Парадигма насилия и ненасилия




Неоднозначность нормативной ситуации, о которой мы уже говорили выше, противоречивость поведения личности и многоуровневые интересы общества — все эти обстоятельства усложняют принципиальные различия насилия и ненасилия в социальных взаимоотношениях (естественно, что речь идет не о грубом, прямом навязывании интересов одной стороны другой).

Исследователи этой стороны конфликта указывают в своих работах на те формы насилия, которые присутствуют в сфере интеллектуального и психологического взаимодействия, проявляются незаметно в виде искажения информации, навязывания своего мнения и взглядов.

Говоря в дальнейшем о лингво-прагматической стороне конфликта, мы остановимся подробнее на вопросе о границе между насилием и ненасилием на уровне духовной и интеллектуальной коммуникации. Идея ненасилия предполагает, прежде всего, переориентировку направления энергии от личности на идеи и принципы. Суть идеи – самораскрытие и самореализация личности в процессе общения. Идеи ненасилия на уровне гуманитарного взаимодействия были сформулированы еще в трудах Л. Толстого и М. Ганди.

В своих знаменитых посланиях Махатма Ганди сформулировал 10 правил ведения ненасильственного взаимодействия:

1. Не избегай конфронтации.

2. Будь открыт к общению и самокритике.

3. Находи решение и быстро двигайся к нему.

4. Относись к своему оппоненту как к потенциальному союзнику.

5. Выбирай соответствующую целям тактику.

6. Будь гибок.

7. Умей выигрывать время.

8. Будь взвешенным в своих действиях.

9. Будь дисциплинированным.

10. Знай, когда надо остановиться.

 

Лекция 13. Теория Левина и Дойча: межличностный конфликт

Говоря о конфликтологии как о межпредметной области знания, мы уже не раз отмечали существующую диалектическую и структурную взаимосвязь между социальной и психологической стороной конфликта, выраженную на практике в развивающем функциональном потенциале конфликта. Но степень этой функциональности различна и зависит от индивидуальных качеств личности – каждый реагирует на конфликтную ситуацию по-своему, поэтому социальная психология разделяет конфликты на следующие группы:

• Личностные конфликты (психологические, мотивационные, когнитивные, ролевые, внутриличностные);

• Межличностные конфликты (психоаналитическая интерпретация, теория «удовлетворение потребностей» (К. Левина), теория «зависимости от контекста» (М. Дойч), конфликты в различных сферах взаимодействия);

• Межгрупповые конфликты (мотивационный подход, ситуационный, когнитивный, интегративный);

• Внутригрупповые конфликты (Козер: позитивные функции конфликта, Левин: «пространство свободного движения», Дойч: зависимость внутригрупповой ситуации от характера взаимосвязей между членами группы).

Личностные конфликты

1. Психологические конфликты внутреннего мира человека принято разделять в социальной психологии на интрасубъектные, относящиеся к общепсихологической проблематике и описанию психологии личности, и интерсубъектные, или интерперсональные, конфликты (межличностные и межгрупповые). Разделение это весьма условно, ибо общность всех вышеназванных видов конфликта очевидна в реальной ситуации взаимодействия. В любой конфликтной ситуации происходит противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как его психологическая проблема. Такое переживание вызывает внутреннюю работу и требует выхода в ситуации конфликта. А исход этой ситуации зависит от субъективной направленности личности (ее смысловых и ценностных установок) и от объективных условий конфликта. Поэтому поведение личности в конфликте и после него не определяется однозначно ее предконфликтной направленностью. «В каждом психологическом конфликте, переживаемом человеком на протяжении всей его жизни, он вновь и вновь создает свою личность своими поступками» [Цит. по 5, С.32-35]

2. Мотивационные конфликты: известный психолог К. Левин считал причиной таких конфликтов не внутренние психологические противоречия, а проблемы, связанные с конкретной жизненной ситуацией «мучительного выбора», т. е. актуализации одновременно противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Он выделял три вида таких ситуаций:

• выбор между двумя в равной степени привлекательными возможностями;

• между двумя одинаково непривлекательными возможностями;

• наличие цели, в равной степени привлекательной и непривлекательной для личности.

3. Когнитивные конфликты: столкновение несовместимых представлений; так называемая ситуация «когнитивного диссонанса». Чем сильнее диссонанс, который зависит от значимости для субъекта противоречащих представлений, тем больше человек стремится к ослаблению или устранению ситуации противоречия.

4. Ролевые конфликты: возникающие из-за противоречий между различными ролевыми обязанностями личности. Из-за диссонанса между личностными возможностями и нормативным ролевым поведением могут возникать ситуации ролевого конфликта. Например, конфликт «Я-роль» является следствием такого противоречия – «конфликт долга и личных мотивов» [Цит. по 5, С.32-35]. В такой ситуации человек оказывается перед выбором: изменить себе и отказаться от роли или же найти компромиссный способ ослабления и снятия противоречий.

5. Межролевые конфликты: происходят в ситуации, когда разные ролевые позиции и требуемое ими поведение оказываются несовместимыми (противоречия между семьей и профессией, ролью начальника и друга и т.д.).

Межличностные конфликты

Межличностными называют конфликты, связанные с коммуникативной активностью индивида, поведением личности в ситуации общения. Существует несколько подходов к изучению таких конфликтных ситуаций. Наиболее популярны из них два: позиция К. Левина о «конфликте между собственными и вынуждающими силами» [28, С.5-6] и взгляд М. Дойча на конфликт как на конкуренцию[18, С.1-5].

 

В западной литературе подобного рода ситуации получили название «Индустриальный конфликт». «Индустриальный конфликт» — конфликт между различными социальными категориями работников в силу противоположности их интересов, противоречий в организационных структурах, а как следствие, существование межличностных конфликтов в сфере формальных и неформальных взаимоотношений. «Пока один человек имеет власть над другим (независимо от природы их взаимоотношений), всегда есть возможность того, что проявление этой власти будет рассматриваться как спорное или необоснованное».

М. Дойч рассматривает конфликтную ситуацию с точки зрения типов взаимодействия: межгрупповых и внутригрупповых отношений.

1. Кооперация-конкуренция: близкие друзья и коллеги относятся к корпоративному полюсу измерения, а политические оппоненты, личные враги или разводящаяся пара – к конкурентному.

2. Распределение власти: равное или неравное; этот тип взаимоотношений может также рассматриваться как доминантность-подчиненность, автономия-контроль. В этом случае, бизнес партнеры, бизнес соперники, друзья находятся на равном полюсе, а хозяин-слуга, родитель-ребенок, учитель-ученик — на неравном.

3. Ориентация на задачу: степень эмоциональной и социальной ориентированности на достижение цели.

4. Формальный и неформальный характер взаимоотношений: при неформальных отношениях сами участники общения определяют характер действий, время и перемещение; при формальных взаимоотношениях, их характер детерминируется главным образом социальными нормами и правилами.

5. Интенсивность и значимость: этот параметр отражает глубинный или поверхностный характер взаимоотношений, а также степень взаимозависимости участников общения. Отношения в парах ребенок-родитель, психотерапевт-пациент интенсивны, а в случае продавец-покупатель поверхностны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: