РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Музыка 2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» 2 класс составлена на основе:
Авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Просвещение», 2011 год;
(УМК «Перспектива», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2010
Рабочая тетрадь для учащихся 2 класс, М.: Просвещение, 2010
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: М.: Просвещение, 2004;
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс 1(СD) mp3,М., Просвещение, 2009 г.
Изучение музыки во 2 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. Начальные классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2011
В разделе «О России петь – что стремиться в храм» увеличено количество часов, вместо 5 – 7 на темы: «Музыкальные инструменты» и «Музыка на Новогоднем празднике» по 1 часу, за счет разделов:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч вместо 4ч) – объединены темы «Проводы зимы. Встреча весны»;
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5ч вместо 6 ч) – объединены темы «Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга».
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 2 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждой четверти, (1 четверть – 9 урок «Обобщающий урок 1 четверти»; 2 четверть – 7 урок «Обобщающий урок 2 четверти»; 3 четверть – 10 урок «Обобщающий урок 3 четверти»; 4 четверть – 8 урок «Обобщающий урок 4 четверти).
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
Учебно - тематическое планирование учебного материала
по предмету «Музыка 2 класс».
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | Вид занятий (количество часов) | ||||||
Лабораторные, практические работы | экскурсии | контроль | ||||||||
Моя Родина- Россия | ||||||||||
Мелодия | ||||||||||
Здравствуй, Родина моя! НРК. Музыкальные образы родного края. | ||||||||||
Гимн России. | ||||||||||
«День, полный событий» | ||||||||||
Музыкальные инструменты. Фортепиано. | ||||||||||
Природа и музыка. Прогулка. | ||||||||||
Танцы, танцы, танцы. | ||||||||||
Эти разные марши. Звучащие картины. | ||||||||||
Расскажи сказку. Колыбельная.Мама. | ||||||||||
Обобщающий урок 1 четверти. | ||||||||||
«О России петь – что стремиться в храм» | ||||||||||
Великий колокольный звон.Звучащие картины. | ||||||||||
Русские народные инструменты.НРК. | ||||||||||
Святые земли русской. Князь Александр Невский, Сергий Радонежский. | ||||||||||
Молитва. | ||||||||||
С рождеством Христовым! | ||||||||||
Музыка на Новогоднем празднике. | ||||||||||
Обобщающий урок 2 четверти. | ||||||||||
«Гори,гори ясно, чтобы не погасло!» | ||||||||||
Плясовые наигрыши. Разыграй мелодию. | ||||||||||
Музыка в народном стиле.Сочини песенку. | ||||||||||
Проводы зимы. Встреча весны. | ||||||||||
«В музыкальном театре» | ||||||||||
Детский музыкальный театр.Опера. | ||||||||||
Балет. | ||||||||||
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. | ||||||||||
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | ||||||||||
Увертюра. Финал. | ||||||||||
«В концертном зале» | ||||||||||
Симфоническая сказка «Петя и волк». С.Прокофьев. | ||||||||||
Обобщающий урок 3четверти. | ||||||||||
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | ||||||||||
«Звучит нестареющий Моцарт». | ||||||||||
Симфония №40. Увертюра. | ||||||||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | ||||||||||
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальное впечатление. Орган. И всё это-Бах. | ||||||||||
Всё в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. | ||||||||||
Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. | ||||||||||
Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). | ||||||||||
Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. | ||||||||||
Итого | ||||||||||
Содержание тем учебного курса.