Организационно-педагогические и психологические основы руководства соревновательной деятельности в плавании.




В последние десятилетия преимущественно описательные представления о структуре соревновательной деятельности и подготовленности пловцов дополнились объемным количественным материалом. Наличие достаточно четких представлений об основных компонентах соревновательной деятельности в плавании, роли каждого из них для достижения высоких спортивных результатов, взаимосвязи различных компонентов позволяет в значительной мере систематизировать и упорядочить весь процесс подготовки пловцов.

Корректное рассмотрение структуры соревновательной деятельности и подготовленности требует четкого различения следующих субординационных уровней:

соревновательная деятельность как интегральная характеристика подготовленности спортсмена;

основные компоненты соревновательной деятельности (старт, уровень дистанционной скорости, поворот, финиш и др.);

интегральные качества, определяющие эффективность действий пловца при выполнении основных составляющих соревновательной деятельности (например, по отношению к уровню дистанционной скорости такими качествами являются специальная выносливость и скоростные способности);

основные функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень развития интегральных качеств (например, по отношению к специальной выносливости такими характеристиками являются показатели мощности и емкости систем энергообеспечения, экономичности работы, устойчивости и подвижности в деятельности основных функциональных систем и т. п.);

частные показатели, определяющие уровень основных функциональных параметров и характеристик (к примеру, по отношению к МПК — интегральной характеристике аэробной производительности — такими показателями являются процент красных мышечных волокон, объем сердца, минутный объем кровообращения — МОК, максимальная вентиляция легких — МВЛ, емкость капиллярной сети, активность аэробных ферментов и т. п.).

Такой подход позволяет упорядочить процесс управления, тесно увязав структуру соревновательной деятельности с системой совершенствования всех сторон подготовленности спортсмена — технической, физической, тактической, психологической. [12]

Изучению структуры соревновательной деятельности пловцов высокого класса с использованием современных видеокомпьютерных систем в последние десятилетия уделяется большое внимание в различных странах с развитым спортивным плаванием.

Эффективная оценка соревновательной деятельности требует дифференцированного подхода к различным дистанциям. В частности для оценки эффективности соревновательной деятельности на дистанции 50 м рекомендуются следующие показатели:

1 - время сложной реакции на старте (время от подачи стартового сигнала до отрыва ног пловца от стартовой тумбы), с;

2 - скорость на 10-метровом стартовом участке, м*с-1;

3 - скорость на первом участке дистанционного плавания — от 10 до 25 м, м*с-1;

4 - скорость на втором участке дистанционного плавания — 25 — 40 м, м*с-1;

5 - скорость на 10-метровом финишном отрезке, м*с-1.

Соревновательная деятельность пловца на дистанции 100 м оценивается по таким показателям:

1 - время сложной реакции на старте, с;

2 - скорость на 10-метровом стартовом участке, м*с-1;

3 - скорость на первом участке дистанционного плавания от 10 до 25 м, м*с-1;

4 - скорость на втором участке дистанционного плавания — 25 — 42,5 м, м*с-1;

5 - скорость на 7,5-метровом участке подплывания к поворотному щиту, м*с-1;

6 - скорость на 7,5-метровом участке при отплывании от поворотного щита, м*с-1;

7 - скорость на третьем участке дистанционного плавания — 57,5 — 75 м, м*с-1;

8 - скорость на четвертом участке дистанционного плавания - 75-90 м, м*с-1;

9 - скорость на 10-метровом финишном отрезке, м*с-1.

Оценка соревновательной деятельности на 200-метровой дистанции осуществляется аналогично за исключением того, что дистанционная скорость может измеряться как на 25-, так и на 50-метровых отрезках. В частности, регистрируются следующие показатели:

1 - время сложной реакции на старте, с;

2 - скорость на 10-метровом стартовом участке, м*с-1;

3 - скорость на первом участке дистанционного плавания (10 — 42,5 м), м*с-1;

4 - скорость на 7,5-метровом участке подплывания к поворотному щиту, м*с-1;

5 - скорость на 7,5-метровом участке при отплывании от поворотного щита, м*с-1;

6 - скорость на втором участке дистанционного плавания (57,5 — 92,5 м), м*с-1;

7 - скорость на 7,5-метровом участке при подплывании к поворотному щиту, м*с-1;

8 - скорость на 7,5-метровом участке при отплывании от поворотного щита, м*с-1;

9 - скорость на третьем участке дистанционного плавания (107,5-142,5 м), м*с-1;

10 - скорость на 7,5-метровом участке при подплывании к поворотному щиту, м*с-1;

11 - скорость на 7,5-метровом участке при отплывании от поворотного щита, м*с-1;

12 - скорость на четвертом от-резке (157,5—190 м) дистанционного плавания (7,5 — 40 м), м*с-1;

13 - скорость на 10-метровом финишном отрезке, м*с-1.

В зависимости от длины дистанции следует дифференцированно подходить к оценке эффективности финиша. Если при проплывании дистанции 100 м это делается по времени преодоления заключительного 10-метрового отрезка, то на более длинных дистанциях оценивается, соответственно, более длинный отрезок: на дистанции 200 м — 25 м, 400 м - 50 м, 800 м - 100 м, 1500 м - 200 м.

Эффективность старта в значительной мере определяется техникой его выполнения, способностью к быстрому реагированию на звуковой сигнал, к быстрому выполнению одиночного движения со сложной координационной структурой, скоростными и скоростно-силовыми возможностями, в первую очередь мышц — разгибателей нижних конечностей.

Роль старта для достижения высокого результата особенно велика на дистанциях 50 и 100 м. С увеличением дистанции она уменьшается.

Эффективность поворота обусловливается координационными возможностями спортсмена, скоростно-силовым потенциалом мышц нижних конечностей, наличием у спортсмена гибкой, легко приспосабливающейся к неожиданным ситуациям техники движений.

В наибольшей мере эффективность поворота определяет результат на длинных дистанциях. С уменьшением дистанции его роль постепенно убывает.

Значение участков циклической работы наибольшее вне зависимости от длины дистанции и на 70 — 80 % определяет результат соревновательной деятельности.

С увеличением длины дистанции значение 10-метрового заключительного отрезка уменьшается и на дистанциях 800 и 1500 м становится несущественным. В то же время на этих дистанциях очень важна оценка финиша по времени преодоления спортсменом заключительных 100 и 200 м.

Рассмотрение взаимосвязей между различными компонентами соревновательной деятельности свидетельствует об их независимости. Лишь между отдельными родственными компонентами отмечается достоверная положительная корреляционная связь: скорость на отрезке 10 —25 м — скорость на отрезке 25 —42,5 м (0,54); скорость на отрезке 75 — 90 м — скорость на отрезке 90—100 м (0,42). Имеются случаи и отрицательной достоверной корреляционной связи: между скоростью на стартовом отрезке и скоростью на заключительных отрезках дистанции — 75 —90 м и 90—100 м соответственно. [21]

На заключительных отрезках дистанции результативность деятельности пловца определяется мощностью и емкостью анаэробного гликолитического процесса подвижностью аэробного процесса, вариативностью спортивной техники, позволяющей увязать структуру движений с функциональным состоянием организма и сохранить заданную скорость, эффективностью контроля и управления движениями в условиях прогрессирующего утомления, психологической устойчивостью к преодолению состояния тяжелого утомления.

Скорость при подплывании к поворотному щиту зависит от технической подготовленности спортсмена к эффективному выполнению поворота, различных видов координационных возможностей, эффективности перехода от циклической работы к выполнению двигательного действия принципиально иного характера с явно выраженными скоростно-силовыми и сложнокоординационными компонентами.

Скорость при отплывании от поворотного щита определяется положением тела перед толчком, своевременностью и мощностью толчка, положением тела при скольжении, эффективностью перехода к работе циклического характера, эффективностью движений рук и ног в первых циклах.

Дистанция 200 м. На этой дистанции существенно возрастает роль таких компонентов скоростно-силового и координационного характера, как скорость при подплывании и отплывании от поворотного щита при одновременном снижении роли времени сложной реакции на старте и скорости на стартовом отрезке.

Скорость на первых двух отрезках дистанции (10 — 42,5 м, 57,5-92,5 м), как и на 100-метровой, во многом определяется мощностью и емкостью алактатного анаэробного процесса, подвижностью (быстротой развертывания) и мощностью гликолитического анаэробного процесса, а также подвижностью аэробного процесса энергообеспечения. На второй половине дистанции решающее значение приобретает емкость гликолитического и мощность аэробного процесса энергообеспечения.

Дистанции 400, 800 и 1500 м. При увеличении длины соревновательных дистанций конечный результат все больше зависит от качества поворотов, скорости на отрезках при подплывании и отплывании от поворотного щита. Эти, требующие ориентировки, а также высоких координационных и скоростно-силовых проявлений, компоненты на дистанции 1500 м составляют 435 м, то есть почти ее треть. Таким образом, результат на дистанциях 400, 800 и 1500 м почти на треть определяется эффективностью поворотов. При этом роль старта уменьшается — до 2,5 — 0,6 %.

Существенно изменяется и роль различных процессов энергообеспечения. С увеличением длины дистанций возрастает значение подвижности, мощности, а на дистанции 1500 м и емкости аэробного энергообеспечения, а также экономичности использования энергии. Соответственно уменьшается роль алактатного анаэробного процесса. В то же время для всех указанных дистанций, в том числе и 1500 м, когда речь идет об эффективности финиша, остается существенным значение мощности и емкости гликолитического анаэробного процесса. [15]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: