ТЕМП ДИНАМИКА ЛАД РАЗМЕР РЕГИСТР




Музыкальные жанры

или Как не утонуть в море музыки

Жанр ( genre ) – французское слово, означающее «род», «вид».

 

Музыкальные произведения бывают длинные и короткие, простые и сложные. Одни можно сыграть на каком-нибудь одном инструменте, для других нужен целый оркестр. В некоторых есть слова, которые поют под рояль, или под гитару, или в сопровождении оркестра, иногда – вовсе без сопровождения, иногда – хором.

В этом многообразии музыки легко потеряться. Поэтому люди придумали систему, в которой каждому виду музыки (т.е. жанру) отведено свое место.

Представим себе, что всю музыку уложили в одну папку. Интересно, что там внутри. А внутри две другие папки, поменьше, но все равно очень толстые. В одной из них вся инструментальная музыка, т.е. музыка, которая исполняется на музыкальных инструментах, без пения. Сюда входят марши и танцы, все, что написано для любого инструмента соло, для 2-х, 3-х и более исполнителей, вплоть до большого оркестра. К инструментальной относится и балетная музыка. В другой – вся вокальная музыка (слово «вокальная» происходит от итал. voce или латинского vox, что означает «голос»). Это музыка, которая написана для голоса: и песни, и романсы, с инструментальным сопровождением и без него, для солистов, ансамблей или хора; также сюда относятся оперы, оперетты и мюзиклы.

В эти две папки мы собрали музыкальные жанры по средствам исполнения.

 

Можно ли разделить всю музыку по каким-нибудь другим признакам? Конечно, можно. Ведь имеет значение не только то, на чем исполняется музыка, но и то, где и для чего ее исполняют. Своя особая музыка звучит в церкви, специальная музыка существует для танцев, есть песни, которые приятно спеть в компании, а есть музыка, которую нужно слушать очень внимательно в концертном зале. То есть у каждого музыкального жанра есть свое назначение. Если мы разделим музыку по назначению, то две большие папки будут такими:

До 18 века главной была церковная (или духовная) музыка. Когда в следующем году мы будем знакомиться с историей музыки, то узнаем, что именно в рамках церкви возникли и развивались традиции профессиональной музыки. Термин светская музыка, означает всю музыку, не предназначенную для церкви. В настоящее время такой музыки большинство.

 

Попробуем «разложить на папки» музыку, которая нас сейчас окружает.

С одной стороны, это будет музыка легкая, развлекательная, как принято говорить – «эстрадная», или «массовая». «Звезды» эстрады действительно имеют массу поклонников, собирают огромную аудиторию в больших залах или на стадионах. Эта музыка чаще всего звучит на радио и по телевидению, она заполняет практически всю музыкальную атмосферу, в которой мы живем. Но есть и другая музыка, ее называют «серьезной», «классической». Она звучит в исполнении симфонических оркестров, ансамблей, солистов в филармонических концертных залах, камерных салонах, в оперных театрах. Для того чтобы знать, понимать, любить и, тем более, исполнять эту музыку, нужно иметь специальную подготовку. Классическая музыка – важнейшая часть мировой культуры. Это и гениальные творения композиторов прошлых столетий, и поиски современных авторов. Классическая музыка очень многообразна: она покоряет своей красотой, захватывает яркими переживаниями и картинами, заставляет задуматься над проблемами бытия.

 

Издавна существовало деление музыки на народную (фольклор) и профессиональную. Это зависит от того, кто сочиняет и исполняет музыку, для каких целей она предназначена. Народная музыка, как и другие виды народного творчества, не имеет автора. Она возникает и живет в народе, народные обряды, песни и танцы тесно связаны с повседневной жизнью людей. А исполняют ее с удовольствием все, кто может петь или играть на каком-нибудь простом музыкальном инструменте. Народная музыка живет в устной традиции, ее запоминают и «по памяти» передают следующим поколениям. Записывают народную музыку ученые-фольклористы, которые занимаются изучением народного творчества. В создании и исполнении профессиональной музыки участвуют мастера – композиторы, певцы, музыканты-инструменталисты, – которые специально учились, овладевали тайнами музыкального мастерства. Профессиональные композиторы сочиняют и записывают музыку, исполнитель выполняет волю автора.

 

Музыка всегда играла в жизни людей важную роль, сопровождая человека в разные моменты его жизни. Музыкальные жанры, которые издавна живут рядом с людьми, без которых невозможно обойтись, называют первичными. Остальная музыка – и народная и профессиональная, и легкая и классическая – на них опирается. Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский назвал их «тремя китами» в музыке. Как люди в древности считали, что Земля стоит на трех китах, так все многообразие музыки основано на трех первичных жанрах – песня, танец, марш.

 

Часто произведения, звучащие в концертах (концертные жанры) содержат признаки первичных жанров, то есть напоминают нам какой-нибудь бытовой жанр – танец, песню или марш. Это помогает лучше понять содержание музыки, её характер, представить образ музыкального произведения. В данном случае мы говорим, что это не песня, а песенность, не танец, а танцевальность, не марш, а маршевость. Кроме того, «расшифровывая» музыку, важно помнить и о таких первичных типах музыкального высказывания как сигнал и звукоизобразительность.

МАРШ

Французское слово marche переводится как «ходьба», «движение».

В музыке марш – это жанр, который организовывает движение множества людей.

Марши сопровождают военные походы, торжественные церемонии (парады, торжества, спортивные праздники) и траурные шествия. Отсюда три основных вида – походные, церемониальные и траурные марши.

Все марши имеют такие характерные особенности:

· Размер 4/4, наиболее удобный для ходьбы (реже 2/4).

· Простой и четкий ритм аккомпанемента, который «отбивает» каждую четверть и подчеркивает сильные доли.

· Пунктирный ритм (или), как бы «подталкивающий» движение.

· Четкое деление на равные отрезки, как правило по 4 или по 8 тактов. Такое строение называется квадратным.

· Особый тип интонаций – восходящая кварта, ходы по звукам трезвучия, которые называют фанфарными.

Марши существовали уже в древних государствах. Итальянский композитор 19 века Джузеппе Верди для своей опере «Аида», события которой происходят в Древнем Египте, написал марш, который помогает представить победное шествие войск фараона. Фанфарные обороты мелодии звучат особенно ярко в тембре солирующей трубы.

Джузеппе Верди. Марш из 2 действия оперы «Аида»

Музыка походных военных маршей тесно связана с важными событиями истории. Две мировые войны 20 века определили судьбу миллионов. Люди воевали, защищая родную землю, шли на подвиг и на смерть ради жизни на земле. В кинохронике или в старых фильмах можно увидеть, как наши прадеды прощались с близкими и отравлялись на войну. Часто это происходило под звуки духовых оркестров, которые играли походные марши.

Василий Агапкин. Марш «Прощание славянки»

Когда звучат военные марши, мы сразу представляем, как маршируют солдатские полки. А вот под звуки марша, который написал в 19 в. австрийский композитор Иоганн Штраус-отец, по улицам Вены маршировала конница. Поэтому движение музыки немного отличается от обычных маршей: не 4/4, a 2/4, более частые акценты и быстрый темп. Ведь главная задача любого марша – удобство и четкость движения.

Иоганн Штраус-отец. Марш Радецкого

Торжественные марши не обязательно связаны с военными парадами и часто звучат на других праздничных церемониях. Один из самых популярных классических маршей немецкий композитор 19 века Феликс Мендельсон написал для театральной постановки комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», которая заканчивается свадьбой героев. Музыка «Свадебного марша» - светлая, праздничная. Марш сопровождает торжественное шествие гостей, поэтому его темп медленнее, чем в походном марше.

Феликс Мендельсон-Бартольди. Свадебный марш

Траурные марши тоже являются разновидностью церемониальных, ведь похороны – это тоже церемония, только печальная, скорбная. Отсюда и соответствующий характер похоронных маршей: медленный темп, минорный лад. Самый известный траурный марш написал польский композитор 19 века Фредерик Шопен. Он включил его в музыку своей Второй фортепианной сонаты, как размышление о смерти. В исполнении духового оркестра этот марш впервые прозвучал на похоронах самого Шопена.

Фредерик Шопен. Похоронный марш (Соната №2 для фортепиано, 3 часть)

В классической музыке мы можем встретить марш и как отдельную концертную пьесу, и как часть более крупных произведений – сюиты, симфонии, оперы, балета. Такие марши сохраняют все особенности жанра, но имеют свой характер, связанный с замыслом композитора.

Жорж Бизе. Увертюра (марш тореадора) из оперы «Кармен»

Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочных маршей должн быть много неожиданного, волшебного. Бывают комические марши, марши-шутки, музыка которых строится на забавных несоответствиях основным требованиям марша.

Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Сергей Сергеевич Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

Контрольная работа по теме «Марш» _______________________________________

1. Укажи характерные особенности жанра марша:

 

РАЗМЕР ______________________ ИНТОНАЦИИ ____________________________________
  РИТМ _________________________   ИНСТРУМЕНТЫ__________________________________

 

 

2. Допиши пропущенное в названиях известных тебе маршей, именах их авторов. Укажи, к какому виду маршей они относятся. Определи, в каком порядке они звучат.

 

Композитор Название Вид марша
    Василий ________________   «________________ славянки»  
    _________________ Шопен   ______________________ марш (Соната №2 для ф-но, III часть)  
    Иоганн Штраус-_________   Марш Радецкого  
      Феликс _________________   _______________________ марш  
      Михаил _______________   Марш ___________________ из оперы «Руслан и Людмила»  

 

3. Сегодня музыка маршей звучит в разных местах и по разным поводам, существует множество разных видов марша. Запиши виды маршевой музыки в такую таблицу:

 

МАРШИ в жизненных событиях (сопровождение организованного шествия людей) МАРШИ в концертном зале (музыка для слушания, музыка в театре)
  1. В О Е Н Н ЫЕ ___________________________   2. ________________________________________ 3. ________________________________________   4. ________________________________________   5. ________________________________________   6. ________________________________________     1. МАРШИ В ОПЕРАХ ___________________ 2. _______________________________________   3. _______________________________________   4. _______________________________________   5. ______________________________________   6. ______________________________________

4. В перечисленных средствах музыкальной выразительности выбери те, которые характерны для марша, и отметь плюсиком +:

 

 

5. Послушай и сравни два марша из «Детского альбома» П.И. Чайковского: «Похороны куклы» и «Марш деревянных солдатиков». Подчеркни элементы музыкального языка, благодаря которым эти марши отличаются по характеру:

 

ТЕМП ДИНАМИКА ЛАД РАЗМЕР РЕГИСТР

Обрати внимание на особенности музыкальной формы каждого марша. Оба марша имеют три раздела, то есть написаны в ТРЁХЧАСТНОЙ ФОРМЕ. Сравни вторые части формы маршей – средние разделы. Проанализируй, у какой пьесы в середине развивается материал первой части, а в какой звучит новая мелодия? Определи, повторяется ли музыка первой части в третьей части. Запиши музыкальные формы пьес буквенными схемами, выбрав правильные варианты: АА1А, АВА, АВС.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: