ДОРОЖНАЯ КАРТА
индустриального развития документального кино в Российской Федерации
Введение
Настоящая Дорожная карта составлена по результатам стратегической сессии 23-24 декабря 2019 г., организованной Гильдией неигрового кино при методологической поддержке АНО «Лаборатория стратегических решений» и ООО «КиноЭкспертиза» (г. Москва) и проведенной на территории Точки кипения (Москва). Данная версия Дорожной карты актуальна по состоянию на 15 января 2020 г.
Описание текущей ситуации
Производство
В 2019 году в России произведено около 1250 неигровых фильмов. Десять лет назад, в 2009 году, таких фильмов было 2670. Несмотря на снижение производства, наша страна по-прежнему остается в первой пятерке ведущих мировых производителей документалистики.
Большую часть отечественной документальной продукции создают следующие кинопроизводители.
Государственные студии – из прежних 21 киностудии и 17 студий телефильмов «на плаву» остались немногие, некоторые из них сегодня функционируют как кинотеатры, другие совсем исчезли, но есть и пример Петербурга. «Лендок» продолжает производить много фильмов, и среди них много интересных. Есть и другие государственные студии, но все же главными производителями неигрового кино в России стали студии частные.
В России около полутора десятков «больших» частных студий, существующих давно, снимающих по десятку фильмов в год, наработавших солидные каталоги картин. Это пермский НОВЫЙ КУРС, екатеринбургские СНЕГА, московские ОСТРОВ, ФИШКА-ФИЛЬМ и так далее.
В стране около 500 маленьких частных студий, которые по сути являются юридическим лицом своего владельца, режиссера, ставшего еще и продюсером. Чаще всего такие студии делают одну-две картины в год, и то не каждый год, часто оказываются в простое.
|
Телеканалы и аффилированные с ними студии по-прежнему производят немало, хотя мы можем констатировать резкое снижение производства документального кино центральными телеканалами – но об этом ниже. Тем не менее, и Первый канал, и «Россия», даже сократив производство в разы по сравнению с «пиковым» 2006 годом, сохранили и свои производственные структуры, и редакторские кадры.
Учебные заведения – студенческие фильмы.
А вот «частные лица» (по-старому – кинолюбители) – это новые игроки на нашем рынке, и их приход носит взрывной характер. Стремительное удешевление съемочной техники, распространение простых программ видеомонтажа и озвучания, а главное, популярность выложенных в общедоступный интернет «традиционных» документальных фильмов (от научно-популярной классики Феликса Соболева до телефильмов ОРТ и РТР 1990-х годов) вызвало у многих видеоблогеров желание попробовать себя в кинодокументалистике. Создатели интернет-фильмов демонстрируют ясное понимание запросов аудитории, умение говорить простым языком (в том числе и простым киноязыком) и добиваются впечатляющих результатов – мы все можем привести примеры фильмов, собравших за считанные месяцы по 5-10-15 миллионов зрителей.
Финансирование
Основными источниками финансирования неигрового кино являются следующие:
1. Министерство культуры РФ (абсолютные цифры господдержки несколько снижаются, но ее доля и важность постоянно растут). В этом году поддержку Минкульта получили около 150 фильмов, и в основном именно они и заметны в первую очередь – на кинофестивалях, в прокате, в эфире центральных каналов. Здесь нужно отметить, что количество проектов в целом уменьшается (в 2012 году поддержку получили примерно 400 фильмов), но снижается оно за счет короткометражек, а число полнометражных фильмов, напротив, постоянно растет, и это следует приветствовать.
|
2. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям также поддерживает около 150 телевизионных документальных фильмов в год, причем в их число входят и многосерийные проекты, тем самым число отдельных фильмов несколько выше.
3. Местные бюджеты – некоторые субъекты федерации и крупные города выделяют средства на документальное кинопроизводство.
4. Телевизионные вещатели: центральные, региональные, кабельные – как и во всем мире, это один из главных источников финансирования неигрового кино. Спектр того, что они заказывают и производят сами, чрезвычайно широк – от знаковых и дорогостоящих многосерийных проектов до скромных коротких краеведческих репортажей, но все это носит название «фильм» и должно нами учитываться. В последние месяцы к ним присоединились и стриминговые платформы, которые уже заявили о том, что будут вкладывать средства в производство неигрового контента.
5. Общественные организации – например, только что вышедший в прокат фильм 33 СЛОВА О ДИЗАЙНЕ сделан художественной школой.
6. Религиозные организации – число заказанных ими фильмов неожиданно велико. Так, к примеру, в 2018 году по заказу РПЦ было снято более 80 фильмов.
|
7. Предприятия – хотя количество традиционных для этой категории заказчиков имиджево-корпоративных фильмов постепенно снижается, некоторые крупные предприятия по-прежнему готовы поддерживать даже авторские документальные картины.
8. Копродукция – следует отметить, что доля реального финансирования, привлеченного за счет совместного производства, сильно упала в последние годы в нашем неигровом кино.
9. Краудфандинг – этот источник пока не стал массовым, но тем не менее, есть все больше примеров удачного привлечения средств, иной раз значительных.
10. Учебные заведения – некоторые киноинституты финансируют работы своих студентов, по крайней мере частично.
Прокат
Кинотеатральный прокат. В этом году в кинопрокат (в основном в ограниченный) вышло 36 неигровых картин, из них 11 российских. Для сравнения, в 2006, который мы выбрали в качестве реперного, в прокате было 11 фильмов, из них только 3 отечественных. Прогресс, пусть медленный, налицо. Он, кроме того, опровергает один распространенный среди наших документалистов миф, будто «у нас» кинотеатры не показывают неигровое кино, а «у них» (то есть в европейских странах) ежегодно выходят на экран сотни картин. 36 фильмов в год – это уже почти европейские цифры, где в среднем выходит по 50 фильмов в год.
Проблема с кинопрокатом пока в другом – печально низкие аудитории зрителей. В последние годы лишь отдельные зарубежные музыкальные фильмы про рок-звезд выходили на большом количестве экранов (от 100 до 400). «Обычные» документальные фильмы выходят у нас в прокат на 15-20 копиях и редко собирают больше 5 000-10 000 зрителей.
И в нынешнем 2019 году больше всего зрителей (108 тысяч) собрал корейский «БТС – открой свою душу» – выжимка из телесериала о турне знаменитого мальчикового ансамбля – условно документальный, с игровыми интермедиями.
А среди собственно документальных фильмов рекордсмен последних 15 лет – «Ситизенфор. Правда Сноудена» – оскаровский лауреат 2015 года. Он вышел на 50 копиях и собрал 40 000 зрителей.
Из отечественных фильмов (точнее, фильмов отечественных режиссеров) в эти годы больше всего собирали: «Медведи Камчатки» - 30 000 (2018) «Акварель» – 19 000 (2019) «Дело Собчака» – 14 000 (2018) «Слишком свободный человек» – 14 000 (2017) «Про рок» – 9 000 (2017).
Нужно проанализировать опыт кинопроката документального кино, поскольку очевидно, что здесь есть явные недоработки, и их можно попробовать исправить.
Прокатчики – их много, но, за исключением буквально полудюжины (Невафильм, Бит, Кул коннекшнс, Рефлекш-филм, ЦДК) они, увы, недолговечны. Полный контраст с тем, что мы имеем в сфере игрового кино.
Кинофестивали. Их количество растет стремительно – в 2006 в Москве было 6 фестивалей с документальными программами. За эти годы прибавились десятки новых – тут по хронологии Артдокфест, Бит, ДОКер… Сегодня у нас в городе фестивалей уже более 40. Сюда же необходимо добавить иностранные кинонедели. Фестивали становятся реальной и пока что вполне конкурентоспособной дополнительной формой кинопроката. Поскольку иной раз фильм за весь кинопрокат набирает меньше тысячи зрителей, авторитетный фестиваль одним показом и двумя повторами дает существенно больше.
Киноклубы (для документального кино эта форма проката особенно важна, поскольку она идеально подходит для обсуждения) – открытые для всех, закрытые, бесплатные, платные, комбинированные. Клубов, связанных с документальным показом, многие десятки. Сейчас по проектам Гильдии неигрового кино и телевидения по киноклубам отклик настолько живой, что это внушает оптимизм. Совершенно очевидно, что клубам нужно помогать и поддерживать.
Эфирные телеканалы. Вопреки постоянным жалобам наших режиссеров, что телевидение документальных фильмов не показывает, а мы это слышим много-много лет (это второй миф нашего документального кино), на протяжении как минимум полутора десятилетий и центральные каналы, и региональные сети на самом деле показывали много неигрового кино. В пиковый 2006 год у Первого канала было в среднем 15 документальных слотов в неделю, у России – 12, у НТВ – 7, а у Культуры, как и у Петербурга-5, и вовсе по 32. Если добавить сюда ТВЦ, Звезду и даже 2 слота на СТС, картина получится почти такая же яркая, как у французов или австрийцев. Но, как говорится, что имеем, то не ценим, потерявши, плачем – сегодня от этого великолепия мало что осталось. Почти сохранила свои документальные слоты «Культура», по-прежнему много показывает «Звезда», что-то периодически, по юбилейным поводам, появляется на России-1, Первом, ТВЦ и ОТР, у остальных эфирных каналов мода на документалистику кончилась. Меньше ее стало и на региональных сетях – вместе с сокращением локальных окон.
Сейчас модно говорить об эфирном ТВ как о чем-то умирающем, но давайте избегать крайностей. Даже при нынешних падающих рейтингах один показ по большому эфирному каналу перебивает весь кинопрокат по количеству зрителей на несколько порядков.
Кабельные каналы были оплотом жанровой документалистики и почему-то постоянно приводились у нас в пример. Все иностранцы сохранили у нас свои позиции – каналы групп ДИСКАВЕРИ, НЕЙШНЛ ДЖЕОГРАФИК, Эм-Ти-Джи-ВИАСАТ вещают в прежнем объеме, но количество их зрителей в России, как и во всем мире, падает; продукция у них стандартизованная, не зря их называют «фабриками сосисок» – надоедает. Единственный целый канал авторской документалистики 24_ДОК, открытый в 2005 году, закрылся в 2017. Занятную мировую документалистику показывает Раша Тудей на своем документальном канале. И за эти годы появился ряд спутниково-кабельных каналов, показывающих в основном отечественный контент – таких как Ар-Ти-Джи, История или 365 дней.
Стриминг (он же называется ОТТ, SVOD, онлайн кинотеатры, суть от этого не меняется) - сравнительно новый, и на сегодня самый перспективный сегмент показа контента на любое устройство. В России, хоть верится в это с трудом, он существует уже 13 лет, но по-настоящему раскручиваться начал только в последние месяцы. Сейчас у нас настоящий взрыв: на рынок вошли мировые гиганты – легендарный НЕТФЛИКС работает в России уже три года. В мире, где у него 160 миллионов подписчиков, это не просто мощный показ многих лучших мировых документальных фильмов – но и что особенно важно для нас сегодня – крупнобюджетное производство документалистики. Но в России у НЕТФЛИКСа пока и подписчиков не очень много, и он ничего пока не производит. То же и с одним из главных его конкурентов ЭППЛ ТВ ПЛЮС – он уже запустился и в мире, и в России, и в России во всяком случае пока ничем не впечатлил. Когда к нам придут каждый месяц появляющиеся новые конкуренты НЕТФЛИКСа – Дисней, Уорнер, китайцы и так далее – говорить пока рано, хотя, конечно, придут.
Нас значительно больше интересуют отечественные сервисы, поскольку они реально могут кардинально и быстро изменить ситуацию на документальном рынке. Среди новых игроков наши крупнейшие компании - телефонные гиганты – МТС-МЕДИА, РОСТЕЛЕКОМ, БИЛАЙН, МЕГАФОН, интернет-гигант ЯНДЕКС. Каждая из них уже объявила о производстве собственного документального контента, и ясно, что им по силам его наладить. Ветераны потокового вещания – иви.ру говорят, что у них уже миллион платных подписчиков. У Окко – это Йота – сто тысяч. Рядом с полутора десятками наших и иностранных мейджоров начали работать маленькие, но зато специализированные документальные сервисы – НОН-ФИКШН.РУ и АРТДОК.МЕДИА – и готовятся к запуску еще как минимум два.
Всему документальному сообществу в самое ближайшее время нужно будет определиться с десятком принципиально важных вопросов – с кем работать, как вызвать интерес. Продавать свои фильмы эксклюзивно или неэксклюзивно? В долю или в твердый счет? На какой срок? Как быть с геолокингом? С кем работать – с мейджором? Те, возможно, больше дадут, но у него будет огромный каталог, сериалы, вы потеряетесь там со своим фильмом. У специализированного сервиса вы будете на виду, но сколько там подписчиков? И так далее. И за какие деньги? По сути, предстоит создать всю систему взаимоотношений заново. При этом у ОТТ-сервисов есть одно гигантское, неоценимое преимущество, которого нет ни у одного телевещателя. Вместо того, чтобы покупать социологические данные, эстраполировать доли и рейтинги применительно к конкретному фильму – тут результат налицо, и сразу. В стриминге вы видите поведение каждого зрителя каждого фильма в реальном времени. Это бесценный инструмент анализа контента, и он может привести к качественному скачку в производстве документалистики.
Жесткие носители – у нас практически исчезли, став жертвой пиратства, но в Европе и США упрямо держат свою долю и в магазинах, и в онлайн-торговле.
Пресса
Серьезные журналы «ИСКУССТВО КИНО», «СЕАНС» пишут о документальном кино регулярно, порой даже делают спецномера.
В отличие от толстых теоретических журналов газеты пишут о документальном кино крайне редко. Между тем в мире общепринято: если вчера по Арте или Франс-3 был большой документальный фильм, то в любой «главной» газете вроде «Фигаро» во Франции или «Гардиэн» в Англии будет рецензия. У нас этой традиции нет – но и не было никогда, так что это старая проблема.
Сайты – Кино-театр, Кинопоиск – аналогично. Специализированные – Мирадокс, Вертов – тоже должны быть активнее. Полезнее всех пока сайт Гильдии неигрового кино www.rgdoc.ru.
Архивы
Одной из главных проблем государственных киноархивов является их низкая техническая оснащенность. Достаточно сказать, что РГАКФД до сих пор принимает на хранение фильмы в давно устаревшем формате Digital Betacam. Эта практика привела к тому, что государство фактически потеряло целый пласт неигровых фильмов, сделанных в последние годы в формате HD. Необходимость кардинального технического перевооружения госархивов становится особенно насущной на фоне требований современного рынка, все шире использующего контент в формате 4К. Здесь может пригодится опыт таких частных архивов, как «НЭТ-фильм», который уже начал переход на новый формат и использует цивилизованную систему он-лайн обслуживания клиентов.
Продвижение за рубеж
Эксперты отмечают две проблемы.
1. Чистота прав. В большинстве картин с правами все чисто, но нередко не очищена музыка, хроника, киноцитаты и фотографии. У нас привычно закрывают на это глаза, но при выходе за рубеж все потенциальные покупатели делают стойку и требуют бумаги, хотя есть фестивали, которые готовы такие картины взять. Нужно обсудить эту проблему и вообще стараться поддерживать постоянное внимание к юридическим аспектам.
2. Девелопмент. Этот вопрос сложнее, и он будет обсужден в следующем разделе.
Образование
Раньше на весь СССР профессию режиссера документального кино давали ВГИК, ВКСР, плюс институт Карпенко-Карого в Киеве и Руставели в Тбилиси – последний – спорадически.
Сегодня в Москве работают ВГИК, ГИТР, МГИК (Институт культуры), МГПУ (Психолого-Педагогический Университет), Институт современного искусства, которые дают выпускникам диплом о высшем образовании государственного образца, а также 1,5 или 2-х годичные курсы на базе ВКСР, Школы Марины Разбежкиной, Московской школы кино, Московской школы нового кино.
В Санкт-Петербурге диплом по специальности режиссер неигрового кино можно получить в СПбГУКиТ, СПб Гуманитарном Университете Профсоюзов, Российском Государственном Институте Сценических Искусств, Институте Телевидения, Бизнеса и Дизайна. В режиме курсов повышения квалификации работают Высшая школа режиссеров и сценаристов, Петербургская школа нового кино, Лаборатория документального и игрового кино Эдгара Бартенева.
Это 16 ВУЗов, как минимум. Другими словами, фильмов стало существенно меньше, а дипломированных специалистов – существенно больше. Следовательно, конкуренция в профессии растет. Это приводит нас к еще одной важной проблеме: какой процент выпускников остается в профессии. Интересных дебютов много, но через два-три фильма молодые режиссеры уходят на административную работу или вообще покидают профессию.
И, наконец, следует сказать о большой проблеме, которую мы упомянули выше. В России официально не существует такого этапа создания документального фильма, как девелопмент, то есть постепенная начальная и все более глубокая разработка всех параметров будущей картины, проводимая со сторонними экспертами. У нас этому нигде не учат, это не финансируется, а тем временем в мире в последние десятилетия производственный цикл документальной картины все удлиняется, и количество опытных авторитетов, привлеченных к фильму, постоянно растет. Если посмотреть выходные титры любой из первой сотни главных фильмов прошлого года, то можно заметить, что фильм питчинговался более, чем на одной площадке, и прошел еще несколько учебных обсуждений вроде Евродока, ДОК-инкубатора и еще пары-тройки подобных мероприятий. Понятно, что фильм, над которым работало несколько ведущих в мире специалистов, и в который на всех стадиях вложено значительно больше интеллектуального труда, имеет определенные преимущества.
Необходимость вписать девелопмент в производственный процесс – одна из многих проблем, которые необходимо решить для успешного развития индустрии документального и научно-популярного кино в Российской Федерации.
3. Цель
На основе проведенного анализа текущей ситуации и ее обсуждения на стратегической сессии в декабре 2019 г. эксперты определили следующую цель развития индустрии российского неигрового кино на краткосрочный период: создание экосистемы для индустриального роста производства и проката документального кино в Российской Федерации.
Ключевые результаты (применительно к 2023 г.)
Достижение вышеуказанной цели будет означать, прежде всего, получение к 2023 г. следующих количественных результатов:
1. Совокупный объем производства неигрового кино 3 млрд. руб. в год (выпуск фильмов по всем источникам финансирования - Минкультуры России и др. ФОИВы, телеканалы, частное финансирование, краудфандинг и т.п.).
2. Объем экспорта $10М в год (включая контент прошлых лет).
3. 10 неигровых фильмов в прокате получат каждый более 50 тыс. зрителей (по ЕАИС).
4. 100 млн посещений/просмотров неигрового кино по всем каналам в течение года (кинотеатры, киноклубы, фестивали, стриминговые сервисы).
5. Инвестиции в производство и прокат 100 млн. руб. в год (через фонды неигрового кино).