Составление схемы описания петушка и лисы




Цель. Учить составлять описание героев сказок (петушка, лисы), составлять схему описания

Оборудование. Лист бумаги, карандаши.

Ход. Детям загадывают загадку:

В деревне есть часы такие: не мёртвые, а живые.

Ходят без завода, они птичьего рода.

- О ком эта загадка? (О петухе). Как вы догадались? (Дети высказываются). Какую ещё загадку про петуха вы знаете? (Хвост с узорами, сапоги со шпорами). Вспомните, как говорится о петушке в сказке? (Голосистое горлышко). Давайте составим схему – подсказку, она поможет рассказать о петушке. Скажите красивыми словами о петушке, а потом зарисуем это. (Масляна головушка, шёлкова бородушка, хвост с узорами, сапоги со шпорами, голосистое горлышко)

Составляется схема: на первой картинке изображён петушок, на второй – гребешок и бородушка, на третьей – клюв, на четвёртой – хвост, на пятой – сапоги со шпорами. ( Дети рассказывают по схеме).

- Отгадайте ещё загадку: От чёрного носика, до кончика хвостика рыжая, пушистая красавица… (Лиса).

- Какие загадки о лисе вы ещё знаете? (Дети называют). На что похожи глаза у лисы? (На маленькие, чёрные бусинки). Скажите красивыми словами о лисе, мы с вместе составим схему – подсказку. (Дети описывают лису).

Составляется схема: на первой картинке изображена лиса (красавица – плутовка), на второй – схема рыжей мордочки (рыжая головка). На третьей – два чёрных круга (бусинки глаза), на четвёртой – схема рыжего и пушистого хвоста (пушистый хвостик), на пятой – схема мордочки с носом (чёрный носик). Дети описывают лису по схеме.

 

«Выбери начало» рассказ М. Пришвина «Еж»

 

Цель. Закреплять у детей представление о структуре повествова­тельного текста, о его первой части — начале используя предметную модель.

Ход упражнения. Детям читают рассказ М. Пришвина «Еж», опуская начало.

-Какой части не хватает в рассказе? Почему вы решили, что не было именно начала? Вспомните, как начинаются мно­гие рассказы? (Как-то раз, однажды, дело было летом и т. п.) Сказки? (Жили-были, в некотором царстве и т. п.)

Детям предлагается модель рассказа: поезд, состоящий из трех вагончиков -начала, середины, конца (все вагончики разного цвета). Дети составляют из них последовательность изложения.

Затем детям читается короткий рассказ, где все части перепутаны мес­тами: «Пришла мать и сказала: «Сядьте вместе». В субботу вечером Катя и Варя должны были мыться в ванне. Вышла у них ссора, кому прежде влезть».

- Получился ли рассказ? Что надо сделать, чтобы он получился? (Поставить каждую часть на место: второе предложениеэто начало, третьесередина, а первоеэто конец рассказа.) Дети составляют из вагончиков последовательность рассказа.

«Разные сказки и истории»

Дидактическая задача. Учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель (рамки – планы).

Материал. 3 рамочки из бархатной бумаги, которые рас­полагают на фланелеграфе; 2 стрелки из бархатной бумаги, которые помещают между рамочками; фигурки-силуэты, размещающиеся в рамочках: домик, 2 стоящих человечка, 2 бегущих человечка, 3 дерева. (Для повторного проведения игры могут быть использованы любые другие фигурки или заместители предметов: палочки раз­ной длины, разноцветные кружки и т. п.).

Руководство. Дети рассаживаются перед магнитной доской, а взрослый предлагает им придумывать разные сказки. А помогут им придумывать сказки картинки на магнитной доске. Педагог размещает на магнитной доске 3 рамочки,

устанавливает между ними 2 стрелки, а в рамочках — отдельные фигурки. В первой рамочке — домик, во второй —2 стоящих человечка, в третьей — 3 дерева и 2 бегущих человечка. «Вот и получилась сказка,— говорит взрослый,— но надо

суметь прочитать ее. А если каждый расскажет ее по-своему, мы услышим много разных ин­тересных сказок».

Рис. 3.Возможные варианты схем к игре «Разные сказки»

 

Педагог дает детям время подумать, а затем просит тех, кто придумал, рассказать сказки. Если дети не могут составить рассказ, взрослый дает им примерный образец: «В одном домике жил-был мальчик. Однажды он вышел погулять и встретил дру­гого мальчика. Они решили вместе пойти в лес. В лесу они бегали, играли в прятки, а потом вернулись и разошлись по домам». При этом лучше дать детализированный рассказ: описать, как выглядел домик, как звали мальчиков, кого они встретили в лесу и т. п.

Выслушав рассказы детей, воспитатель отмечает наиболее удачные, оригинальные. После того как свои сказки расскажут 3—4 ребенка, педагог меняет местами фигурки в рамочках. На­пример, в первой рамочке оказываются 3 дерева и 2 бегущих человечка, во второй — домик, а в третьей —2 стоящих чело­вечка. Воспитатель говорит детям, что теперь на фланелеграфе записана совсем другая сказка и ее надо прочитать по-другому. Все придумывают новую сказку, 2—3 человека рассказывают свои сказки вслух.

Данную игру можно проводить несколько раз, меняя фигурки в рамочках. Полезно постепенно переходить от конкретных фигу­рок к абстрактным (от схематических изображений человечков, домиков, деревьев к цветным кружкам и полоскам разной длины). Игра может повторяться на разном материале неоднократно.

 

«Маленькие сочинители»

Цель: развивать умение придумывать связные, последовательные рассказы, сказки используя в качестве плана – стилизованные, предметные картинки, развивать логическое мышление, творчество.

Материал: стилизованные, предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; солнце и ручейки, дом, вопросительный знак, самокат, санки, коньки, кораблик, сачок).

Ход упражнения. «Давайте составим рассказ, используя эти картинки». Обращают внимание детей на составление начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулируют их к самостоятельному творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей им помогают с помощью различных вопросов. Что было дальше? Какое время года наступило? Как Вова догадался об этом? Что он возьмет с собой на улицу? Почему? Что он будет делать на прогулке?».

Аналогичные задания даются детям с другими наборами опорных картинок.

«Грустная история»: зайчата, ромашка, солнце, качели, скорая помощь, шприц, костыль.

«Гости»: девочка, цифра, мама, пирог, папа, торт, дедушка, фрукты, девочки, книги.

«Зайчик»: лес, дети, береза, травка, ушки, хвостик, морковка.

«Кто как зиму проводит»: летучая мышь, дупло, еж, нора, сыч, стриж, медведь, берлога, волк, лес.

«Сказка про льва»: лев, ворона, осел, лиса, человек.

«Как Колобок свою сестру догонял»: Колобок, Луна, Конь огонь, Машина – Скорые Шины, Тепловоз – Сто Колес, Самолет – Быстролет, Ракета.

«Рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сороки, лоси.

«Рассказ К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках»: солнце, листочки, пчелка, яблонька, вишня, тюльпан, фиалка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: