Ритм в природе
Полоски у зебры, листья на веточке дерева, деревья в парке и волнующаяся рябь воды – везде есть чередование, а значит и ритм.
Простой ритм – чередование одинаковых элементов (по форме, цвету, размеру). Простой ритм передает спокойствие.
Ритм называют сложным, если меняются формы, цвет, направление элементов и расстояние между ними.
Примеры ритма
1. Простой, монотонный ритм (движения нет).
2. Ритм усложненный (движение есть):
чередование цвета,
чередование размеров,
чередование направлений.
Ребята, представьте, что все деревья выстроились в ряд по линеечке, как на параде. А листочки на них абсолютно все одинаковые и растут ровными рядами. Подобную картину можно увидеть разве только в посадках искусственных насаждений. В живой природе всё разнообразно и растёт хаотично. Например, стволы деревьев имеют различную толщину, а расстояния между ними разные. Где-то дерево толще, где-то тоньше. Одно дерево растёт дальше от другого, другое ближе, у них различны размеры и расстояния между ними разное. То есть ритм повторяющихся элементов композиции изменчив. В природе очень мало «одинаковостей». Это также применимо к листочкам на деревьях, к траве, к бугоркам земли, к облакам на небе. Один листочек крупнее, другой меньше, третий совсем маленький. Одно расстояние между ними большое, другое меньше, третье -совсем короткое. Иными словами мы получаем ритм большого, среднего, малого; большого, среднего, малого. И так далее.
Если в композиции присутствуют прямые, горизонтальные или слегка наклонные линии, то создается впечатление покоя, либо размеренного, легкого движения. Такая композиция называется статичной.
Композиции, в которых сочетаются вертикальные, резко наклоненные, угловатые или округлые линии, передают движение и называются динамичными.
Итак, ритм передает движение.
Ритм элементов, если внимательно посмотреть на представленные ниже иллюстрации, создает впечатление движения в разных направлениях.
Ребята, продолжим изучение опыта старых мастеров в проявлении ритма на примере картины художника Сандро Боттичелли «Весна», написаной в 1482 году. Просмотрите видео «Ритм в композиции и как им пользоваться» по ссылке с 3, 28 мин. по 4, 21 мин.
https://youtu.be/ToXbPxmZXuc
Сандро Боттичелли «Весна», 1482 г.
Ребята, переходим к практическому заданию. Начинаем работать над творческой композицией на темы по выбору: «Метель» или «Карнавал». Сегодня надо выполнить первый и второй этап работы. Линейный рисунок композиции выполняете на формате А3 простым карандашом. Работу подпишите (фамилия, имя, класс) и вышлите на проверку.
Этапы работы
Предварительный поиск эскизов. Использование подготовительного материала по заданной теме. Наброски и зарисовки деревьев, веток, морозных узоров, людей в движении.
Выполнение линейного рисунка карандашом на формате А 3.
3. Начало работы в цвете (гуашью). Выполнение крупных элементов композиции.
4.Продолжениеработы в цвете. Выполнение более мелких элементов композиции.
5. Работа над основными элементами композиции. Выполнение мелких деталей и обобщение второстепенных.
Преподаватель предмета композиции
Антропова Виктория Георгиевна,
номер телефона 8 992 425 07 67,
адрес электронной почты finina_v@mail.ru