Вся волевая сфера человека описывается тремя словами – Хочу, могу, надо. Любой результат, простое действие (почистить зубы) или достижение более высоких целей (второе высшее образование), достигается за счет этих трех мотиваторов - хочу-могу-надо.
«Хочу» — это интерес как таковой, любопытство, любознательность, увлеченность, радость, творчество и свобода. «Хочу» - одна из первых «функций воли», которые проявляются у человека, начиная с момента рождения. Поначалу у ребенка только «хочу» и есть – есть хочу, спать хочу, пить хочу. Начало начал – т.е. удовлетворение своих потребностей. В «хочу» заложен простейший, базовый «принцип удовольствия», примитивный «цикл удовлетворения потребности»: сначала ощущается желание, стремление, тяга к чему-то (мне хочется это, и я вот сейчас это получу). Я хочу, я получаю, моя потребность насыщается, я испытываю удовольствие, радость или счастье … какое-то время.
«Могу» – это возможность, способности и склонности, потенциал, успех, достижения, социальный статус. Для маленького ребенка слова «я хочу» и «я могу» практически равнозначны: «Я хочу, и мои желания исполняются, значит, я могу получить то, что я хочу». В три года (кризис трех лет) происходит конфликт «я хочу» и «я могу» - горькое осознание, что не все, что я хочу, я могу получить: «ты не всегда можешь сделать то, что хочешь прямо сейчас». С «могу» обычно связывают самооценку, и «оценку возможностей», настоящих и будущих. От того, что я чего-то «могу» - я получаю удовольствие, но бывают и разочарования. Есть желание, значит есть цель. Если цель достигнута, то остается чувство удовлетворение достигнутым, и желание двигаться дальше, от достигнутого - к новым высотам. Если цель была выбрана неправильно, но, тем не менее, достигнута, разочарование преобладает: «Ну, могу… И зачем? Оно мне надо?»
|
«Надо» относят к взрослости. Реальное, ответственное осознание «надо» нарастает постепенно, и хорошо, если к зрелым годам набирает свою силу. «Надо» - может быть разным… Например, «надо» — это труд, преодоление, ответственность, обязательства. «Надо», является необходимым, сам факт «давления» неизбежно, рано или поздно, провоцирует конфликт между унылым «надо» и живым «хочу» и сопровождает нас всю сознательную жизнь. Или может быть «надо», как «я должен» — это мотивация уже более глубокая; это обязательства, которые я сам принял. Добровольно или не очень, но – принял. Я должен, я буду делать. Или «мне надо», с одной стороны, вроде бы – «надо», долженствование, обязательства. С другой стороны – это же мне надо и, на самом деле, я этого хочу. Мое желание. Но не просто «хочу» и, может быть, «смогу», а – вся моя воля устремлена туда. Мне надо, и значит, так будет. А возможность? Возможность я найду. Потому что «мне надо».
И так, что же такое мотивация? Мотивация — это важный внутренний импульс, толчок, который заставляет нас покидать зону комфорта и преодолевать трудности ради перспективы возможного счастья. Мотивация — это не внешние обстоятельства, которые вынуждают нас что-то делать, а внутренний настрой, без которого ни одно задание не будет выполнено с энтузиазмом. Это третий вариант «надо», то есть «мне надо»
И так как это работает? Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь: Я стараюсь → у меня получается → есть приятный мне результат → я стараюсь…
|
Внешнюю мотивацию можно использовать, чтобы заставить ребенка действовать желаемым для вас образом. Но именно внутренняя мотивация помогает ему добиваться успеха в жизни. Внешние мотиваторы делают человека зависимым. Когда исчезает вознаграждение, ребенок перестает демонстрировать определенное поведение. Так как же его заставить делать что-то без поощрений?
Когда человеку что-то нравится, он старается это получить, прилагая определенные усилия. То же самое происходит и с ребенком. Зная, чего он хочет, вы будете понимать, как его мотивировать.
Так как замотивировать ребенка? Вам просто нужно знать его предпочтения и антипатии. Используя это, вы сможете лучше его мотивировать. Итак, что же мотивирует ребенка?
Цели или «я хочу»;
преодоление трудностей, соревнования или «я смогу»;
новые навыки или «я могу»;
указания;
поощрения;
поддержка.
Не путайте поощрение с подкупом. Вы можете предложить ребенку мороженое или шоколад в обмен на желаемое действие, лишить его определенных привилегий, если он отказывается что-то делать. Но, такие меры не будут действовать долго. Внешняя мотивация со временем исчезает. Поэтому лучше сосредоточиться на развитии у ребенка внутренней мотивации. Рассмотрим, как этого можно достичь.
Устанавливайте цели. Самый простой способ мотивировать ребенка – ставить перед ним цели. Цели дают ребенку перспективу и направление, которые упрощают выполнение задачи. Цели могут быть простыми: вовремя ложится спать, чтобы утром успевать на занятия или детский сад, вовремя выполнять задания, чтобы оставалось время поиграть, и т. д. Это могут быть и долгосрочные цели, которые приведут ребенка к успеху. Помните, что ни одна цель не является конечной. Это просто очередной шаг к тому, чтобы достичь более высокого уровня или стать лучше.
|
Планируйте. Когда вы знаете, в каком направлении двигаться и что делать, это значит, что у вас есть план. С ним вам легче достичь своей цели. Планирование мотивирует вашего ребенка достигать поставленных целей, поскольку оно дает направление и руководство на каждом этапе. Помогите ребенку спланировать детали в том, к чему он проявляет интерес. Кроме того, планирование приучает к порядку, а также делит большие цели на маленькие задачи, которые легче в решении и более понятны ребенку.
Поощряйте. Поощрение – наверное, самый распространенный способ мотивации. Для ребенка в качестве поощрения можно использовать что-то простое: например, разрешить ему смотреть телевизор, купить мороженое или игрушку. Но, как мы говорили ранее, не стоит превращать поощрение в подкуп: поощрение рано или поздно исчезнет, а вместе с тем и желаемое поведение ребенка. Поощрение срабатывает в определенных ситуациях, но оно не поможет в формировании характера и жизненных ценностей. Более значимым поощрением может быть дополнительное время, которое ребенок проведет с родителями (например, семейная прогулка в выходной день). Иногда удовлетворение от того, что ты делаешь что-то хорошее, само по себе может быть поощрением. После выполнения работы спросите ребенка, как он себя чувствует. Так вы дадите ему понять, что вознаграждение не всегда должно быть материальным. Например, обучаясь езде на велосипеде, ребенок старается уделять этому больше времени из чувства азарта. Ощущение, что это занятие ему удается, само по себе является для него лучшим вознаграждением.
Объясняйте. В разговорах с ребенком важно объяснять, почему разумно поступать именно так, а не иначе. Дети любопытны и хотят получить ответы на все вопросы. Например, когда ребенок спрашивает, зачем ему убирать свои игрушки, просто объясните, что благодаря этому его комната будет выглядеть чистой и аккуратной и его друзья захотят прийти к нему в гости поиграть. Иногда может потребоваться более подробное объяснение, чтобы ребенок понял важность тех или иных действий. Если ваш ребенок жалуется, что ему надоело убирать игрушки, скажите ему: «Хорошо, сейчас ты можешь отдохнуть, а потом заняться уборкой». Так вы проявите свое внимание и подчеркнете важность уборки.
Вдохновляйте. Независимо от того, что вы рассказываете ребенку, он будет замечать, как поступаете вы сами. Подавайте хороший пример и вдохновляйте ребенка на хорошие поступки. Логика проста: если вы хотите, чтобы ребенок хорошо себя вел, хорошо учился, был ответственным, позитивным и уважал других людей, покажите ему на собственном примере, как это сделать. Объясняя ребенку, как важно быть ответственным и честным, скажите, что именно вы подразумеваете под этими словами, а также покажите хороший пример. Если вы хотите, чтобы ребенок был вежливым, не забывайте сами говорить «спасибо» и «пожалуйста», даже если ребенка нет рядом.
Подбадривайте. Ваш ребенок не может всегда и во всем добиваться успеха. Неудачи способны его демотивировать. Ваша поддержка позволит ему проявлять настойчивость в достижении целей, несмотря на трудности. Поддержка – это одна из форм позитивного подкрепления, ведь она признает старания ребенка. Подбадривая ребенка, говорите о конкретных вещах. Не поощряйте его делать то, в чем он уже хорош. Мотивируйте его сделать еще раз то, в чем он ранее потерпел неудачу. Так ребенок поймет, что вы в него верите – для него это достаточная мотивация, чтобы попробовать еще раз.
Цените. Цените усилия, которые ребенок прилагает для достижения цели. Ребенок заслуживает того, чтобы вы похлопали его по спине, и при этом не столь важно, сделал ли он домашнее задание, помог вам накрыть на стол или вовремя собрался на прогулку или в детский сад. Показывайте ребенку, что вы цените его усилия, так как это мотивирует его продолжать демонстрировать хорошее поведение.
Превращайте задания в соревнование. Соревнуясь, мы инстинктивно стараемся победить. Это может мотивировать нас к новым достижениям. Один из способов мотивировать детей – превратить задания в соревнование. Например, вы можете сказать детям: «Кто первый все съест, тот первым сможет поиграть в игру». Это мотивирует их быстрее пообедать.
Давайте выбор и объясняйте последствия. Один из способов мотивировать ребенка – это дать ему почувствовать контроль над тем, что он делает, предоставив выбор. Например, предложите ребенку выбрать одежду из двух вариантов. Ребенку не позволяется выбирать, идти в детский сад или нет, но он может выбрать, в чем пойти. Подобным образом можно создавать у детей иллюзию выбора, предоставляя два хороших варианта. Дети более склонны делать то, что они выбрали, а не то, чего от них ожидают родители. Поэтому наличие выбора мотивирует их.
Не будьте навязчивыми. Мотивация – это хорошо. Но проявление навязчивости в этом процессе демотивирует ребенка и может также вызвать у него сопротивление, в результате чего он просто откажется делать то, что вы от него хотите.
Помогите ребенку приобрести новые навыки. Получив новую игрушку, ребенок хочет сразу ею поиграть. Подобно этому он стремится испытать любой полученный навык. Мотивируйте ребенка лучше заниматься, уча его правильным навыкам и предоставляя правильные инструменты.
Помогите ребенку принять его недостатки. Недостатки есть у каждого. Но они не должны определять, достигнете ли вы успеха в жизни. Учите ребенка принимать его недостатки. Например, он может быть невысокого роста и не подходить для игры в баскетбол. Посоветуйте ему попробовать футбол или плавание. Помогайте ребенку найти способы извлекать пользу из его недостатков.
Создайте безопасную среду. Один из самых простых способов демотивировать ребенка – это оценивать его. Когда вы оцениваете все, что делает ребенок, определяя, хорошо это или плохо, он будет опасаться пробовать что-то новое. Когда вы перестанете оценивать его, он будет пробовать новые занятия.
Иногда помогает широкая перспектива. «Зачем мне математика?», «Я ненавижу физкультуру!», «Я ненавижу кашу!». Дети часто произносят подобные фразы, потому что они сосредоточены на настоящем моменте, а не на широкой перспективе. Математика может показаться ребенку бесполезной, но изучение ее может заложить основу для множества полезных навыков или профессий, способных заинтересовать его в будущем. Если ребенок не любит ходить в детский сад, он все равно поймет его преимущества, когда вы расскажете, какие перспективы ему дает общение со сверстниками и занятия в детском саду.
Наконец, иногда самый лучший способ мотивировать ребенка – это найти в его занятиях что-то веселое. Детям не нужны мотивационные речи. Им нужны занятия, которые пробудят в них внутреннюю мотивацию, желание развиваться и становиться лучше.
Использовать материальную мотивацию для детей легче всего. Но это не помогает им формировать внутреннюю мотивацию, которая необходима для достижения успеха в жизни. Поэтому избегайте частых поощрений. Дайте понять ребенку, что положительные эмоции или само достижение, могут приносить не меньшее удовольствие.
Используемые источники информации:
1. https://childdevelop.ru/articles/psychology/7382/
2. https://zen.yandex.ru/media/melfm/10-sposobov-pravilno-motivirovat-rebenka-5ed38df13a859d24e59dac5d
3. https://infourok.ru/statya-o-motivacii-ili-hochu-mogu-i-nado-2329881.html