1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
|
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- — работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- — применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
|
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР»
Не-дели | Заня-тия | Темы и содержание коррекционной работы[5] | Грамматические и лексические темы, используе-мые на занятиях[6] | Развитие неречевых процессов[7] |
Сентябрь | ||||
I | Фронтальное обследование | |||
II | ||||
I этап (диагностический) | ||||
III | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных забо-леваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анато-мическое строение артикуляционного аппарата. Речевая мото-рика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особен-ности динамической стороны речи. Воспроизведение звукосло-говой структуры слова. Состояние фонематического воспри-ятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной речи). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение | |||
IV | ||||
II этап (подготовительный) Октябрь | ||||
I | Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию | |||
II | ||||
Ш |
Продолжение табл.
|
свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррек-ции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям | ||||
III этап (коррекционный) | ||||
III | Работа над словом | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | ||
IV | Слова, обознача-ющие предмет | |||
Слова, обознача-ющие действие предмета | Слова, отвечающие на вопрос что делает? | |||
Ноябрь | ||||
I | Каникулы | |||
II | Слова, обознача-ющие предметы; слова, обознача-ющие действие предмета; диффе-ренциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие | Существительное — часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?; глагол — часть речи, отвечающая на вопрос что делать? Домашние и дикие животные | Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия, логического и образного мышления |
Продолжение табл.
Простое двусоставное нераспространенное предложение | Большая буква в начале предложения. Точка в конце пред-ложения. Согласова-ние глагола с именем существительным в числе и роде | ||||
III | Составление пред-ложений по сю-жетной картинке | ||||
Слова, обознача-ющие признаки предметов | Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? | ||||
IV | Распространение простого двусос-тавного предло-жения определе-нием | Согласование имени прилагательного с именем существи-тельным в роде, числе и падеже | |||
Составление пред-ложений по сю-жетной картинке | |||||
Декабрь | |||||
I | Работа с предлогами «в», «на» | Раздельное написание предлогов | |||
Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на» | Вопрос куда? | ||||
Продолжение табл.
II | Работа с предло-гами «с», «со» | Раздельное написание предлогов | ||
Вопросы к предло-жениям, в состав которых входят слова с предлогами «с, со» | Вопрос с кем? | Развитие внимания. Упражнения, направ-ленные на увеличе-ние объема внима-ния. Игра «Пуговица» | ||
III | Работа с предло-гами «к», «от» | Раздельное написание предлогов | Упражнения, направ-ленные на увеличе-ние уровня распреде-ления внимания | |
Вопросы к предло-жениям, в состав которых входят слова с предлогами «к», «от» | Вопросы куда? откуда? от чего? к чему? | Упражнения, направ-ленные на усиление концентрации и ус-тойчивости зритель-ного внимания | ||
IV | Работа с предло-гами «из», «от», «у» | Раздельное написание предлогов | Усиление концент-рации слухового внимания | |
Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «из», «от», «у» | Вопрос куда? откуда? от чего? к чему? | Упражнения, направ-ленные на трениров-ку переключения внимания. Упражне-ние «Красно-черные пары» | ||
Январь | ||||
I | Каникулы | |||
II | ||||
III | Работа с предло-гами «по», «под» | Раздельное написание предлогов | ||
Вопросы к предло-жениям, в состав которых входят слова с предлогами «по», «под» | Вопрос где? |
Продолжение табл.
IV | Закрепление всех отработанных предлогов | |||
Работа над связной речью. Формирова-ние монологичес-кой речи | Согласование и управление различных частей речи | Развитие логического и образного мышления и памяти | ||
Февраль | ||||
I | Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «Мура-вей», «Воробей и ласточка», «Лиса и рак», «Лев, лиса и медведь» | Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игры «Дополни до...», «Догадайся, кто нарисован» | ||
Февраль | ||||
Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «На птицеферме», «Собака и ее тень», «Цыпленок», «Сиротка» | Развитие связной речи | Коррекционные уп-ражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игра «Кубики», упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» | ||
II | Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следст-венной связью с опорой на предмет-ные картинки и во-просы. «Петушок и бобовое зернышко» | |||
Пересказы описа-тельного характера с опорой на кар-тинку. «Собака Кнопка», «Кошка Цыганка» | Упражнения для раз-вития способности к воссозданию мыс-ленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие поня- |
Продолжение табл.
5 | ||||||
тиям прямо или косвенно» | ||||||
III | Пересказы описа-тельного характера с опорой на картин-ку. «Березка», «Интересный жучок» | Упражнения для развития способно-сти к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции» | ||||
Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Зима» | Развитие и уточнение временных представлений. Времена года | |||||
IV | Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Весна» | Развитие и уточнение временных представлений. Времена года | ||||
Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Лето» | Развитие и уточнение временных представлений. Времена года | |||||
Март | ||||||
I | Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Осень» | Развитие и уточнение временных представ-лений. Времена года | ||||
Последовательный пересказ текстов описательно-повес-твовательного характера. «Кошка Мурка», «Собака Белка» | ||||||
II | Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последователь-ность действий. «Галины гладиолусы» | Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска» | ||||
Продолжение табл.
Пересказы описательно-повествовательного характера | ||||
III | Последовательный пересказ. «Кит», «Слон-няня» | |||
Последовательный пересказ. «Кот Васька» | ||||
IV | Каникулы | |||
Апрель | ||||
I | Последовательный пересказ. «Охота», «Белка» | |||
Последовательный пересказ. «Товарищ», «Гроза», «Зима в лесу», «Летом», «На реке», «Гроза», «Летом в лесу», «Лисички», «Как звери воспитывают своих детей?», «Пробуждение природы», «Храбрец» | ||||
II | Выборочный пересказ. «Цветок или волчья пасть?» |
Окончание табл.
Выборочный пересказ. «Кто поступил правильно?» | ||||
III | Выборочный пере-сказ. «Хитрецы» | |||
Выборочный пересказ. «Слон-озорник» | ||||
IV | Краткий пересказ. «Макс-помощник» | |||
Примерный краткий пересказ. «Булька» | ||||
Май | ||||
I | Устные сочинения. «Запасы на зиму» | |||
Устные сочинения. «Как белка спасла зайчика» | ||||
IV этап (оценивающий) | ||||
II | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей | |||
III | Фронтальное обследование | |||
IV |
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР»
Не-дели | Заня-тия | Темы и содержание коррекцион- ной работы | Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях | Развитие неречевых процессов[8] | |
Сентябрь | |||||
Фронтальное обследование | |||||
II | |||||
I—II этапы (диагностико-подготовительные) | |||||
III | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строе-ние артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического ана-лиза и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение | ||||
IV | |||||
III этап (коррекционный) Октябрь | |||||
I | Звуковой состав слова | Гласные и согласные звуки | Развитие фонемати-ческих представ-лений и восприятия, развитие слухового внимания и памяти | ||
Работа над слогозвуковым составом слова | |||||
Продолжение табл.
II | Звуковой состав слова | Гласные и согласные звуки | |||
Выделение гласных ряда из слогов и слов | Слогообразующая роль гласных | ||||
III | Выделение гласных II ряда из слов | Буквы «я», «ё», «ю», «е» | |||
Образование гласных II ряда | Развитие фонемати-ческого слуха. Игра «От звука к слову» | ||||
IV | Дифференциация гласных I и II ряда | ||||
Дифференциация гласных I и II ряда. [ы—и] в слогах и словах | |||||
Ноябрь | |||||
I | Каникулы | ||||
II | Дифференциация гласных I и II ряда. [ы—и] в предложе-ниях и текстах | Написание гласных после шипящих «жи—ши» | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители» | ||
Дифференциация гласных I и II ряда. [А—я] в слогах и словах | Написание гласных после шипящих «ча—ща» | Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разно-цветные точки» | |||
III | Дифференциация гласных I и II ряда. [А—я] в предложе-ниях и текстах | Выполнение упраж-нений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и | |||
Продолжение табл.
т.д.). Упражнение «Копирование точек» | |||||
Дифференциация гласных I и II ряда. [У—ю] в слогах и словах | Написание гласных после шипящих «чу—щу» | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» | |||
IV | Дифференциация гласных I и II ряда. [У—ю] в предложе-ниях и текстах | Гласные звуки и буквы | Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка. Упражнение «Со-ставление фигуры из разрозненных деталей» | ||
Дифференциация гласных I и II ряда. [О—е] в слогах и словах | Гласные звуки и буквы | Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка. Упражне-ние «Использование игр с постройками из кубиков» | |||
Декабрь | |||||
I | Дифференциация гласных I и II ряда. [О—е] в предложе-ниях и текстах | Гласные звуки и буквы | Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур» | ||
Продолжение табл.
Дифференциация гласных I и II ряда. [Э—е] в слогах и словах | Гласные звуки и буквы | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты» | ||
II | Дифференциация гласных I и II ряда. [Э—е] в предложе-ниях и текстах | Гласные звуки и буквы | ||
Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слова на слоги | Слогообразующая роль гласных. Ударение | |||
III | 1-2-3-сложные слова с простым открытым слогом | Ударный слог. Безударная гласная | Формирование приемов учебной деятельности | |
Слоговой анализ и синтез слова. Поря-док слогов в слове | Правила переноса | Формирование умения принять учебную задачу | ||
IV | Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных | Гласные и согласные буквы и звуки | ||
Дифференциация твердых и мягких согласных | Обозначение мяг-кости согласных гласными II ряда и буквой «ь» | Формирование умения планировать свои действия |
Продолжение табл.
Январь | ||||
I | Каникулы | |||
II | ||||
III | Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда | Мягкие согласные | Формирование приемов самоконтроля. Игра «Число-контролер» | |
Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в конце слова | Буква «ь» | Формирование умения ориентиро-ваться на систему признаков (условий) | ||
IV | Обозначение мягкости согласного буквой «ь» в середине слова | Буква «ь» | Формирование уме-ния действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, про-межуточного и ито-гового видов само-контроля. Упражнение «Офицер-солдат» | |
Разделительный «ь» | ||||
Февраль | ||||
I | Звукобуквенный анализ слов. Количество букв равно количеству звуков | Формирование уме-ния действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и |
Продолжение табл.
итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада» | ||||
Звукобуквенный ана-лиз слов. Количество букв больше коли-чества звуков | ||||
II | Звукобуквенный ана-лиз слов. Количество букв меньше коли-чества звуков | Формирование приемов самокон-троля. Упражнение «Фабрика игрушек» | ||
Дифференциация звуков, имеющих ар-тикуляторно-акустическое сходство. Звонкие и глухие согласные | Звонкие согласные | Формирование приемов самокон-троля. Упражнение «Сделай так же» | ||
III | Дифференциация [в—ф] | Согласные буквы и звуки «в—ф» | ||
Дифференциация [в'—ф'] | ||||
IV | Дифференциация [б—п] | Согласные буквы и звуки «б—п» | ||
Дифференциация [б'—п'] | ||||
Март | ||||
I | Дифференциация [г—к] | Согласные буквы и звуки «г—к» | ||
Дифференциация [г'—к'] |
Продолжение табл.
II | Дифференциация [д—т] | Согласные буквы и звуки «д—т» | ||
Дифференциация [д'—т'] | ||||
III | Дифференциация [ж—ш] | Согласные буквы и звуки «ж—ш» | ||
Дифференциация [з—с] | Согласные буквы и звуки «з—с» | |||
IV | Каникулы | |||
Апрель | ||||
I | Дифференциация [з'—с'] | |||
Дифференциация [с—ш] | ||||
II | Дифференциация [з—ж] | |||
Дифференциация [с—ц] | ||||
III | Дифференциация [ч—ш] | |||
Дифференциация [ч—щ] | ||||
IV | Дифференциация [ч—ц] | |||
Дифференциация [ч—т'] | ||||
Май | ||||
I | Дифференциация [р—л] | |||
Дифференциация [р—р'] |
Окончание табл.
IV этап (оценочный) | ||||
II | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей | |||
III | Фронтальное обследование | |||
IV |
Приложение 5
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ
«ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
РЕЧИ (ФНР)»
Характеристика группы
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.
2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).