допускается присутствие нормированных дефектов. Такие дефекты, как свили, сколы, царапины, заусенцы, выступы, неравномерная толщина стенок, матовость и др., ухудшают внешний вид флакона и влияют на его прочность. Классификация этих дефектов, их характеристики и нормы приведены в табл.
К заполнению флаконов парфюмерной жидкостью предъявляют следующие требования: флаконы с плечиками заполняют до их уровня, флаконы без плечиков имеют воздушное пространство, занимающее не более 4 % его вместимости; флаконы с пульверизатором заполняют по объему, указанному на этикетке. Допустимое отклонение по вместимости не должно превышать ±5 %.
Основным требованием, предъявляемым к пробкам и колпачкам, является полная герметизация горловины флакона при хранении и многократном использовании его содержимого. Стеклянные пробки должны быть хорошо притерты к горлышку флакона, а пластмассовые и комбинированные колпачки легко навинчиваться до отказа. Наружная поверхность колпачков гладкая, ее цвет и внешний вид не должны изменяться под действием содержимого флакона.
Футляры художественно оформляют, наносят четкий рисунок, выполненный яркими красками. Декоративный металлизированный рисунок («золото», «серебро») не должен темнеть и осыпаться при хранении.
Художественно оформленную этикетку без загрязнений, с четким шрифтом плотно, без перекосов и морщин наклеивают на флакон. Смещение этикетки допускается не более чем на 2 мм с сохранением товарного вида изделия. Цвет, размер и рисунок этикеток должны соответствовать утвержденным образцам.
Дефекты стеклянных флаконов
Дефект | Характеристика дефекта | Допускается или нет |
Пузыри В том числе: закрытый пузырь открытый пузырь мошка | Полости (пустоты) различных размеров внутри стенок флакона Пузырь в стекле, удаленный от поверхности изделия, целостность стенок которого не нарушена Пузырь в стекле, расположенный близко к поверхности изделия, одна из стенок которого нарушена Пузырь в стекле, диаметр которого не превышают 1 мм | - От 2 до 4 шт. в зависимости от диаметра пузыря от 1 до 3 мм и объема флакона; во флаконах под притертую пробку не более 2 шт. Не допускается Допускаются редко расположенные пузыри; во флаконах под притертую пробку не допускаются |
Инородное включение В том числе черная точка | Твердое непрозрачное включение, отличающееся от стекла физико-химическими свойствами Инородное включение в стекле: окалины, нерастворившихся соединений хрома | - До 1 включения диаметром до 1 мм. Не допускаются инородные включения, имеющие вокруг себя трещины и посечки |
Посечки: сквозные поверхностные | В виде трещины, проходящей через всю толщину стенки или дна В виде трещины, не проходящей через всю толщину стенки или дна | Не допускаются Единичные посечки длиной не более 5 мм |
Скол | Повреждение поверхности в результате откалывания кусочка стекла при механическом воздействии | Не допускается |
Стекловидное включение В том числе: свиль шлир | Включение, имеющее стеклообразую структуру, отличающееся физико-химическими свойствами Стекловидное включение в виде нитей произвольной формы Стекловидное включение в виде капли | - Не допускаются дефекты, резко выраженные и сопровождаемые внутренними напряжениями Тоже |
Разнотолщинность | Неравномерное распределение стекломассы по толщине стенок и (или) дна | Допускается при обеспечении требуемой номинальной вместимости, непортящая внешнего вида флакона |
Шов В том числе: острый шов заусенец | Поверхностный выступ больше допустимого размера определенной протяженности Шов с незакругленной поверхностью Шов, возникший в результате проникновения стекломассы в места соединения двух частей формового комплекта | - Не допускается Тоже |
Неровности стекла: шероховатость складка морщина | Множество мелких неровностей на наружной поверхности Грубые, выступающие на поверхности стекла неровности различной формы Слабовыраженные неровности на поверхности | Не допускаются Тоже Тоже |
Задание 2.
Определение основных показателей качества парфюмерных жидкостей:
1. Определите прозрачность и однородность парфюмерной жидкости.
Налейте в пробирку 20 мл духов или одеколона, опустите в неё термометр и закройте пробкой. Охладите пробирку до температуры ниже 5 оС (при анализе духов, одеколонов и душистых вод можно использовать смесь льда с солью). При анализе изделий группы «Экстра» и туалетных вод охлаждают до 3 оС. Выньте пробирку и просмотрите жидкость в проходящем дневном свете или свете электрической лампы. Жидкость должна быть прозрачной. Если появился осадок, нагрейте пробирку с жидкостью и вновь проверьте прозрачность – осадок должен раствориться. При приёмке готовой продукции, прозрачность и однородность проверяют, рассматривая парфюмерную жидкость в проходящем свете (флакон перевёртывают пробкой вниз). Осадок не допускается.
2. Установите соответствие опытного образца парфюмерной жидкости с эталоном по цвету.
Одинаковое количество парфюмерной жидкости и эталонного образца наливают в пробирки из бесцветного стекла, пробирки ставят на лист белой бумаги и сравнивают по цвету эталонную жидкость и опытный образец.
3. Определите стойкость запаха парфюмерных жидкостей. В выпарительную чашку налейте 0,5 – 1,0 см3 парфюмерной жидкости, смочите в ней кусочек сухой, предварительно простиранной в горячей воде без мыла, отбеленной марли, размером 5 х 10 см. Выньте марлю пинцетом, и не отжимая, просушите марлю в помещении с температурой воздуха 15 – 20 оС.
Проверьте интенсивность запаха.
4. Проверьте наличие дефектов стекла флаконов и правильность заполнения парфюмерной жидкостью. Флаконы с плечиками должны быть заполнены до их уровня, в прочих флаконах должно быть воздушное пространство, равное 4 % вместимости флакона.
5. Охарактеризуйте типы запахов представленных образцов парфюмерных жидкостей. Идентифицируйте по типу запаха парфюмерную жидкость.
Запах парфюмерной жидкости проходит три стадии:
- начальный запах (ощущаемый сразу после нанесения жидкости – не характерен для данного изделия);
- основной запах (проявляется в полной мере через 15 – 20 мин после нанесения жидкости);
- остаточный запах.
О качестве и стойкости запаха судят по основному запаху. Тип запаха парфюмерии зависит от состава душистых веществ, входящих в парфюмерную композицию. По типу запаха духи и другие парфюмерные изделия бывают: тёплые, свежие, прохладные, сладкие,сухие, пряные, терпкие, восточные, горькие, экзотические, бальзамические и др.
Результаты задания №5 оформить в произвольной форме.
Методические рекомендации:
Производство парфюмерии состоит из следующих операций:
- составление композиции-базы,
- приготовление парфюмерной композиции,
- приготовление парфюмерной жидкости,
- вызревание жидкости,
- фильтрация жидкости,
- разлив жидкости во флаконы,
- закупорка флаконов,
- маркировка и упаковка флаконов.
Наиболее важной и ответственной операцией в производстве парфюмерных товаров является составление композиции, которая представляет собой смесь душистых веществ с ровным характерным цветочным или фантазийным запахом. Состав композиций-баз велик (60—80 и более наименований душистых веществ).
Парфюмерную композицию приготовляют путем добавления к композиции-базе различных душистых веществ. При этом учитывается замысел парфюмера и направление будущих духов.
Приготовление парфюмерной жидкости состоит в растворении парфюмерной композиции в спирте, добавлении настоев, воды и красителей.
Свежеприготовленная парфюмерная жидкость может дать при хранении осадок и помутнение, кроме того, она еще не отвечает требуемым качествам запаха, так как он проявляется полностью не сразу.
Для «созревания» и удаления запаха спирта необходим определенный срок вызревания жидкости, которое длится от нескольких дней до года.
Конечными процессами производства парфюмерных товаров являются: фильтрация парфюмерной жидкости, разлив ее во флаконы, закупорка флаконов, маркировка и упаковка флаконов.
Задание 3. (для самостоятельной работы). По ГОСТ 27429-87 «Изделия парфмерно-косметические жидкие». «Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» ознакомиться с требованиями к маркировке парфюмерных товаров.
Духи расфасовывают в стеклянные, фарфоровые или керамические флаконы емкостью не более 65 мл с плотно притертыми пробками из стекла или стекла с полиэтиленовым покрытием или с винтонарезными колпачками (с прокладкой) из пластмассы или металла.
Одеколоны и душистые воды расфасовывают в стеклянные флаконы емкостью не более 250 мл. Флаконы с плечиками заполняются парфюмерной жидкостью до уровня плечиков; флаконы без плечиков должны иметь воздушное пространство не более 4% емкости флаконов.
Горлышки флаконов с притертыми пробками должны быть отделаны бодрюшом (пленка из говяжьих или бараньих кишок), лайкой или прозрачной пленкой; обвязаны канителью, шелковой или вискозной ниткой или ленточкой.
Выпускаются парфюмерные товары (одеколоны и душистые воды) и в аэрозольной упаковке.
Флаконы с духами и одеколонами могут быть уложены в художественно оформленные футляры или коробки или могут быть без футляров и коробок. Такие флаконы завертывают в оберточную бумагу и укладывают в сшивные или складные упаковочные картонные коробки. Парфюмерные наборы упаковывают в отдельные упаковочные коробки комплектно, причем флаконы, входящие в наборы групп А и экстра, предварительно обертывают бумагой.
На флаконы с парфюмерными товарами наклеивается художественно оформленная этикетка с указанием на лицевой стороне этикетки наименования изделия; на обратной стороне — наименования предприятия, его местонахождения или его товарного знака, месяца и года выработки, розничной цены, обозначения стандарта, наименования группы изделия.
При выпуске парфюмерных изделий в футлярах с флаконами без этикеток всю маркировку размещают на футляре.
На бумажных клеевых лентах, которыми оклеивают коробки, типографским способом или штемпельной краской должны быть указаны наименование изделия и номер артикула; наименование предприятия и его местонахождение; количество единиц изделия, упакованного в коробки; дата выработки, номер бригады; наименование группы изделия; обозначение стандарта.
На ящиках с парфюмерными товарами должны быть указаны наименование изделия и номер артикула; наименование предприятия-изготовителя и его местонахождение или наименование грузоотправителя; наименование грузополучателя; порядковый номер ящика и дата выработки; количество изделий в штуках; номер упаковщика; обозначение стандарта.
На крышках ящиков должны быть надписи: «Верх», «Не бросать!», «Стекло».