Рекомендации по подготовке органов артикуляции для формирования правильного произношения звуков: Ш, Ж, Ч.




Консультация для родителей Андрея Л.

Тема: «Развитие фонематического восприятия ребенка.

Как исправить звукопроизношение»

 

Форма проведения: очная

 

 

Дата проведения: 19.11.2020

Провела: Рязанова Ольга Рафаиловна,

учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад № 77»

 

г. Череповец

Цель: ознакомление с дидактическими играми и упражнениями направленными на развитие речи.

Задачи:

1. Ознакомить родителей с результатами диагностического обследования навыков ориентировки в пространстве, речевого развития ребенка.

2. Проинформировать о значении развития фонематического восприятия, познакомить с играми и упражнениями на развитие фонематического восприятия, активизацию мышц артикуляционного аппарата, дифференциацию звуков.

Материалы и оборудование: карточки с играми на развитие фонематического восприятия, памятка «Артикуляционные упражнения», рабочие тетради по развитию речи на звуки С-З, Ш-Ж, Ч-Щ Н.В. Новоторцевой.

Содержание консультации

Знакомство с результатами диагностического обследования ребенка по заявленным направлениям.

Рекомендации по развитию фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Для успешного формирования фонематического восприятия можно предложить ребенку упражнения в игровой форме.

Различение на слух музыкальных инструментов (со зрительной опорой, без зрительной опоры). Постепенно количество увеличивается.

♦ Различение предметов (стакан, коробка, пластмассовый стакан).

♦ Определение содержимого трех (и более) шариков (с горохом, крупой, фасолью).

♦ Воспроизведение ритма (отхлопывание, отстукивание).

♦ Различение тембра голоса: «3 медведя», «Теремок», «Колобок» (кто говорит); игра «Мама и детёныши».

Игры

Игра «Громко-тихо»

Взрослый предлагаетопределить, далеко илиблизко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети в лесу: АУ!

Тихо: АУ!

Лает собака: АВ! (громко)

АВ-АВ! (тихо)

Мяукает кошка, мычит корова, поёт петух, квакают лягушки, каркают вороны, блеет овечка.

Игра «Живые звуки»

Воспроизвести изменение характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука:

О – удивилась мама. О – стонет бабушка. О – поёт певица. О – потягивается папа. О – кричит охотник в лесу. А – плачет, кричит. А – показывают горло врачу. А – поёт певица. А – качают малыша. А – девочка укололась иголкой. У – гудит пароход. У – звучит дудочка. У – плачет мальчик.  

Игра «Подними карточку». Инструкция: если услышишь неправильное слово – поднимай красную карточку, правильное – зелёную.

Ватман, паман, банам, банан;

Ваван, даван, баван, диван;

Айбом, аньбом, альбом, авьбом.

Игра «Лишнее слово»

Канава – канава – какао – канава;

Ком – кот – ком – ком;

Утёнок – котёнок – утёнок – утёнок;

Будка – будка – буква – будка;

Винт – винт – винт – бинт;

Буфет – буфет – букет – буфет.

♦ Задание «Выбери слово, непохожее по звуковому составу»:

1) – бак – бак – так – банан;

– лимон – вагон – кот – батон;

– мак – бак – веник – рак;

– каток – дом – молоток – полок.

2) Мак – бак – так – банан.

Сом – ком – тон – индюк.

Мак – бак – веник – рак.

Совок – гном – веник – каток.

Пятка – ватка – лимон – кадка.

Ветка – диван – клетка – сетка.

Каток – дом – моток – поток.

♦ Задание «Определи, какой звук (Ыили И) в середине слова»:

был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь,

вить, бить, лить, рыть, быть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить.

Задание «Выбери нужное слово из близких по звуковому составу»:

Я тебе задачу дам – всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?..

Что построили с тобой?..

На крючок в реке попал?..

Может всё, хоть ростом мал?..

Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, СОМ, ГНОМ.

Я ещё задачу дам – всё расставить по местам:

Вот печать на простыне –..

Зеленеет на окне –..

Волейбольная висит –..

Канарейка в ней сидит –..

Слова для подстановки: СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА.

♦ Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного состава:

Та – та – та

Па– па – па

На – на – на

Воспроизведение слогов с одним и разным гласным звуком:

са – за, со – зо, са – су, сы – сэ.

♦ Воспроизведение слогов, различающихся по мягкости-твёрдости:

па – пя, пу – пю, пэ – пе, пы – пи, по – пё.

Рекомендации по подготовке органов артикуляции для формирования правильного произношения звуков: Ш, Ж, Ч.

Для формирования правильного произношения звуков необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. Гимнастика проводится ежедневно в течение 5-7 минут до еды.

Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж

«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Наказать непослушный язык». Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

«Кто дальше загонит мяч». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Сдуть ватку на противоположный край стола.

«Фокус». Рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

Артикуляционная гимнастика для звуков Ч.

«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Наказать непослушный язык». Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

«Приклей конфетку». Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски (можно воображаемой), приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Для автоматизации звуков можно использовать предметные картинки, рабочие тетради по развитию речи на звуки С-З, Ш-Ж, Ч-Щ Н.В. Новоторцевой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: