"Об утверждении Методики проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта"
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634) и Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 87 "О Порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 21 мая 2010 г., регистрационный N 17321) приказываю:
Утвердить прилагаемую Методику проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Руководитель
Г.П.ПЕТРАКОВ
Утверждена
Приказом Росжелдора
от 28 июля 2010 г. N 309
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
1. Область применения
Методика проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее по тексту - Методика) устанавливает общие положения, на основе которых рекомендуется проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) железнодорожного транспорта.
Методика предназначена для использования специализированными организациями для проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС.
Оценка уязвимости ОТИ и ТС проводится специализированными организациями в рамках реализации Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
2. Общие положения
2.1. Определения.
Аварийно химически опасные вещества (далее - АХОВ) - опасные химические вещества, при аварийном выбросе (разливе) которых может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях.
Акт незаконного вмешательства (далее - АНВ) - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Внутриобъектовый режим в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - внутриобъектовый режим) - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на ОТИ и ТС, в соответствии с планом по обеспечению транспортной безопасности и иными внутренними распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры.
Зона транспортной безопасности (далее - зона безопасности) - часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) ОТИ или ТС, на которой реализованы мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, включая зоны, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты).
Зона транспортной безопасности ограниченного доступа (далее - зона безопасности ограниченного доступа) - часть зоны безопасности, контролируемая и/или охраняемая с помощью технических средств, проход в которую ограничен в соответствии с мероприятиями плана по обеспечению транспортной безопасности и осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты).
Зона транспортной безопасности свободного доступа (далее - зона безопасности свободного доступа) - часть зоны безопасности, контролируемая с помощью технических средств, проход в которую не ограничивается и осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты).
Зона уязвимости (далее - зона угрозы ОТИ или ТС) - территория (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная), прилегающая к ОТИ, или область вокруг ТС, способная использоваться для совершения АНВ.
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности (далее - инженерно-технические системы ТБ) - совокупность инженерных сооружений и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ и/или ТС в целях защиты от АНВ.
Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности (далее - инженерные сооружения ТБ) - части конструкции ОТИ или ТС (заграждения, противотаранные устройства, решетки, двери, люки, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования, а также задержки или замедления проникновения нарушителя в зону безопасности ОТИ, ТС и/или на их критические элементы.
Категорирование ОТИ и ТС - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий.
Категория ОТИ - результат комплексной оценки ОТИ, учитывающий его экономическую или иную значимость, последствия от возможных актов незаконного вмешательства, а также степень угрозы их совершения.
Категория ТС - результат комплексной оценки ТС, учитывающий его экономическую или иную значимость, последствия от возможных актов незаконного вмешательства, а также степень угрозы их совершения.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
Контрольно-пропускной пункт (пост) обеспечения транспортной безопасности (далее - КПП ОТБ) - специально оборудованное место на ОТИ или ТС для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону безопасности.
Критический элемент ОТИ и/или ТС (далее - критический элемент) - строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
Лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ, - должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.
Лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС, - должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.
Модель нарушителя - описание нарушителя, включающее совокупность сведений о численности, оснащенности, финансовой обеспеченности, уровне подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении АНВ в отношении ОТИ и/или ТС.
Нарушитель - лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить АНВ, а также лицо (группа лиц), оказывающее ему содействие в этом, в том числе с использованием транспортного средства.
Непосредственная угроза - совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ.
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (ОТИ) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, контактные линии, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные станции, метрополитены, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Опасные грузы - вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может создать угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды, а также привести к взрыву, пожару, повреждению сооружений, транспортных средств, транспортируемые в упаковке, а также наливом или насыпью в контейнерах, транспортных средствах железнодорожного транспорта.
Оценка уязвимости ОТИ и ТС - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения АНВ.
Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Персонал - совокупность всех постоянных и временных работников субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков) или иных юридических лиц, осуществляющих деятельность на ОТИ или ТС.
Подразделения транспортной безопасности - персонал государственных организаций и/или юридических лиц, привлеченный на законном (договорном) основании для осуществления функций по защите ОТИ и/или ТС от АНВ.
Пользователи - лица, пользующиеся услугами субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков) или иных лиц, осуществляющих деятельность на ОТИ или на ТС.
Посетители - не относящиеся к пассажирам, персоналу и пользователям лица, находящиеся на территории ОТИ или на ТС.
Пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ (ТС) - специально оборудованное помещение (место), из которого осуществляется контроль состояния транспортной безопасности и управление подразделениями транспортной безопасности, инженерно-техническими системами ТБ.
Потенциальная угроза - совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ.
Пропускной режим в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - пропускной режим) - порядок пропуска лиц, транспортных средств и имущества через границы зоны безопасности ОТИ или ТС в целях обеспечения транспортной безопасности.
Прямая угроза - совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения АНВ.
Радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.
Силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности и персонал, непосредственно принимающий участие в обеспечении транспортной безопасности согласно плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС.
Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности (далее - специализированные организации) - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и ТС или использующие их на ином законном основании.
Технические средства обеспечения транспортной безопасности (далее - технические средства ТБ) - системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, использующиеся согласно плану по обеспечению транспортной безопасности ОТИ или ТС.
Транспортная безопасность - состояние защищенности ОТИ и ТС от АНВ.
Транспортная функция - перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почты и иного имущества от места посадки (погрузки) к месту высадки (выгрузки) или перегрузки, а также обеспечивающие ее технологические процессы.
Транспортные средства железнодорожного транспорта (ТС) - железнодорожный подвижной состав в значении, установленном Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.
Угроза ТБ - совокупность условий и факторов, создающих опасность совершить АНВ на ОТИ и ТС.
Уровень безопасности транспортного комплекса - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.
Элементы технологического комплекса и объекты железнодорожного транспорта - сооружения и устройства железнодорожного транспорта.
Ядовитые вещества - вещества, признанные таковыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.2. Условные обозначения и сокращения.
ИССО - искусственное сооружение.
БТИ - бюро технической инвентаризации.
Условные обозначения, применяемые при оформлении графических результатов оценки уязвимости, приведены в приложении N 1 (здесь и далее приложения не приводятся).
3. Группы ОТИ железнодорожного транспорта
В целях унификации процедуры проведения оценки уязвимости произведено отнесение ОТИ железнодорожного транспорта по принципу функционирования, с учетом особенностей эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта к одной из шести условных групп.
К первой группе ОТИ железнодорожного транспорта отнесены:
Раздельные пункты (далее - РП) (земляное полотно, верхнее строение пути, в том числе стрелочные переводы, вагонные замедлители и т.д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, ИССО, кроме мостов, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; станционное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте; контактная сеть на станциях, станционные здания и сооружения, в том числе погрузочно-выгрузочные места на железнодорожных станциях (стационарные платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов, водоразборные колонки).
Здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов, расположенных совместно со станционными и другими подразделениями владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Ко второй группе ОТИ железнодорожного транспорта отнесены:
Железнодорожные перегоны, в том числе законсервированные (земляное полотно, верхнее строение пути, ИССО (кроме мостов, путепроводов, тоннелей), устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, линейное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте, контактную сеть на перегонах, охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды).
К третьей группе ОТИ железнодорожного транспорта отнесены:
ИССО, в том числе:
железнодорожные мосты (опоры, устои, пролетные строения, материалы верхнего строения пути, здания и сооружения охраны и обслуживающего персонала);
путепроводы;
эстакады;
селеспуски;
тоннели.
К четвертой группе ОТИ железнодорожного транспорта отнесены:
Отдельно расположенные (вне территории станций) здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов.
Объекты энергохозяйства (кроме контактной сети), в том числе:
линии электроснабжения, питающие тяговые подстанции, контактную сеть, устройства сигнализации, централизации, блокировки, вычислительной техники информационных комплексов управления движением на железнодорожном транспорте;
строения, сооружения, помещения и оборудование тяговых подстанций;
строения, сооружения, помещения и оборудование трансформаторных подстанций;
строения, сооружения, помещения и оборудование пунктов группировки;
строения, сооружения, помещения и оборудование постов секционирования;
сооружения и оборудование автотрансформаторных пунктов питания;
сооружения и оборудование комплектных трансформаторных подстанций;
строения, сооружения, помещения и оборудование дизельных электростанций;
здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства электроснабжения;
системы и линии дистанционного управления и телеуправления устройствами электроснабжения.
Объекты водоснабжения, в том числе: водозаборные устройства, водоочистные устройства, насосные станции, сети водоснабжения, водонапорные башни.
Пункты управления и информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и системы управления перевозками, в том числе:
стационарные пункты управления владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава;
защищенные и запасные пункты управления;
строения, сооружения и помещения, инженерные системы и системы жизнеобеспечения информационно-вычислительных и диспетчерских центров;
строения, сооружения и помещения, предназначенные для эксплуатации линейного и станционного оборудования сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте и потребность в связи;
здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства связи и информатизации, используемые при ремонте технических средств систем связи и вычислительной техники.
Отдельно расположенные объекты гражданской обороны (вне территории станций): убежища, противорадиационные укрытия.
Отдельно расположенные объекты жизнеобеспечения, в том числе котельные, больницы.
К пятой группе ОТИ железнодорожного транспорта отнесены:
Объекты вагонного хозяйства, в том числе:
производственные участки, связанные с ремонтом и обслуживанием вагонов;
вагоноколесные мастерские;
пункты технического обслуживания вагонов, в том числе автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, устройства выявления неисправностей;
пункты технического обслуживания и ремонта вагонов;
промывочно-пропарочные станции;
пункты подготовки вагонов для перевозок;
дезинфекционно-промывочные станции и пункты, пункты промывки вагонов;
вагоноремонтные заводы.
Объекты локомотивного хозяйства, в том числе:
основные депо (электровозные, электроподвижной состав), в том числе производственные участки текущего ремонта, пункты технического осмотра электровозов (электропоездов), пункты экипировки электровозов (электропоездов), пескосушилки, склады, устройства для постановки электровозов в ремонтные стойла и разворота секций электровозов, другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются;
основные депо (тепловозные), в том числе производственные участки текущего ремонта тепловозов, пункты технического осмотра тепловозов, пункты экипировки тепловозов, пескосушилки, склады топлива и смазочных материалов, устройства для постановки тепловозов в ремонтные стойла и разворота тепловозов, другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются;
оборотные депо (электровозные, электроподвижной состав), в том числе, пункты технического осмотра электровозов (электропоездов), пункты экипировки электровозов (электропоездов), пескосушилки, склады, устройства для разворота секций электровозов, другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются;
оборотные депо (тепловозные), в том числе пункты технического осмотра тепловозов, пункты экипировки тепловозов, пескосушилки, склады топлива и смазочных материалов, устройства для разворота тепловозов, другие здания и сооружения и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются;
основные депо смешанного типа;
оборотные депо смешанного типа;
локомотиворемонтные заводы;
электровагоноремонтные заводы.
Здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства грузовой и коммерческой работы и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются, в том числе:
контейнерные площадки, терминалы;
грузовые дворы;
здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства грузовой и коммерческой работы, используемые при содержании, ремонте и эксплуатации устройств и механизмов, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов;
здания, строения, сооружения и помещения производственных участков путевого хозяйства и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются, в том числе:
используемые при ремонте и эксплуатации железнодорожного пути и искусственных сооружений;
используемые при ремонте и эксплуатации путевых машин;
используемые при ремонте и эксплуатации механизмов и специального путевого железнодорожного подвижного состава.
Здания, строения, сооружения, помещения, устройства и оборудование пунктов дислокации восстановительных и пожарных поездов и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются:
базы и склады, в том числе:
без путевого развития;
имеющие путевое развитие базы хранения мобилизационного резерва;
имеющие путевое развитие базы хранения специального запаса, в том числе локомотивов, вагонов и других материальных ценностей;
склады гражданской обороны;
стационарные военно-продовольственные пункты;
здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства сигнализации, централизации и блокировки, используемые при ремонте и эксплуатации устройств и линий сигнализации, централизации и блокировки.
К шестой группе ОТИ железнодорожного транспорта отнесены:
- объекты железнодорожного транспорта необщего пользования;
- объекты технологического железнодорожного транспорта.
4. Проведение оценки уязвимости ОТИ
4.1. Порядок проведения оценки уязвимости на примере ОТИ первой группы.
Перечень работ при проведении оценки уязвимости РП приведен в таблице 1 приложения N 9.
4.1.1. Изучение технических и технологических характеристик РП, организации его эксплуатации:
изучение документов, определяющих право распоряжаться РП (свидетельства государственной регистрации прав собственности, выписки из реестра федерального имущества, документы кадастрового учета, ситуационный план);
определение структурных подразделений субъекта инфраструктуры железнодорожного транспорта, в чьем ведении находится проектная, техническая, технологическая, бухгалтерская документация на элементы РП;
изучение масштабного (схематического) плана РП, технических паспортов станционных путей, профиля станционных путей, горок, технико-распорядительного акта (технологического процесса) РП, документов о балансовой стоимости сооружений и оборудования РП (формы ОС-6), документов, определяющих границы станционной площадки, изучение возможностей владельца инфраструктуры по восстановлению объекта;
изучение документации по отдельным элементам РП (земляное полотно, верхнее строение пути, стрелочные переводы, вагонные замедлители и т.д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, искусственные сооружения, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; станционное оборудование сетей связи (в том числе пневмопочты) и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы РП, электро- и энергоснабжения, пункты технического обслуживания вагонов, в том числе автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, устройства выявления неисправностей, пункты экипировки локомотивов, станционные здания и сооружения, в том числе погрузочно-выгрузочные места (стационарные платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов, их площадь, площадь вокзальных помещений, пассажирских платформ (если они находятся в границах РП), водоразборные колонки, устройства водоснабжения, канализации (в том числе принадлежащие местным сетям) и другие устройства);
изучение функциональных особенностей элементов РП и в первую очередь поста электрической централизации стрелок и сигналов (постов ЭЦ маневровых районов), главных путей, стрелочных районов, отдельных постов управления вагонными замедлителями, вокзальных помещений, пассажирских платформ, искусственных сооружений, определение возможных критических элементов РП (производится по методике, приведенной в приложении N 2);
изучение основных показателей работы РП, в том числе размеров движения грузовых и пассажирских поездов, перерабатывающей способности РП, количества пассажиров в дальнем, местном и пригородном сообщении, наличия пассажиропотока в международном сообщении, погрузки и выгрузки грузов, в том числе воинских и опасных, наличия примыкающих к РП железнодорожных путей необщего пользования и характер грузовой работы на них, определение максимальной и минимальной численности персонала, находящегося на РП;
установление балансовой стоимости элементов РП и срока эксплуатации зданий и сооружений;
изучение географических (координаты), топологических, этнических, климатических характеристик района расположения РП, определение возможных районов затопления, массовых пожаров;
обследование и фотографирование периметра РП и зоны уязвимости, путей подъезда, подхода, ближайших зданий и сооружений, их функционального предназначения, обследование возможных точек доступа к внешним коммуникациям, периметрового ограждения (при наличии), КПП, остановок общественного транспорта, выявление естественных препятствий и возможных мест укрытия потенциальных нарушителей, инженерно-технических систем ТБ;
обследование и фотографирование территории РП, возможных критических элементов РП, наземных и подземных переходов, поста (пункта) управления обеспечением транспортной безопасности, зон безопасности ограниченного доступа, мест стоянок автотранспорта на территории РП;
обследование и фотографирование систем водо-, тепло-, газообеспечения, энергоснабжения, канализации, вентиляции зданий и сооружений, систем связи (в том числе пневмопочты) и громкоговорящего оповещения, информационных систем, обеспечивающих технологические процессы РП, и систем жизнеобеспечения РП;
обследование и фотографирование уязвимых участков РП (главных путей на границах РП, путепроводов, пешеходных мостов) и элементов зоны безопасности свободного доступа, прилегающей территории и ближайших зданий и сооружений;
подготовка описания технических и технологических характеристик РП, организации его эксплуатации;
определение границ зон безопасности и перечня критических элементов РП;
определение геологических, гидрологических и географических особенностей РП;
определение присвоенной ОТИ категории.
4.1.2. Изучение системы принятых на РП мер по защите от АНВ:
изучение приказов о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, инструкций и иных внутренних распорядительных документов по обеспечению транспортной безопасности на РП, документов по профессиональной подготовке должностных лиц;
изучение документации о внутриобъектовом и пропускном режимах;
изучение договоров на охрану РП, порядка организации контроля за соблюдением договорных обязательств и подготовкой, укомплектованностью сил обеспечения транспортной безопасности, схем организации охраны (плана охраны) РП (критических элементов РП);
ознакомление с функциональными обязанностями персонала РП, личного состава подразделений транспортной безопасности;
изучение внутренних распорядительных документов, регламентирующих порядок системы оповещения и организационного взаимодействия между подразделениями транспортной безопасности, их состав и укомплектованность, КПП, техническую оснащенность, наличие вооружения и специальных средств;
изучение внутренних распорядительных документов по порядку организации взаимодействия с территориальными подразделениями МВД, МЧС, ФСБ России, другими органами государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения безопасности РП;
изучение состава и технических характеристик инженерно-технических систем ТБ, технических средств ТБ, средств сигнализации, контроля доступа (досмотра, если это определено законодательством РФ), видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, а также порядка защиты информации и хранения баз данных на РП;
обследование состояния и проверка работоспособности инженерно-технических систем ТБ, оповещения и жизнеобеспечения путем контрольных проверок и срабатываний;
обследование подразделений транспортной безопасности, их укомплектованности, постов и маршрутов патрулирования, фактического состава, состояния технической оснащенности, вооружения и специальных средств, мест хранения оружия и боеприпасов, помещений для личного состава, кинологического подразделения;
определение (по согласованию с компетентными органами) фактической организации внутриобъектового и пропускного режима, соблюдение лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности РП, соответствующих внутренних распорядительных документов;
определение фактической реализации организационных, технических мероприятий с использованием имеющихся инженерно-технических систем ТБ и реагирования сил обеспечения транспортной безопасности по разным сценариям при всех уровнях транспортной безопасности путем учебной, практической отработки АНВ на РП, его критических элементах;
подготовка описания системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на РП по защите от АНВ;
оценка системы принятых мер на соответствие требованиям по обеспечению транспортной безопасности. Определение соответствия принимаемых мер по обеспечению транспортной безопасности существующей системы обеспечения транспортной безопасности РП требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности производится по методике, приведенной в приложении N 3.
4.1.3. Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ с использованием модели нарушителя применительно к исследуемому РП:
изучение во взаимодействии с линейными и территориальными отделами внутренних дел, территориальными органами ФСБ криминогенной обстановки в месте расположения РП, статистики нарушений на региональном и местном уровне;
анализ потенциальных угроз по отношению к исследуемому РП с учетом перечня угроз и определение наиболее вероятных из них;
определение способов реализации потенциальных угроз, типов нарушителей, наиболее вероятных целей, тактики и других характеристик (приложение N 4);
определение характеристик предполагаемых последствий в результате реализации потенциальных угроз и их масштабов;
разработка наиболее вероятных сценариев реализации потенциальных угроз совершения АНВ на РП;
оценка эффективности имеющейся системы мер обеспечения транспортной безопасности РП по противодействию потенциальным угрозам.
4.1.4. Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры по совершенствованию системы мер обеспечения транспортной безопасности РП:
разработка и оформление рекомендаций по устранению выявленных несоответствий и приведению степени защищенности РП в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию организационных, обеспечивающих, регламентных мероприятий, связанных с обеспечением транспортной безопасности, с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности РП;
разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию тактики, структуры, оснащенности подразделений транспортной безопасности с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности РП;
разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию инженерно-технических систем ТБ с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности РП;
оценка эффективности системы обеспечения транспортной безопасности по противодействию потенциальным угрозам при реализации дополнительных мер (приложение N 5).
4.1.5. Оформление результатов оценки уязвимости РП.
Результаты проведенной оценки уязвимости РП оформляются специализированной организацией в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах по формам, представленным в приложении N 6. Первый и второй экземпляр оформляются на бумажном носителе, третий - на цифровом носителе.
Общая часть отчета о проведенной оценке уязвимости содержит информацию об РП, в том числе:
общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры;
технические и технологические характеристики РП (в т.ч. схемы движения ТС, данные об имеющихся технологиях обработки грузов и пассажиров), порядке функционирования РП;
сведения о лицах, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на РП, и о персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;
принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности;
описание существующих границ зоны безопасности РП;
описание действующих мер обеспечения транспортной безопасности;
описание порядка зонирования РП в интересах транспортной безопасности, границ и конфигурации зон безопасности ограниченного и свободного доступа;
описание критических элементов РП и границ их зон безопасности;
сведения о количестве постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на РП;
описание имеющихся мест размещения и оснащенность инженерно-технических систем ТБ;
описание действующего порядка накопления, обработки и хранения данных со всех технических систем ТБ, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;
описание мест размещения и оснащенности действующих КПП;
описание пропускного режима на РП и его критических элементах;
описание порядка организации закрытой и/или открытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на РП, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;
описание порядка действий при тревогах: "угроза захвата", "угроза взрыва";
описание порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ;
описание порядка организации учений и тренировок, проводимых субъектом как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти;
описание прочих характерных особенностей деятельности РП, необходимых для отображения в отчете об оценке уязвимости цельной картины существующей системы мер транспортной безопасности.
Аналитическая часть отчета о проведенной оценке уязвимости содержит информацию о наиболее вероятных способах реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность РП, определенных с использованием модели нарушителя, оценке соответствия представленной документации и фактических результатов об