I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:
— узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
— отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;
— осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
— принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
— варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи. Формирование связной речи.
3. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
4. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
|
5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
|
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФНР»
Не-дели | Заня-тия | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях | Развитие неречевых процессов[9] |
Сентябрь | ||||
I | Фронтальное обследование | |||
II | ||||
I этап (диагностический) | ||||
III | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение | |||
IV | ||||
II этап (подготовительный) | ||||
IV | Развитие ручной моторики | Семья. Дом |
|
Продолжение табл.
Октябрь | ||||
I | Логопедический массаж | Детские игрушки | Развитие слухового внимания и фонема-тического воспри-ятия (дифференциа-ция неречевых зву-ков, слогов и слов, близких по звуко-вому составу) | |
Развитие артикуляционного аппарата | Ранняя осень. Цветы | |||
II | Дыхательные упражнения | Ранняя осень. Деревья. Грибы | ||
Уточнение пространственно-временных представлений | Животные домашние и дикие | |||
III этап (коррекционный) | ||||
III | Постановка и автоматизация свис-тящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [с] | Звук и буква «с». Транспорт | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители» | |
Постановка и авто-матизация свис-тящих звуков (изо-лированно, в сло-вах, слогах, предло-жениях). Звук [с] | Звук и буква «с». Осень в картинах русских художников | Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разноцветные точки» | ||
IV | Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в | Звук и буква «с». Осень. Перелетные птицы | Выполнение упраж-нений на усвоение пространственных отношений предлоги |
Продолжение табл.
словах, слогах, предложениях). Звук [с] | «на», «над», «под», «за». Упражнение «Копирование точек» | ||||
Постановка и авто-матизация свистя-щих звуков (изоли-рованно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [С] | Звук [с']. Буква «с». Поздняя осень (предзимье) | Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка. Игра «Что это?». Упражнения «Сос-тавление фигуры из разрозненных дета-лей», «Использование игр с постройками из кубиков», «Состав-ление узоров из гео-метрических фигур», «Лабиринты» | |||
Ноябрь | |||||
I | Каникулы | ||||
II | Постановка и авто-матизация свистя-щих звуков (изоли-рованно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [С] | Звук [с']. Буква «с» | Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица» | ||
Постановка и авто-матизация свистя-щих звуков (изоли-рованно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [з] | Звук и буква «з» | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания | |||
Продолжение табл.
III | Постановка и авто-матизация свистя-щих звуков (изоли-рованно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [з'] | Звук и буква «з» | Упражнения, направ-ленные на усиление концентрации и устойчивости зри- тельного внимания | |||
Постановка и авто-матизация свис-тящих звуков (изо-лированно, в сло-вах, слогах, предло-жениях). Звук [з] | Звук и буква «з» | Усиление концентрации слухового внимания | ||||
IV | Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [з'] | Звук [з']. Буква «з» | Упражнения, направ-ленные на трениров-ку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары» | |||
Постановка и авто-матизация свис-тящих звуков (изо-лированно, в сло-вах, слогах, предло-жениях). Звук [ц] | Звук и буква «ц». Цирк | Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания | ||||
Декабрь | ||||||
I | Постановка и авто-матизация свис-тящих звуков (изо-лированно, в сло-вах, слогах, предло-жениях). Звук [ц] | Звук и буква «ц». Зима, изменения в природе. Рассказ по сюжетной картине «Зима» | ||||
Продолжение табл.
Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ц] | Звук и буква «ц». Зима, зимующие птицы | Развитие памяти. Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мыс-ленные образы, отве-чающие понятиям прямо или косвенно» | ||
II | Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ц] | Звук и буква «ц». Бумага: изготовление, виды, применение | Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции» | |
Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ш] | Звук и буква «ш». Посуда: виды, материал | Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мыс-ленные образы и их эмоциональная окраска» | ||
III | Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [ш] | Звук и буква «ш». Зима. Зимние забавы и развлечения | Упражнения на осоз-нанное восприятие. Упражнение «Осоз-нание визуального материала» |
Продолжение табл.
Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [ш] | Звук и буква «ш». Дикие животные и птицы | Упражнения на осоз-нанное восприятие. Упражнение «Осоз-нание словесного материала» | ||
IV | Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [ш] | Звук и буква «ш». Комнатные растения | Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Оживление» | |
Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях). Звук [ш] | Звук и буква «ш». Зимующие птицы. Сказка Л.Н. Толстого «Ворона и рак». Серия сюжетных картинок «Кормушка для птиц» | Упражнения, направ-ленные на способ-ность устанавливать связи между элемен-тами материала. Упражнения «Двой-ная стимуляция памяти», «"Нелогич-ные" парные ассоци-ации слов» | ||
Январь | ||||
I | Каникулы | |||
II | ||||
III | Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолиро-ванно, в словах, слогах, предложе-ниях).Звук [ш] | Звук и буква «ш». Домашние и дикие животные (повторение) | Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки» |
Продолжение табл.
Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ш] | Звук и буква «ш». Животные наших лесов. Домашние животные (повторение) | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игры «Дополни до...», «Догадайся, кто нарисован» | ||
IV | Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ж] | Звук и буква «ж». Хищные и травоядные животные | Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игра «Кубики», упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» | |
Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ж] | Звук и буква «ж» | Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Фор-мирование искус-ственных понятий» (по Л.С. Выготскому — Л.С. Сахарову) | ||
Февраль | ||||
I | Постановка и автоматизация шипящих звуков | Звук и буква «щ» | Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес- |
Продолжение табл.
(изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [щ] | кого мышления. Упражнение «Форми-рование умения отде-лять форму понятия от его содержания» | |||
Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолирован-но, в словах, слогах, предложениях). Звук [щ] | Звук и буква «щ» | Упражнения, направ-ленные на развитие абс-трактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями» | ||
II | Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолирован-но, в словах, слогах, предложениях). Звук [щ] | Звук и буква «щ» | Упражнения, направлен-ные на развитие абстрак-тно-логического мышле-ния. Упражнение «Фор-мирование умения выде-лять существенные при-знаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач» | |
Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ч] | Звук и буква «ч» Чайная посуда | Упражнения, направлен-ные на развитие абстрак-тно-логического мышле-ния. Упражнение «Фор-мирование способности оперировать смыслом» |
Продолжение табл.
III | Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолирован-но, в словах, слогах, предложениях). Звук [ч] | Звук и буква «ч». Гости на пороге. Этикет | Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу | ||
Постановка и авто-матизация шипящих звуков (изолирован-но, в словах, слогах, предложениях). Звук [ч] | Звук и буква «ч» | Формирование умения планировать свои действия | |||
IV | Дифференциация звуков [с—ш] | Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий) | |||
Дифференциация звуков [з—ж] | Формирование умения действовать по правилу и разных видов конт-рольно-оценочных дейс-твий: планирующего, промежуточного и ито-гового видов самокон-троля. Упражнение «Офицер-солдат» | ||||
Март | |||||
I | Дифференциация звуков [ч—щ] | Ранняя весна. Первоцветы | Формирование умения действовать по правилу и разных видов конт-рольно-оценочных действий: планирую-щего, промежуточного и | ||
Продолжение табл.
итогового видов само-контроля. Упражнение «Поиск клада» | |||||
Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) | Звук и буква «л». Восьмое марта. Семья | Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Фабрика игрушек» | |||
II | Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) | Звук и буква «л». Перелетные птицы | Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Сделай так же» | ||
Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) | Звук и буква «л». Почта. Профессии | Формирование приемов самоконтроля. Игра «Число-контролер» | |||
III | Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) | Звук и буква «л». Строительство | |||
Постановка и авто-матизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) | Звук и буква «л» | ||||
Продолжение табл.
Каникулы | ||||||||
Апрель | ||||||||
I | Постановка и авто-матизация звука [л'] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) | Звуки [л — л']. Буква «л». Рыбы | ||||||
Постановка и авто-матизация звука [л'] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) | Звуки [л—л']. Буква «л». Лес, сад, парк. М. Пришвин «Золотой луг» | Развитие произвольности. Игра «Пуговица» | ||||||
II | Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) | Звук и буква «р». Птицы. И.С. Тургенев «Воробей» | Развитие произвольности. Игра «Кто сегодня именинник» | |||||
Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, пред-ложениях) | Звук и буква «р». Птицы, насекомые. В. Бианки «Приключение муравьишки» | Развитие произвольности. Игра «Хитрые картинки» | ||||||
III | Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, пред-ложениях) | Звук и буква «р». Транспорт, физ-культура, спорт | Развитие произвольности. Игра «Веселые человечки» | |||||
Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) | Звук и буква «р». Книги. Беседа о книгах | Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками» | ||||||
Окончание табл.
IV | Постановка и авто-матизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) | Звук и буква «р». Времена года. Рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания» | |||
Постановка и автоматизация звука [р'] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) | Звуки [р—р']. Буква «р». Времена года. Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | ||||
Май | |||||
I | Постановка и автоматизация звука [р'] (изолированно, в словах, слогах, предложениях) | Звук [р—р']. Буква «р» | |||
Дифференциация звуков [л—р] | |||||
II | Дифференциация звуков [л—р—л'—р'] | Согласные звуки [л—р—л'—р']. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все...». Прогулка по лесу | |||
IV этап (оценочный) | |||||
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей | |||||
III | Фронтальное обследование | ||||
IV | |||||
Приложение 6
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ
«ФФНР: АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАфИЯ
(на основе нарушений фонемного распознавания)»
Характеристики группы
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.
2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).