Решение проблемной ситуации




Подготовка к изучению нового материала

Словарная работа

У.: Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?

Д.: Да.

У.: У группы экспертов было опережающее домашнее задание. Они выяснили по словарю значение слова «открытие». Поделитесь с нами своей находкой. Что такое открытие?

Д.: Открытие – это…

У.: Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

Д.: Наверно, нелегко.

У.: Какие люди могут сделать открытие?

Д.: Смелые, умные, трудолюбивые.

У.: А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Д.: Да, хотели бы.

У.: Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники». Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.

 

Дневник учёного-исследователя

_______________________________________________________________________

Дата исследования _______________________________________________________

Тема исследования _______________________________________________________

Цель исследования ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лебединый - ___________________________________________________________

Кожаный - _____________________________________________________________

Глиняный - _____________________________________________________

Традиционный - _________________________________________________

Клюквенный - __________________________________________________

Каменный - _____________________________________________________

Осенний - ______________________________________________________________

Внимание!

Н НН
от существительных -ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый от существительных -ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННый   Запомни! ветрЕНый
Запомни! Н входит в корень павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый
 

 

Попробуй сделать открытие самостоятельно!

Выполни на выбор одно из заданий-открытий: Придумай песенку, сказку, стихотворение, создай таблицу, схему для быстрого запоминания изученного правила. Подумай и предложи свой оригинальный способ запоминания орфограммы.

 

Оценочный лист

1. Цветной диктант

2. Дифференцированные задания

3. Песня

4. Стихи

5. Работа в парах

6. Работа в группах

 

 

Повторение темы «Способы образования прилагательных»

У.: Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.

Д.: Приставочный, суффиксальный, сложение.

У.: Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. (Презентация - слайд №2)

ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-)

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

У.: Итак, каким способом образованы все эти слова?

Д.: Суффиксальным.

У.: От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

Д.: От существительных.

У.: Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?

Д.: Есть Н-НН.

У.: Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №3)

Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

У.: Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №4)

Д.: Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

I. Объяснение нового материала

Решение проблемной ситуации

У.: Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №5) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.

Д.: В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН, если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.

У.: А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация - слайд №6) Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?

Д.: В суффиксе –ЯН- написано НН.

У.: Как можно назвать эту группу слов?

Д.: Исключения

2. Знакомство с таблицей

У.: Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №7) В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.

Д.: Павлиний, зелёный, синий и другие.

У.: Сделайте новое открытие.

Д.: В них пишется Н.

У.: Почему в этих словах пишется Н?

Д.: Н входит в корень.

У. Теперь, когда мы с вами узнали новый материал, предлагаю посмотреть, как вы его усвоили. Давайте напишем «цветной диктант»

Приготовьте бланки для «цветного» диктанта.

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.

1) Ледяная фигура

2) Былинный герой

3) Деревянный дом

4) Ржаной хлеб

5) Румяное лицо

6) Авиационный перелёт

7) Мужественный человек

8) Кожаная куртка

 

Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд №9)

У.: Посмотрите на экран. Поставьте в свои оценочные листы в соответствии с ключом. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3».

 

У. А теперь перейдем к индивидуальной дифференцированной работе. Давайте вспомним, в чем ее суть

Д. Каждый может получить ту оценку, на которую оценивает свои знания.

 

У. Совершенно верно. На столах вы найдете карточки. Если вы считаете, что новая тема вами понята и вы готовы выполнить задание на «5», возьмите красные карточки, на отметку «4», попробуйте выполнить зеленую карточку. Если пока ваши знания не достаточно крепки, предлагаю вам выполнить синюю карточку, чтобы просто оценить свой уровень понимания.

 

 

КРАСНАЯ КАРТОЧКА

Прочитайте предложение и выполните задания.

Однажды в ветреный день разлетелась соломенная крыша нашего сарая.

1. Выпишите слово, являющееся исключением из правила: «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.

________________________________________________________

2. Объясните правописание НН в слове соломенная.

Образуйте прилагтельные от существительных, объясните графически выбор –Н- и -НН-

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА

Распределите слова в два столбика: Н и НН

Звери..ый, ледя..ые, со..ые, лу..ые, искусстве..ые, таинстве..ые, серебря..ые, зим..ый, травя..ой, орли..ый.

 

СИНЯЯ КАРТОЧКА

Подчеркните прилагательные, в которых пишется НН

Деревя..ый, лебеди..ый, карма..ый, соломе..ый, кури..ый, лу..ый, ками..ый, торжестве..ый, си..ий, гуси..ый.

 

КАРТОЧКА ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ

Составьте словарный диктант по теме «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных из 15 слов.

Самопроверка (на слайде)

 

А теперь предлагаю написать словарный диктант, который для вас подготовили эксперты.

Посмотрите на экран и внесите оценку, которую вы поставите себе за индивидуальную работу.

 

Давайте послушаем песню на стихи Сергея Есенина. Но слушать мы ее будем не просто так, а вслушиваясь в каждое слово. Как вы думаете, для чего?

 

Д. будем в тексте искать изученную орфограмму.

Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо
Все пролетело… далече… мимо…

Сердце остыло, и выцвели очи…
Синее счастье! Лунные ночи!

 

Самопроверка. Оцените себя.

 

Продолжим работу с текстами Сергея Александровича Есенина. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, обоснуйте свой выбор.

 

1. Свет луны, таи.нстве..ый и дли..ый.

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавли..ый

Не разлюбит отчие поля.

 

2. И стоит береза в со..ой тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

 

Разберем также стихотворение Сергея Кирсанова.

Ты любишь леля..ой январь,

Безветрье, стужу зверскую.

А я – лютующий февраль,

Метель, поземку дерзкую.

 

Теперь поработайте парами. Проверьте знания друг друга. (меняются тетрадями, проверяют, сравнивая со слайдом.) Ставим оценки в оценочный лист.

А теперь немного поработаем в группах. Возьмите карточку для группового задания.

1. чугу…ая решётка

2. ветре…ый день

3. багря…ые закаты

4. гуси…ые лапки

5. маши…ое отделение

6. болезне…ое чувство

7. дикови…ое происшествие

8. стари…ые часы

9. ю…ое лицо

10. ледя…ая гора

11. холсти…ый мешок

12. петуши…ые бои

13. жестя…ая коробочка

14. жизне…ая драма

15. величестве...ая колонна

 

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог. Чему мы сегодня научились?

Ответ

Ну а чтобы проверить, насколько знания усвоены, возьмите сигнальные карточки. Красные будут обозначать Н, а зеленые НН. Сейчас я увижу общую картинку усвоения знаний.

 

Утренний, пламенный, летний, деревянный, старинный, серебряный, чугунный, лебединый, шерстяной, песчаный, оловянный, весенний, туманный, жизненный, жестяной, глиняный, лимонный, голубиный, картинный, куриный, мышиный, ураганный, кожаный, утиный.

 

Ребята, сегодня мы с вами продуктивно поработали. Вернитесь к своим оценочным листам. Подумайте, насколько хорошо вы поняли новую тему, насколько была достигнута цель, поставленная в начале урока и поставьте себе соответствующую оценку, используя сигнальные карточки.

Красная - прекрасно понял

Зеленая – лучше, чем вчера

Желтая – остались вопросы

Без карточки – тема оказалась достаточно сложной.

 

Спасибо вам за урок!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: