Необязательные должности




Организация и проведение

Туристских походов

Информационно – методическое пособие

 

 

Пенза •2015

ВВЕДЕНИЕ

Без странствий не создается

ни одна индивидуальность.

И.Гете

 

Всякому походу — и малому и большому сопутствует романтика. Опытные путешественники говорят, что каждый маршрут проходят трижды: сначала мысленно — при изучении географических карт и туристских схем, чтении отчетов и просмотре слайдов, в разговорах с друзьями, затем — в самом походе с его песнями и буднями, восторгами и неудачами и, наконец, в воспоминаниях — теплых и уютных, как вечерний костер над рекой. А чтобы сам поход и память о нем не разочаровали вас, мы собрали самые необходимые сведения о том, как создать туристскую группу, выбрать маршрут, подготовить снаряжение, оформить походные документы.

Наша страна настолько географически разнообразна, настолько богата природными памятниками, интересна исторически, что у начинающего путешественника могут разбежаться глаза — с чего начать? С байкальских красот, якутской тайги, тяньшанских ледников или алтайских рек? С нашей точки зрения, приобщение к Большому Путешествию, которое может длиться всю жизнь, следует начинать с небольших маршрутов по родному краю — грибных вылазок, походов выходного дня. Они не отберут ни больших средств, ни времени на подъезд, а дадут многое — помогут создать коллектив, научат походным хитростям, подготовят физически и технически к сложным путешествиям.

Да, кроме того, неразумно, не зная родного края, отдавать предпочтение далеким странам, только потому, что они далекие.

При подготовке к любому, даже несложному походу, всегда возникает ряд первоочередных вопросов: 1. Зачем идем (цель похода)? 2. С кем идем? 3. Куда идем? Когда находятся ответы на эти вопросы, возникают следующие: 4. Что надо брать? 5. На какой срок идем? 6. Сколько это будет стоить? Помочь вам в решении этих вопросов и призвано данное пособие. Оно адресовано не только организаторам туристско-краеведческой деятельности, но и всем, кто собрался совершить туристский поход.

 

ЦЕЛИ ПОХОДА

Перед каждым маршрутом, а, следовательно, и перед каждым коллективом, отправляющимся по этому маршруту, должны быть поставлены определенные, точно сформулированные цели и задачи. Более того, личные цели участников похода обязаны органически вписываться в общегрупповые. Только при таком положении дел можно успешно решать все походные проблемы.

Туризм — настолько многообразное явление, что способен удовлетворить самые взыскательные запросы путешественников. Ведь по одному и тому же маршруту могут пройти десятки групп, выполняя при этом различные задачи.

Из наиболее часто встречающихся целей можно выделить следующие:

- спортивно-туристские (пройти категорийный маршрут, преодолеть определенные препятствия — перевалы, пороги, таежные пространства);

- учебно-туристские (научиться ставить палатки, разжигать костры, ориентироваться на местности);

- краеведческие (ознакомиться с новым районом, его природой, историей и сегодняшним днем);

- исследовательские (изучить новый маршрут, составить описание реки, собрать коллекцию минералов);

- экскурсионные (посетить памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей истории и культуры);

- военно-патриотические (провести поисковую работу, пройти по местам боевой и трудовой славы);

- общественно-полезные (очистить лес от мусора, собрать лекарственные растения).

Это далеко не полный перечень целей туристского похода, но какой бы ни была стоящая перед группой цель, важно, чтобы каждый участник похода стремился ее достичь.

 

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУППЫ

Основным вопросом при подготовке к туристскому походу является комплектование группы. От ее состава зависит не только выбор маршрута (способа передвижения), но и удачное, безаварийное его проведение.

На какое же число участников следует ориентироваться при подборе группы? Нужно помнить, что по обязательным для всех туристов правилам минимальное число их должно быть четыре. И это не случайно: при меньшем количестве людей вряд ли возможно оказать помощь одному из них, проблематично и безаварийное преодоление целого ряда препятствий. Не следует впадать и в другую крайность: создавать многочисленные группы — по 20—30 человек. Такие группы не мобильны, разнородны по составу, интересам и физической подготовке. Оптимальным количеством является 6 — 12 человек. Таким численным составом характеризуется большинство экспедиций знаменитых путешественников, в этих пределах комплектуется и большинство спортивных туристских групп.

Численный состав группы определяется также видом туризма, категорией сложности, сезоном похода. Состав группы, число туристов должны быть кратными количеству палаток, средствам сплава, при использовании малой авиации — не превышать числа посадочных мест и т. д.

Подбор в группу участников с сильно отличающимися личными целями приводит к двум наиболее распространенным последствиям:

А) невозможно составить маршрут, удовлетворяющий всех участников;

Б) если маршрут и составлен, при прохождении возникнут множественные конфликты между очень разными участниками. Например, половина группы хочет пройти заявленный маршрут, а другой уже ничего не надо, кроме возвращения домой или рыбалки, отдыха и т.д.

В принципе, обе проблемы разрешимы, если руководитель осуществляет очень жесткое командование и способен подчинить участников своим интересам, но удовольствие от длительного похода в такой группе весьма сомнительное. Поэтому надо стремиться либо создать группу из участников со сходной мотивацией, либо задолго до похода внушить им нужные побуждения. Первое – проще: практика показывает, что хорошо подобранный состав группы – необходимое (но недостаточное) условие успеха любого похода.

Группа должна быть примерно однородна по возрасту, физической и туристской подготовке.

И, наконец, какими бы ни были стоящие перед походной группой цели, основной задачей предпоходного периода является создание спаянного коллектива людей, связанных добрыми отношениями. Следует помнить, что физически слабее подготовленная группа, в которой господствует положительный микроклимат, способна на большее, чем разобщенная группа мастеров.

При формировании группы необходимо учитывать следующее:

- в группе обязательно должны быть: руководитель, штурман (лучше несколько), завхоз, завснар, медик, ремонтник, хронометрист;

- в группе хорошо бы иметь: повара, летописца, кино- фотооператора, гитариста, казначея, кострового, специалиста по биваку и других специалистов. Допустимо совмещение должностей.

Обязательным условием для участия в походе является отсутствие медицинских противопоказаний!

В категорийных походах участники должны иметь соответствующий опыт предыдущих походов (на 1 категорию ниже) и преодоления категорийных перевалов (на 1 полукатегорию ниже планируемых).

В целом, обязанности каждого члена группы довольно очевидны из названия, но руководитель должен их представлять детально. Ниже перечислены:

1. Требования к специалисту.

2. Работы в период предпоходной подготовки.

3. Работы в течение похода и после него.

Руководитель

1.Требуется наличие опыта участия в походе не ниже планируемой категории сложности (к.с.) и руководства походом на 1 к.с. ниже (кроме руководителей походов 1 к.с.).

2.Формирует группу. Определяет цели и задачи похода. Разрабатывает варианты заезда и выезда, маршрут и его запасные варианты. Составляет заявку на поход и регистрирует ее в МКК, КСС и прочих необходимых органах. Распределяет обязанности в группе. Составляет график дежурства. Контролирует подготовку материального обеспечения (продукты, снаряжение, аптечка, документы, деньги и пр.). Контролирует распределение груза (по массе), продуктов и снаряжения (по ассортименту) по участникам. Контролирует финансовые вложения в поход и их расходование.

3.Осуществляет общее руководство походом, то есть всеми его участниками. Определяет цель, продолжительность и скорость переходов, места обедов, ночлегов и дневок. Принимает решения, связанные с изменениями планового графика. Несет ответственность за прохождение маршрута в целом, здоровье и жизнь участников. Составляет отчет о походе и защищает его в МКК.

Руководитель занимает особое место в группе. Им можно стать следующими путями:

- быть назначенным приказом организации, проводящей поход;

- быть избранным, если в группе есть несколько человек, способных возглавить группу, подготовить и провести поход;

- быть руководителем априорно, то есть самому скомплектовать группу, заранее обозначив себя как начальника.

В любом случае, руководитель попадает в одну из следующих ситуаций:

- является формальным и неформальным лидером, его туристическая подготовка значительно превышает подготовку участников, авторитет непререкаем;

- является формальным лидером, подготовка примерно на уровне остальных участников, решения могут оспариваться одним или всеми участниками;

- является формальным лидером с опытом меньшим, чем у других участников (самое незавидное положение: за все отвечаешь, но ничего не можешь сделать без одобрения со стороны).

Идеальным, как для руководителя, так и для участников, является первый случай. При этом максимально обеспечивается безопасность прохождения, повышение квалификации участников, уменьшается вероятность конфликтов, так как авторитетный начальник всегда может рассудить спор участников, и его решению подчинятся.

Штурман

1.Требуется умение работать с разнообразным картографическим материалом, пользоваться компасом, ориентироваться на местности, выдерживать заданное направление движения

2.Подбирает картографический и прочий описательный материал (абрисы, фотографии, немасштабные схемы) для указанного руководителем маршрута, а лучше – всего района путешествия (на 2 дня хода в стороны от нитки и для аварийных выходов). Комплектует набор штурманского оборудования (компас, линейка, GPS-навигатор, планшет, часы). При необходимости уточняет маршрут по согласованию с руководителем.

3.Осуществляет проводку группы по указанному руководителем маршруту, корректируя его на местности в зависимости от локальных препятствий. Выдерживает направление группы в необходимую точку, темп и продолжительность движения. Определяет положение на местности.

Главным штурманом, как правило, является руководитель. Но в группе обязательно должен быть хотя бы еще один человек, способный, в случае утраты дееспособности руководителя, вывести всех к людям из любой точки района. Если же действительно есть полноценные штурмана, жизнь руководителя существенно облегчается.

Завхоз

1.Требуется знание основ правильного питания применительно к походам.

2.Составляет раскладку на поход, начиная с меню на каждый день и заканчивая списком продуктов к закупке. Руководит закупкой продуктов. Распределяет продукты для переноски участниками.

3.Указывает, что именно готовить каждый раз. Должен иметь информацию на любой момент о состоянии и местонахождении продуктового запаса. В случае нехватки продуктов производит корректировку раскладки.

Завснар

1.Требуется знание необходимого снаряжения для похода.

2.Составляет список снаряжения, необходимого в походе. Руководит его подбором или закупкой. Проверяет его пригодность к эксплуатации. Контролирует подбор и комплектацию ремнабора. Распределяет снаряжение для переноски участниками.

3.Должен иметь информацию на любой момент о местонахождении снаряжения. Несет ответственность за его сохранность во время похода.

Медик

1.Требуется наличие хотя бы минимальных медицинских знаний из области оказания первой медицинской помощи, фармакологии, общей терапии.

2.Составляет список медикаментов, инструментов и расходных материалов для аптечки. Руководит их подбором или закупкой.

3.Как правило, несет аптечку. Оказывает медицинскую помощь нуждающимся.

Ремонтник

1.Требуется способность ремонтировать что-либо (а лучше – что угодно) в походных условиях.

2.Составляет список ремонтного набора и комплектует его.

3.Как правило, несет ремнабор. Производит ремонт снаряжения, одежды, обуви, выдает необходимое для оборудования бивака.

Хронометрист

1.Требуется умение писать в сложных условиях, желательно, грамотно и быстро.

2.Приобретает записную книжку для ведения дневника в любых погодных условиях и письменные принадлежности.

3.Ведет хронометраж, а лучше – дневник похода. Хронометраж должен содержать сведения обо всех переходах с указанием времени начала, направления движения, содержания перехода, времени окончания, погоде, а также сведения о дне в целом. Дневник, кроме того, содержит описательную часть, возможно, обширную.

Необязательные должности

Их смысл, обычно, понятен из названия. Повар готовит, фотограф ведет фотосъемку, казначей учитывает, хранит деньги и составляет затратную ведомость, гитарист несет гитару и т.п. Как правило, необязательные должности могут совмещаться без ущерба в смысле качества исполнения.

Кроме выполнения индивидуальных обязанностей, все участники похода в порядке очередности несут ежедневные дежурства по варке пищи, свободные от этого туристы разбивают палатки, собирают дрова, очищают место для лагеря и т.д. В особо трудных условиях дежурным помогает вся группа.

 

ОБУЧЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

Предпоходные тренировки необходимы для физической, технической и психологической подготовки участников группы. При формировании группы из людей, незнакомых друг с другом, тренировки сплачивают группу, выявляют индивидуальные особенности. Особенно полезно перед длительным маршрутом провести несколько походов выходного дня. В них происходит сплочение группы, выявляется уровень физической и морально-психологической подготовки членов группы, проверяется снаряжение, заранее формируются и/или выявляются микрогруппы и т.п.

Обучение просто необходимо, если группа новичков выводится в первый поход на сплав в половодье. Попав на бурную воду, несложно растеряться, даже если рядом матерый инструктор, а уж учиться азам в таких условиях и вовсе сложно.

Также желательно хотя бы опробовать снаряжение перед выходом в поход, потому что оно имеет свойство, пролежав долгое время без дела, обнаруживать внезапные недостатки.

 

ВЫБОР МАРШРУТА

Выбор маршрута, а соответственно вида туризма и времени проведения похода, в полной мере связан с целями группы и уровнем ее подготовки. Обязательным принципом самодеятельного туризма является постепенность, ступенчатость в подготовке туристов и проведении походов — от простого к сложному. Категория (степень) сложности маршрута определяется совокупностью 3-х классификационных признаков: продолжительностью, протяженностью и технической сложностью маршрута, зависящей от количества, характера и разнообразия препятствий.

Различают следующие виды походов:

- походы выходного дня,

- степенные походы,

- категорийные спортивные походы.

Продолжительность походов выходного дня составляет 1-3 дня, протяженность от 10-12 до 40-60 км.

Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице приведены требования к походам 1-3 степени сложности.

Степень слож-ности Виды маршрутов Протяженность, км Продолжитель ность, дней
  Пешеходные, лыжные Пешеходные в горах Велосипедные Водные   6-8
  Пешеходные, лыжные Пешеходные в горах Велосипедные Водные   4-6
  Пешеходные, лыжные Пешеходные в горах Велосипедные Водные   3-4

 

Если планируется совершить категорийный спортивный поход, то его маршрут должен соответствовать следующим нормативам:

Вид туризма Категория сложности похода
           
Минимальная продолжительность 6 дней 8 дней 10 дней 13 дней 16 дней 20 дней
Протяженность, км:
пеший            
лыжный            
горный            
водный            
велосипедный            

Кроме того, для горных походов существуют требования по минимальному набору категорийных перевалов, необходимых для прохождения в походе. Для походов 1 к. сл. это 2 перевала сложности 1А, для 2 к. сл. – 1А и 2 перевала 1Б. Для пеших походов существует «Методика категорирования маршрутов», приведенная в Приложении.

На территории Пензенской области возможно проведение пеших походов до 2 к. сл., лыжных походов до 2 к. сл., водных походов 1 к.сл., и велосипедных походов 1 к. сл. (в сочетании с другими районами).

Из-за отсутствия опыта многие группы завышают свои возможности и не принимают в расчет походные трудности, что в результате приводит к срыву похода, травмам, иногда даже к несчастным случаям. Но если даже все и обошлось благополучно, сорванный поход, пропавший отпуск или каникулы, испорченное настроение — разве не большая цена верхоглядства и беспечности?

Разработка маршрута начинается с выбора района похода, который определяется желанием большинства членов группы ознакомиться с его природными особенностями, памятниками истории и культуры, новыми маршрутами, реками и перевалами.

Если на карту России и стран СНГ нанести все туристские маршруты, то навряд ли останется более 2—3 белых пятен. Учитывая тот факт, что по туристским правилам все маршруты тщательно описывались участниками походов и эти отчеты накапливались в библиотеках туристских клубов, советов по туризму и экскурсиям, можно сказать, что этот громаднейший пласт информации призван помочь подобрать маршрут по силам и интересам любой группе. Это самый простой и правильный путь, тем более, что в отчетах имеются сведения об особенностях маршрута: естественных препятствиях и способах их преодоления, климатических и погодных условиях, расписаниях движения внутримаршрутного транспорта, стоимости билетов, наличии почтовых отделений, медпунктов, магазинов и т. д. Наконец, а отчетах есть картографические данные — основной материал для туриста. Параллельно с изучением отчетов следует ознакомиться с географической, специальной и художественной литературой о районе похода. Громадную помощь в получении этой информации могут оказать сайты турклубов регионов и специализированные сайты как например «Сервер для туристов и путешественников Скиталец» (www.skitalets.ru) или сайт www.tourism.ru. На этих сайтах выкладываются не только свежие отчеты, но и архивные, созданные 15-20-30 лет назад. Как показывает практика, именно эти отчеты являются самыми полными и достоверными. Не следует пренебрегать и услугами библиотек. В советское время выпускалось очень большое количество специализированной литературы: серия «По родным просторам» с детальным описанием отдельных туристских районов, ежегодный альманах «Ветер странствий», специализированный журнал «Турист» и т.д. Изучение этих «раритетов» позволит значительно глубже познакомиться с предполагаемым районом путешествия, тем более, что некоторые отчеты, размещаемые в интернете, написаны, мягко говоря, поверхностно, и не дают полной информации о районе.

Рассмотрим логику действия руководителя при составлении пешего или лыжного маршрута 1-2 к.сл.

1. Необходимо убедиться, что в выбранном районе возможно проведение маршрута заданной сложности.

2. Собрать материалы о выбранном районе. Изучить карты, ознакомиться с особенностями климатических условий, особенностями совершения путешествия в данном районе, оценить наличие и взаимное расположение перевалов и вершин требуемой категории сложности и возможность найти их описания, оценить сложность подходов и отходов, аварийных выходов.

3. Определить оптимальные сроки путешествия.

4. Разработать маршрут.

5. Разработать краткие и предельно простые запасные и аварийные выходы из любой точки маршрута.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: