Занесите представленные методики в таблицу (приложение А).




Тема: ПСИХОЛОГИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ

План:

1. Язык: психологический анализ. Элементы языка. Функции языка.

2. Общая характеристика речи. Функции речи.

3. Виды речи.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ[1]

1. Дайте определение понятию «язык».

2. Перечислите основные элементы языка.

3. Проанализируйте основные функции языка. Приведите пример каждой функции.

4. Дайте определение понятию «речь» как психического явления (познавательного психического процесса).

5. Опишите основные функции речи. Приведите пример проявления каждой функции.

6. Проанализируйте основные виды речи. Приведите 2-3 примера, иллюстрирующего каждый вид речи.

7. Каковы особенности внутренней речи и чем они обусловлены?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ [2]

Задание 1. Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи. Выберите особенности каждого вида речи:

1. Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства – жесты, мимика, изображение.

2. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.

3. Грамматические связи выражены наиболее полно.

4. В значительной степени непроизвольная речь.

5. Речь, наиболее поддающаяся волевому контролю.

6. Заранее планируемая и программируемая речь.

7. Грамматически бессвязная форма речи.

8. Речь, в которой широко используются неязыковые коммуникативные средства – жесты, мимика.

9. Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников.


10. Фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь.

11. Речь, в которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить различных последовательных высказываниях.

12. Речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения.

Задание 2. Разведите признаки языка и речи:

· Исторически сложившиеся средство общения.

· Выражает психологические особенности отдельно взятого человека.

· Развивается относительно независимо от человека, по законам не связанным ни с психологией, ни с его поведением.

· Отражает психологию народа.

· Система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

· Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.

Задание 3.

1. Можно ли утверждать, что возникновение языка – это закономерный продукт общественного бытия людей и их деятельности? Обоснуйте свой ответ.

2. Можно ли согласиться с мнением, что развитие языка – это процесс, который не остановится, пока будет существовать человечество? Обоснуйте свой ответ.

3. Правильно ли утверждать, что без языка не может быть собственно человеческого мышления понятиями? Обоснуйте свой ответ.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[3]

1. Разработайте образ-ассоциацию понятию «речь»: нарисуйте ассоциации, связанные с каждым словом определения понятия. Глядя на образы-символы, воспроизведите определение.

2. Ознакомьтесь с методиками диагностики мышления:

Методика «Назови слова»

Методика «Расскажи по картинке»

Занесите представленные методики в таблицу (приложение А).

Проведите одну из методик (можно на себе), обработайте и представьте результаты. Сделайте краткие выводы.

3. Подберите 5-7 упражнений/заданий на развитие речи.

4. Напишите эссе на тему: «Роль языка и речи в жизни человека»

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринты, 1996. – 416 с.

2. Гамезо М.В. Атлас по психологии: информ.-метод. материалы к курсу «Общ. психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.

3. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.

4. Максименко С.Д. Общая психология – М.: «Рефл-бук» - 2004. – 528 с.

5. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. – Москва: Юрайт, 2003. – 688 с.

6. Общая психология / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. – Ярославль: изд-во ЯГПУ, 213. – 492 с.

7. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.

8. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с.

10. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.

 


 

Приложение А

 

 

№ п/п Исследуемый процесс (состояние, свойство) Название методики Автор методики (или источник) Цель методики Краткое описание шкал методики
Познавательные психические процессы
  Речь        

 

 


[1] Данный пункт оформляется в папку на листах А4. Сами вопросы могут печататься (или писаться как № задания), ответы пишутся от руки.

[2] Задачи оформляются в папку на листах А4. Сами задачи могут печататься (или писаться как № задания, ответы пишутся от руки

 

 

[3] Задания по данному пункту вкладываются в папку как отдельные самостоятельные работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: