ХАРАКТЕРИСТИКА МАРШРУТОВ




Маршруты бывают линейные (начинаются в одной точке и заканчиваются в другой), кольцевые (начинаются и заканчиваются в одной и той же точке) и комбинированные. По существующим правилам, не менее 75% маршрута должна составлять линейная часть или одно кольцо. Остальную часть могут составлять небольшие кольца (с возвратом через несколько дней к оставленной продуктовой заброске), линейные и кольцевые радиальные выходы (без рюкзаков) на перевалы и вершины. Выбор линейной или кольцевой нитки в первую очередь определяется возможностью организации заброски и выброски с маршрута.

В продолжительных походах (более 10 дней) непременно накапливаются общая усталость, голод, переохлаждение, плохое настроение и множество прочих неприятностей. Работоспособность группы к этому моменту может существенно упасть, что надо учитывать при составлении маршрута. Случалось, что из-за усталости утрачивались цели похода, нагнеталось раздражение, возникали конфликты, в результате чего прохождение маршрута срывалось. Уставший и злой человек всегда идет неохотно и неустойчиво, что увеличивает риск получения травм даже на простых участках.

Также не следует планировать прохождение больших расстояний и сложных препятствий на первые 1-3 дня маршрута, пока не прошла акклиматизация к условиям похода. Прохождение технически сложных препятствий рекомендуется в первой половине дня. Перед прохождением особо сложных препятствий рекомендуется сделать облегченный день или даже дневку. Распределение сложности в целом по маршруту рекомендуется следующее:

- начальная часть (1-3 дня). Еще не прошла акклиматизация, группа движется с максимальной загрузкой, поэтому рекомендуется уменьшать как дневные переходы (до 10-12 км), так и время хода (делать переходы не по 50-60, а по 30-40 минут). Надо избегать преодоления как локальных, так и серьезных протяженных препятствий, особенно сложных в техническом плане или опасных. Предпочтительны тропы, плато, пустоши, «парковые» леса;

- основная часть (50-75% похода). Прохождение определяющих препятствий, наибольшие дневные переходы, радиальные выходы. Группа уже немного разгрузилась за счет съеденных продуктов (а здесь чувствуются каждые полкилограмма на плечах), прошла адаптация к условиям похода, «вспомнились» технические приемы передвижения, поэтому можно увеличить как дневные переходы, так и продолжительность хода до 45-50 минут. Хорошо бы и здесь постепенно наращивать сложность, например, сначала пройти простой перевал, а уже потом более сложный. Положительный эффект иногда дают полудневки, то есть неполные дневные переходы, к которым можно отнести и восхождения на несложные вершины без груза. Режим движения 8-17 км/день, 20 в исключительных случаях;

- заключительная часть (20-30% похода). Выход «в цивилизацию», продукты почти все съедены, рюкзаки легкие, поэтому допустимы большие переходы, но без прохождения сложных препятствий, так как накопленная усталость снижает технические возможности участников. Режим движения 15-18 км/день, допустимо и 23-25, но не больше 2-3 дней подряд.

Правильно составленная нитка маршрута обладает следующими свойствами:

- приводит к выполнению всех поставленных задач похода;

- не противоречит целям похода;

- начинается и заканчивается в логически обоснованных точках входа-выхода;

- верно распределены трудности маршрута;

- технически и физически выполнима;

- имеет заранее продуманные запасные и аварийные выходы.

Очевидным является необходимость соединять точки, связанные с выполнением задач похода, по кратчайшему времени передвижения, избегать ненужных трудностей и перенапряжения, обсудить маршрут с группой.

После составления нитки необходимо получить как можно более полную информацию о наиболее сложных препятствиях: перевалах, вершинах, бродах и переправах, растительном покрове, болотах, в лыжных походах – о лавинной опасности. Руководитель должен четко представлять свои действия и действия участников при преодолении этих препятствий, какое специальное снаряжение и как планируется использовать, какие могут быть аварийные пути отхода или обхода препятствия, например, при внезапном ухудшении погоды или травмировании участника. Очень желательно иметь не только точные карты, но и фотографии предстоящих вершин и перевалов, чтобы легче и увереннее потом ориентироваться на местности.

На основании нитки составляется календарный план похода – разбивка нитки по дням с учетом дневок и запасных дней. Определяются места удобных стоянок (биваков и дневок), протяженность и содержание дневных переходов. Практика показывает, что за день можно пройти около 15-20 км. Планировать более длительные дневные переходы можно, если есть надежная информация о наличии дорог, хороших троп, ровных плато, а в лыжном походе – стабильно поддерживаемой туристами или охотниками лыжни. Также необходимо запланировать один запасной день и рассчитать время на заброс и выброс с маршрута.

В больших (обычно, более 4 человек) группах, как правило, на каждый день назначаются дежурные, обычно по двое, в обязанность которых входит разведение костра (работа с примусами), приготовление пищи и мытье котлов. Разумно сменять дежурных после обеда, так как в этом случае пара дежурных полностью отрабатывает один бивак – ужин и завтрак, а также и обед (обычно вне бивака). Как правило, заготовка дров не является задачей дежурных, напротив, этим, как и установкой бивака, должна заниматься вся свободная от дежурства группа.

При выборе стоянки (бивуака) следует не забывать основные требования безопасности: отсутствие над лагерем осыпей, лавинообразных склонов, нависающих сухих деревьев, притягивающего молнию одиноко стоящего дерева и слишком низкого берега. Желательно, чтобы это была ровная площадка, позволяющая свободно поставить все палатки, рядом были вода и сухие дрова. Перечень остальных пожеланий может быть сколь угодно большим, но они, как правило, второстепенны.

Из требований к лагерю можно назвать лишь главные: если костер большой или средний, то расстояние от него до ближайшего дерева должно быть не меньше 3 м, а если рядом находится скала, то палатки лучше ставить ближе к отвесной стене, где имеется теневая зона во время падения камней. Ночлеги должны располагаться в комфортных местах, желательны защита от стихии (холода, ветра, дождя, насекомых, зверей) и эстетическое наслаждение. По карте, даже масштаба 1:100000, найти их невозможно, приходится пользоваться чужим опытом, здравым смыслом и собственным опытом. Ночевки в безлесной зоне весьма нежелательны, если нет примусного хозяйства.

Хотелось бы также напомнить, что молнию притягивают не только одиноко стоящие деревья, но и металл. Поэтому во время грозы присутствие металлических предметов в палатке нежелательно.

Планируемая продолжительность сна для дежурных (если они назначаются) – 8 часов, для остальных не менее 9 часов. Все равно среднестатистические дежурные быстрее, чем за час, без примусов не управятся. Общий подъем разумно объявлять в момент закипания воды. Планируемая продолжительность рабочего времени (от начала первого перехода до конца последнего) порядка 4-7 часов, чистого ходового времени порядка 3-5 часов.

Отсюда можно планировать дневные переходы, как чистое ходовое время, умноженное на характерную скорость движения дает представление о проходимом за день расстоянии.

Характер местности Скорость, км/час Протяженность дневного перехода, не более, км
Бурелом, топкое болото    
Перевал 1А - 1Б    
Осыпь особо крупная 2 - 3  
Глухой лес    
Снег с фирном    
Осыпь мелкая    
Болото моховое 3 - 4  
Осыпь средняя 3 - 4  
Перевал н/к 3 - 4  
Водораздел травянистый    
Плато, пустошь    
Тропа плохая 4 - 5  
Тропа хорошая 4 - 5  
Тропа магистральная 5 - 5,5  
Дорога грунтовая    
Дорога с покрытием 5 - 5,5  

Планируемая продолжительность перекуса 30 мин, горячего обеда 1,5 часа, утренних сборов 1-1,5 часа, вечерних бивачных работ до 2 часов, но не менее 1 часа.

Количество дневок планируют исходя из одного из правил:

- какая категория маршрута, столько и надо планировать дневок плюс «отсидок» (дней на случай непогоды);

- количество дневок должно составлять примерно 1/5 от общего количества дней.

Отсидка – вынужденный отказ от движения, как правило, из-за сложных метеорологических условий (пурга, туман, плохая видимость при прохождении перевала, проливной дождь) или болезни участников. Опыт показывает, что в сложных климатических условиях почти все запланированные дневки используются для отсидки. Излишнее количество запланированных дневок, во-первых, рассматривается как снижение спортивности маршрута, а во-вторых, ведет к увеличению веса рюкзаков за счет продуктов и, следовательно, к снижению скорости.

Наличие запасного варианта прохождения, как правило, обязательно для каждого определяющего препятствия маршрута. Такой вариант обычно составляется исходя из набора правил типа: «если перевал не удается пройти (из-за плохой погоды, сложной лавинной обстановки, болезни участника, поломки или утери снаряжения и т.п.), то…». Запасные варианты составляются таким образом, чтобы облегчить маршрут, но сохранить заявленную категорию сложности.

Варианты аварийных выходов с маршрута прорабатываются от каждого населенного пункта, находящегося вблизи пути группы. Они должны пролегать по максимально легкой для преодоления местности, где к тому же просто ориентироваться. При планировании выхода по дорогам (особенно лесовозным) необходимо запастись свежим описанием (а не картой) местности, потому что такие дороги имеют обыкновение очень быстро изменяться, изобилуют не обозначенными на карте развилками, движение транспорта по ним меняется от времени года и т.п. Аварийные варианты предназначены для экстренного прекращения похода и обычно при их использовании заявленная категория сложности не сохраняется.

Планирование водного маршрута обычно сводится к разбивке участка реки, предназначенного для сплава, сразу в календарный график движения, поскольку нитка маршрута определяется рекой, и известны все препятствия на маршруте. Рекомендации по распределению сложности те же, что и для пешего похода. Правда, их редко удается соблюсти, особенно при сплаве в половодье, потому что верхняя часть реки, как правило, наиболее насыщена препятствиями, которые, таким образом, попадают на начальную, «акклиматизационную» часть маршрута. Положение можно поправить путем проведения учебно-тренировочных выходов перед основным маршрутом.

Единственным запасным вариантом прохождения здесь, как правило, является обнос препятствия. При разработке маршрута желательно получить информацию об удобных точках начала и окончания обноса, о том, по какому берегу удобнее обноситься, чтобы не тратить время на разведку. Аварийные выходы просчитываются аналогично пешему маршруту до населенных пунктов, как правило, от места пересечения реки и какой-либо дороги, торной тропы, прорубленной просеки.

СНАРЯЖЕНИЕ

Подготовка обеспечения маршрута, как правило, начинается после формирования группы и составления маршрута и включает подготовку общественного снаряжения и проверку личного снаряжения.

Топографические карты

Не стоит брать с собой в поход топографическую карту России. И даже атлас автодорог. Топографические знаки, без которых невозможно ориентирование, бывают на топографических картах с масштабом крупнее 1:500 000 (в 1 см 5 км). Из всего многообразия карт в туристской среде прижились в основном топографические в масштабе 1:100 000 (в 1 см - 1,0 км), 1:200 000 и 1:500 000. По ним вполне можно просчитать длину предстоящего пути. При этом надо учитывать то, что расстояния по карте меньше, чем реальные. Расхождения получаются, во-первых, по причине так называемой "генерализации" карты - отсутствия мелких поворотов и извилин, а во вторых - из-за того, что местность, конечно же, не такая плоская, как ее изображение на карте. Чтобы избежать погрешностей генерализации, при измерениях в указанных масштабах вводят поправки: 7 - 8 % для дорог, и примерно 20 и 35 % для рек в болотистых и равнинных местностях. Поправки же на проецирование (в процентах) составят 10 в холмистой и 20 в горной местности – для километрового масштаба, соответственно 15 и 25 для двухкилометрового. Горной считается местность, у которой расстояния между лощинами и вершинами не меньше 2 километров.

Общественное снаряжение

Общественное (групповое) снаряжение отвечает на все вопросы, связанные в первую очередь с бивачными работами: как спать, в чем готовить, на чем готовить и т.д. Можно предложить следующий список снаряжения для пешего похода по Пензенской области:

- палатка;

- тент на палатку (если не идет в комплекте с палаткой);

- колья и колышки для палатки;

- спальники (конверты по 2 - 3 места);

- пенополиэтиленовые коврики (исходя из площади пола палатки);

- ножовка или пила (по необходимости);

- топор (по одному на каждые 5- 8 человек);

- ремнабор;

- аптечка;

- котлы (из расчета емкости не менее 0,7 л на человека);

- половник;

- сковорода (по необходимости);

- костровой тросик с крючками;

- рукавицы брезентовые для дежурного;

- гитара и комплект запасных струн (№№ 1 - 4 по 2 шт), лучше металлических (по необходимости);

- комплект для розжига (спички и хотя бы сухое горючее);

- компас (руководителю и на каждого штурмана);

- карты, схемы, описания;

- рыболовные снасти (если есть, кому рыбачить);

- фото-, видеоаппаратура;

- расходная веревка (хозяйственная бечевка).

Все снаряжение перед походом должно быть проверено, даже если не организуется учебно-тренировочный выход. Иначе на маршруте практически неминуемы ситуации, что не ставится палатка из-за неподходящего каркаса и колышков, пряжки из ремнабора не подходят к стропам и т.п.

Специальное снаряжение

В пеших и лыжных походах по Поволжью общественное специальное снаряжение не требуется, если только не ставятся очень специфические задачи, наподобие покорения конкретного скального обрыва сложностью 2А (например, в Самарской области). Большее внимание следует уделить личной экипировке: хорошим ботинкам, удобной одежде и т.п.

Водные походы проводятся на судах, которые и являются специальным снаряжением. Для сплава по весенним рекам, пожалуй, больше всего подходят катамараны, хотя любители могут получить весьма острые ощущения, сплавляясь на байдарках. Однако в любом случае, при использовании каркасного судна (байдарки, каяка) необходима поддержка надувного сплавсредства – катамарана, плота, рафта. Каждое страхующее судно должно комплектоваться спасконцом – веревкой диаметром 6-8 мм и длиной 20-30 м для вытаскивания из воды.

Личное снаряжение

Иногда встречается мнение, что личное снаряжение участника – его личное дело. Это неправильно. Хороший руководитель должен убедиться, что все участники правильно понимают, какие вещи должны взять с собой, и у них все необходимое действительно есть. В условиях больших нагрузок в изолированной группе неминуемо напрягаются отношения, снижается уровень мотивации, причем попытка воспользоваться чужими вещами занимает не последнее место в списке причин конфликтов.

Все снаряжение (и личное, и общественное) условно можно разделить на общее и специальное. Специальным называют ту часть снаряжения, которая используется только в этом конкретном походе, но, как правило, не будет использоваться в других походах либо в походах других видов туризма. Это скалолазные приспособления, спасжилет в водном походе, лыжи зимой и т.п. Остальное снаряжение считается общим.

Наличие общего снаряжения проверяется путем перечисления частей тела, от макушки до пяток, с указанием того, что хотелось бы на эту часть надеть при температурах и в условиях, ожидаемых в походе. Примерный список общего и специального личного снаряжения для продолжительного пешего похода можно найти в любом отчете о походе.

Походная одежда должна быть подобрана так, что бы при минимальном количестве она смогла быть максимально функциональна для различных погодных условий, которые могут быть в том регионе, куда вы направляетесь. При этом она должна не стеснять движений и позволять снять с себя лишнее в жару или, наоборот, надеть что-то, если станет прохладно.

Одно из важнейших правил всех туристов - никогда не отправляйтесь в поход в новых ботинках. Или даже в почти новых. Несмотря на очевидную его бесспорность, именно это правило нарушают чаще всего. Обувь - новую, а также старую, ссохшуюся от долгого лежания на антресолях - необходимо загодя проверить и разносить - походить в ней несколько дней во дворе, по городу. Чтобы не натереть ноги, имеет смысл одевать три пары носков - сначала хлопчатобумажные, сверху шерстяные а потом еще раз "простые", лучше полусинтетические (верхняя пара предохраняет шерстяные от протирания и пыли). Впрочем, некоторые надевают только две пары - простые и шерстяные. В любом случае польза шерстяных носков (только не очень тонких) несомненна - это как бы амортизатор, препятствующий образованию на ступнях мозолей и наминов. Швы и штопка на носках не должны иметь рубцов, натирающих ноги. Как показывает практика, современные материалы, которые в последнее время используют при пошиве обуви для отвода влаги, работают по своему назначению только при не очень сильных нагрузках и в течение не очень продолжительного времени.

Походная аптечка

Отправляясь в туристическое путешествие, каждая группа независимо от длительности маршрута должна взять с собой походную аптечку. Аптечка должна обеспечить первую, вторую и последующую, вплоть до последней, медицинскую помощь. Ее следует тщательно упаковать в удобную и прочную тару, которую легко открыть. Желательна (а для водных путешествий обязательна) герметичность упаковки. В аптечке необходимо иметь полный набор медикаментов и средств для помощи при наиболее часто встречающихся в походах видах заболеваний и травм:

- перевязочный материал;

- обеззараживающие средства;

- сердечно-сосудистые средства;

- средства при желудочно-кишечных заболеваниях, отдельно выделяем сорбенты;

- противовоспалительные средства;

- обезболивающие и жаропонижающие средства;

- вспомогательные (градусник, ножницы, витамины, крем и т.п.).

Для длительного похода (более 3-5 дней) количество перевязочных средств берется в зависимости от количества людей в группе - примерно по одному бинту (желательно стерильному) на человека.

Для определения количества медикаментов в аптечке обычно пользуются правилом - медикаментов должно хватать, чтобы лечить одного человека из группы в течение всего похода.

Помимо общей походной аптечки, которая находится у назначенного руководителем "медика", каждому участнику похода желательно иметь индивидуальную аптечку, в которой должны быть перевязочные материалы (бинт, бактерицидный лейкопластырь) и индивидуальные медикаменты, если человек имеет хронические заболевания.

Ремнабор

Ремнабор должен содержать все необходимое для ремонта одежды, обуви, рюкзаков, палатки, бивачного оборудования, общего и личного специального снаряжения. Как правило, включает:

- плоскогубцы;

- ножницы;

- проволока стальная (D 1 мм) и медная (D 2-3 мм);

- стропа 2 см и 5 см шириной;

- гвозди от 30 до 100 мм;

- брусок точильный или наждачная бумага крупная и мелкая;

- шило;

- клей водостойкий;

- клей моментальный;

- пуговицы, шнурки, кусочки ткани, кожи в ассортименте;

- нитки черные, белые, хаки, капроновые;

- иголки, булавки;

- скотч, изолента;

- пряжки рюкзачные (на стропу и самосброс);

- запасные части (ЗИП) к примусу, если он берется.

В водном походе дополнительно:

- кусочки резины, прорезиненной ткани, детской клеенки;

- клей водостойкий (лучше всего «Тип-Топ»);

- средство для обезжиривания (бензин для зажигалок, ацетон).

Удобно использовать набор для экспресс-ремонта автомобильных камер.

В лыжном походе дополнительно к пешеходному ремнабору:

- мазь и пробка для растирания мази – если не объявлены личным снаряжением;

- саморезы 10 мм, 25 мм, 40 мм;

- отвертка универсальная;

- пряжки металлические и брезентовая лента для ремонта креплений;

- запасные тросики;

- запасные щеки креплений или крепления в сборе;

- запасные кольца для палок;

- шплинты и шайбы для ремонта палок;

- возможно, запасная лыжа;

- клей эпоксидный с отвердителем.

ПИТАНИЕ В ПОХОДЕ

Приведем основные принципы составления походной раскладки.

Энергетическая достаточность

Калорийность продуктов должна быть достаточной для поддержания работоспособности. В походах выходного дня она составляет 2200 килокалорий в день, в длительных несложных путешествиях 2900 – 3200 килокалорий, на сложных маршрутах до 3500 и более.

Сбалансированность

Рекомендуемое сочетание белков, жиров, углеводов в раскладке должно иметь соотношение 1:1:5 для теплого времени года и 1:2:5 для холодного.

Минимизация массы

В грамотно составленной раскладке, вес сухих продуктов не превышает 700 – 750 граммов в день на человека.

Разнообразие

Раскладка должна включать в себя 3-4 дневных меню, которое желательно чередовать в соответствии с дежурствами.

При трехразовом режиме питания (с горячим обедом) распределение калорийности продуктов на приемы пищи должно быть примерно 30% - завтрак, 30% - обед, 35%- ужин и 5% на перекусы в течение дня.

При двухразовом горячем питании распределение калорийности продуктов на приемы пищи должно быть примерно 35% - завтрак, 10% - карманное питание (карамель, курага и т.п.), 10%-большой перекус и 45% - ужин.

Для примерного расчета приведем калорийность некоторых продуктов. 100 граммов ржаного хлеба, например, содержат 204 килокалории, пшеничного - 268, сухарей - от 306 до 340, печенья - более 400, сухого молока - 400, сгущенного (с сахаром) - 324, масла сливочного - 733, топленого - 869, подсолнечного - 882, сала свиного - 841, грудинки - 545, колбасы полукопченой - 370, ветчины-365, гороха -293, гречки - 317, манки - 334, пшена - 324, риса - 334, макарон, лапши и вермишели - 336, сахара и сахарного песка - 400, карамели - 357, шоколада молочного-556, халвы - от 498 до 510, картофеля сушеного -315, лука репчатого - 44, сухофруктов - 260, грецких орехов -621, кедровых – 654 ккал.

Существует 2 подхода при составлении раскладки.

Первый - завхоз рассчитывает необходимое количество каждого из продуктов на весь поход, далее производят закупку (чаще централизованно), а затем распределяют по участникам похода (обычно по видам продуктов). Недостаток этого подхода – усложненная работа завхоза. Необходимо вести учет продуктов во время похода, а также ежедневно инструктировать дежурных, где, что и в каких количествах нужно взять. Достоинства – равная скорость уменьшения веса у всех участников похода и минимальное количество упаковки, т.к. продукты сгруппированы по видам.

Другой подход – распределить дежурства во время составления раскладки. Детализированное меню прорабатывается завхозом на этапе подготовки к походу, после этого распределяются дежурства. При таком подходе каждый закупает, упаковывает и несет продукты только на свои дежурства. В этом случае работа завхоза практически ограничивается составлением раскладки, и во время похода нет надобности объяснять дежурным, где взять нужные продукты и сколько. Дежурные сами отвечают за продукты на свои дежурства. На приготовление еды уходит меньше времени. Недостаток данного подхода - сравнительно большой вес упаковки, потому что продукты упаковываются не по видам, а по дням.

Составленную раскладку очень желательно обсудить с группой на предмет непереносимости или нежелательности каких-либо продуктов. Качественно составленная раскладка, искусство завхоза в плане ее разнообразия и подбора вкусных продуктов непосредственно влияют на психологический климат в группе, настроение участников, а следовательно, на безопасность похода.

На практике выработались некоторые походные нормы потребления продуктов, которых можно придерживаться при составлении раскладки. Крупы гречки, риса, пшена одному человеку на один раз положено 80 граммов, манки 50-60, геркулеса - 70, макаронных изделий - 90-100, сухого картофеля 50-60, сухого молока - 20-25, колбасы с/к - 40, сала - 30, сыра - 30, масла - 20, сублимированного мяса - 30, тушенки - 50-70, сухого супа - 40, сахара (на весь день) – 80-100 гр., сухарей (на весь день) - 100 гр.

Предпочтение нужно отдавать сухим (сублимированным) продуктам а также продуктам, которые хорошо хранятся и транспортируются. Для длительных походов планируйте дневной неприкосновенный запас. Во время дневок имеет смысл готовить не пожирней и погуще, а пожиже, но побольше. Не пренебрегайте луком и чесноком, ибо эти овощи - профилактические средства не только от цинги, но и от простуды.

В длительный автономный поход вместо хлеба берут сухари. Хорошо приготовленные походные сухари с удовольствием грызут и взрослые, и дети.

Не забудьте взять в поход комплект котелков ("канов") и приспособления для их закрепления или подвешивания над огнем (тросик, таганок, крючья и др.). В последнее время многие туристы ходят с портативными газовыми горелками - на них и еду можно приготовить быстрее, да и не везде разрешены костры.

Приготовление нормального обеда требует не менее 2-х емкостей (в сумме не менее 1,2-1,5 л на каждого туриста) с крышками. Лучше из сплавов алюминия или нержавеющей стали. Дежурным ещё потребуются половник, брезентовые рукавицы, консервный нож и один-два кухонных, щётка для мытья посуды и кусок клеёнки для "стола". Не будет лишней и небольшая разделочная доска. Некоторые используют для этой цели крышки от канов или лопасти весел). Многие группы берут в летние походы легкий противень или сковороду - для жарки грибов и оладий. Походный вариант сковороды обычно не имеет ручки - нужно обзавестись ухватом или использовать в этом качестве плоскогубцы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: