Цель. Учить составлять описание героев сказок (петушка, лисы), составлять схему описания
Оборудование. Лист бумаги, карандаши.
Ход. Детям загадывают загадку:
В деревне есть часы такие: не мёртвые, а живые.
Ходят без завода, они птичьего рода.
- О ком эта загадка? (О петухе). Как вы догадались? (Дети высказываются). Какую ещё загадку про петуха вы знаете? (Хвост с узорами, сапоги со шпорами). Вспомните, как говорится о петушке в сказке? (Голосистое горлышко). Давайте составим схему – подсказку, она поможет рассказать о петушке. Скажите красивыми словами о петушке, а потом зарисуем это. (Масляна головушка, шёлкова бородушка, хвост с узорами, сапоги со шпорами, голосистое горлышко)
Составляется схема: на первой картинке изображён петушок, на второй – гребешок и бородушка, на третьей – клюв, на четвёртой – хвост, на пятой – сапоги со шпорами. ( Дети рассказывают по схеме).
- Отгадайте ещё загадку: От чёрного носика, до кончика хвостика рыжая, пушистая красавица… (Лиса).
- Какие загадки о лисе вы ещё знаете? (Дети называют). На что похожи глаза у лисы? (На маленькие, чёрные бусинки). Скажите красивыми словами о лисе, мы с вместе составим схему – подсказку. (Дети описывают лису).
Составляется схема: на первой картинке изображена лиса (красавица – плутовка), на второй – схема рыжей мордочки (рыжая головка). На третьей – два чёрных круга (бусинки глаза), на четвёртой – схема рыжего и пушистого хвоста (пушистый хвостик), на пятой – схема мордочки с носом (чёрный носик). Дети описывают лису по схеме.
«Выбери начало» рассказ М. Пришвина «Еж»
Цель. Закреплять у детей представление о структуре повествовательного текста, о его первой части — начале используя предметную модель.
Ход упражнения. Детям читают рассказ М. Пришвина «Еж», опуская начало.
-Какой части не хватает в рассказе? Почему вы решили, что не было именно начала? Вспомните, как начинаются многие рассказы? (Как-то раз, однажды, дело было летом и т. п.) Сказки? (Жили-были, в некотором царстве и т. п.)
Детям предлагается модель рассказа: поезд, состоящий из трех вагончиков -начала, середины, конца (все вагончики разного цвета). Дети составляют из них последовательность изложения.
Затем детям читается короткий рассказ, где все части перепутаны местами: «Пришла мать и сказала: «Сядьте вместе». В субботу вечером Катя и Варя должны были мыться в ванне. Вышла у них ссора, кому прежде влезть».
- Получился ли рассказ? Что надо сделать, чтобы он получился? (Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало, третье — середина, а первое — это конец рассказа.) Дети составляют из вагончиков последовательность рассказа.
«Разные сказки и истории»
Дидактическая задача. Учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель (рамки – планы).
Материал. 3 рамочки из бархатной бумаги, которые располагают на фланелеграфе; 2 стрелки из бархатной бумаги, которые помещают между рамочками; фигурки-силуэты, размещающиеся в рамочках: домик, 2 стоящих человечка, 2 бегущих человечка, 3 дерева. (Для повторного проведения игры могут быть использованы любые другие фигурки или заместители предметов: палочки разной длины, разноцветные кружки и т. п.).
Руководство. Дети рассаживаются перед магнитной доской, а взрослый предлагает им придумывать разные сказки. А помогут им придумывать сказки картинки на магнитной доске. Педагог размещает на магнитной доске 3 рамочки,
устанавливает между ними 2 стрелки, а в рамочках — отдельные фигурки. В первой рамочке — домик, во второй —2 стоящих человечка, в третьей — 3 дерева и 2 бегущих человечка. «Вот и получилась сказка,— говорит взрослый,— но надо
суметь прочитать ее. А если каждый расскажет ее по-своему, мы услышим много разных интересных сказок».
Рис. 3.Возможные варианты схем к игре «Разные сказки» |
Педагог дает детям время подумать, а затем просит тех, кто придумал, рассказать сказки. Если дети не могут составить рассказ, взрослый дает им примерный образец: «В одном домике жил-был мальчик. Однажды он вышел погулять и встретил другого мальчика. Они решили вместе пойти в лес. В лесу они бегали, играли в прятки, а потом вернулись и разошлись по домам». При этом лучше дать детализированный рассказ: описать, как выглядел домик, как звали мальчиков, кого они встретили в лесу и т. п.
Выслушав рассказы детей, воспитатель отмечает наиболее удачные, оригинальные. После того как свои сказки расскажут 3—4 ребенка, педагог меняет местами фигурки в рамочках. Например, в первой рамочке оказываются 3 дерева и 2 бегущих человечка, во второй — домик, а в третьей —2 стоящих человечка. Воспитатель говорит детям, что теперь на фланелеграфе записана совсем другая сказка и ее надо прочитать по-другому. Все придумывают новую сказку, 2—3 человека рассказывают свои сказки вслух.
Данную игру можно проводить несколько раз, меняя фигурки в рамочках. Полезно постепенно переходить от конкретных фигурок к абстрактным (от схематических изображений человечков, домиков, деревьев к цветным кружкам и полоскам разной длины). Игра может повторяться на разном материале неоднократно.
«Маленькие сочинители»
Цель: развивать умение придумывать связные, последовательные рассказы, сказки используя в качестве плана – стилизованные, предметные картинки, развивать логическое мышление, творчество.
Материал: стилизованные, предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; солнце и ручейки, дом, вопросительный знак, самокат, санки, коньки, кораблик, сачок).
Ход упражнения. «Давайте составим рассказ, используя эти картинки». Обращают внимание детей на составление начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулируют их к самостоятельному творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей им помогают с помощью различных вопросов. Что было дальше? Какое время года наступило? Как Вова догадался об этом? Что он возьмет с собой на улицу? Почему? Что он будет делать на прогулке?».
Аналогичные задания даются детям с другими наборами опорных картинок.
«Грустная история»: зайчата, ромашка, солнце, качели, скорая помощь, шприц, костыль.
«Гости»: девочка, цифра, мама, пирог, папа, торт, дедушка, фрукты, девочки, книги.
«Зайчик»: лес, дети, береза, травка, ушки, хвостик, морковка.
«Кто как зиму проводит»: летучая мышь, дупло, еж, нора, сыч, стриж, медведь, берлога, волк, лес.
«Сказка про льва»: лев, ворона, осел, лиса, человек.
«Как Колобок свою сестру догонял»: Колобок, Луна, Конь огонь, Машина – Скорые Шины, Тепловоз – Сто Колес, Самолет – Быстролет, Ракета.
«Рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сороки, лоси.
«Рассказ К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках»: солнце, листочки, пчелка, яблонька, вишня, тюльпан, фиалка.