Географическое месторасположение




Ретороманцы

РЕТОРОМАНЦЫ, группа народов: фриулы и ладины в Италии и романши в Швейца­рии. Численность - 770 тысяч человек, из которых 720 тысяч человк проживют в Италии. Относятся к альпийскому типу среднеевропейской расы большой европеоид­ной расы. Говорят на языках, образующих ретороманскую подгруппу романской груп­пы индоевропейской семьи.

Термин «Ретороманцы» распространился в середине 19 в. на основе представлений о единой реторо­манской этнической общности и ретороманского праязыка. В современной науке преобладает мнение о гетерогенном происхождении Ретороманцев, особенно фриулов.

Ладины

ЛАДИНЫ, нем. ладинер, итал. ладини (от лат. латинус, «латинский»), народ груп­пы ретороманцев на Севере Италии (обл. Тренти-но-Альто-Адидже и прилегающие районы До­ломитовых Альп). Численность около 20 тысяч человек. Говорят на ладинском диалекте ретороман­ского языка. Распространены также итальянский и немецкий языки. По религии — католики.

Основные занятия — пастбищное скотоводство, обслуживание туристов, местами земледе­лие. Из ремёсел развиты резьба по дереву и плетение кружев. Сохраняется фольклор.

Название Ладины распространяется иногда на часть ретороманского населения восточной Швейцарии (обл. Верх, и Ниж. Энгадина, кантон Грау­бюнден, ок. 10 тыс. чел.) или (в италоязычной литературе) на всех ретороманцев.

Фриулы

ФРИУЛЫ, фурланы, народ в Италии (обл. Фриули-Венеция-Джулия). Численность - 700 тысяч человек. Говорят на фриульском диалекте рето­романского языка (романской группы индо-европейской семьи) и на итальянском языке. По религии— католики.

В этногенезе участвовали жившие на территории современного расселения Фриулов (историч. обл. Фриули) племена: эвганеи, завоевавшие их венеты (с нач. 1-го тыс. до н. э.), вторгшееся на эту территорию галльское племя карнов (с 4 в. до н. э.)- К 1 в. до н. э. на всю область распространилась власть римлян. Романиза­ция её населения, завершённая к 4—5 вв. н. э., явилась важной вехой в формирова­нии этноса Фриулов. В 5—6 вв. территория Фриулов захваты­валась вестготами, гуннами, остготами. Эт­ноним фриуланы (лат. Foroiulani) происхо­дит от названия города Форум Юлии (Forum Iulii). В 6—8 веках Фриулы находились под властью лангобардов. В 7— 8 вв. н. э. в этот район проникли славянские, племена, частично смешавшиеся с ними. В 11—14 вв. появилось второе этническое название Ффриулов— фурланы (Furlani). С 15 в. Фурланы подвергались сильному итальянскому куль­турному влиянию. С 1866 земли Фриулов вошли в состав Итальянского королевства. Фурланы постепенно ассими­лируются итальянцами.

Традиционные занятия Фрулов, живущих на равни­нах,— земледелие (пшеница, кукуруза, ово­щи, лён, конопля), виноградарство, шелко­водство; в горах и на равнинах разводят крупный рогатый скот. Тип традиционного поселения — хуторской. Живут в больших каменных до­мах альпийского и венецианского типов. Характерна кухня с большим внешним дымохо­дом. Традиционная одежда (до кон. 19 в.) мужчин— рубаха, куртка, штаны ниже колен; женщин — рубаха, корсаж, юбка, передник. Пища изобилует овощными блюдами (из репы, капусты и др.). Их предки в римское время впервые в Северной Италии стали варить пшеничную поленту (современные Фриулы готовят из кукурузы). В духовной культуре Фурланов, особен­но в семейных и календарных обрядах, много общего с итальянской. Сохраняются традиционные танцы, сказки и своеобразные ча­стушки — виллотты.

Романши

РОМАНШИ, руманши, ромонши (самоназвание), народ в Швейцарии (гл. обр. в канто­не Граубюнден). Численность 50 тысяч человек. Говорят на ретороманском языке ретороманской под­группы романской группы индоевропейской семьи. Имеет два варианта: сурсельвский и верхнеэнгадинский, оба имеют литературную форму. Письменность на основе латинской графики. Рас­пространены также немецкий и итальянский языки. Романши — католики и протестанты.

Предками Романш принято считать древние альпийские племена ретов, подвергшихся романизации после римского завоевания (15 до н. э.) и образования провинции Реция. Изоли­рованность горных районов Реции способство­вала сохранению самобытной культуры Рроманш. В 16 в. появились печатные книги на реторо­манском языке. В 19 веке, вследствие усилившейся германизации и разобщенности групп, они были близки к ассимиляции, а их язык — к исчезновению. Пропаганда во 2-й половины 19 века учёными и общественными деятелями идеи единства ретороманского этносаспособствовала активиза­ции движения за сохранение родного языка и культуры (ретороманское возрожде­ние). Ведущую роль в нём стала играть образованная в 1919 из многочисленных суще­ствовавших ранее фольклорных, литературных, исторических и других образцов «Ретороманская лига». В 1938 ретороманский язык был признан одним из национальных языков Швейцарии.

По сравнению с другими народами Швейцарии у Ретороманцев наиболее стойко сохраняются элементы традиционной культуры. Основные занятия — альпийское пастбищное скотоводство (мо­лочное), обслуживание туристов, местами — земледелие, виноградарство. Традиционное жили­ще каменное, трёхэтажное, в нижнем этаже — хлев. Высоко развита резьба по дереву. Сохраняются фольклор (сказки, легенды и др.), общинные праздники и обряды.

 

Ретороманские языки

Ретороманские языки - относительно архаичная подгруппа языков и диалектов, входящих в романскую группу индоевропейской семьи.
Название подгруппы состоит из латинских компонентов: Raetia [Реция] - древнеримская провинция, где местным дороманским населением были реты (народ иллирийского или этрусского происхождения) - и romanus ("римский"). В италоязычной литературе эти языки именуются ладинскими.
Общее количество говорящих - порядка 700.000 человек.

Подгруппа включает 3 языка:
- романшский (известен также как руманшский, швейцарско-ретороманский, западно-ретороманский, граубюнденский и курвальский; ареал распространения - кантон Граубюнден, Швейцария /один из 4 государственных языков этой страны/; насчитывает 50.000 носителей);
- ладинский (он же тирольский, доломитский, триентский, центрально-ладинский, центрально-ретороманский, ладинско-доломитский /так называют свой язык сами ладины/, трентинский; область Трентино-Альто-Адидже, Италия; - 30.000 носителей);
- фриульский (он же фурланский, восточно-ладинский; область Фриули-Венеция-Джулия, Италия; около 600.000 носителей).
Ареалы ретороманских языков всё более размываются итальянским и немецким.

Ряд черт в генетическом отношении объединяет ретороманские языки с северными диалектами итальянского. Типологически по тем же признакам ретороманские языки сближаются с французским и противопоставляются итальянскому. Этим обусловлены колебания в отношении места ретороманской подгруппы в классификациях романских языков.

Ретороманские языки, развившиеся на базе самостоятельных говоров галлоитальянского типа (родственных ломбардскому и венецианскому диалектам), по-разному соотносятся с исходным ареалом итальянского языка. Для фриульского и ладинского итальянский язык выступает в качестве надрегиональной нормы; романшский развивается обособленно в условиях отсутствия наддиалектной нормы, что компенсируется наличием территориальных связей между отдельными его вариантами.

Ладинский язык.

Генеалогия и история

Ладинский язык принадлежит к ретороманской (новолатинской) подгруппе романской группы индоевропейской языковой семьи. Термин "ретороманский" относится к подгруппе романских языков, на которых говорят в центральной и восточной части Альпийского региона. С географической точки зрения могут быть выделены три ретороманских языка: западный, центральный и восточный. Восточный известен под именем фриульского (фурланского) языка. На западном (известном как собственно ретороманский) говорят в Швейцарии, в кантоне Граубюнден и Энгадинском регионе. Центральный называется ладинским, и на нем говорят в некоторых долинах Доломитовых Альп в Италии. В конце 80-х годов ХХ столетия был разработан так называемый граубюнденский ретороманский (Rumantsch Grischun) - наддиалектный вариант швейцарского, но который претендует в последнее время на статус "лингва франка" для всех новолатинских языков, включая и ладинский. Регион, где ныне говорят на ладинском, стал частью Римской Империи за 15 лет до н.э. Римляне принесли сюда латинский язык, который с течением времени постепенно трансформировался сначала в общеретороманские, а затем и в ладинские говоры. В течение более чем 400-летнего господства римлян они распространились от Швейцарских Альп до берегов Адриатики. Так, ретороманские топонимы известны в долинах д'Изарко и Веноста (Виншгау), где сейчас по-ладински не говорят. Когда в VI веке германские племена баварцев и алеманов сдвинулись к югу, общеретоманский язык был расколот, но сохранился в отдельных альпийских долинах в виде диалектов трех упомянутых выше языков. У ладинов, живших в изолированных одна от другой долинах, никогда не было объединяющего их духовного и политического центра. Соответственно, им никогда не удавалось создать даже подобия своего государственного образования и развить свой язык до уровня, достигнутого многими другими романскими языками. Разъединённость региона, где говорят по-ладински, имеет очень давние корни. Ещё около 1000 г. регион был поделён на самостоятельные княжества и с тех пор история ладинского языка (если не считать некоторого улучшения положения в последнюю четверть века) - это, в основном, история медленного упадка, сокращения территорий и исчезновения диалектов. Так, в XVIII веке вышел из употребления лачесский диалект, на котором говорили в верховьях реки Адидже, и который считается переходным к швейцарскому ретороманскому. К началу ХХ века, когда Ладинские долины уже около 100 лет находились под властью Австро-Венгерской монархии, исчезают ноннский и зульцбергский диалекты в долине Соле, ослабляются позиции языка в долине Гардена. С 1919 года Ладинские долины оказываются под властью Италии. В 1927 году итальянское фашистское правительство в целях ослабления ладинского меньшинства разделило долины по нескольким провинциям, а в 1939-м рекомендовало ладинам вообще эмигрировать из страны как "чужеродным элементам", хотя сам ладинский язык официально считался местным говором итальянского языка. Положение ладинского языка мало изменилось и в послевоенный период. Так, в долине Кортина ампецанский говор ладинского языка стремительно стал терять свои позиции с 1956 года, со времени, когда там проходила зимняя Олимпиада. К 1813 году году относятся первые описания ладинского языка в форме гарденского диалекта, а к 1877-ому - первое использование письменного варианта эннебергского диалекта. В 1870 году была основана старейшая культурно-просветительная организация, поставившая своей главной задачей сохранение ладинского языка -"Нациун Ладина" (Naziun Ladina). В 1914 году был создан Всеобщий Союз ладинов Доломитовых Альп, который организовал ладинскую библиотечную сеть и издание газеты на ладинском языке "Ла Уск ди Ладинс" (La Usc di Ladins), которая стала в наши дни ведущим ладинским периодическим изданием.

Географическое месторасположение

На ладинском языке говорят в некоторых долинах Доломитовых Альп на северо-востоке Италии (так называемые "Ладинские долины") - Бадиа, Мареббе, Гардена, Фасса (провинция Больцано), Авизио (провинция Тренто), Ливиналлонго, Кортина д'Ампеццо (провинция Беллуно). Автономные провинции Тренто и Больцано входят в состав автономной области Трентино-Альто-Адидже, в то время как провинция Беллуно входит в состав области Венето.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: