Методические рекомендации по выполнению
Самостоятельной работы обучающихся
Дисциплина «Материаловедение»
Специальность 43.02.02. «Парикмахерское искусство»
Москва
«ОДОБРЕНА»
Предметной (цикловой) комиссии
по специальности «Парикмахерское искусство»
и профессии «Парикмахер»
Протокол № 1
от «29» августа 2014г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
по специальности «Парикмахерское искусство»
и профессии «Парикмахер»
___________/Антипина Е.Г./
Автор: Карпова С.И., преподаватель ГБОУ СПО КСУ №10
Методические указания предназначены в помощь обучающимся при выполнении самостоятельных работ.
Содержание
1 Введение………………………………………………………………………4
2 Основная часть………………………………………………………………..7
2.1. Разработка форм и содержания самостоятельной работы ………………8
2.2.Виды самостоятельных работ………………………………………………9
2.3.Рекомендации обучающимся для эффективной организации самостоятельной работы для подготовки к работе в аудитории……………12
2.4. Методические рекомендации по выполнению конспекта текста………13 2.5. Методические рекомендации по написанию реферата …………………15
2.6. Методические рекомендации по выполнению презентации……………25
2.7. Методические рекомендации по выполнению кроссворда………………26
2.8. Методические рекомендации по выполнению коллажа…………………27
3. Заключение. …………………………………………………………………..28
4. Список литературы……………………………………………………………28
5. Приложение 1………………………………………………………………….30
6. Приложение 2………………………………………………………………….32
Введение
Самостоятельная работа студентов является одним из важных элементов учебного процесса. Самостоятельная работа – это задание практического характера, при выполнении которого надо не только четко и логично изложить свои мысли, но и публично отстоять выдвинутые положения в ходе дискуссии или обсуждения письменной работы.
|
Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа обучающихся является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.
Самостоятельная работа направлена на систематизацию, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений, формирование умений по использованию справочной литературы и интернет-источников, развитие познавательных способностей и активности студентов.
Самостоятельная работа может проходить в учебном кабинете, во время внеаудиторных мероприятий и дома.
Целью самостоятельной работы - является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию у обучающихся самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Обучающейся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы.
|
Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 30% от всего времени изучаемого цикла. Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом.
При определении содержания самостоятельной работы следует учитывать уровень самостоятельности обучающихся и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность обучающихся к самостоятельному труду;
- наличие и доступность необходимого справочного материала;
- консультационная помощь.
Формы самостоятельной работы студентов определяются при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности обучающихся.
Задания самостоятельной работы выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача самостоятельной работы обучающегося - подготовка к семинарским занятиям и лекциям.
Обязательная самостоятельная внеаудиторная работа по дисциплинам выполняется студентом в установленной форме и предоставляется для проверки в письменном виде преподавателю в установленные сроки или по согласованию с ним.
Виды заданий:
1. Изучение учебного материала: лекции; практических занятий; семинаров;
2. Работа с текстом учебника; работа со справочной литературной и с дополнительными источниками информации; составление библиографического списка литературы и иных информационных источников по дисциплине;
|
3. Составление: плана лекций; тезисов по указанной теме или отдельному вопросу; опорного конспекта; таблиц для систематизации учебного материала; тезисов ответов, докладов; инструкционных и инструкционно-технологических карт;
4. Подготовка к практическим занятиям; письменного сообщения, доклада, реферата по заданной теме; к промежуточному и итоговому контролю знаний по дисциплине в форме теста, зачета, контрольной работы; к защите различных видов письменных работ (отчет, практическая, контрольная и другие работы).
Самостоятельная внеаудиторная работа по дисциплине, рекомендованная для выполнения по выбору студентазаключается в том, что студент выполняет только один из видов заданий из предложенного перечня, который в наибольшей степени отвечает его образовательным запросам и интересам.
Виды заданий:
1. Подготовка презентаций по указанной теме или отдельному вопросу (индивидуальных, коллективных)
2. Составление кроссвордов, ребусов.
3. Посещение лекториев, открытых лекций;
4. Просмотр телепередач, работа с ресурсами сети Интернет;
5. Участие: в конкурсах, в научно-практических конференциях; в деловых играх; в декадах.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы студентов
Основными критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются умения и навыки:
- выполнения работы, задания, составления расчетов и т.п. в соответствии с заданием, с соответствующим объемом, затраченным временем, значимостью этой работы и т.д.;
- использования и применения учебно-материальной базы, дидактического материала, литературы с соблюдением четкости, краткости, последовательности, самостоятельности, уверенности в своих действиях:
- сравнения; анализа; умения делать выводы; использовать теоретические знания при выполнении практических задач; защищать результаты.
- оформления материала в соответствии с требованиями задания.
Отличная оценка ставится за правильное понимание студентом изучаемого материала, грамотное использование профессиональных терминов и владение техникой презентации.
Хорошая оценка ставится за правильное понимание студентом изучаемого материала при недочётах в использовании профессиональных терминов и технике презентации.
Удовлетворительная оценка ставится за правильное понимание студентом изучаемого материала, когда допущенные ошибки не наносят принципиального характера, при недочётах в использовании профессиональных терминов и технике презентации.
Неудовлетворительная оценка ставится за неправильное понимание или отсутствие понимания студентов изучаемого материала.
Основная часть
В соответствии с новыми ФГОС в программу учебной дисциплины включены самостоятельные (внеаудиторные) работы, составляющие 30% от общего количества часов, отводящихся на изучение дисциплины «Материаловедение». Выполняя самостоятельные работы, обучающиеся не только укрепляют полученные на занятиях знания, но и получают навыки самостоятельной работы, овладевают общими и профессиональными компетенциями.
Целями самостоятельных (внеаудиторных) работ являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся
- углубление и расширение теоретических знаний
- формирование умений в использовании справочной литературы и компьютера
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию
- развитие исследовательских умений
В результате освоения учебной дисциплины «Материаловедение» студент должен уметь:
- применять материалы: шампуни, средства для оформления и закрепления прически, лосьоны, маски, красители, средства профилактического ухода, средства для завивки на продолжительное время с учетом норм расходов.
Должен знать:
- основные виды сырья и материалов парфюмерно-косметической промышленности
- основные физико-химические свойства различных видов сырья и материалов
- состав и свойства материалов для парикмахерских работ: по уходу за волосами, и кожей волосистой части головы, гигиенические, профилактические и декоративные косметические средства для волос.
В этом им помогут выполнение самостоятельных работ.
2.1. Разработка форм и содержания самостоятельной работы.
При изучении дисциплины «Материаловедение» практикуется следующие виды и формы самостоятельной работы:
¾ индивидуальные задания (подготовка сообщений, докладов, сравнительного анализа и др.);
¾ тестирование при помощи заданий, разработанных преподавателем;
¾ тестовый самоконтроль текущих знаний;
¾ подготовка к контрольным работам, семинарам.
¾ отработка изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;
¾ изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;
¾ выполнение контрольных, самостоятельных работ;
¾ подготовка кратких сообщений, докладов, рефератов, презентаций, эссе по изучаемой теме (по указанию преподавателя);
¾ работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.);
¾ работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, историческими первоисточниками, дополнительной литературой, в том числе материалами из Интернета, а также проработка конспектов лекций;
Подготовка к лекционным, семинарским и контрольным работам включает в себя доработку конспекта лекции, ознакомление с рекомендованной преподавателем литературой, отработку вопросов, рекомендованных к рассмотрению на семинарском или практическом занятии, подготовку реферативного или фиксированного доклада.
2.2.. Виды самостоятельных работ
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию (карточки задания, тестирование, проверочная работа).
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
- для формирования умений: решение ситуационных (профессиональных) задач, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группой в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
В процессе освоения знаний и умений при изучении учебной дисциплины «Материаловедение», обучающиеся должны выполнить следующие виды самостоятельных работ:
- Подбор материала и составление кроссворда «Химическая природа парфюмерно-косметического сырья»
- Выполнение таблицы по теме: «Сырьевые составляющие компоненты для парфюмерно-косметического сырья».
- Подбор материала и работа с интернет ресурсами. для составления презентации по теме: «Классификация мыла и шампуней»
- Подбор материалов и работа с интернет ресурсами. для компьютерной презентации по теме: «Лечебно-профилактические препараты и средства ухода за волосами»
- Подбор материала для составления таблицы по теме: «Современные стайлинговые средства для волос»
- Выполнение презентации «Препараты для химической завивки волос»
- Подбор материала для выполнения коллажа по теме: «Средства декоративной косметики»
- Написание реферата по теме: «История создания духов, одеколонов, лосьонов»
Чтобы развить положительное отношение обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
2.3.Рекомендации обучающемуся для эффективной организации самостоятельной работы для подготовке к работе в аудитории
Проработка пройденного материала. Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятий, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения учебного материала и применения его на практике.
Приступая к проработке материала необходимо:
¾ иметь конспект лекции;
¾ иметь рекомендуемую литературу (учебник, пособия, задачник), при необходимости иметь необходимые принадлежности, материалы и инструменты.
¾ прорабатывать материал лекции «по свежей памяти»;
¾ работая над конспектом, полезно делать ссылки на литературу (это понадобится при подготовке к экзаменам) и вносить необходимые дополнения, а возможно, и исправления;
¾ работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала;
¾ работа над темой завершается разбором примеров и задач, приведенных в учебниках и пособиях, до полного освоения метода их решения;
¾ если после работы над темой останутся неясные вопросы, необходимо разобрать их с преподавателем на очередной лекции;