Музыкальные жанры
или Как не утонуть в море музыки
Жанр ( genre ) – французское слово, означающее «род», «вид».
Музыкальные произведения бывают длинные и короткие, простые и сложные. Одни можно сыграть на каком-нибудь одном инструменте, для других нужен целый оркестр. В некоторых есть слова, которые поют под рояль, или под гитару, или в сопровождении оркестра, иногда – вовсе без сопровождения, иногда – хором.
В этом многообразии музыки легко потеряться. Поэтому люди придумали систему, в которой каждому виду музыки (т.е. жанру) отведено свое место.
Представим себе, что всю музыку уложили в одну папку. Интересно, что там внутри. А внутри две другие папки, поменьше, но все равно очень толстые. В одной из них вся инструментальная музыка, т.е. музыка, которая исполняется на музыкальных инструментах, без пения. Сюда входят марши и танцы, все, что написано для любого инструмента соло, для 2-х, 3-х и более исполнителей, вплоть до большого оркестра. К инструментальной относится и балетная музыка. В другой – вся вокальная музыка (слово «вокальная» происходит от итал. voce или латинского vox, что означает «голос»). Это музыка, которая написана для голоса: и песни, и романсы, с инструментальным сопровождением и без него, для солистов, ансамблей или хора; также сюда относятся оперы, оперетты и мюзиклы.
В эти две папки мы собрали музыкальные жанры по средствам исполнения.
Можно ли разделить всю музыку по каким-нибудь другим признакам? Конечно, можно. Ведь имеет значение не только то, на чем исполняется музыка, но и то, где и для чего ее исполняют. Своя особая музыка звучит в церкви, специальная музыка существует для танцев, есть песни, которые приятно спеть в компании, а есть музыка, которую нужно слушать очень внимательно в концертном зале. То есть у каждого музыкального жанра есть свое назначение. Если мы разделим музыку по назначению, то две большие папки будут такими:
До 18 века главной была церковная (или духовная) музыка. Когда в следующем году мы будем знакомиться с историей музыки, то узнаем, что именно в рамках церкви возникли и развивались традиции профессиональной музыки. Термин светская музыка, означает всю музыку, не предназначенную для церкви. В настоящее время такой музыки большинство.
Попробуем «разложить на папки» музыку, которая нас сейчас окружает.
С одной стороны, это будет музыка легкая, развлекательная, как принято говорить – «эстрадная», или «массовая». «Звезды» эстрады действительно имеют массу поклонников, собирают огромную аудиторию в больших залах или на стадионах. Эта музыка чаще всего звучит на радио и по телевидению, она заполняет практически всю музыкальную атмосферу, в которой мы живем. Но есть и другая музыка, ее называют «серьезной», «классической». Она звучит в исполнении симфонических оркестров, ансамблей, солистов в филармонических концертных залах, камерных салонах, в оперных театрах. Для того чтобы знать, понимать, любить и, тем более, исполнять эту музыку, нужно иметь специальную подготовку. Классическая музыка – важнейшая часть мировой культуры. Это и гениальные творения композиторов прошлых столетий, и поиски современных авторов. Классическая музыка очень многообразна: она покоряет своей красотой, захватывает яркими переживаниями и картинами, заставляет задуматься над проблемами бытия.
Издавна существовало деление музыки на народную (фольклор) и профессиональную. Это зависит от того, кто сочиняет и исполняет музыку, для каких целей она предназначена. Народная музыка, как и другие виды народного творчества, не имеет автора. Она возникает и живет в народе, народные обряды, песни и танцы тесно связаны с повседневной жизнью людей. А исполняют ее с удовольствием все, кто может петь или играть на каком-нибудь простом музыкальном инструменте. Народная музыка живет в устной традиции, ее запоминают и «по памяти» передают следующим поколениям. Записывают народную музыку ученые-фольклористы, которые занимаются изучением народного творчества. В создании и исполнении профессиональной музыки участвуют мастера – композиторы, певцы, музыканты-инструменталисты, – которые специально учились, овладевали тайнами музыкального мастерства. Профессиональные композиторы сочиняют и записывают музыку, исполнитель выполняет волю автора.
Музыка всегда играла в жизни людей важную роль, сопровождая человека в разные моменты его жизни. Музыкальные жанры, которые издавна живут рядом с людьми, без которых невозможно обойтись, называют первичными. Остальная музыка – и народная и профессиональная, и легкая и классическая – на них опирается. Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский назвал их «тремя китами» в музыке. Как люди в древности считали, что Земля стоит на трех китах, так все многообразие музыки основано на трех первичных жанрах – песня, танец, марш.
Часто произведения, звучащие в концертах (концертные жанры) содержат признаки первичных жанров, то есть напоминают нам какой-нибудь бытовой жанр – танец, песню или марш. Это помогает лучше понять содержание музыки, её характер, представить образ музыкального произведения. В данном случае мы говорим, что это не песня, а песенность, не танец, а танцевальность, не марш, а маршевость. Кроме того, «расшифровывая» музыку, важно помнить и о таких первичных типах музыкального высказывания как сигнал и звукоизобразительность.
МАРШ
Французское слово marche переводится как «ходьба», «движение».
В музыке марш – это жанр, который организовывает движение множества людей.
Марши сопровождают военные походы, торжественные церемонии (парады, торжества, спортивные праздники) и траурные шествия. Отсюда три основных вида – походные, церемониальные и траурные марши.
Все марши имеют такие характерные особенности:
· Размер 4/4, наиболее удобный для ходьбы (реже 2/4).
· Простой и четкий ритм аккомпанемента, который «отбивает» каждую четверть и подчеркивает сильные доли.
· Пунктирный ритм (или), как бы «подталкивающий» движение.
· Четкое деление на равные отрезки, как правило по 4 или по 8 тактов. Такое строение называется квадратным.
· Особый тип интонаций – восходящая кварта, ходы по звукам трезвучия, которые называют фанфарными.
Марши существовали уже в древних государствах. Итальянский композитор 19 века Джузеппе Верди для своей опере «Аида», события которой происходят в Древнем Египте, написал марш, который помогает представить победное шествие войск фараона. Фанфарные обороты мелодии звучат особенно ярко в тембре солирующей трубы.
♫ Джузеппе Верди. Марш из 2 действия оперы «Аида»
Музыка походных военных маршей тесно связана с важными событиями истории. Две мировые войны 20 века определили судьбу миллионов. Люди воевали, защищая родную землю, шли на подвиг и на смерть ради жизни на земле. В кинохронике или в старых фильмах можно увидеть, как наши прадеды прощались с близкими и отравлялись на войну. Часто это происходило под звуки духовых оркестров, которые играли походные марши.
♫ Василий Агапкин. Марш «Прощание славянки»
Когда звучат военные марши, мы сразу представляем, как маршируют солдатские полки. А вот под звуки марша, который написал в 19 в. австрийский композитор Иоганн Штраус-отец, по улицам Вены маршировала конница. Поэтому движение музыки немного отличается от обычных маршей: не 4/4, a 2/4, более частые акценты и быстрый темп. Ведь главная задача любого марша – удобство и четкость движения.
♫ Иоганн Штраус-отец. Марш Радецкого
Торжественные марши не обязательно связаны с военными парадами и часто звучат на других праздничных церемониях. Один из самых популярных классических маршей немецкий композитор 19 века Феликс Мендельсон написал для театральной постановки комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», которая заканчивается свадьбой героев. Музыка «Свадебного марша» - светлая, праздничная. Марш сопровождает торжественное шествие гостей, поэтому его темп медленнее, чем в походном марше.
♫ Феликс Мендельсон-Бартольди. Свадебный марш
Траурные марши тоже являются разновидностью церемониальных, ведь похороны – это тоже церемония, только печальная, скорбная. Отсюда и соответствующий характер похоронных маршей: медленный темп, минорный лад. Самый известный траурный марш написал польский композитор 19 века Фредерик Шопен. Он включил его в музыку своей Второй фортепианной сонаты, как размышление о смерти. В исполнении духового оркестра этот марш впервые прозвучал на похоронах самого Шопена.
♫ Фредерик Шопен. Похоронный марш (Соната №2 для фортепиано, 3 часть)
В классической музыке мы можем встретить марш и как отдельную концертную пьесу, и как часть более крупных произведений – сюиты, симфонии, оперы, балета. Такие марши сохраняют все особенности жанра, но имеют свой характер, связанный с замыслом композитора.
♫ Жорж Бизе. Увертюра (марш тореадора) из оперы «Кармен»
Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочных маршей должн быть много неожиданного, волшебного. Бывают комические марши, марши-шутки, музыка которых строится на забавных несоответствиях основным требованиям марша.
♫ Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
♫ Сергей Сергеевич Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Контрольная работа по теме «Марш» _______________________________________
1. Укажи характерные особенности жанра марша:
РАЗМЕР ______________________ | ИНТОНАЦИИ ____________________________________ |
РИТМ _________________________ | ИНСТРУМЕНТЫ__________________________________ |
2. Допиши пропущенное в названиях известных тебе маршей, именах их авторов. Укажи, к какому виду маршей они относятся. Определи, в каком порядке они звучат.
№ | Композитор | Название | Вид марша |
Василий ________________ | «________________ славянки» | ||
_________________ Шопен | ______________________ марш (Соната №2 для ф-но, III часть) | ||
Иоганн Штраус-_________ | Марш Радецкого | ||
Феликс _________________ | _______________________ марш | ||
Михаил _______________ | Марш ___________________ из оперы «Руслан и Людмила» |
3. Сегодня музыка маршей звучит в разных местах и по разным поводам, существует множество разных видов марша. Запиши виды маршевой музыки в такую таблицу:
МАРШИ в жизненных событиях (сопровождение организованного шествия людей) | МАРШИ в концертном зале (музыка для слушания, музыка в театре) |
1. В О Е Н Н ЫЕ ___________________________ 2. ________________________________________ 3. ________________________________________ 4. ________________________________________ 5. ________________________________________ 6. ________________________________________ | 1. МАРШИ В ОПЕРАХ ___________________ 2. _______________________________________ 3. _______________________________________ 4. _______________________________________ 5. ______________________________________ 6. ______________________________________ |
4. В перечисленных средствах музыкальной выразительности выбери те, которые характерны для марша, и отметь плюсиком +:
5. Послушай и сравни два марша из «Детского альбома» П.И. Чайковского: «Похороны куклы» и «Марш деревянных солдатиков». Подчеркни элементы музыкального языка, благодаря которым эти марши отличаются по характеру:
ТЕМП ДИНАМИКА ЛАД РАЗМЕР РЕГИСТР
Обрати внимание на особенности музыкальной формы каждого марша. Оба марша имеют три раздела, то есть написаны в ТРЁХЧАСТНОЙ ФОРМЕ. Сравни вторые части формы маршей – средние разделы. Проанализируй, у какой пьесы в середине развивается материал первой части, а в какой звучит новая мелодия? Определи, повторяется ли музыка первой части в третьей части. Запиши музыкальные формы пьес буквенными схемами, выбрав правильные варианты: АА1А, АВА, АВС.