Дом архитектора К.С. Мельникова в Кривоарбатском переулке




Культура 1920-х гг.

Исторические условия развития культуры в 20-е гг ХХ века:

- События революций 1917 г т ГВ

- Строительство социализма и проведение государственной политики культурной революции -

процесса духовного и идеологического преобразования общества. (в 1939 объявлено о её

завершении)

Цели культурной революции:

1. Дать навыки марксистско-ленинского мировоззрения и мышления (через школы, ВУЗы, обществен. организации)

2. Заложить в человеке принципы соц. общества (коллективизм, интернационализм)

3. Создать собственную социалистическую интеллигенцию (в противовес буржуазным специалистам)

4. Ликвидировать неграмотность

 

Церковь и государство

1. Религиозные основы жизни народов России рушились. Государство поощряло атеизм и антирелигиозную пропаганду.

2. Отделение школы от церкви и церкви от государства по Конституции 1918г

3. Изъятие церковных ценностей и закрытие церквей во время голода 1921-1922г

 

Отношения с интеллигенцией

1. Основным идейным течением становится марксизм-ленинизм (учение, основанное на идеях и работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина). Выразители других идейных течений подвергались преследованиям.

2. В 1922 г. так называемый философский пароход увез из России принудительно выдворенных более 160 ученых, среди которых были известные философы Н. Бердяев, И. Ильин и др.

3. Часть интеллигенции, покинувшей в годы Гражданской войны Россию, обосновалась за рубежом. Одни сохранили к советской власти отношение неприемлемое, а нередко и враждебное. Другие изменили свое отношение к новой России, отказались от идеи антибольшевистской интервенции и сочли союз и сотрудничество интеллигенции и советской власти вполне возможным. Выразителями этих идей стали «сменовеховцы» во главе с Н. Устряловым. В 1921 г. в Праге вышел их сборник статей под названием «Смена вех» (отсюда и название этого общественно-политического течения в среде интеллигенции, главным образом эмигрантской). Поскольку деятельность «сменовеховцев» способствовала переходу части эмигрантской и оставшейся в России интеллигенции к сотрудничеству с большевиками, советское правительство не препятствовало их деятельности.

4. В 1920-1930-х гг. в Советский Союз вернулись писатели М. Горький, А. Куприн, М.

Цветаева, композитор С. Прокофьев и др.

 

Наука

1. 1928-образование Всесоюзная с/х академия (Н.Вавилов), но свёрнуты исследования по генетике

2. Лебедев-синтетический каучук, Губкин-геологоразведка, Павлов-физиология, Иваненко, Курчатов- ядерная физика

3. Развитие науки в первые послереволюционные годы связано прежде всего с именами И.П. Павлова (исследование физиологии высшей нервной деятельности), К.А. Тимирязева (растениеводство), Н.И. Вавилова (генетика), Н.Е. Жуковского (самолетостроение), А.Е. Ферсмана (геология) и др.

4. Российская академия наук была преобразована в Академию наук СССР и переведена из Ленинграда в Москву.

 

 

Управление культурой

1. Была создана новая система управления культурой. Руководство различными отраслями культуры осуществлял Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения). Возглавил в 1917 г. Наркомпрос A.B. Луначарский.

 

 

Борьба с неграмотностью

1. 1923- всесоюзное общество «Долой неграмотность!»

2. В 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Создавались добровольные общества и пункты ликвидации неграмотности, избы-читальни. За парты сели миллионы людей разного возраста.

3. 1923- всесоюзное общество «Долой неграмотность!»

4. 50% городского и 30% сельского населения стало грамотным, 40 народов СССР впервые получили письменность.

5.

Школьное и высшее образование

1. Декрет 1918 г. объявлял о создании единой общедоступной (бесплатной) школы, ведущей обучение на родном языке. Школа отделялась от церкви. Каждый гражданин отныне имел возможность получить начальное, среднее и высшее образование. Гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы ликвидировались. Создавалась единая для всей страны трудовая школа.

2. Школа в течение 1920-х гг. подвергалась многочисленным педагогическим экспериментам. Историю как учебный предмет прекратили преподавать. Домашние задания, отметки, классно-урочная система занятий были отменены, что сказывалось на учебной дисциплине и качестве знаний.

3. Создание новых университетов и институтов. К 1929 их создано-148

4. Преимущественным правом поступления в высшие учебные заведения обладали рабочие и беднейшие крестьяне.

5. Для их подготовки в 1919 г. создавались рабфаки — рабочие факультеты, которые давали им необходимый минимум знаний.

 

Литература и искусство

1. Литература и искусство в 1920-х гг. отличались удивительным многообразием взглядов, стилей и направлений.

2. Продолжали работать представители Серебряного века — А. Ахматова, А. Блок, В. Брюсов, востребованными были произведения поэтов С. Есенина, В. Маяковского.

3. Литературные объединения: «Пролеткульт», ЛЕФ, «Конструктивисты», «Серапионовы братья», РАПП

4. НО! За печатной продукцией осуществлялся контроль. В 1922 г. был создан Главлит — специальный цензурный орган.

5. В литературе одной из главных тем становится Гражданская война. О ней в своих произведениях рассказывали читателям Д. Фурманов («Чапаев»), М. Булгаков («Белая гвардия»), А. Серафимович («Железный поток») и др.

6. 1923г- Массовая чистка библиотек должна была оградить общество от «антисоветской и антихудожественной» литературы.

7. Разрешение на создание частных типографий и множество литературных обществ

8. Однако многие выдающиеся деятели культуры в 1917-1920-х гг. покинули страну. В их числе оказались

-писатели И. Бунин, И. Шмелев, А. Куприн,

-музыканты С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, певец Ф. Шаляпин,

- художники И. Репин, К. Коровин, Л. Бакст, М. Шагал и др.

 

Архитектура и живопись

9. В архитектуре основное направление- конструктивизм, в подчеркнутой простоте которого видели проявления эстетики нового общества

10. К. Мельников: (заводские клубы: имени И.В. Русакова; «Каучук» и фабрики «Буревестник». Уникальным сооружением является собственный дом архитектора в Москве — круглое в плане здание с делением внутреннего пространства на зоны перегородками (1927-1929).

11. Художественные объединения «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» устраивали выставки. (Кончаловский, Лентулов, Фальк)

12. Левомодернизм (футуризм, кубизм, иманжинизм, супрематизм…) проявлялся во всех отраслях искусства

 

12. На художественных выставках демонстрировались картины М.Б. Грекова («Тачанка»)

Б.В. Иогансона («Рабфак идет»).

13. Востребованным становится жанр плаката, имевший агитационную направленность

Д.Моор: («Ты записался добровольцем?», «Помоги»)

 

Дом архитектора К.С. Мельникова в Кривоарбатском переулке

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: