эпитет
ряды однородных членов
метафора
гипербола
антитеза
вопросно-ответное единство
термин
развёрнутая метафора
контекстуальные антонимы
градация
ТЕКСТ 14
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)У каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. (2)Плохие или хорошие.
(З)Одни учителя помнятся, другие нет, одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. (4)И не всегда это объяснишь степенью дружбы. (5)Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно,.сложные причины. (6)То же самое происходит с нашими впечатлениями и воспоминаниями об учителях. (7)Кроме любимых или нелюбимых учителей, оседают в памяти чьи-то часто безымянные истории, притчи, фразы...
(8)Когда учитель ставит отметку ученику, то ведь и ученик одновременно как бы ставит отметку учителю. {9)3а справедливость, за объективность. (10)И вместе с отвечающим учеником отметку эту ставит и весь класс. (И)Взаимность эта хорошо известна опытным учителям. (12)Наша любовь к учителям складывалась из таких отметок. (13)Разумеется, не только из них. (14)Любовь рождалась по-разному. (15)Талантливых учителей не так уж много. (16)Талант всегда редкость. (17)Тем более талант реализованный. (18)Один инженер, теперь он уже научный работник, в минуту откровенности признался мне, что всегда мечтал быть школьным учителем. (19)«Но считалось, что это занятие не для мужчины, — объяснял он, — что я могу рассчитывать на большее, что быть инженером важнее, серьезнее и т.п.». (20)Таких людей, мечтавших учить и не решившихся стать учителями, я встречал немало.
|
...(21)Учитель для меня — это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник.
(22)В том-то и красота, и счастье учительской профессии, что учитель может и должен учить жить. (23)Я вкладываю в эти слова самые простейшие понятия. (24)Простые и понятные, как рассказы Л. Толстого из «Русской книги для чтения», как русские пословицы. (25)3ачем люди трудятся, к чему приводит жадность, почему нельзя врать, почему надо жалеть животных — словом, истины, казалось бы, элементарные, очевидные, но нужно, чтобы они были произнесены. (26)И вот ведь что интересно, что каждый возраст Нуждается в своих, что ли, прописях, то есть требованиях и запретах. (27)Рассказы Толстого запомнились и вошли навсегда в сознание потому, что наша учительница читала их нам в первом и втором классах (важно, когда впервые слышишь эти образные формулы), а чуть позже эти же рассказы уже не поразили бы нашего воображения.
(28)По-видимому, всё это вещи, известные педагогике, но я не стесняюсь их повторить хотя бы ради подтверждения их опытом своей жизни.
(Д. Гранин)
Известный писатель Д. Гранин рассуждает о роли и назначении учителя. Ввести читателей в тему автор пытается с помощью __________ (предложения 2 — 5). Вычленить важные смысловые элементы помогает такой синтаксический приём, как
__________ (предложения 1 и 2, 8 и 9, 16 и 17, 23
и 24, 25). Автор формулирует собственную позицию, используя ______________ (предложение 21). Выразительность речи придают ___________ (предложение 24) и ______________ (предложение 27), а уверенность автора подчёркивается с помощью ________
|
_________ (предложения 13, 28).
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнение
3) метафора
4) гипербола
5) антитеза
6) вводное слово
7) парцелляция
8) развёрнутая метафора
9) перифраз
10) градация
ТЕКСТ 15
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные J рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. (2)Страна эта лежала у всех под носом — как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. (3)Но для литературы, для читателей была она тогда и впрямь незнакомой, нетронутой землёю.
(4)Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, и многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье, этот особый мир, который, пожалуй, и представить трудновато нынешнему читателю.
(5)Глухие длинные заборы, одноэтажные домики в пять окон с густыми садами и огородами, герань на подоконниках, а в окнах — чиновник с гитарой или купец в красной рубашке, пьющий чай «до третьей тоски»... (б)Жизнь сонная, закисшая, со своими чудачествами, грубостью и предрассудками окружала Островского с той самой поры, как он начал помнить себя.
(7)3десь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, покупали годовые запасы рыбы, мёду и капусты. (8)3десь степенно беседовали о своих плутнях за стаканом «пуншика* бородатые купцы, здесь их молодые жёны и дочери выглядывали на улицу из-за коленкоровых занавесок, мечтая о «галантерейных» кавалерах. (9)3десь почта была великой редкостью, и солдата-инвалида, разносившего письма, пугались как нежданной беды. (Ю)Здесь люди добродетельные чай пили с изюмом, экономя дорогой сахар.
|
(11)3десь от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича». (12)3десь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. (13)3десь по праздникам спали до одиннадцати, ходили в церковь, пекли пироги, ужинали «туго-натуго», рано ложились гнать. (14)3десь одни презирали моду «из принципа», другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напомаженные.
(15)На Пятницкой, на Зацепе, на Болвановке, в путанице замоскворецких переулочков, коленец и тупиков — каких только было не увидеть картин, каких разговоров не наслушаться!
(16)Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья». (17)Но значение его комедий быстро переросло рамки правдивого бытописания. (18)3а лицами возникали типы, за бытовыми картинками — социальные и психологические явления. (19)Молодой Островский стал наследником и соперником Гоголя в нарождавшейся русской драматургии...
(В. Лакшин)
Статья В. Лакшина посвящена творчеству известного писателя А. Островского. Вступление интригует читателя, благодаря тому что автор использовал _________ (предложение 1). Добиваясь цели описать жизнь Замоскворечья XIX века, Лакшин
использует _________ (предложения 5, 6, 7, 13, 14, 15).
Добиться правдивости в описании автору помогают __________ (купец, цирюльня, коленце, напомаженный). Это описание становится ярким и образным, поскольку автор применяет ____________ (жизнь сонная, ужинали «туго-натуго», закисшая, «галантерейные» кавалеры), а также ___________ (предложение 11). Особую выразительность, мерность описанию придаёт _______________ (предложения 7 — 14).
Текст становится более лёгким и доступным вследствие использования __________ (лежать под носом, нетронутая земля, уходили корнями, переросло рамки).
Список терминов:
1) эпитет
2) анафора
3) метафора
4) устарелые слова
5) антитеза
6) перифраз 7)синекдоха
8) метонимия
9) ряды однородных членов
10) фразеологизм
ТЕКСТ 16
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Пасхальная ночь! (2)Все уходили из дома, дети оставались одни с няней или гувернанткой. (З)Ночь была — как пещера: пустая, но полная ожиданием часа, когда прокатится над Москвой и Москвой-рекой первый удар колокола, с колокольни Ивана Великого. (4) И, кидаясь в его голос, задавшимся трепетом своих голосов все колокола Москвы и всех московских окрестностей, заголосят, заликуют неслыханным хоровым трезвоном, испуская в чёрную, как глухое сукно, ночь такое количество звуков, что, перегоняя все горелки детских игр и все симфонические концерты старших, перезванивая колокольным сияющим щебетом все колокольчики русских дорог и все весенние рощи, звуки, захлебнувшись собой, вырвутся из своего царства. (5)И тогда над Москвой-рекой полетит к ним на помощь воинство царства
соседнего — слепящее серебро, золото, олово, медь, жар мех Жар-птиц всех русских сказок, и, взлетая вверх, под тучи, обронит в холодные весенние воды, окаймлённые огоньками, перья всех цветов и красок со всех художнических палитр.
(6) По-московски это называлось — «ракеты». (7) А вокруг Царь-пушки царята всех пушек, не в силах стерпеть, выпустят на свободу из жерл ядра свои суворовским и кутузовским грохотами, — и уж ничего нельзя будет понять, ни увидеть, ни услыхать...
(По А. Цветаевой)
Текст А. Цветаевой посвящен детским воспоминаниям о праздновании Пасхи в дореволюционной Москве. Ярко и образно автор описывает необыкновенные впечатления пасхальной ночи. Начало текста
оформлено с помощью ^__________ (предложение 1), и
этот приём ёмко, но кратко вводит читателя в тему. Описания колокольного перезвона становится внушительным благодаря использованию лежащего в его основе приёма __________ (предложения 3—5), который усиливается _________ (см. подчёркнутый фрагмент предложения 4). Метафоричность речи усиливается с помощью _________. (предложения 3, 4).
Последний абзац становится образным из-за использования __________ (царята) и ___________ (суворовским и кутузовским грохотами).
Список терминов:
1) эпитет
2) именительный темы
3) метафора
4) гипербола
5) оказионализм
6) перифраз
7) олицетворение
8) литота
9) сравнение
10) фразеологизм
ТЕКСТ 17
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) В материальном мире большое не уместишь в малом. (2) В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.
(3) Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём — в самом, казалось бы, незначительном. (4) Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. (5) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.
(6) Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (7) Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». (8) Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение.
(9) Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано.
(10) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (11) Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.
(12) Общее правило: блюсти большое в малом — нужно, в частности, и в науке. (13) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни учёного. (14) Если же стремиться в науке к «мелким» целям — к доказательст ву «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффектности или к любым формам самопродв ижения, то учёный неизбежно терпит крах. (15) Может быть, не сразу, но в конечном счёте! (16) Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестаёт существовать, и сам учёный рано или поздно перестает быть учёным.
(17) Соблюдать большое надо во всём решительно. (18) Тогда всё легко и просто.
(Д.С. Лихачёв)
Текст академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва посвящен важной проблеме нравственных основ деятельности человека в целом и научной деятельности в частности. Основную мысль автор формулирует и развивает с помощью такого приёма, как ____________ (предложения 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 15). Личные оценки Д.С. Лихачёв передаёт посредством __________
(великая цель, добрая цель, низкие средства, к «мелким» целям). Описывая внутреннее состояние еероя романа «Преступление и наказание» автор, применяет ____________ (предложение 8). _________ (предложение 5, 13) усиливает впечатление читателя и показывает значимость проблемы для автора.-
Список терминов:
1) эпитет
2) метонимия
3) метафора
4) гипербола
5) окказионализм
перифраз
антитеза
литота
сравнение
фразеологизм
ТЕКСТ 18
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Я никогда не ездил «за материалом», «за сюжетами». (2) Жил, зарабатывал на жизнь, познавал что-то новое. (3) Метод «приехал — увидел — спел» не заслуживает серьёзного разговора...
(4) Произведение рождается из диалога ума и сердца. (5) Писатель — это блуждающая фаза, обнажённый высоковольтный провод: достаточно малейшего контакта с чем угодно — и вспыхивает дуга. (6) Есть напряжение — годится и щепка, нет его — не поможет и железная гора, один пшик выйдет. (7) А внешние события могут послужить лишь толчком — но никогда не основой той коллизии идей и чувств, которая есть суть произведения. (8) Кроме того, при физической работе в тяжёлых условиях интеллект как бы закукливается, притупляется чувствительность, размышления уходят, уступая место действиям.
(9) Вот когда идея, внутреннее построение вещи родились — то ищешь адекватный материал для воплощения идеи в форме. (10) Тут опыт помогает: среди знакомых реалий и находишь землю обетованную, которая становится родиной для твоего произведения.
(М. Веллер)
Известный современный писатель Михаил Веллер, анализируя собственный опыт, рассуждает о природе писательского труда. Утверждая, что «произведение рождается из диалога ума и сердца», автор применяет _____________ (предложение 4). Этот же троп
имеет место и в предложении 10. Роль писателя М. Веллер разъясняет с помощью ____________ (предложения 5, 6, 7). Своеобразие авторскому языку придает использование ______________ (закукливается )и ____________ (земля обетованная).
Список терминов:
1) эпитет
2) именительный темы
3) метафора
4) гипербола -
5) окказионализм
6) перифраз
7) олицетворение
8) развёрнутое сравнение
9)сравнение
10) фразеологизм
ТЕКСТ 19
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Современная ситуация такова, что научно-технический прогресс является одним из главных путей социального прогресса в целом. (2) Мудрость нашей эпохи во многом выражается в удивительных, уникальных (да возрадуется душа могуществу человека!) достижениях науки и техники (электронной, лазерной, вычислительной и т. д.), которые, несомненно, раскрывают новые перспективы для развития производства, поднятия жизненного уровня народа, совершенствования условий работы и отдыха, воспитания и образования.
(3) Появлением глобальных проблем как проблем социальных человечество во многом обязано именно техническому прогрессу. (4) Современный мир — грандиозный техноценоз, а последствия технического прогресса, ввиду его универсальности, всеохватывающего характера, имеют значение, далеко выходящее за пределы сугубо технического ряда.
(5) Мы далеки от мысли во всех бедах современности винить только технику (мы так же далеки от мысли во всём на неё полагаться, уповать на неё), считая её воплощением зла. (6) Зло входит в мир только через чело-' века, его поступки, волю (как, впрочем, и добро утверждается в мире благодаря ему). (7) И носителем ответственности может быть только человек. (8) Те, кто во всём винит технику, снимают социальную ответственность с человека и способствуют его деморализации (какая вина, если ты невиновен, неповинен!). (9) Более того, необходимо ясно осознать, что значительное количество проблем, которые встали перед человечеством, можно разрешить, только идя путём научно-технического прогресса. (10) Нельзя не только отказываться, но и отказаться. (11) Современный мир не предоставляет альтернатив. Бегство от техники, как и от свободы, — иллюзия, и притом очень опасная (как и бесконечное доверие ей). (12) В этом отношении у нас нет свободы выбора, но есть свобода мнимая.
(А. Рубенис)
Публицистический текст А. Рубениса посвящен актуальной проблеме научно-технического прогресса. Изложить мысли автору помогают особые синтаксические модели, из которых наиболее частотны _____________ (предложения 2, 5, 6, 8, 11), причём некоторые из них (предложения 2, 8) являются одновременно и _____________. Предложения 2, 6 отличаются полнотой, поскольку автор употребляет в них ______________. Среди средств лексической выразительности, использованных автором, можно назвать _____________ (предложения 6, 7, 8) и _______________ (удивительных, уникальных, очень опасная, универсальность, всеохватывающий характер и др.).
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) эпитет
3) вставная конструкция
4) оценочная лексика'
5) риторическое восклицание
6) экспрессивная разговорная лексика
7) вопросно-ответное единство
8) фразеологизм 9)синекдоха
10) развёрнутая метафора
ТЕКСТ 20
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены им. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Язык и, думается, литература — вещи более древние, неизбежные, долговечные, чем любая форма общественной организации. (2) Негодование, ирония или безразличие, выражаемое литературой по отношению к государству, есть, по существу реакция постоянного, лучше сказать — бесконечного, по отношению к временному, ограниченному. (3) По крайней мере до тех пор, пока государство позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет право вмешиваться в дела государства. (4) Политическая система, форма общественного устройства, как всякая система вообще, есть, по определению, форма прошедшего времени, пытающаяся навязать себя настоящему (а зачастую и будущему), и человек, чья профессия — язык, последний, кто может позабыть об этом. (5) Подлинной опасностью для писателя является не только возможность (часто реальность) преследований со стороны государства, сколько возможности оказаться загипнотизированным его, государства, монструозными или претерпевшими изменения к лучшему — но всегда временными — очертаниями.
(6) Философия государства, его этика, не говоря уже о его эстетике — всегда «вчера»; язык, литература — всегда «сегодня» и часто — особенно в случае ортодоксальности той или иной системы, даже и «завтра». (7) Одна из заслуг литературы и состоит в том, что она помогает человеку уточнить время его существования, отличить себя в толпе как предшественников, так и себе подобных, избежать тавтологии, то есть участи, известной под почётным названием «жертвы истории». (8) Искусство вообще и литература в частности тем и замечательно, тем и отличается от жизни, что всегда бежит повторения. (9) В обыденной жизни вы можете рассказать один и тот же анекдот трижды и трижды, вызвав смех, оказаться душою общества. (10) В искусстве подобная форма поведения именуется «клише». (11) Искусство есть орудие безоткатное, и развитие его определяется не индивидуальностью художника, но динамикой и логикой самого материала, предыдущей историей средств, требующих найти (или подсказывающих) всякий раз качественно новое эстетическое решение. (12) Обладающее собственной генеалогией, динамикой, логикой и будущим, искусство не синонимично, но, в лучшем случае, параллельно истории, и способом его существования является создание всякий раз новой эстетической реальности. (13) Вот почему оно часто оказывается «впереди прогресса», впереди истории...
(И. Бродский)
Нобелевский лауреат Иосиф Бродский в речи на церемонии вручения премии говорит об отношениях государства и литературы. В основе рассуждения лежит фигура ___________ (предложение 6). Для передачи собственного отношения автор мастерски применяет __________ (вещи более древние, неизбежные,
долговечные; негодование, ирония или безразличие). Выразить собственное отношение к последствиям вмешательства государства в литературу И. Бродский пытается с помощью такого лексического сред ства, как __________ (предложение 5). Стилистиче ское своеобразие текста заключается в сочетании в ___________ (политическая система, форма общес твенной организации, клише, ирония, генеалогии), __________ (ортодоксальность, монструозный,
претерпевший изменения) и ___________ (зачастую, душа общества, безоткатный, толпа).
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) разговорная лексика
3) градация
4) оценочная книжная лексика
5) термин
6) антитеза
7) вопросно-ответное единство
8) фразеологизм 9)синекдоха
10) развёрнутая метафора
ТЕКСТ 21
Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на Основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка,
(1) Что я хотел пожелать молодёжи моей родины, Посвятившей себя науке?
(2) Прежде всего — последовательности. (3) Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. (4) Последовательность, последовательность и последовательность. (б)С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний.
(6) Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти ни её вершины. (7)Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. (8) Никогда не пытайтесь прикрыть недостаток своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. (9) Как бы ни треил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, — он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.
(10) Приучите себя к сдержанности и терпению. (11) Научитесь делать чёрную работу в науке. (12) Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.
(13) Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. (14) Факты — это воздух учёного. (15)Без них вы никогда не сможете взлететь. (16) Без них ваши теории — пустые потуги.
(17) Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. (18) Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. (19) Настойчиво ищите законы, ими управляющие.
(20) Второе — это скромность. (21) Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. (22) И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте смелость сказать себе: я невежда.
(23) Не давайте гордыне овладеть вами. (24) Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности.
(25) В том коллективе, которым мне приходится руководить, всё делает атмосфера. (26) Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. (27) У нас зачастую и не разберёшь — что «моё», а что «твоё», но от этого наше общее дело только выигрывает.
(28) Третье — это страсть. (29) Помните, что наука требует от человека всей его жизни. (30) И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. (31) Большого напряжения и великой страсти требует от человека наука. (32) Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях!
(И.П. Павлов)
«Письмо к молодёжи» академика Ивана Петровича Павлова — это завещание великого учёного тем молодым людям, которые посвятили себя науке. Структурируя текст, автор использует приём ________ (предложение 1). Другим средством развития мысли в тексте служит __________ (предложения 7 и 8, 15 и 16). Особый ритм речи придаёт _________ (предложения 9, 25, 31) и __________ (предложение 4). В качестве средства аргументацииИ.Л. Павлов использует __________ (предложения 8 и9, 13 и 14).
Список терминов:
ряды однородных членов
разговорная лексика
аналогия
оценочная книжная лексика
повтор
анафора