Специфические особенности фитнес-технологий




Физическая культура ОДБ.07

Группа: 23

Дата: 29.10.2020г.

Тема 30. Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание оптимального качества жизни, решение задач формирования жизненно необходимых и спортивно ориентированных двигательных навыков и умений.

 

Цель: Продолжить формирование мнения о физической культуре как составной части общей культуры человека.

Задачи:

· Расширить понятийный аппарат студентов, научить применять знания и умения на практике.

· Развивать силовые и скоростно-силовые способности студентов, развивать умение правильно и честно оценивать свою работу.

· Воспитывать морально-волевые качества, потребность в занятиях физической культурой и спортом.

Структура занятия

  1. Фитнес как современный вид двигательной активности

Решение задач занятий по сохранению и улучшению физического здоровья и психического состояния различных групп населения возможно при расширении диапазона используемых средств физической культуры оздоровительной направленности. В сфере фитнеса (оздоровительной физической культуры) разработана специальная терминология, которые имеют различную фонетику, но одинаковую смысловую нагрузку:

- «физкультурно-оздоровительные занятия»;

- «инновационные оздоровительные технологии»;

- «оздоровительные технологии»;

- «рекреационные оздоровительные технологии»;

- «технологии психофизической реабилитации»;

- «реабилитационные технологии»;

- «оздоровительные методики»;

- «технология управления процессом физической подготовки»;

- «физическая активность»;

- «фитнес», «фитнес-программы»;

- «фитнес-технологии».

Фитнес-технологиям свойственны признаки педагогических технологий обучения и по сути – это способ организации хорошо сбалансированной по организационным, материальным, информационным и кадровым ресурсам индустрии сферы оздоровительных услуг. Фитнес-технологии включают в себя не только атрибутику технологии физической культуры или её названия, но и изменённое содержание, принципы подбора упражнений, направленные на решение основных задач деятельности. Фитнес-технологии относятся к инновациям в области оздоровительной физической культуры.

Истоки и содержание фитнес-технологий непосредственно связаны с фитнес-индустрией, которая для решения своих задач вобрала в себя результаты многолетних наработок в сфере оздоровительной физической культуры. Модернизация накопленного опыта лежит в основе возникновения новых технологий.

По мнению Е.Г. Сайкиной, фитнес-технологии можно определить как совокупность научных способов, шагов, приёмов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемая определённым образом в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающая гарантированное достижение результатов, на основе свободного, осознанного и мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий, современного оборудования и инвентаря. Внедрение инновационных оздоровительных технологий в практику физкультурно-массовых занятий позволяет удовлетворить потребности потребителя фитнес-услуг в зависимости от личной мотивации и субъективно-объективных предпосылок.

- «педагогические технологии » – это последовательное (пошаговое) применение различных приёмов, обеспечивающих решение поставленных задач, но различно в зависимости от личности исполнителя, особенностей контингента учащихся, психологического климата в коллективе. Наиболее ёмкая трактовка термина «педагогическая технология» имеется у С.В. Савина, О.Н. Степановой, где под технологией понимается целостная совокупность последовательных действий, операций и процедур, направленных на достижение поставленной цели и гарантированно приводящих к запланированному результату. Под технологией оздоровительной (кондиционной или фитнес) тренировки понимают целостную упорядоченную совокупность валидных и эффективных средств, методов и приёмов, гарантированно обеспечивающих планируемый физический уровень кондиции занимающихся.

 

Специфические особенности фитнес-технологий

В зависимости от целей и задач занятий, различают несколько уровней кондиционных тренировок или, так называемых, занятий фитнесом:

· общий или оздоровительный фитнес;

· физический фитнес;

· спортивно-ориентированный фитнес.

Общий фитнес подразумевает оптимальное качество жизнедеятельности, охватывающее социальные, духовные и физические компоненты, и определяющие «положительное» здоровье, т.е. динамическое многомерное состояние, включающее в себя требуемый уровень работоспособности, достаточную общественную активность, эмоциональную реактивность и психологическую устойчивость.

При организации занятий фитнес-технологиями используется алгоритм, который заключается в следующем:

· выбор и утверждение программы на ближайший и длительный период;

· заключение контракта между исполнителем программы и руководителем фитнеса, призванным оказать максимальную помощь людям – сделать двигательную активность необходимым компонентом жизни путём организации доступных, интересных и результативных занятий;

· текущий и этапный контроль за состоянием занимающихся с анализом срочных и скрытых реакций организма на физическую нагрузку;

· на основе анализа текущих результатов занятий сравнение состояния и отдельных его признаков у занимающихся с исходными показателями, со средними «стандартными» характеристиками возростно-половой группы, к которой они относятся, а также модельными нормативами – проведение оценки действенности используемой программы фитнеса и, в случае необходимости, коррекция её.

 

Принципы разработки рабочих программ в фитнесе типичны:

- индивидуализация занятий, выражающаяся в реализации потребностей занимающихся с учётом их особенностей;

- программирование и конкретное планирование работы с акцентом на общее состояние и последовательность решения задач физического совершенствования;

- регламентация нагрузок и адекватность их применения;

- стремление к адаптации к нагрузкам и в целом к упражнениям;

- строгое дозирование нагрузок и последовательное их увеличение;

- учёт возможности обратимости (снижения) результатов и отражение её в управляемой динамике воздействия;

- сочетание результативности занятий с их безопасностью.

Занятия оздоровительным фитнесом характеризуются выполнением упражнений низкой интенсивности, плавными, ограниченными по амплитуде и напряжённости движениями, направленными на общее физическое и двигательное развитие, улучшение состава тела, поддержание или развитие функциональной дееспособности и некоторого удовлетворения потребности в двигательной деятельности. Обычно этому соответствует 2-3-разовый в неделю режим занятий.

Двигательные программы в кондиционных тренировках (фитнес-технологиях) характеризуются использованием различных форм организации занятий. Они определяются вниманием к требуемой специфике упражнений: силовой, аэробной, общеразвивающей и т.д., либо частоте, интенсивности и продолжительности, определяющих особый тип занятий. Интенсивность работы является ведущим показателем напряжённости упражнений и нагрузки в целом. Управление ими осуществляется по принципу «качелей», т.е. последовательного варьирования нагрузки: увеличение, некоторая стабилизация, уменьшение. Этот принцип выдерживается при использовании одного упражнения в целом занятии и цикле тренировок. Критерием контроля для аэробных упражнений принимается показатель пульса (ЧСС), а для силовых - вес груза или величина сопротивления движению.

Физический фитнес подразумевает достижение оптимального физического состояния в результате выполнения определённой двигательной программы деятельности. «Базовый» фитнес направлен на достижение и поддержание физического благополучия и снижение риска возникновения заболеваний. Для данного типа фитнеса характерны регулярные физические нагрузки средней интенсивности, упражнения на растягивание, силового и аэробного характера, рациональное питание, нормальное реагирование на психические нагрузки за счёт формирования способностей переносить напряжения, переключаться на иные действия и формы деятельности, эмоциональный комфорт, воспитание здоровых норм поведения.

Физический фитнес располагает чёткими критериями оценки физического состояния занимающихся – тестовые задания для определения уровня развития физических качеств, имеющих связь со здоровьем и отражающих уровень функционального состояния.

Спортивно-ориентированный фитнес – высшая ступень двигательной активности, направлен на развитие двигательных способностей и физических качеств, решение спортивных задач. Занятия спортивно-ориентированным фитнесом имеют особенност:

1- обоснованность системы физических упражнений в социальном, личностно-индивидуальном и естественно-функциональном аспектах;

2- научно-исследовательский подход в разработке системы совершенствования, включающий в себя предварительный анализ состояния проблемы, методическое обоснование форм и содержания двигательной активности, а также методов диагностики и текущего контроля за состоянием занимающихся;

3- использование тестирования и оценки широкого круга показателей: физических и двигательных качеств, характерных черт личности;

4- наличие программ индивидуальной направленности, учитывающих и сопоставляющих уровень потенциальных возможностей личности;

5- широкий охват разных сторон жизнедеятельности и эффективности воздействия на качество жизни, состояние человека, социальную сферу деятельности личности.

Занятия фитнесом оказывают на организм человека влияние, которое определяется комплексом функциональных реакций сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата. К традиционным видам аэробной направленности относятся физические упражнения: разновидности ходьбы, бег, плавание, езда на велосипеде, аэробика, подвижные игры умеренной интенсивности - это основные массовые тренирующие средства, доступные большинству категорий населения.

Занятия фитнесом могут удовлетворить потребности различных социальных, возрастных групп населения в выборе фитнес-программ, содействующих повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора за счёт включения в занятие фрагментов танцевально-хореографической и музыкальной культуры стран Запада и Востока (народно-характерный, историко-бытовой и этнический танцев под оригинальную музыку и её аранжировку).

Использование педагогических технологий в виде анимационных мероприятий в рамках работы фитнес клубов с населением способствует повышению интереса и мотивации к видам физической активности.

В практике клубов в работе с детьми используются различные формы занятий: малые (индивидуальные занятия физическими упражнениями, музыкотерапия, коррекционная гимнастика), большие (утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающие процедуры, специализированные спортивные праздники, соревнования, викторины и конкурсы о ЗОЖ, анимационные мероприятия), которые реализуются при взаимодействие с семьёй, что имеет высокий воспитательный потенциал.

Особое значение занятия оздоровительной направленности с использованием различных фитнес-технологий приобретают при работе с лицами пожилого возраста и ограниченных физических возможностей. В частности, занятия гидро-аэробикой с использованием средств подвижных игр и единоборств пользуются популярностью среди мужчин пожилого возраста. Данный вид занятий оказывает положительное влияние на функциональное состояние сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, состояние опорно-двигательного аппарата, уровень физической подготовленности, стабилизации и улучшение психо-эмоционального состояния.

Занятия оздоровительной направленности с лицами 18-34 лет с ограниченными физическими возможностями (инвалидами) определяются спецификой содержания, состоящее из базовой (ОРУ, дыхательные упражнения, разновидности ходьбы) и вариативной (коррегирующая и дыхательная гимнастика, фитболы, упражнения с отягощениями, на тренажёрах) части, и проводятся в группах, сформированных по их личной инициативе в различных общественных объединениях. В результате занятий физическими упражнениями с пульсовой стоимостью 120-150 уд/мин. у лиц с отклонениями в состоянии здоровья отмечаются положительные изменения показателей нервно-психического напряжения, астении, улучшение настроения.

 

Ссылки на литературу:

1. Фитнес: [учеб. пособие] / О. В. Сапожникова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 144 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/34794/1/978-5-7996-1516-1.pdf

Домашнее задание

Написать конспект. Отсканировать тетрадь и выслать на почту. a.ryabchenko59@mail.ru

В теме письма указать ФИО, группу, дисциплину, Тему, дату урока.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: