Психология национально — этнических групп




Дата занятия по расписанию: 23.05.2020

Тема: Психологические особенности этнических, религиозных. Гендерных групп. Групповое сознание и групповые ожидания.

Количество часов: 90 мин. по расписанию (60 мин. дистанционно)

Цели, задачи: Закрепление знаний о социальных группах; формирование представлений о видах и особенностях больших социальных групп; особенностях религиозных, гендерных и этнических групп; формирование профессиональных компетенций.

Способ коммуникации: взаимодействие по электронной почте(указать адрес электронной почты) - kolesovasvetlana474@gmail.com

Сроки выполнения: 23.05.2020 —28.05.2020

 

Теоретический блок (информационные материалы, ссылки на ресурсы и др.)

1. Текст по теме

Психология национально — этнических групп

Психология нации (национальная этническая психология) как явление по содержанию представляет собой компонент общественного сознания и включает в себя «психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации или национального характера».

Национальная психология отражает то общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в речи и языке, отношениях к другим людям и природе, в стереотипах поведения в экстремальных ситуациях.

Национальная психология существует в виде специфических качеств национального характера, национального самосознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей той или иной этнической общности.

Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности трансформируются в историческом процессе. Национальный характер не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания, и гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены определенного народа, а целые группы, причем далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национального характера.

Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Положительный выражается в чувстве национальной гордости, патриотизме, любви к своему народу, чувстве дружбы и братства по отношению к другим народам. Отрицательный проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим народам, в униженном чувстве национального самоуважения, в неудовлетворенности своей нацией.

Национальные интересы и ориентации — это общественно-психологические и социальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей.

Национальные традиции — сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Национальные традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, одежде, стиле общения, но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях психологии людей.

Психология гендерных групп.

Гендерные группы-устойчивые социально-психолог общности людей, члены которых, осознавая себя как мужчины и женщины, разделяют и репрезентируют нормы полоспецифического поведения.

Понятие «гендер» используется для описания социальных характеристик пола в отличии от биологических, связанных с особенностями мужской и женской анатомии. В определение гендерных особенностей мужчин и женщин включают набор социальных ролей, «предписанных» обществом представителям того и другого пола.

Гендер изучается на 3 уровнях: индивидуальном (исс-ется гендерная идентичность,т.е. субъективное отнесение чел-ом себя к группе мужчины-женщины), структурном(исс-ется положение мужч и женщ в структуре обществ институтов:начальники-подчиненные), символическом (исс-ются образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»).

Общие характеристики гендерных групп:

-основной признак образования-осознание половой идентификации и чувство принадлежности,

-длительность сущ-я,устойчивость: стабильность, долговременность,

-неоднородность состава,

-прочность и устойчивость норм мужского и женского поведения,

- идентификационный уровень развития.

Психологическая структура гендерной группы:

-психологический склад: в личностных особенностях мужчин и женщин больше сходства, чем различий,

-Эмоциональная сфера: потребности, интересы, жизненных ориентаций мужчин и женщин обусловлены условиями социализации.

В социально-психологических гендерных исследованиях вопросы сконцентрированы вокруг 3х групп проблем: гендерная идентификация, гендерные стереотипы и гендерные роли.

Первый блок исследований выявляет преимущественно распространение среди мужчин и женщин специфических характеристик, получивших название фемининность и маскулинность(женственность и мужественность).

Проблема исследования специфики гендерных ролей - семейные роли,и поэтому гендерная психология смыкается с проблематикой семьи в социальной психологии. Исследуются особенности социализации мальчиков и девочек, причем их специфика в различных культурах. Роли взрослых мужчин и женщин в семье. Обсуждение различий социальных ролей мужчин и женщин связано с проблемой гендерных стереотипов,в качестве причин формирования и закрепления которых как раз и называются различия в распределении гендерных ролей.

При формировании психологического облика представителей гендерных групп устоявшиеся стереотипы не могут быть сброшены со счета: они часто выступают препятствием в достижении подлинного равноправия мужчин и женщин в обществе.

Гендерная идентичность –осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания.

Гендерная идентичность – продукт социального конструирования. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол. С этого начинается процесс гендерной социализации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о «мужском» и «женском». Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка.

Гендерная социализация - процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Гендерная социализация - направление гендерной психологии, сформировавшееся на основе психологии развития. Основные усилия исследователей сфокусированы на анализе процесса формирования гендерной идентичности личности, т.е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение.

Гендерная роль — совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: