Трудовые и нравственные качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобретает их через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно-полезный труд. Дети учатся понимать, что любая деятельность требует усилий, напряжения, но вместе с тем доставляет радость, приносит пользу.
Общественно-полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию колллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учится руководить и самому выполнять распоряжения других.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развить у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно-полезной деятельности успешно решаются многие воспитательные задачи:
- ребенок живет заботами о важном деле,
-стремится добиться определенных результатов в работе,
- знает, что для этого надо сделать,
- проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Актуальность общественно-полезной деятельности заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его добрые дела – это ценность на земле, и что счастье его самого, родных, и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.
Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда.
Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.
Главные задачи:
1. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьника;
2. Организация многообразной общественно-полезной и творческой деятельности учащихся;
3. Формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;
4. Развитие интереса школьников к общественно-полезному виду деятельности;
5. Активизация общественно-значимой деятельности учащихся;
6. Формирование здорового образа жизни;
7. Воспитание нравственности и патриотизма у школьников.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников.
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания – воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в ОУ, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с поручением по классу, в столовой и в реакреации, к уборке классных помещений, уходу за растениями в классе.
Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды.
Дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране.
В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном участке, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые практические навыки.
Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции. Общественно-полезная деятельность ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и трудовое развитие ребенка и тесно связана с такими дисциплинами как ИЗО, окружающий мир, технология.
Виды и формы работы:
1. Практические занятия;
2. Конструирование из разных материалов;
3. Рисование с натуры и по воображению;
4. Лепка по воображению;
5. Игровые программы
6. Творческие конкурсы(рисование, лепка, сочинение стихов, песен)
7. Проектная деятельность, наблюдение;
8. Коллективные разработки;
9. Экскурсии;
10. Встречи с интересными людьми;
11. Организации круглых столов;
12. Проведение фотосессии;
13. Репортажи, интервью;
14. Акции;
15. Лекции;
16. Просмотр видео и слайдов;
17. оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.
Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности:
1. Подготовка к труду, трудовому процессу;
2. Подведение итогов, анализ;
3. Оценка результатов.
В результате учащиеся начальной школы знают и выполняют:
ü Знают и выполняют правила дежурных по классу
ü Знают несколько видов комнатных растений
ü Знают пословицы о труде
ü Знают особенности труда обслуживающего персонала школы
ü Знают способы ухода за комнатными растениями
ü Знают правила бережного отношения к книгам
ü Знают правила личной гигиены
ü Выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей
ü Выполняют творческие работы с использованием различных материалов.