Различают структурные и диагностические параметры.




Лекция 2

Влияние условий эксплуатации машин на

Изменение их технического состояния и

Обоснование периодичности

технического обслуживания.

 

2.1. Влияние условий эксплуатации на техническое состояние машин и закономерности изнашивания деталей.

2.2. Обоснование периодичности технического обслуживания машин и установление допустимых значений параметров.

 

2.1. Влияние условий эксплуатации на техническое состояние машин и закономерности изнашивания деталей.

Условия эксплуатации машин в сельском хозяйстве весьма разнообразны: от жарких, пустынных почвенно-климатических зон до лесных и арктических. В этой связи затраты на техническое обеспечение МТП, в значительной мере зависят, прежде всего, от условий, в которых эксплуатируется с.х. машины.

Наиболее характерными факторами, влияющими на скорость изнашивания деталей машин, являются:

1. Запыленность воздуха и агрессивность среды; (от 0,05 до 1 г/м3)

2. Температура окружающей среды; (резкие температурные колебания способствуют возрастанию механических сопротивлений и ведут к усилению износа деталей: при пониженных температурах затрудняется пуск машины, а при повышенных температурах, 40 и более 0 С, уменьшается вязкость масел, увеличивается перегрев и т.д.)

3. Солнечная радиация (вызывают разрушающее воздействие на резино-технические изделия);

4. Влажность воздуха и почвы (повышенная влажность резко увеличивает коррозионные процессы);

5. Состояние дорог и полей (оказывает влияние в части увеличения износа ходовой части рабочих органов машины);

6. Качество применяемых топлив и смазочных материалов;

7. Режим работы агрегата при выполнении технологического процесса;

8. Нарушение регулировок и др.

Все перечисленные факторы оказывают отрицательное воздействие на размеры трущихся деталей, увеличивают зазоры в соединениях, снижают экономическую эффективность работы машинно-тракторного парка.

Все это проявляется через ПТС – параметры технического состояния (физическая величина, характеризующая работоспособность и исправность машин), а также качественные признаки состояния (снижение мощности двигателя, повышенный расход топлива, течь масла, охлаждающей жидкости, цвет выхлопных газов, появление вибраций, шума и т.п.).

Различают структурные и диагностические параметры.

Структурные параметры – износ (зазор), размер детали, натяг, выходные и технические характеристики машин. (Например, износ цилиндро-поршневой группы, коренных и шатунных подшипников коленвала).

Изменяются структурные параметр линейками, штангенциркулями, микрометрами, нутромерами, угломерами, калибрами, резьбомерами, т.д.

Диагностические параметры – это параметры, косвенно характеризующие структурные параметры машины (температура, давление, расход масла, вибрация и др.).

Изменение параметров технического состояния машин происходит под влиянием конструктивно-технологических и внешних эксплуатационных факторов.

К внешним эксплуатационным факторам, оказывающим влияние на техническое состояние машины, относятся уровень технического обслуживания и ремонта, а также, неправильная регулировка соединений, качество ТСМ, неравномерные тяговые нагрузки при выполнении технологических операций, запыленность воздуха и др. Несвоевременное или неправильное регулирование соединений, несвоевременная замена смазочного материала, недостаточный крепеж составных частей повышают износ, вибрацию и дисбаланс вращающихся деталей. Это интенсифицирует процесс изнашивания деталей, ухудшает свойства рабочих жидкостей.

К внутренним, конструктивно-технологическим факто рам, влияющим на техническое состояние машины, относят уровень ее проектирования, качество материала, качество изготовления.

Одноименные детали и соединения машин, как правило, имеют различную твердость трущихся поверхностей, их шероховатость, первоначальные зазоры и напряг. Качество сборки и обкатки машин на заводе-изготовителе также не одинаково.

Закономерность изнашивания достаточно глубоко изучена и может быть представлена в виде графика нарастания износа в сопряженных деталях, представленного на рис.1.

 

       
 
   
t, наработка
 

 

 


Рис. 1. График нарастания износа (зазора) в сопряженных деталях.

В нарастании износа сопряженных деталей отмечаются три характерных периода

В первом периоде (участок ОА) износ нарастает очень быстро. Он происходит за счет приработки трущихся поверхностей.

Второй период (участок АВ) называют естественным износом, а его продолжительность – периодом нормальной эксплуатации tэ. Износ нарастает относительно равномерно и точка «В» является границей наибольшего допустимого срока службы детали – tм.

или

где to – продолжительность приработки деталей;

ig – износ, соответствующий максимально допустимому зазору в сопряженных деталях;

iн - износ, соответствующий окончанию приработки деталей;

tgα - характеристика темпа (скорости) изнашивания деталей;

tм - наибольший допустимый срок службы деталей.

Третий период (участок ВС) называют аварийным. В этом периоде износ быстро нарастает. Зазоры в сопряжениях резко увеличиваются.

Отклонение структурного параметра состояния машины от номинального значения, в частности, износ детали под действием конструктивно-технологических факторов в постоянных эксплуатационных условиях характеризуется плавной монотонно возрастающей кривой (выпуклой или вогнутой), рис. 2.

 

 


 

Наработка (Время работы)

Рис. 2 Отклонение структурного параметра состояния под

влиянием конструктивно-технологических факторов.

 

Случайная скорость изменения параметра обусловлена неодинаковыми конструктивно-технологическими факторами у разных составных частей:

– технологическим рассеиванием значений твердости трущихся поверхностей,

– их шероховатости,

– установочных зазоров и т.п.

Отклонение параметра состояния под влиянием внешних эксплуатационных факторов происходит уже не по плавной, а по ломаной возрастающей кривой (рис. 3.).

 

 

 
 
t


Наработка (время работы)

Рис.3. Отклонение структурного параметра состояния под

влиянием внешних эксплуатационных факторов.

Резкое увеличение скорости изменения параметра в отдельные моменты вызвано случайными неблагоприятными условиями (большие нагрузки, запыленность воздуха при пахоте, неправильное регулирование сборочных единиц, недостаточное смазывание и т.д.).

С другой стороны, периодам малой скорости изменения параметра соответствуют случайные благоприятные условия работы.

Следует отличать понятие «отклонение параметра» от его «абсолютного значения».

Отклонение – это положительная алгебраическая разность между текущим и номинальным значениями параметра.

Математически отклонение параметра технического состояния U(t) выражают степенной функцией

где VC – случайная величина, характеризующая скорость изменения параметра под влиянием конструктивно-технологических факторов машины, ед. параметра/ед. наработки;

t – наработка;

α – показатель степени, зависящий от конструктивных особенностей составной части;

Z(t) – случайная величина в момент t, принимающая как положительное, так и отрицательное значения, характеризующая разность фактического отклонения параметра от плавной кривой VCtα под влиянием эксплуатационных факторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: