Все виды памяти, хотя они в теории выделяются и рассматриваются как отдельные, в жизни функционируют взаимосвязано, работают как целостная система.




Понятие о памяти и её основных процессах.

Понятие о памяти

Памятью называется способность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания разнообразной информации.

Памятью человек пользуется практически беспрерывно. Когда человек только рождается на свет и еще не имеет никакого жизненного опыта, его память, как может показаться на первый взгляд, пуста, на самом деле в ней очень много так называемой генетической информации. Почему человек рождается на свет и, развиваясь, становится внешне, анатомически и физиологически похожим именно на человека, откуда у него берутся рефлексы, основные жизненные инстинкты, элементарные, врожденные психические способности и формы поведения? Все это человек имеет с момента рождения, и все это хранится в его памяти, передаваясь из поколения в поколение. Следовательно, память человеку нужна также для того, чтобы сохранять свой облик и быстро приспосабливаться к условиям жизни.

Однако того, что человеку дано с рождения, явно недостаточно, чтобы нормально жить в современном обществе, чтобы вести цивилизованный, культурный, то есть именно человеческий, образ жизни. Необходимо иметь хотя бы минимум знаний и умений, которые накопило человечество, чтобы жить в человеческом обществе. Для этого ему необходима хорошая и прочная память, так как соответствующие знания и умения человек должен сохранять всю жизнь.

Процессы памяти

Память человека включает в себя следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение (припоминание), узнавание и забывание.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым. Запоминание зависит от времени дня, когда идёт процесс запоминания («жаворонки, совы, голуби»), от эмоциональной окрашенности запоминаемого материала, от характеристик окружающей среды (посторонние раздражители, сидя 1 лёжа). Сохранение зависит от запоминания, от частоты воспроизведения информации.

Казалось бы, забывание - негативный процесс, так как мы часто жалуемся на забывание и испытываем трудности в припоминании чего-либо. Это действительно так, но у забывания есть и своя положительная сторона. Она проявляется в том, что благодаря забыванию человек освобождает свою память для запоминания и сохранения новой информации. Кроме того, забывание бывает полезно, если речь идет о вещах, которые человеку нежелательно помнить для поддержания нормального существования, например о таких событиях, которые его психологически травмируют.

Виды памяти человека и их особенности.

По времени сохранения информации в голове человека выделяют следующие виды памяти: мгновенная (иконическая), кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая.

Мгновенной или иконической называют самую короткую по времени хранения информации память, которая работает лишь тогда, когда человек с помощью органов чувств воспринимает соответствующую информацию. Как только процесс восприятия прекратился, информация, хранящаяся в этой памяти, тут же бесследно исчезает. Управлять этой памятью сознательно или как-то контролировать связанные с ней процессы человек не в состоянии. Длительность - 1/4сек.

Кратковременной называют память, способную сохранять информацию в течение 25-ЗОсек. после прекращения процесса ее восприятия. К примеру, после восприятия какой-либо картины, мгновенно закрыв глаза, человек в течение некоторого времени как бы продолжает видеть эту картину, то есть сохраняет ее образ. После этого, спустя указанный выше не большой промежуток времени, картина исчезает и не восстанавливается вновь. Кратковременная память является одним из наиболее важных, постоянно загруженных видов памяти человека. Через нее обязательно проходит вся информация, воспринимаемая человеком с помощью органов чувств. За то время пока эта информация хранится в кратковременной памяти, мозг решает вопрос о том, достаточно ли данная информация важна, чтобы передаваться на долговременное хранение. Средний объем кратковременной памяти взрослого человека обычно равен величине 7±2 единицы, то есть находится в диапазоне от 5 до 9 единиц информации.

Оперативной называют память, время хранения информации в которой рассчитано на решение какой-либо конкретной задачи и определяется особенностями самой задачи. Если задачу можно решить за несколько секунд или минут, то и в оперативной памяти человека нужная информация будет сохраняться именно столько времени. Если задача сложна и для своего решения требует от нескольких часов до нескольких дней, то и в оперативной памяти человека информация будет сохраняться именно столько.

Долговременную память можно определить, как память, рассчитанную не только на длительный срок хранения информации, но и на многократное повторное обращение и использование соответствующей информации без ее потери. Предельный срок сохранения информации в долговременной памяти человека определяется продолжительностью жизни. Предполагается, что информация, сохраняющаяся в долговременной памяти, по наследству не передается. Она приобретается каждым индивидуально, и как только жизнь человека завершается, утрачивается и опыт, хранящийся в долговременной памяти. Поэтому каждому вновь родившемуся человеку приходится приобретать этот опыт заново.

Генетическая память. Через данный вид памяти по наследству передаются элементарные врожденные психические явления и формы поведения, в том числе инстинкты, безусловные рефлексы.

В зависимости от анализаторов выделяются такие виды памяти, как зрительная, слуховая, осязательная, двигательная, обонятельная и вкусовая. По участию или неучастию мышления в процессах памяти - выделяется механическая и логическая память.

В зависимости от использования мнемотехнических средств выделяются две разновидности памяти - непосредственная и опосредствованная.

Непосредственной называют такую память, при которой запоминание, воспроизведение или узнавание материала происходит в результате прямого воздействия данного или похожего на него материала на органы чувств человека.

Опосредствованной называют память, которая связана с использованием человеком различных специальных приемов и средств для запоминания, сохранения, воспроизведения и узнавания информации - мнемотехнические методики:

• метод группировки (4-13-32)

• метод рифм и ритма (раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять)

• метод акронимов и акростихов (каждый охотник желает знать, где сидит фазан. ВОУК)

• цепной метод (создание сюрреалистического образа - цыплёнок, кофе, капуста, масло)

Все виды памяти, хотя они в теории выделяются и рассматриваются как отдельные, в жизни функционируют взаимосвязано, работают как целостная система.

Каждому из нас в той или иной степени свойственны все виды памяти, но её комбинации индивидуальны. Психолог C.JI. Рубинштейн говорил, что дети имеют более прочную память, а взрослые более обширную. Память позволяет делить все события нашей жизни на прошлое, настоящее и будущее.

Многие талантливые и гениальные люди обладали хорошо развитой памятью различных видов. Македонский, Наполеон помнили в лицо и знали по имени многих своих солдат. Моцарт, Рахманинов - феноменальная музыкальная память. И в тоже время Дарвин, Эйнштейн, Достоевский достигли громадных успехов, имея ординарную память. Память и интеллект не всегда прямо пропорциональны друг другу. У человека может быть феноменальная механическая память, а способность к логическому мышлению оказывается слабой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: