Основной комментарий N 4 (2016) к Статье 24 Конвенции ООН о правах инвалидов от 26 августа 2016 года




Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года

https://base.garant.ru/2565085

(Ратифицирована в РФ Федеральным законом N 46-ФЗ " О ратификации Конвенции о правах инвалидов " от 03.05.2012) https://base.garant.ru/70170066/

Основная мысль всего документа – инвалиды должны жить в условиях равных возможностей с другими членами общества, создание условий вовлеченности и доступности во всех сферах их жизни, уважение и недискриминация к ним, как к полноценным членам общества. Государство обязано таким образом построить свою законодательную базу, чтобы обеспечить равные права и возможности и пресекать дискриминацию инвалидов. При решении всех вопросов, касающихся инвалидов, государства-участники обязаны привлекать самих инвалидов и (или) представителей их интересов.

Важная часть Конвенции (Статья 8) посвящена обязанностям государства в осуществлении информированности общества и воспитания в нем правильного отношения к инвалидам, борьбы с предрассудками и дискриминацией.

В особые статьи конвенции выделены вопросы, касающиеся детей инвалидов, их образования. (Статья 7, 24). «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми». Подробнее вопросы об образовании инвалидов, затронутые в Конвенции рассмотрены в следующем документе:

 

Основной комментарий N 4 (2016) к Статье 24 Конвенции ООН о правах инвалидов от 26 августа 2016 года

Перевод комментария № 4 к Статье 24 Конвенции ООН взят с сайта https://autismchallenge.ru (АНО «Центр проблем аутизма: образование, исследования, помощь, защита прав»).

В пункте 8 комментария (отнесен к статье 4, параграфу 3 Конвенции) сказано, что государство должно консультироваться и активно вовлекать людей и детей с особенностями развития через их организации-представительства с целью привлечения к планированию, применению, мониторингу и оценке инклюзивного образования. Люди с особенностями и члены их семей должны распознаваться как партнеры, а не просто как получатели образовательных услуг.

В пункте 11 отмечена разница между исключением, сегрегацией, интеграцией и инклюзией.

Так, исключение возникает, когда ученики напрямую или косвенно не допускаются к любой форме образования.

Сегрегация возникает, когда образование учеников с особенностями предоставляет в изолированных учреждениях, организованных таким образом, чтобы работать только с клиентами с определенными особенностями или несколькими видами особенностей, но в изоляции от «обычных» детей.

Интеграция – это процесс, в котором людей с особенностями помещают в неадаптированную и уже существующую образовательную среду, в случае если эти люди соответствуют стандартизированным требованиями такой среды.

Инклюзия же включает процесс системного реформирования образовательной среды, превращая ее в доступную для всех участников процесса.

Реформирование включает в себя всевозможные изменения, чтобы преодолеть препятствия на пути к предоставлению базового права на образование для всех учеников. Включение учеников с особенностями в обычные классы без проведения соответствующих структурных изменений в области, к примеру, организации расписания, обучающих стратегий и так далее не является инклюзией. К тому же, интеграция не гарантирует автоматического перехода от сегрегации к инклюзии.

 

В пункте 12 описаны ключевые черты инклюзивного образования:


a) Системный подход: министерства образования должны обеспечить инклюзию всеми ресурсами, и направить их на улучшение уровня образования с необходимыми изменениями на институциональном, культурном и практическом уровнях.

b) Полноценная образовательная среда: должна осуществляться работа по устранению барьеров на пути к инклюзивному образованию для всех членов процесса.

c) Персональный подход: уделяется внимание способностям каждого ученика, устанавливаются высокие ожидания для каждого получателя образования, включая людей с особенностями развития. Подход нацелен на прекращение сегрегации в образовательных учреждениях путем обеспечения инклюзивного обучения в доступных учебных средах с соответствующей поддержкой. Система образования должна обеспечивать персонализированный образовательный процесс, а не ожидать, что ученик будет соответствовать системе.

d) Поддержка учителей: все учителя и другие участники обучающего процесса получают образование и необходимые тренинги, знакомящие их с базовыми ценностями инклюзии, и повышающие их компетенцию в этом вопросе. Поощряется сотрудничество, взаимодействие и совместное решение проблем.

e) Уважение к ценностям разнообразия. Все ученики без исключения должны ощущать свою ценность, быть уважаемы, включены в сообщество, к ним должны прислушиваться. Также необходимо принять эффективные меры по противодействию и недопущению насилия и травли в школах.

f) Дружественная обучающая среда: инклюзивное образование должно создавать доступную среду, в которой все чувствуют себя в безопасности, все ощущают поддержку, имеют возможность для самовыражения, и в которой уделяется особое внимание самим ученикам при создании позитивного школьного сообщества. Потребности и особенности учеников распознаются в процессе обучения, позволяя создать базу для хороших взаимоотношений, дружбы и принятия.

g) Эффективные перемещения от одной образовательной фазы к другой: ученики с особенностями получают поддержку, гарантирующую успешный переход от школьного обучения к профессиональному и высшему образованию, и, в конце концов, к работе. Способности учеников и их уверенность в себе постоянно поддерживаются, ученики получают необходимое сопровождение, а также оцениваются на равных условиях при поступлении и на экзаменах, сертификациях, их достижения воспринимаются наравне с достижениями других людей.

h) Понимание принципов партнерства. Группы поддержки в школах, как формальные, так и неформальные, получают информацию об особенностях развития учеников. Включение в процесс родителей/опекунов и локального сообщества должно пониматься как привлечение активного человеческого ресурса, который может внести свой вклад. Взаимоотношения обучающей среды и более широкого местного сообщества является важным компонентом создания инклюзивного общества.

i) Мониторинг: длительный процесс, в котором инклюзивное образование должно оцениваться и проверяться на регулярной основе, чтобы исключить возможности для проявлений как сегрегации, так и интеграции вместо инклюзии, на формальном, или неформальном уровне. В мониторинге участвуют как люди с особенностями, так и их родители/законные представители.

В пункте 16 (комментарий к пункту 1 (b) статьи 24) сказано, что образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и склонностей людей с ограниченными возможностями, а также на раскрытие их умственного, физического и коммуникационного потенциала в полной мере. Государство должно поддерживать создание возможностей для развития уникальных сильных и талантливых способностей каждого человека с инвалидностью.

Пунктом 18 запрещается исключение инвалидов из общей системы образования, включая любые законодательные или нормативные положения, которые ограничивают их включение на основе их обесценивания или степени этого включения. Например, когда речь идет об инклюзии “в объеме, соответствующем потенциалу личности” или в ситуации необоснованного уклонения от обязанности предоставить место проживания на время обучения. Прямое исключение состоит в том, чтобы классифицировать некоторых учащихся как “невоспитанных”, “имеющих поведенческие проблемы”, и тем самым ограничивать их доступ к образованию. Непрямое исключение может выражаться в проведении обязательного теста как условия для поступления в школу, при этом ученикам не оказывается никакой дополнительной поддержки.

В пункте 25 описана адаптивность и призыв к государствам применять «Универсальный дизайн для обучения» (УДДО) – набор принципов, представляющих структуру для создания адаптированных учебных сред и разработки инструкций для удовлетворения разнообразных потребностей всех учащихся. УДДО позволяет учителям использовать разные подходы в своем обучающем процессе, уделяя особое внимание образовательным результатам всех, включая детей с особенностями. Учебные планы должны быть разработаны, адаптированы и применены к требованиям каждого учащегося. Стандартизованные оценки должны быть заменены гибкими и множественными формами оценок и признанием индивидуального прогресса в достижении широких целей, которые предоставляют альтернативные пути обучения.

В пункте 26 (комментарий к пункту 2 (b) Конвенции) описано требование предоставлять ученикам с особенностями начальные и средние школы в местах их проживания. Образовательная среда должна находиться в безопасном месте, которое легко доступно для людей с особенностями. При этом подчеркивается, что социальные и коммуникативные навыки лучше всего развиваются в реальной инклюзивной среде. Активное взаимодействие с другими учащимися является важным компонентом права на инклюзивное образование.

Пункт 27 (комментарий к пункту 2 (с) Конвенции) говорит о том, что такие аргументы как нехватка ресурсов и финансовых кризисов в качестве оправдания отказа от прогресса в области инклюзивного образования нарушают статью 24 Конвенции.

В пункте 31 (комментарий к пункту 2 (d) Конвенции) утверждается, что учащиеся с ограниченными возможностями имеют право на поддержку, чтобы иметь возможность максимально реализовать свой потенциал. Речь идет, например, о предоставлении достаточного количества подготовленных и поддерживаемых преподавателей, школьных консультантов, психологов и других соответствующих специалистов в области здравоохранения и социального обслуживания, а также доступа к стипендиям и финансовым ресурсам.

В пункте 32 (комментарий к пункту 2 (e) Конвенции) требует, чтобы адекватная и постоянная индивидуализированная поддержка предоставлялась напрямую, например вспомогательные пособия и конкретные учебные материалы в альтернативных / доступных форматах, способы и средства коммуникации, а также средства связи и вспомогательные и информационные технологии. Поддержка может также состоять из квалифицированного помощника по обучению, группового или индивидуального, в зависимости от требований учащегося. Индивидуальные планы образования должны учитывать перемены, с которыми сталкиваются учащиеся, переходя на новый уровень (от младших классов к средней школе, например). Эффективность этих планов должна регулярно контролироваться и оцениваться. Характер поддержки должен определяться в сотрудничестве со студентом, родителями или опекунами / третьими лицами.

В пункте 33 сказано, что любые предусмотренные меры поддержки должны соответствовать цели инклюзии, т.е. они должны расширять возможности для учащихся с особенностями взаимодействовать в классе и на внеклассных мероприятиях вместе со своими сверстниками, а не приводить к сегрегации.

В пункте 33 d речь идет о том, что ученики с коммуникативными нарушениями должны иметь возможность самовыражения с помощью поддерживающей или альтернативной коммуникации. Государствам следует инвестировать в развитие опыта, технологий и услуг такого рода для облегчения обучения.

В пункте 33 e указано, что ученики с трудностями в социальном взаимодействии должны получать поддержку через адаптирование классной среды, включающее работу в паре, обучение по принципу «равный-равному» (сверстниковое тьюторство), нахождение рядом с учителем и создание структурированной и предсказуемой среды.

 

Комментарий в пункте 33 f о том, что учащиеся должны быть обеспечены конкретными, наблюдаемыми / визуальными и легко читаемыми дидактическими и учебными материалами в безопасной, спокойной и структурированной учебной среде, с ориентацией на возможности, которые лучше всего подготовят учащихся к независимым жизненным и профессиональным условиям. Государствам следует инвестировать в инклюзивные интерактивные классы, использующие альтернативные учебные стратегии и методы оценки.

В пункте 56 высказано требование о необходимости устранения барьеров и обеспечении доступности инклюзии для людей с инвалидностью, чтобы те могли принимать участие в играх, развлечениях и спортивных состязаниях внутри школьной системы, а также привлекаться ко внеурочной деятельности (статья 30 Конвенции). Должны быть предусмотрены меры для обеспечения доступа инвалидов к культурной жизни, развития и использования их творческого, художественного и интеллектуального потенциала не только для их собственной выгоды, но и для развития сообщества.

Один из самых важных комментариев в пункте 59: государства должны обеспечить всеобъемлющую и межведомственную поддержку инклюзивному образованию в масштабах всего правительства. Все соответствующие министерства и комиссии, которые отвечают за основные статьи Конвенции, должны работать совместно. Должны быть приняты меры по обеспечению подотчетности для всех задействованных министерств для выполнения таких обязательств. Необходимо наладить партнерские отношения с поставщиками услуг, НКО, средствами массовой информации, более широкими организациями гражданского общества, местными органами власти, ассоциациями учащихся и федерациями, университетами и педагогическими колледжами.

В пункте 69 описано требование о необходимости начать процесс подготовки учителей на всех уровнях образования по развитию основных компетенций и ценностей для работы в инклюзивной образовательной среде. Для этого требуется адаптация к новой форме работы с целью разработки соответствующих уровней квалификации в кратчайшие сроки для облегчения перехода к системе инклюзивного образования. Все преподаватели должны быть обеспечены специальными курсами / модулями, чтобы подготовить их к работе в инклюзивных условиях, а также к практическому опыту обучения, где они могут получить навыки, позволяющие им уверенно решать проблемы, связанные с инклюзией.

3. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования, ЮНЕСКО (Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 7, place de Fontenoy Paris 07 SP France ЮНЕСКО 2009 г.)

https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000177849_rus

В пункте 1.2.1 указано, что обеспечение инклюзивности обеспечивается путем расширения участия с особенностями в обучении, культурной деятельности и жизни общин, а также уменьшение масштабов и устранение проблемы исключения из образования. Отличительной чертой является общая концепция, которая охватывает всех детей соответствующей возрастной группы, и убеждение в том, что именно обычная школьная система призвана дать образование всем детям. Для этого имеется несколько причин:

а) школы должны обеспечивать инклюзивное образование для всех детей. Для этого они должны изыскать пути и средства такого обучения и преподавания, которое отвечало бы потребностям отдельных групп обучающихся и приносило бы пользу всем детям.

б) только инклюзивные школы способны добиться изменений во взглядах в пользу формирования разнообразия и создать основу для более справедливого и недискриминационного общества.

в) дешевле создавать и поддерживать школы, которые обеспечивают образование для всех детей без исключения, чем создавать различные виды школ, специализирующихся на различных группах детей.

Пункт 2.1.2 постулирует, что педагогические учебные заведения не должны считать только себя компетентными в области образования. Для этого в некоторых странах постепенно переходят от специальных школ к так называемым «ресурсным центрам», которые располагают службами по охвату образованием учащихся в поддержку обычной системы школьного образования и дают семьям детей возможность определять направление усилий, нацеленных на оказание помощи детям. Учителя, преподаватели и родители являются ключевыми элементами оказания поддержки всему процессу инклюзивности.

Пункт 2.2.2 о том, что инклюзивная учебная программа касается когнитивного, эмоционального, социального и творческого развития каждого ребенка, основываясь на принципах образования в XXI веке – научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе. Доступная и гибкая учебная программа, учебники и учебные материалы могут выступать в качестве ключевых элементов создания школ для всех. Многие учебные программы строятся, исходя из предположения, что все учащиеся будут обучаться одним и тем же вещам одновременно и одними и теми же методами. Однако учащиеся отличаются друг от друга, у них разные способности и разные потребности. Поэтому важно, чтобы учебные программы были достаточно гибкими и давали возможность адаптировать их к потребностям отдельных учащихся и стимулировать преподавателей и учителей изыскивать решения в соответствии с потребностями и возможностями всех учащихся.

 

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

https://base.garant.ru/70291362/

 

Дается определение инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Частью 16 статьи 2 ФЗ-273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Статья 79 закона провозглашает, что образование обучающихся с ограниченными возможностями может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

При этом, в соответствии со статьей 44 п.3 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Создание необходимых условий федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушения развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья закреплено п.5 статьи 5 ФЗ-27

 

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

https://base.garant.ru/70466462/

 

В соответствии с пунктом 4 формы обучения по общеобразовательным программам определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Пункт 22 определяет максимальную наполняемость класса, состоящую из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.

В соответствии с пунктом 24 для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются:

- необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;

- условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Пункт 29. Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации организуется специальное сопровождение.

Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

 

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

https://base.garant.ru/70862366/

 

Пункт 3.4.1. В реализации АООП НОО участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, указанных в приложениях к настоящему Стандарту. При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: