Моральная нормативность положительно коррелирует с таким показателем стиля учебной деятельности, как регулярность занятий (г = 0,257, р < 0,05). Индивидуальный стиль учебной деятельности - характерная для данного студента система навыков, приемов, способов решения задач учебной деятельности, обеспечивающая успешное ее выполнение. Как известно, выработка индивидуального стиля деятельность является способом адаптации к этой деятельности. Согласно нашим результатам, именно регулярность занятий является продуктивным способом подготовки студентов-первокурсников, выбор этого стиля учебной деятельности предопределяется личностным адаптационным потенциалом студента, и в частности его моральной нормативностью.
Моральная нормативность положительно коррелирует с интернальностью в отношении здоровья и болезней (г = 0,238, р < 0,05). Студенты с высокими показателями интернальности в отношении здоровья и болезней считают себя во многом ответственными за свое здоровье: если больны, то обвиняют в этом себя и полагают, что выздоровление зависит от собственных усилий. Как известно, период адаптации человека к новой деятельности сопровождается установлением динамического равновесия на всех уровнях: физиологическом, психологическом, социальном и т.д. В этой связи отмечается временное снижение общих показателей здоровья и самочувствия студентов. Чем быстрее пройдет адаптация к среде по физиологическому показателю, тем успешнее будет протекать общий адаптационный процесс, общим показателем которого и будут результаты первой сессии.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Личностный адаптационный потенциал студента играет значимую роль в его адаптации к вузу и способствует достижению успешности учебной деятельности. Студенты с более высокими показателями личностного адаптационного потенциала имеют лучший результат по первой экзаменационной сессии.
|
2. Высокая моральная нормативность обеспечивает способность молодого человека адекватно воспринимать предлагаемую для него социальную роль студента и положительно влияет на успешность учебной деятельности.
3. Достижению успешности учебной деятельности студентов способствует их положительная система отношений к учебной среде и ее компонентам (отношение к вузу, к преподавателям, к учебе, к выбранной специальности, к будущей работе, удовлетворенность условиями обучения). В системе отношений главное место принадлежит отношению студента к учебе.
4. Регулярность занятий как основной показатель индивидуального стиля учебной деятельности является продуктивным способом достижения успешности учебной деятельности студентов.
5. Интернальный локус контроля в области достижений и в отношении к своему здоровью способствует успешной учебной адаптации и достижению высоких результатов учебной деятельности.
Таким образом, гипотеза о том, что личностный адаптационный потенциал студента способствует успешности его учебной деятельности, подтвердилась.
В исследовании выявлена структура психологических факторов адаптационного потенциала, влияющих на успешность учебной деятельности.
Заключение
В структуру факторов личностного адаптационного потенциала, обеспечивающих успешность учебной деятельности студентов, входят: положительное отношение к учебной среде и ее компонентам, интернальный локус контроля, стиль учебной деятельности, характеризующийся регулярностью занятий, высокая общая активность студента, профессиональное самоопределение по отношению к выбранной специальности.
|
В структуру факторов личностного адаптационного потенциала, снижающих успешность учебной деятельности студентов, входят: отрицательное отношение к учебной среде и ее компонентам, экстернальный локус контроля, стиль учебной деятельности, характеризующийся нерегулярностью занятий, низкая общая активность студента, отсутствие профессионального самоопределения по отношению к выбранной специальности, высокий нейротизм, мотивация к избеганию неудач и следующие типы акцентуаций характера: педантичный, возбудимый, тревожный, экзальтированный, циклотимный.
Список литературы
1. Дмитриева, М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации / М.А. Дмитриева // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности; под ред.Г.С. Никифорова. - СПб: Изд-во СпбГУ, 2007.
2. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2009.
. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2008. - Т.22. - №1.
. Маклаков, А.Г. Общие принципы, методы и направления работы психолога при оказании психологической помощи в экстремальных условиях деятельности / А.Г. Маклаков // Практикум по психологии здоровья; под ред.Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2009.
. Мерлин, В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности / В.С. Мерлин. - Пермь, 2008.
. Мясищев, В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи / В.Н. Мясищев // Проблемы способностей. - М., 2009.
. Реан, А.А. Психология адаптации личности: учебно-научное издание / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2011.